Гл. 6. Йога самообуздания и медитации




(основная как практическое руководство в действиях)

йога обуздания низшего «я», эго, ума - низшей природы члеловека и через них очищение себя (эес, дехи, дживи).

6.1.-2. Кто деятельно исполняет свой долг, не рассчитывая на плоды своей деятельности, тот - неустанно отрешающийся мудрец (санньяси), тот – йог, а не тот, кто живёт без огня и без обрядов (обязанностей).

/ Долг состоит в познании Истины, в развитии своих способностей (воли, восприимчивости, сенсетивности, «личной силы в тонкости», распознания главного и второстепенного, различения верного и ложного посредством исследования, анализа, синтеза, индукции (находить частное в общем) и дедукции (видеть общее в частном)) и умений (сосредоточение, созерцание, управление энергиями в чакрах и меридианах, овладение индриями и умом), в развитии положительных качеств, добродетельного характера (гл.16*1-3), в искоренении своих пороков, недостатков и слабостей (отмечены в главах 2*56-71, 14*23-25, 16*4-18) через служение для блага всех посредством карма-йоги (гл.3), через любовь ко всему сущему (реальное проявление её изложено в гл. 6, 12, в пояснениях и ссылках в главах)/;

/йог – искатель, подвижник, стремящийся к совершенству через слияние с Высшим сознанием и использующий в работе по изменению себя методы и знания Вед/.

То, что именуется отречением и есть йога, не может стать йогом тот, кто не отрешился от воли, руководимой воображением (sankalpa-способность строить планы на будущее, т.е. от всех начинаний /не духовных/ и предпринимательства).

6.3. Для мудреца, стремящегося к йоге, деяния являются средством. Для достигшего слияния с Высшим сознанием (Атма(н), Параматма(н) или Высшее «Я», Истинное «Я») мудреца недеяние 16-18; «переживание Атмы (через созерцание «джняна-сварупы», шл. 6*20-26) есть совершенное бездействие, но без оставления деятельности, оно истинная природа человека» - Сатья Саи «Гита Вахини», стр. 72); обоснование возможности, правомерности и морально-нравственной стороны этого «средства» изложены в главах 3*17-19, 9*22).

6.4. «Достигшим единения» именуется тот, кто, отрешившись от личных желаний через жертвенность и отречение, от плодов деятельности (как это достигается изложено в гл.3*9-16), не привязан к чувственным предметам, ни к деятельности и её плодам (через отречение от действия–гл.5*7-12, «я только наблюдатель, а не наблюдаемое», свидетель происходящего, делая любое дело, отстранённо, отрешенно смотри на себя со стороны, и помни, что жизнь – это театр, а твоя жизнь – пьеса, роль в которой предопределена свыше» - Шри Сатья Саи «Гита Вахини»).

6.5.-6. Да поднимет он «себя» своим Высшим Я и да не приходит он в отчаяние, ибо Высшее Я хотя и враг низшего я, но также и друг его. Высшее Я – друг низшего я и того «человека», который покорился Высшему Я (достиг понимания своей сути), но для не покорившегося – Высшее Я становится воистину враждебным, подобно неприятелю (становится совершенно не достижимым /уходит на «второй» план/;

/«себя», «человека» - имеется в виду эволюционирующая единица сознания (эес, дехи, дживи). На определенном этапе для дальнейшего своего развития дживи получает сложный человеческий организм с буддхи /высшим разумом/, в который Брахман вселяет частичку Своего Сознания, под названием читта, обладающая собственным познающим разумом, способностью к абстрактному мышлению и рассудочной деятельности. Все высшие достижения, открытия и изобретения человечества связаны с ее работой, она свободна и независима, ее привлекает только великолепный и очаровательный мир Творения, к познанию тонких миров, к Божественному она не стремится. Изменить ее ориентацию,, просвещать и воспитывать ее может только Бог либо Гуру, обладающий такими способностями. " Человек"– создание, состоящее из Высшего Я + эес + читта + низшее я (физическое + астральное + ментальное тела)/.

6.7.-9. Тот, кто покорил себя и обрел мир, удовлетворён мудростью и знанием, чьи чувства и индрии обузданы /ум относят к индриям/, тот остаётся неизменным в холод и жар, среди радости и скорби, успеха и неудачи, почёта и бесчестья, для него человеческие ценности равны, что ком земли, что камень, что золото – одно и то же.

Тот превосходит всех, кто одинаково доброжелателен и спокоен со всеми, т.е. беспристрастно (без предубеждения) смотрит на любящих и равнодушных, на друзей и врагов, на чужих и родных, на праведных и порочных;

/индрии (санскрит – щупальца) – это, порождаемые ментальным телом (умом) мысли, направленные к предметам чувств, или возникающие в астральном теле (кама, тело желаний, лунное тело) чувства, эмоции; индрии имеют способность специфически проявлять себя в возможности перемещаться в пространстве и сосредоточиваться на объектах внимания, воспринимая либо познавая их/.

6.10.-15. Пусть йог ради очищения своего «я» (и себя тоже) постоянно упражняется в йоге, пребывая в одиночестве, покорив свою мысль и своё «я» (эго), свободный от желаний, надежд и вожделений:

на постоянном чистом месте прямо и неподвижно держа тело, шею и голову с успокоенным «я», сосредоточив свой ум на одном (см. Анни Безант «Сила Мысли», гл. 7 «Сосредоточение», гл. 8 «Созерцание»), обуздав свою мысль и деятельность внешних чувств (см. гл. 2*.58), бесстрастный, твёрдый в обетах Брахмачарья (образ жизни Брахмана или жизнь в состоянии «очарованности Брахманом», т.е. невовлечённости в иллюзии материального мира: богатство, власть, слава и пр.), погрузив свою мысль в Меня (думать только обо Мне, изгоняя все другие мысли), пусть стремится он ко Мне, к осозна нию единосущности*) со Мной– слившийся с Единым Я /6*20-27/, йог достигает мира и высочайшего блаженства (нирваны), которое пребывает во Мне.

6.16.-17. Воистину йога не для того, кто слишком много ест или совсем не ест, кто имеет склонность слишком много спать или бодрствовать. Йога уничтожает всякое страдание у того, кто водворил порядок в еде и в развлечении и во всех своих действиях, а также в чередовании сна и бодрствования. /Чрезвычайно важное значение имеют вопросы умеренного питания чистой /саттвической/ пищей. Избыток пищи в организме значительно хуже ее недостатка, который всегда можно восполнить. Избыток же, переработанный организмом, но не усвоенный его клетками отклвдывается в виде солей в суставах и позвоночнике, в виде шлаков в самих клетках тела, в виде жировых отложений во всем теле, перегружая обменную систему, желудочно-кишечный тракт, увеличивая обьем кишок, размеры живота, выхывая различные болезни. Цивилизация принесла человечеству из отрицательных ее последствий две большие беды: 3-х разовое питание и малоподвижный образ жизни. Немного людей имеют чистые тела, у всех остальных тела пребывают в состоянии постоянного перенасыщения. Это скорбное явление. Следует отметить, что успех в освоении гл. 6 возможен только на пустой желудок/.

6.18.-19. Когда его покорённая мысль, свободная от всех вожделений, сосредоточена лишь на Высшем Я, тогда о нём говорится: «Он приведён в гармонию». Его ум должен быть подобен устойчиво неподвижно стоящему пламени светильника, находящегося в безветренном месте (медитативный образ).

6.20.-26. То, в чём ум утихает, успокоенный упражнениями йоги;

- то, в чём, узрев Высшее Я, человек находит удовлетворение («узреть» возможно через созерцание истинной формы знания /джняна-сварупы/, суть которой состоит в единстве сознания на всех уровнях своего проявления в мире творения; понимание /осознание/ же этого, постигается через раскрытие (снятие) ограничений обособленного существования в отдельном теле, иными словами: «развивай сознание, что ты - во всём и чувство единства, что – всё в тебе», - это понимание своей сути /или осознание своего Высшего, Истинного Я, Атмана/ необходимо закрепить как убеждение в своём сознании посредством анализа, распознания и исследования, при этом надо учиться отделяться через отрешённость и бесстрастие, обособляться от впечатлений чувств, ума, разума и т.д./которые говорят об обратном/ и таким образом через джняна-сварупу отождествляться с Атмой, своим Высшим, Истинным Я, которое пребывает во всём и в которое погружено всё». Шри Сатья Саи «Гита Вахини»; «Надо восстановить свою забытую тождественность Атме, перенеся в неё самоощущение», Антонов В.В. «Бог говорит». Учебник религии. – СПб,: «Полюс»,1999г., «Классика духовной философии», издана в Торонто, Канаде, см. в Интернете. Все выше сказанное, можно отнести к аспекту понимания сути непознаваемой Атмы и ее осознание через медитвцию джняна сварупы. Но есть еще общеизвестные свойства Атмы, которые она проявляет в мире, это - сат-чит-ананда. Развивая в себе эти качества, можно достичь понимания другого аспекта неведомой Атмы, см. сноску **) к этой главе,

- то, в чём человек находит высшую радость, доступную разуму за пределами чувств,

- пребывая в чём он не удаляется от Реальности (т.е. все его действия контролируемы, он живёт в реальном времени, «здесь и сейчас», в настоящем, ощущая каждый «вздох жизни» и растворяясь в?Вечности; живёт в настоящем, но не ради него, не позволяя ему овладевать собою; живёт в Вечности, вне времени и пространства, - это сложно, но достижимо, через постоянную практику, используя методы самовнушения, которые со временем сделают это состояние (осознание) устойчивым. Вечность можно почувствовать, сосредоточив все внимание на "внутренней тишине", которая есть Сам Бог, внутри грудной клетки /чакре анахата/, созерцая ее глубину и бесконечность. Вечность можно почувствовать еще развитыми точками спины, сосредоточив все внимание на этой области, воспринимая окружающую необьятность через ощущение, осязание этой необьятности всем естеством своим, всем сердцем своим; особо сильное впечатление Вечности закрепляется в сознании в звездную ночь).

- достигнув чего, он не может представить себе ничего лучшего,

- пребывая в чём, его не потрясает даже самое тяжёлое горе -вот такое расторжение связи со скорбью и должно именоваться йогой;

- отдаться этой йоге следует твердо и без колебаний:

оставив все без исключения, созданные воображением желания и заботы, разумом обуздав совокупность разбегающихся во все стороны мыслей и чувств и пребывая в стойкости, да достигнет человек постепенно спокойствия, пребывая мыслью в Едином, да изгонит он мысль о другом; (это медитация - последовательная, направленная работа мысли, «заострённое движение» в конечную точку - слияние, растворение в Едином «Я»). (О медитации см. гл.12, ссылку).

Сколько бы тревожный и непостоянный ум не рассеивался, обуздывай его постоянно и подчиняй своему Высшему Я. / как? см.: различныеспособы или приёмы успокоения ума в Приложении 1/.

6.27.-28. Высшая радость ожидает йога, ум которого успокоился и страсти утихли, когда он стал безгрешен и подобен Брахману. Кто привел себя в гармонию и сбросил грехи, тот йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом.

6.29.-32. Йогой приведённое в гармонию «я» видит Единое Я (как неотъемлемое свойство Брахмана, Атмана и всех живых существ, осознавать себя существующим в мире Творения: «Я – есмь, Я – существую» и это осознание, являясь общим свойством Единого сознания, у всех одно и то же, нет различий, осознаётся одно Я и поэтому называется Единым. Поэтому то Господь и говорит, что «другой – это тот же ты, только в другом теле и под другим именем») пребывающим во всём сущем и всё сущее пребывающим в Едином Я (в Сознании Брахмана), всюду оно видит одно

(из этого следует, что осознание своей самосущности происходит из опыта отдельной жизни в отдельном теле и способности сознания (эес) отождествляться со своим телом и, следовательно, существующие мироощущение, мировосприятие и миропонимание обычного человека сформировались из этой иллюзии самосущности) - / это раскрытие безличностного аспекта Бога - через Единое Я, Божественную Любовь, (Бог есть Любовь);

тот, кто повсюду видит Меня и во Мне видит всё, того Я никогда не покину и он никогда не покинет Меня (так как он становится Мной, т.е. Единым Я, Божественной Любовью; такой йог осознаёт себя единосущным с Богом – Всеобщим Изначальным Сознанием, в своём «новом» самоосознании себя, своей сущности через медитативное слияние с Богочеловеком, Аватаром, Мессией, Господом) - /это личностный аспект Бога - Рама, Кришна, Будда, Иисус Христос, Сатья Саи, Бабаджи и другие/;

6.31.-32. Кто, утвердившись в таком видении, поклоняется Мне, пребывающем во всём, тот живёт во Мне, каков бы ни был его образ жизни

(поклонение Богу – основное легко доступное человеку средство, пересиливающее и подавляющее его эгоцентризм; разнообразные формы поклонения рассмотрены в главах 4*24-32, 9*26-31, 10*8-11, 12*6-12, 18*65-66; формы проявления любви к Богу: поклонение, почитание, жертвоприношения /жертвенность, как посвящение всех деяний Богу/, преданность, благоговение /как глубочайшее почтение и искреннее благодарение/);

видящий Единое Я, Бога во всём и через то познающий тождество всего и приятного и неприятного, тот считается совершенным йогом.

6.33-34. Поскольку ум тревожный, упорный и трудно сдерживаемый, то его так же трудно обуздать, как трудно сдержать ветер.

6.35-36. Без сомнения ум беспокоен и его трудно обуздать, но его можно покорить постоянным упражнением и бесстрастием («умом можно овладеть, сколь бы трудно это ни было: систематической практикой, неустанным исследованием и отречением; это - не та задача, которую нельзя решить устойчивой практикой. Имей веру в Господа и действуй с уверенностью, что у тебя есть сила и милость – и все задачи окажутся лёгкими» Шри Сатья Саи «Гита Вахини»);

эта йога (гл.6) трудно достигается человеком, который не овладел своим низшим «я» (как овладеть см. 2*38-70, 6*4, 7-9), но кто покорился Высшему Я (см. 6*5-6), тот легко достигает нужных результатов.

6.37.-47. Человек, сбившийся с обоих путей эволюции (нормальной и ускоренной), в новом воплощении снова начинает стремиться к совершенству, упражнениями предыдущей жизни он устремляется непреодолимо.

Йог выше человека действия, аскета, даже мудрецов и среди всех йогов выше всех тот, который исполнен веры в Меня и, внутренне пребывая во Мне, поклоняется Мне (для этого внутреннее его внимание из сферы чувственно-интеллектуальной должно перейти в мир духовный).

*) Осознание единосущности, которое в результате длительной практики переходит в состояние сознания (оно должно стать постоянным, естественным и осознанным состоянием сознания) достигается постоянным пребыванием в «духовном сердце» - чакре «анахата», из которой надо научиться «смотреть» (как научиться смотреть в книге Антонова В.В. «Духовные практики. Учебное пособие» или «Экология человека в многомерном пространстве», освоив медитацию «Крест Будды», книги изданы в С-Петербурге, изд. «Полюс», в 1998г. и 2000г. соответственно), видеть, посылать положительные эмоции любви, доброжелательности, нежности; переживать эти эмоции и чувства и воспринимать окружающий мир и своё тело, осознавая себя не отдельным, а Единым «Я», единым со всем сущим, с Господом, пребывающим во всём;

/«смотреть» из чакр по направлениям Креста Будды, т.е. шести направлениям окружающего пространства, это не значит видеть предметы и формы, на которые не направлены глаза плоти (они их видят только в отражённом свете), - это значит сосредоточить внимание в выбранном направлении, как бы «поворачивая» глаза в этом направлении и посылая энергию своих эмоций всему сущему; но, если посмотреть в выбранном направлении и запомнить увиденное, а затем воспроизводить по памяти, то это будет способствовать лучшему освоению этого направления, иногда, достаточно только вспомнить увиденную картинку, и энергия начинает осязаемо течь в этом направлении).

В этом состоянии реализуется то, что называют «я и Господь - одно». В известных изречениях «Бог во всём, всё в Боге», «Всё есть Бог» выражается религиозное восприятие мира, состояние «я и Бог - одно» реализует это мировосприятие через переживание эмоций и чувств единения с окружающим миром, который существует благодаря присутствию Бога во всём.

Состояние «я и Бог – одно» достигается при условии, что человек в своём сознании вышел за пределы отождествления с телом, «я», «моё», «я и другие».

Внешним выражением этого состояния является то, что человек смотрит из анахаты на своё тело и его действия, на окружающий мир «глазами Бога» (осознавая себя не более, чем наблюдателем, не отождествляясь с наблюдаемым). Смотрение на мир глазами Бога открывает новые возможности, человек начинает видеть мир глазами Бога, его великолепие, красоту, видеть измечивость, непостоянство мира, лучше видеть труднести повседневной жизни и их преодоление.

Всё, что описано в 6 гл. можно отнести к джняна йоге, к непрерывной медитации, как процессу усвоения этих знаний, этот тяжёлый и сложный труд может быть облегчён, если в качестве объекта сосредоточения использовать «глаза Бога» (Того, которому поклоняешься и любишь), взяв их изображения на большой фотографии или иной репродукции, выделив только «глаза» и удалив все остальные детали, которые будут отвлекать внимание. Если все, что выше изложено о единосущности освоено, то становится доступным завершающая часть этого состояния: из анахаты надо постоянно посылать в мир знергию Любви, т.е. создавать, генерировать вибрации этой эмоции /все во вселенной посылает и принимает вибрации, это форма различных энергий, их частотно-модульные характеристики, это сущностная сторона существования, функционирования Космоса /электрон в атоме, вращаясь на орбитах вокруг ядра, непрерывно вибрирует, посылая или принимая кванты энергии/, все обьекты в Космосе распознают друг друга по вибрациям /эти вопросы глубоко проработаны в современной науке и теософии/.

Как создать в анахате вибрацию этой эмоции? Сделать это нетрудно, см. гл. 12 ссылка *). Надо только помнить, что любовь равно изливаемая на всех является Божественной.

В состонии единосущности с Богом "я тела и я сознания перестают существовать как отдельности" /Шри Сатья Саи/ поэтому надо всемерно устранять, проявляемую умом и чувствами индивидуальность /самостоятельность/, расширяясь сознанием в Божественное, в Вечность, в Единое Я, не давать уму время на свои мелкие темы, мысли. От его агрессивной назойливости спасают вибрации произносимого Имени Бога, они блокируют активность ума. В конце концов, придет время, когда состояние единосущности станет постоянным, естественным и осознанным состоянием сознания человека. С этого времени жизнь его существенно изменится, станет другой, появятся захватывающие воображение перспективы дальнейшего развития / описаны в теософии/.

**) воплощенный человек уже обладает качествами сат-чит-ананда: осознание своего бытия - "я-есмь, я существую", жажда знаний и стремление к удовольствиям. Эти качества описаны в "Гита Вахини" ч. 1 более полно. Развивая добродетельный характер, человек может составить более полное представление об Атме, как вечное бытие, всезнание, умиротворенность и блаженство.

//состояние сознания! как создается и формируется? - это.состояние, при. котором внимание удерживается постоянно в определённой предметной области, создаваемой перечнем (списком) тем, вопросов, проблем, целей до тех пор, пока не станет привычным и естественным, частью мировосприятия, мироощущения человека, т.е. станет в результате неустанного исследования, анализа и синтеза «частью души, выливающейся в речь и деятельность повседневной жизни человека» /Анни Безант «В Преддверии Храма», гл.3 Созидание характера, в книге «Алхимия духа», Сборник. - М.: Сфера, 2000г.//. Как создать перечень, список тем,... целей и т. д.? Очень просто: все главы Гиты дают материал, особенно 2,3,5,6,9,12,13,16. Этот список должен быть записан так, чтобы им можно было пользоваться легко и свободно, постоянно и непрерывно в любое время суток и при любых обстоятельствах. Естественно, что этот список будет корректироваться по мере развития своих способностей, умений и навыков, отражая особенности новых открывающихся горизонтов, их привлекательных перспектив. Такая работа созидает фундаментальные знания и верно ориентированное мировоззрение. Такого человека не введут в заблуждения никакие обстоятельства, иллюзии, ложь, хитроумное лукавство своего ума, очарование окружающего мира, создаваемое чуствами и умом, и другие соблазны в мире майи.

 

В главах с 7 по 10, частично в 11 и в 13 изложены основополагающие знания о вселенной, о человеке, как эволюционирующей единице сознания, и о Боге, как Творце вселенной, без которых джняна–йога (йога мудрости) не возможна /джняна (санскрит) - божественное знание, непосредственное видение Бога, осознание своей тождественности Атме, истинное миросозерцание/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: