Гл. 11. Созерцание Божественного образа




 

11.1.-31. Каким Ты описываешь Себя, о великий Господь, я жажду узреть Тебя - Твой Божественный Образ. Если я достоин видеть его, о Господи, яви мне Свою Вечную Сущность, о Владыка Йоги!

Созерцай Мой Образ - столикий, тысячевидный,. разнообразный по цвету и очертаниям с бесчисленными чудесами; созерцай в Моём Существе всю вселенную, подвижную и неподвижную, со всем, что ты жаждешь увидеть.

Молвив это, Великий Владыка Йоги явил Свой Вселенский Образ с бессчетными устами и очами, украшениями, потрясающий многообразным оружием, в божественных одеяниях и ожерельях, с обращёнными всюду ликами, всечудесный, пламенеющий, бесконечный (образ, который Арджуна себе представлял и который был описан в Ведах, - изумлённый и потрясённый Арджуна, сохраняя самообладание, с позиций своих философский воззрений даёт оценки увиденному – 11*15-30, но картина стремительно меняется и становится устрашающей и невыносимой для Арджун ы): «подобный пламени, сверкающему как слепящее взор солнце, стремишь Ты потоки лучей труднозримых;… весь мир триединый пред Тобою трепещет;…подобно огненным сверкающим мечам виднеются ряды Твоих зубов, грозящих из раскрытых уст,…как жернова могучие – всех воинов враждующих станов они дробят, мгновенно превращая в прах;

всё поглощая со всех сторон, пламя бесчисленных Твоих языков испепеляет всех. Пылает мир в огне Твоих всепроникающих лучей, о Господи, Твою суть мне открой! Твой вид так безмерно страшит! Я падаю ниц пред Тобой! Пощади, молю Тебя, о Могучий Господь! Что сокрыто в Тебе – я стремлюсь познать, но Твой нынешний образ ужасает меня.

11.32-34. Я – Время, что несет отчаянье в мир, что истребляет всех людей, являя свой Закон на их земле, никто из воинов, готовых к битве, не ускользнёт от смерти, Моею волею они уже поражены, ты дай лишь внешний вид, срази их рукой своей.

услышав те слова, что произнёс Господь, дрожа и заикаясь от страха Арджуна (не теряя самообладания) сказал: - 11.36-40. - …все ниц во прахе пред Тобой, простёрлись все, со всех сторон; ни силе нет Твоей границ, ни власти измеренья. Ты всё вмещаешь, ибо Сам Ты – Всё.

11.41.-46. И если я, считая Тебя другом, не ведая величия Твоего, не проявлял я должной меры почитания, прости мой грех, я падаю в благоговении пред Тобой, молюсь Тебе, будь терпим ко мне. Я видел Твою славу, до меня незримую никем, от радости и ужаса трепещет моя грудь, и я молю Тебя: прими былой Твой вид, любимый и знакомый образ, сокрой для смертного невыносимое сторукое явление Твоё. / Величие Арджуны проявилось в том, что обещание безусловной победы в сражении не соблазнило его, как воина привыкшего к битвам и стремящегося к победе; в гл. 1 перед сражением, увидев в рядах противоборствующей армии своих родственников, учителей и близких людей, он отказался убивать их, скорбя и страдая. Обещание лёгкой победы не изменило его чувств, он озабочен только одним - искуплением своей вины перед Господом./

11.47.-55. Этот образ, на который ты взирал, очень трудно перенести, забудь свой страх, возвесели свой дух.

тот, кто делает всё во имя Моё, для кого Я – высочайшее благо, кто предан Мне, свободный от привязанности, недоступный вражде, тот приходит ко Мне.

 

Гл. 12. Йога преданного служения /Бхакти йога/

 

12.5.-12. Тех, кто отрешившись от деятельности, сосредоточиваются на Мне, всецело отдавшись йоге, Я быстро поднимаю над океаном жизни и смерти, ибо душою они пребывают во Мне. Но тяжелее достижение для тех, чьи мысли устремлены на Непроявленное (миры до миров Брахмана), либо на Непроявленного (безличностный аспект Бога, например: на Брахмана / Святого духа/), ибо трудно воплощенному достигнуть пути Непроявленного.

Поэтому устреми свои мысли на Меня (личностный аспект Бога), погрузи свое сознание*), свой разум в Меня (т.е. надо находиться в состоянии созерцания Бога (лика, образа) либо непрерывного размышления о Нём, состоянии постоянном и осознанном /контролируемом, внимание не отвлекается ни на что иное/), воистину будешь ты жить тогда во Мне;

но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твердо на Мне, попытайся достигнуть Меня упражнениями йоги в медитации**), (раджа йога, джняна йога);

если же ты не способен и на постоянные упражнения, сосредоточься на служении Мне, исполняя все действия во имя Моё, (через поклонение, почитание, благоговение, преданность) - и ты достигнешь совершенства;

если же ты не способен и на это, то направься к слиянию со Мной, отрекаясь от личной выгоды в своей деятельности (посредством карма йоги); обуздывай себя таким образом;

знания лучше постоянного поклонения, медитация важнее знаний, но отречение от личной выгоды выше медитации, ибо за отречением следует мир.

12.13.-20. Тот, кто преисполнен любви ко всему сущему, настроен дружественно и сострадательно, уравновешенный в радости и скорби, всепрощающий, без привязанности и эгоизма, всегда удовлетворённый, решительный, с покорённым низшим «я» (эго), посвятивший Мне разум и мысли свои,

кто не причиняет страдания людям и сам от людей не страдает, кто не влюбляется и не ненавидит, не печалится и не желает, свободный от тревог, гнева и страха, довольствуется элементарным обеспечением тела, отрёкшийся от добра и зла (от кармических последствий), чист, знающ, бесстрастен, равный к другу и недругу, одинаковый в славе и бесчестии и одинаково встречающий похвалы и упрёки,

молчаливый, вполне довольный всем, что случается, не привязанный к дому и семье, твёрдый в решениях, отказавшийся от всех начинаний (не духовных, но деятельный), полный любви и преданности, такой человек (бхакта) дорог Мне.

Воистину, все разделяющие эту жизнь, дающую мудрость, исполненные веры и любви, для которых Я – высочайшая Цель, эти, поклоняющиеся Мне, дороги Мне превыше всего.

*) «погрузи своё сознание»– концентрацией своего сознания надо находиться в чакре «анахата» - «духовном центре» - в состоянии эмоции любви – это особый вид вибрации энергии сознания, который постигается опытным путём при созерцании какого-либо объекта с нежностью; этот вид вибрации надо определить и запомнить. Бог есть Любовь, подобное сливается с подобным - любовь с Любовью – «будешь жить тогда во Мне».

**) медитация - напряжённое сосредоточенное размышление на одну тему, проработка одной идеи в течение достаточно длительного времени, в строгом графике, имеющее целью выработку некоторых свойств, качеств, которыми должно обладать сознание, с получением необходимых результатов, таких как концентрированное знание, определённое состояние сознания (см.гл.6), восприимчивость, сенсетивность, утонченность сознания, слияние сознания с Атмой, Параматмой, и др., и достигается посредством сосредоточения.

Медитация имеет три фазы: интеллектуальная, эмоциональная и духовная (созерцание). Медитация возможна только с обретением устойчивого сосредоточения (концентрации), когда становится возможным полная «остановка» ума, зафиксированного на одной форме или идее. Медитация начинается со сосредоточения ума на исследуемом вопросе и его усиленной работе над ним и продолжается после остановки ума включением (это происходит спонтанно) разума в работу по выработке заданного свойства (ум /манас/ и буддхи /высший разум, интеллект/ находятся в противофазе – действует что-либо одно).

Фаза 1 связана с исследованием проблемы, её детализацией и выработкой ясного представления о желанной цели и достигаемых результатов; фаза 2 связана, можно так сказать, с эмоциональной окраской цели и результатов, наполнением их намерением и устремлённостью так, чтобы чувствовать их «каж

дой клеточкой тела», осознавать и ощущать их как реально существующих в себе, которые будут сейчас созданы воображением, самовнушением и станут «плотью и кровью» в себе; в 3–й фазе происходит плавный переход из 2 фазы в состояние «существования» цели и результатов

.в себе, медитирующий субъект становится объектом медитации, чувствует себя им при полной свободе без каких-либо ограничений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: