Подчеркивая совпадение многих позиций Правительственной и альтернативной программ, докладчик указывает и на ряд существенных различий. Это —
прогнозные оценки бюджетного дефицита и темпов его сокращения, реформа ценообразования. Мы не согласны со стихийным освобождением цен. Считаем, что необходимо контролируемое государством повышение цен по времени и размерам. Не согласны мы и с основной ставкой в сельскохозяйственном производстве на крестьянские хозяйства, противопоставление их колхозам и совхозам. Есть разные подходы к вопросу об иностранных инвестициях в наше народное хозяйство, а также о необходимости иметь гарантии защиты социальных прав населения(безработица, льготы, дотации и т.п.).
Начались вопросы. Многих не удовлетворило то обстоятельство, что суть программы была изложена фрагментарно. Спрашивали, почему нет необходимых материалов, текстов одной и другой программ. В чем дело? Потребовали объяснения у Лукьянова. Тот говорит, что Правительство передало ему свой вариант программы, но Президентский Совет и Совет Федерации приняли решение объединить оба варианта — и правительственный, и вариант Шаталина — Явлинского. Мы ждем документ от академика Шаталина. Когда получим, то раздадим.
Вновь — возмущения депутатов. Слово берет Горбачев. Объясняет ситуацию. Подтверждает, что программа Правительства есть и она представлена своевременно. Но так как подготовлен другой вариант и сейчас идет работа по их объединению, то целесообразно обсудить все три варианта завтра. Ни к чему сейчас митинговщина, крики и топот... (Но аудитория возмущена таким бесцеремонным отношением к ней, методами работы Президента с депутатами. Идут обвинения в адрес Лукьянова.)
|
На трибуне академик Шаталин. Говорит, что документы готовятся и завтра будут представлены Верховному Совету. Ему задают вопрос, как же так, Верховный Совет Российской Федерации уже обсуждает вашу программу, где же он ее взял? Академик отвечает: «Я не знаю, спросите Председателя Верховного Совета РСФСР, где он ее взял».
В общем, вопрос запутывается все больше и больше. Шум, возмущение нарастают. Некоторые депутаты из МДГ пытаются переложить ответственность за все на Правительство.
Вновь берет слово М.С. Горбачев. Выступает нервно, возбужденно. Да, ко мне, действительно, обратились академики с предложениями. Думаю, полезно выработать интегрирующее все мнения решение. Считаю, что, чем больше в этом сложном вопросе будет проявлено активности, тем лучше. Мне, говорит, больше импонирует проект, подготовленный группой академика Шаталина. Но есть в нем принципиальные расхождения с проектом Правительства. Давайте обсудим. Я призываю к единению и ответственному выбору.
В итоге дебатов решили рассмотреть три документа: правительственный, подготовленный группой Шаталина и объединенный вариант документа, который по предложению Президента поручили подготовить независимой группе во главе с академиком Аганбегяном.
17 сентября состоялось обсуждение вариантов экономических программ. Выступил М.С. Горбачев. Он заявил, что страх рынка, которым пугают некоторые, необоснован. Что это логика жизни и от нее никуда не уйдешь. Но следует учитывать и конкретное состояние общества. Надо еще пообсуждать и найти возможность объединения проектов. Решили заслушать представителей всех этих программ.
|
Под активным напором депутатов Верховного Совета Горбачев стал менять свою позицию. Его многословные выступления, неадекватная реакция на вопросы, на реплики депутатов показывали стремление занять центристскую позицию, которую можно было бы толковать двояко. Это, конечно, не способствовало укреплению авторитета Президента.
Выступления академиков Аганбегяна, Шаталина и Абалкина не вносят ясности в эту проблему. По существу, Аганбегян признает, что объединить два проекта невозможно. Он предлагает взять за основу проект Шаталина, с небольшими уточнениями.
Академик Абалкин напирает на то, что ни одну программу нельзя реализовать без крепкой государственной власти. Ее сейчас в стране нет. Суть экономической реформы прямо зависит от того, какое будет у нас государство. Программа Правительства исходит из федеративного устройства Союза.
Берут слово депутаты. Разгораются споры. Речь уже идет не только об экономических проблемах, но и о политических намерениях некоторых республик. За два дня выступило 50 человек!
21 сентября. На сессии Верховного Совета выступает Горбачев. Предлагает взять за основу проект, который внесен по его поручению академиком Аганбегяном (его называют Президентским). Считает необходимым обсудить проект еще с руководителями республик, затем рассмотреть в Верховном Совете. Но, говорит он, надо двигаться вперед, причем всем Союзом. Эйфория с декларациями о суверенитете должна пройти. Нам необходим Союз как обновленная федерация. Хватит перетряхивать структуры власти. Сессия согласилась с Президентом, однако с учетом и предложений, содержащихся в программе, представленной Правительством.
|
Так в очередной, уже третий раз, представленная и одобренная в декабре 1989 году Вторым съездом Правительственная программа комплексной экономической реформы, доработанная и поддержанная сессией Верховного Совета СССР в июне 1990 года, отправлена опять, в сентябре 1990 года, на дополнительное обсуждение и согласование с руководством союзных республик.
15 октября. Совместное заседание Палат Верховного Совета. А.И. Лукьянов информировал, что 12 октября состоялось заседание Президиума Верховного Совета, а 13 октября встреча Президента с руководством одиннадцати союзных республик. Обсуждена и в основном одобрена концепция «О стабилизации народного хозяйства и переходе к рыночным отношениям». Он предложил раздать депутатам проект этого документа, а 19 октября внести на рассмотрение сессии ВС доклад Горбачева по этому вопросу.
Затем по предложениям ряда депутатов и комиссий, высказанным ранее, заслушали Э.А. Шеварднадзе. «О текущем моменте в международных отношениях и работе МИДа по обеспечению интересов и безопасности страны». Шеварднадзе сделал доклад в характерной для него рассудительной, доказательной, логично выстроенной, но несколько завуалированной манере.
Начались выступления. Они были явно не в унисон докладу. Ставились острые, принципиальные вопросы о допущенных МИДом просчетах, ошибках, необоснованных уступках и компромиссах. О чем шла речь: общая внешнеполитическая ситуация. Обязательства ФРГ, связанные с выводом советских войск. О кризисе в Персидском заливе и возможности направления туда советских войск. О концепции безопасности — не нарушена ли так называемая разумная достаточность. О Курилах. Об использовании советских научных достижений в программе СОИ. Кто наши союзники? О влиянии внутреннего положения в СССР на внешнюю политику и т.п. Некоторые депутаты встали на защиту позиций МИДа. В итоге приняли доклад к сведению.
Э.А.Шеварднадзе, думаю, не ожидал такой резкой реакции. Ему уже который раз приходится оправдываться.
19 октября. На сессии Верховного Совета с докладом «Об основных направлениях стабилизации экономики» выступил М.С. Горбачев. Он говорит, что в представленном варианте учтены замечания комитетов Верховного Совета. Документ проработан с руководителями союзных республик. Считает, что правильнее будет не делать детального документа, нельзя все расписать по графику, а дать стратегию движения к рынку, придав ему характер «Основных направлений». В этом случае создаются условия для проявления широкой инициативы в республиках. (Это была роковая, не оправдавшая себя уступка, связанная с Декларацией о суверенитете.) Повторяет вновь, что сама жизнь подвела нас к рыночным отношениям. Речь идет о рынке со смешанной экономикой, и государственной, и общественной, и частной собственностью. Двигаясь к рынку, мы не отказываемся от социализма. Устойчивая социалистическая экономика обеспечит развитие рыночных отношений. В данном случае мы говорили о переходном периоде (полтора-два года),необходимом для оздоровления финансов, укрепления рубля. Во всем мире рынок не стихийный, а регулируемый.
На этом Президент завершил свой доклад. В итоге после довольно продолжительного обсуждения Верховный Совет одобрил представленный проект — «Основные направления».
Я предполагал выступить на сессии 19 октября 1990 года. Но слова мне не дали. Прекратили прения. В чем состояла суть подготовленных мною тезисов? Речь идет о новой экономической программе. В стране существует определенная экономическая система. Да, она громоздка, может быть, несуразна, противоречива, но она действует. Инерция этой системы огромна. Ее нельзя просто отбросить. Потребуется немало усилий, чтобы «втиснуться» с новым экономическим укладом и вытеснить эту систему. Неизбежен разрыв как горизонтальных, так и вертикальных связей во всех сферах. Да, многие из этих связей неэкономичны, сложны, устарели. Но они есть, они функционируют. Поэтому упование и ликование некоторых, что вот «рынок все наладит», —
это утопия. Потребуется много лет. Об этом говорит опыт других стран. Следует учитывать и специфику, традиции, реальное экономическое и психологическое состояние нашего народа. Согласен, медлить нельзя, надо начинать. Радикальные экономические изменения нельзя осуществлять с маху. Давайте остановимся, осмотримся. Следует принять предложенную программу не откладывая. Не валить эту выстраданную идею.
Возвращаясь к выступлению Горбачева, можно сказать, что после колебаний Президент, по сути, стал на сторону Правительства СССР. И принимается исправленная, уточненная, уже фактически четвертая программа экономической реформы.
Обстановка в стране продолжает осложняться. Верховные Советы союзных республик вслед за РСФСР один за другим принимают декларации о суверенитете, верховенстве республиканских законов над законами Союза. Растет число президентов. Не отстают в стремлении к суверенитету и автономные республики.
14 ноября, после короткого праздничного перерыва, продолжилась работа сессии Верховного Совета. Депутаты возвратились из своих округов «заряженными», возмущение их выплеснулось с трибун. Все, что они видели, о чем говорили на местах, стало достоянием Верховного Совета. Страстные, взволнованные речи концентрировали внимание на одном: страна переживает тяжелое время, необходимо срочно обсудить сложившееся положение. Месяц назад, по просьбе Президента, дали ему дополнительные полномочия, а ответственности он никакой не несет. Политика тянет экономику вниз. Суверенитеты разваливают страну. Производство падает. Люди живут все хуже. Депутаты требовали участия в сессии руководства страны, руководства союзных республик.
В перерыве А.И. Лукьянов связался с М.С. Горбачевым. Тот дал согласие через день принять участие в работе сессии.
16 ноября. Сессия ВС СССР. С докладом «О положении в стране» выступает М.С. Горбачев. Форма доклада обычная: анализ трудностей в экономике, национальные отношения, торможение перестройки со стороны деструктивных сил. Опять отметил, что идет настоящая политическая борьба за власть, которая носит явно конфронтационный характер. Открыто игнорируются законы, идет манипулирование общественным мнением, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». Опасно, что такая конфронтация развивается на сложном этапе принятия ответственных решений, имея в виду экономическую программу. В докладе он впервые упомянул о том, что возникают политические течения «с коричневым оттенком», которые преследуют иные, свои цели. Вот кто первым бросил ярлык, трансформированный потом в «красно-коричневый».
Затем М.С. Горбачев, верный своей тактике, обстоятельно и многословно излагает принципы программы социалистического обновления общества, поэтапного перехода к рынку, укрепления власти. Сетует на то, что президентские указы не выполняются, так как, мол, утрачен ранее действовавший механизм власти. А новый, демократический механизм еще не создан. Критику в адрес Президента признаю, но не принимаю обвинений, что он-де сбился с пути, мечется, никак не определится, куда примкнуть. Нужна ясность? Будет ясность.
Слушая Горбачева, невольно ловил себя на мысли, что Президент находится в тупике, что он ищет выход, не находит его и апеллирует к Верховному Совету. Но такое его заявление вызвало обратную реакцию — не сочувствие, а возмущение депутатов. В чем же дело? Почему вы ждете, товарищ Президент? Что вам мешает? Вам даны полномочия, которые вы просили, действуйте! Если нужна поддержка, то конкретно излагайте свои предложения, используйте демократический механизм власти.
Длительные сентенции Президента, общие фразы, расплывчатость позиций не успокоили депутатов, на что, может быть, рассчитывал М.С. Горбачев. Что же ожидать от такого нерешительного Президента? Он понял, что допустил тактическую ошибку, стал говорить, что он готов действовать. Давайте действовать вместе и т.д. Короче, становилось все более ясно, что М.С. Горбачев начинает терять уверенность в себе, чувствует, что авторитет его снизился. Все более спадает в обществе волна его популярности.
Обсуждение доклада Горбачева проходило очень живо и нелицеприятно. Опять шел, я бы сказал, крен от экономики в политику. Ельцин заявил, что терпение на пределе. Реформы откатываются назад. Мишенью нападок, правда, он избрал не Президента, а Союзное правительство, которое-де особенно консервативно, выходит из-под контроля ВС страны и Президента. Говорил, что решение Правительства от 14 ноября о вводе договорных цен на ряд товаров ведет к развалу потребительского рынка, снижению уровня жизни народа. Нужна реконструкция Центра. Ельцин выразил недоверие правительству Рыжкова, предложил образовать чрезвычайный антикризисный комитет из представителей союзных республик, который должен сформировать новую структуру исполнительной власти. Призвал Президента консолидировать политические силы страны, не держаться за Правительство, а опираться на республики.
Выступили руководители всех союзных республик, многие депутаты. Итог обсуждения был таков: доклад не удовлетворил сессию, большинство требовало не призывов, не деклараций, а конкретных мер и действий. Обстановка в стране не терпит промедления.
Видимо, это осознал и М.С. Горбачев. Вечером того же дня он обсуждал возникшую ситуацию со своими соратниками.
На другой день, 17 ноября, как только началось заседание сессии, слово взял М.С. Горбачев. Он сказал примерно следующее.
Вчерашнее заседание сформировало мнение о том, чтобы быстрее продвигать Союзный договор, но уже сейчас необходимо осуществить сильные радикальные меры по улучшению положения дел в стране. Предложения:
1.Совет Федерации СССР наделить качественно новыми полномочиями. Он должен стать центром координирующей деятельности Союза и республик. Рабочим органом Совета учредить — Комитет. Упразднить Президентский Совет. Создать Совет Безопасности.
2.Исполнительную власть в Центре реорганизовать, образовать Кабинет министров вместо Совета Министров и подчинить его Президенту. Провести структурные и кадровые изменения. Упорядочить структуры и местных органов власти. Решить вопрос о вице-президенте.
3.Создать службу по борьбе с организованной преступностью при Президенте. Исключить вмешательство в деятельность правоохранительных органов. Принять действенные меры по улучшению снабжения населения продовольствием, обеспечить бесперебойную работу транспорта, энергетической и других базовых отраслей народного хозяйства.
5.Союзный договор обновить и сохранить Союз ССР.
6.Обеспечить должное внимание и престиж Советской Армии.
Горбачев обратился к ВС, ко всем пятнадцати республикам с призывом поддержать эти меры. Обратился и к коммунистам, чтобы они также использовали свои возможности для обеспечения мер по экономическому, политическому, правовому укреплению и стабилизации ситуации в стране.
Развернулись прения. Хотя они и были резкими, эмоциональными, но большинство депутатов поддержали решительную позицию Президента. В какой уже, можно сказать, раз.
Мне представляется, заслуживает в этой связи внимания выступление на сессии Н.И. Рыжкова. В принципе поддержав предложения Президента, он заявляет, что страна ввергнута в политический и экономический кризис. Практически началось разрушение единой политической системы. Перестройка, как она задумывалась, захлебнулась. Хаос политический привел к хаосу экономическому. Надо отбросить политические амбиции во имя жизни страны. (Я хочу вновь подчеркнуть, что мысль о необходимости политической стабильности проходит через все этапы перестроечного процесса начиная с первых месяцев 1988 года.)
Далее Н.И. Рыжков говорит, что одни требуют развалить Центр, он, по их мнению, не нужен, другие требуют, наоборот, его усилить. Что стоит за этими противоречиями? Прежде всего, каким мы хотим видеть наше государство? Если единым, то есть Союз, то Центр нужен. Однако сейчас делается немало для того, чтобы разрушить Союз — тогда Центр не нужен. И именно поэтому, подчеркнул он, Правительство подвергается жесточайшей критике, так как является препятствием на пути этих разрушительных устремлений. Такая деструктивная позиция может привести к развалу государства.
Анализируя происшедшие позже события, нельзя не отметить бесконечное топтание на месте при обсуждении проектов Союзного договора в Ново-Огареве. Налицо было явное стремление некоторых его участников затянуть подготовку договора. На каждом заседании меняли варианты проекта. Шла постепенная, шаг за шагом трансформация федеративных принципов формирования союзных структур. М.С. Горбачев лавировал, стараясь сдержать центробежные тенденции некоторых союзных республик.
Но вернемся к концу 1990 года. Обсуждение доклада шло на сессии Верховного Совета несколько дней. В итоге 23 ноября постановление по докладу Горбачева «О положении в стране» было принято.
19 ноября, в перерыве, я зашел к А.И. Лукьянову. Состоялся откровенный разговор. Отношения Горбачева и Рыжкова обострились до крайности. Видимо, отставка Николая Ивановича Президентом предрешена. Анатолий Иванович пытается воздействовать на Горбачева, но безуспешно.
4 декабря. Совместное заседание Палат ВС СССР. «О внесении изменений в Конституцию СССР». Доклад М.С. Горбачева.
Он напомнил о своих предложениях от 17 ноября по совершенствованию системы государственного управления. Сейчас речь идет о том, чтобы они были отражены в Конституции. Совет Федерации из совещательного органа превращается в важнейшее звено в системе органов государственной власти, наделенный широкими полномочиями. Президент СССР может передавать исполнение ряда своих обязанностей Совету Федерации. Союзная исполнительная власть сосредоточивается в руках Президента, которому подчинен Кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. Кабинет ответствен перед Верховным Советом и Президентом. Создается Государственная инспекция, функция которой — обеспечить контроль за исполнением законов и указов. Вице-президент, собственно, «правая рука» Президента. Он также обеспечивает руководство Госинспекцией. Совет Безопасности берет на себя важные функции государства. Они будут определены Президентом и Советом Федерации.
Таким образом, в структурах управления отражены принципы Союзного договора, который сейчас обсуждается. Так как вносимые предложения требуют внесения изменений в Конституцию, а это право съезда, но обстановка сейчас требует оперативных действий, то я прошу Верховный Совет одобрить мои предложения.
Казалось бы, уже известные и одобренные 17 ноября Верховным Советом предложения Президента о совершенствовании системы государственного управления и конкретизированные сейчас не вызовут много вопросов. Однако депутаты опять долго держали Горбачева на трибуне.
В итоге решили одобрить предложения Президента.
17 - 18 декабря. Начинает работу Четвертый внеочередной съезд народных депутатов СССР.
С докладом «О положении страны и мерах по преодолению сложной кризисной социально-экономической и политической ситуации» выступил Президент СССР М.С. Горбачев.
Он изложил в основном те меры, о которых шла речь на сессии, и началось обсуждение. Мнения, как всегда, высказывались разные. Продолжались прения и 18 числа.
19 декабря. Выступил Н.И. Рыжков. По существу, он подводил итоги не только работы Правительства в его нынешнем составе, но и самой перестройки. Следует привести здесь тезисы его речи.
Судьба Правительства предрешена. Предстоит самая радикальная реформа исполнительной власти. Как член политического и государственного руководства страны, несу ответственность и заявляю: перестройка в том виде, в каком она замышлялась, не удалась. Политические силы, развернувшие с мая этого года войну против Правительства, начали недавно воевать и с Президентом. Их главная цель: нанести удар по государству, по общественно-политическому строю и сломать его. Идет замена социалистической идеологии на другую. Как и в прошлые годы, мы не смогли в ходе экономической реформы добиться приоритета экономики перед идеологией и политикой.
Далее Н.И. Рыжков продолжал. Сегодняшний кризис экономики порожден не обострением внутренних противоречий в производственной сфере, а очевидным кризисом в области политики, идеологии и управления. Идеология сейчас еще более нависает над экономическими преобразованиями. От энтузиазма первых лет перестройки сейчас общество, в своем большинстве, пришло к неверию и скептицизму. Это во многом объясняется размытостью целей, тем, что созданы иллюзии о возможных быстрых благах для общества. Мы, по сути, не раскрыли модели будущего, не назвали социальную цену, которую придется платить за реализацию этой модели. Перестройка сломала устоявшиеся структуры. Взамен ничего действенного и эффективного не создано.
Это прямо отразилось на экономике. Сейчас нет ни планового хозяйства, ни рынка. Институт президентства не внес заметных изменений в институт власти. Вертикальные структуры исполнительной власти бездействуют. В этом корень основных бед не только в экономике, но и в сфере правопорядка, межнациональных отношений, в моральном состоянии общества. Таковы кратко, на его взгляд, причины срыва перестройки.
Затем Н.И. Рыжков высказал рекомендации о действиях на предстоящий период. Это было последнее его выступление в роли Председателя Правительства Союза ССР.
20 декабря, в четверг, на Четвертом съезде произошло неординарное событие. Выступил Э.А. Шеварднадзе и подал в отставку. Думаю, это выступление не планировалось. Он попросил слово. Вышел на трибуну. Помолчал. Начал медленно, трагическим голосом, что будет говорить так, как не говорил никогда в жизни. О вещах очень серьезных, хотя, может, кому-то и покажется, что не по теме. Затем, более уверенно, эмоционально, патетически продолжал, что внешнеполитическая ситуация сложная, необходимы скоординированные совместные действия в этом направлении законодательной и исполнительной власти. Чего, к сожалению, нет. Со стороны депутатов Верховного Совета высказываются сомнения, обвинения, устраиваются обструкции по отношению к МИДу и министру. Он не может принять и мириться с этим. Обстановка в стране накалилась, демократы пассивны, отсиживаются, а ведь дело идет к активизации деструктивных, консервативных сил. Шеварднадзе предостерегает о возможности установления диктатуры, не знает — какая иоткуда, но она грядет. Несколько слов признательности в адрес Горбачева. И...в итоге заявляет, что не может в такой ситуации исполнять ответственные обязанности министра иностранных дел, не хочет мириться с личными оскорбительными выпадами в свой адрес и подает в отставку. Вот в общих чертах суть его выступления.
Меня настолько поразили слова Эдуарда Амвросиевича, что я даже не законспектировал его выступление. Это был открытый протест, выражение несогласия. С кем? По какому поводу? Как оказалось, что о своем намерении уйти в отставку он не уведомил Горбачева. И это заявление явилось неожиданным якобы и для Президента. Я не поверил в полной мере в искренность его слов. Подумал, тут что-то не то. Не мог такой принципиальный и гибкий политик так с ходу уйти со сцены. Чем же он руководствовался? Почему решил отойти в сторону от Горбачева, которого считал, и заявил об этом на съезде, своим большим другом? Правда, ходили слухи о каких-то трениях между ними в последнее время, Горбачев вроде ревниво относился к возрастающей популярности Шеварднадзе за рубежом. В то же время были и предположения, что кандидатура министра иностранных дел может быть предложена на пост вице-президента. Насколько все эти разговоры были обоснованны - не знаю.
Но мое личное мнение было иное. По всей вероятности, московская ситуация уже не вписывалась в его дальнейшие планы. Он очень любил Грузию, был привязан к ней. Происходившие в Грузии события требовали от него четкой позиции — с кем он. Поддержка нынешней линии, сохранение за собой поста министра вольно или невольно отделяли его от Родины, от тех серьезных изменений, которые происходили в республике. Там укреплялся режим «демократической диктатуры» Гамсахурдиа и его сторонников. Грузия все больше отдалялась от Союза. И Э.А. Шеварднадзе не смог побороть в себе национальных чувств, не смог оторваться от Грузии. И он впоследствии вернулся на Родину, но организовал это возвращение очень умно — его позвали.
Сначала Эдуард Амвросиевич сделал ряд спокойно назидательных выступлений, интервью с намеками на несогласие с тем, что происходит в Грузии. Затем повел речь о готовности, если потребуется, принять участие в стабилизации там обстановки. Призывал к благоразумию. Потом упрочил свое влияние на определенные демократические круги. Заявил, что, если надо, готов служить Родине. А далее — публичное согласие возглавить оппозицию Гамсахурдиа. Получил приглашение и приехал в Грузию. Возглавил Комитет национального спасения, а затем стал и главою государства.
И опять-таки в эту выстроенную мною схему не укладывается одно: почему после августовских событий он вновь (буквально на 2—3 недели) принял предложение Горбачева о возвращении вместо Панкина на пост министра иностранных дел? Зачем это было ему нужно?!
Но вернемся к съезду. 21, 22 и 24 декабря на съезде продолжалось обсуждение концепции нового Союзного договора. Приняли уточненный проект постановления по этому вопросу.
Затем был прямо поставлен вопрос об отношении съезда к Союзу. Решили сохранить Союз ССР. Проголосовали название государства - Союз Советских Социалистических Республик.
Приняли постановление о проведении 17 марта 1991 года Всесоюзного референдума по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик.
Открыв 26 декабря очередное заседание съезда, Горбачев сообщил, что вчера у Н.И. Рыжкова был сердечный приступ. Диагноз врачей -инфаркт миокарда. Он госпитализирован. Состояние тяжелое. Решили направить телеграмму с пожеланием скорейшего выздоровления. Видимо, неимоверное напряжение последних месяцев сказалось на его моральном и физическом состоянии. Н.И. Рыжков не вернулся уже больше к работе. Так к концу 1990 года около Горбачева не осталось никого из состава Политбюро, с кем он начинал как Генеральный секретарь ЦК КПСС в марте 1985 года.
На съезде Горбачев информировал о ходе подготовки экономического соглашения между республиками на 1991 год. Накануне было совещание с руководителями союзных республик. Основные вопросы: продовольствие, снабжение, сохранение госзаказа на часть продукции, поставки в союзные и межреспубликанский фонды.
Два дня шли отчаянные дебаты вокруг этого экономического соглашения. Выявились существенные разногласия в подходе к топливно-энергетическим проблемам, к поставкам по взаимным проддоговорам, системе ценообразования и валютно-финансовой политике, не договорились о создании специального союзного фонда финансовой стабилизации. Не было достигнуто соглашение о распределении доходов между республиками. Основной тормоз — непримиримая позиция РСФСР. Ее Верховный Совет решил все доходы на территории республики оставить себе, не отчисляя в Союз ничего.
Горбачев в своем выступлении попытался сблизить позиции, смягчить разногласия (иначе как же быть с его принципиальной идеей, что самостоятельность республик не только не ослабит, а сплотит Союз ССР). Стал убеждать, что ведь речь идет только об одном 1991 годе. Это же лишь экономическое соглашение. Позиция РСФСР неоправданна, она разрушает многолетний порядок, что приведет к столкновению позиций республик по многим другим вопросам, к развалу экономических связей. В итоге — по его предложению решили этот вопрос передать на рассмотрение Совета Федерации и Президента.
Таким образом, комплексная экономическая программа, первый вариант которой был выдвинут в конце 1989 года, уже который раз, в декабре 1990 года была вновь скомкана, отодвинута. Не согласовано было даже экономическое соглашение на 1991 год. Как видим, позиции республик по отношению к Центру все более ужесточались.
На съезде я вновь был избран в состав Верховного Совета.
Год
14 января. Заседание палат Верховного Совета СССР. Заслушали информацию Б.К. Пуго и Д.Т. Язова о событиях в Литве.
В Вильнюсе в связи с повышением в 3—4 раза цен на продукты и промтовары состоялись многотысячные демонстрации на площади у Верховного Совета. Произошли стычки с охраной. Руководством республики было принято решение приостановить повышение цен. Правительство К.Прунскене ушло в отставку. Однако эти меры не успокоили людей. 11 января представители предприятий, более 60 тысяч человек, пикетировали здание Верховного Совета, требуя роспуска парламента. Начались забастовки на ряде предприятий. В этот день был организован Комитет национального спасения Литвы. Были взяты под охрану внутренних войскДом печати и другие здания ЦК КП Литвы.