Выживание и неуязвимость 7 глава




Переживший других

Миг, когда ты пережил других, — это миг власти. Ужас перед лицом смерти переходит в удовлетворение от того, что сам ты не мертвец. Мертвец лежит, пере­живший его стоит. Как будто прошла битва и ты сам победил тех, кто мертв. Когда речь идет о выживании, каждый враг другого, по сравнению с этим изначаль­ным торжеством всякая боль ничтожна. При этом важ­но, что выживший один противостоит одному или многим мертвым. Он видит себя одного, он чувствует себя одного, и если говорить о власти, которую даст ему этот миг, то нельзя забывать, что она порождается его единственностью, и только ею.

Все мечты человека о бессмертии содержат в себе что-то от желания пережить других. Хочется не только быть всегда, хочется быть тогда, когда других больше не будет. Каждый хочет стать старше других и знать это, а когда его самого не будет, — пусть скажет об этом его имя.

Самая низшая форма выживания — это умерщвле­ние. Как умерщвляют животное, чтобы употребить его в пищу, когда оно беззащитно лежит перед тобой и можно разрезать его на куски, разделить, как добычу,

Элиас Каннетти

которую проглотишь ты и твои близкие, так хочется убить и человека, который оказался у тебя на пути, ко­торый тебе противодействует, стоит перед тобой пря­мо, как враг. Хочется повергнуть его, чтобы почувство­вать, что ты еще тут, а его уже нет. Но он не должен ис­чезнуть совсем, его телесное присутствие в виде трупа необходимо для этого чувства триумфа. Теперь можно делать с ним что угодно, а он тебе совсем ничего не сде­лает. Он лежит, он навсегда останется лежать, он никог­да уже не поднимется. Можно забрать у него оружие; можно вырезать части его тела и сохранить навсегда, как трофей. Этот миг конфронтации с убитым напол­няет оставшегося в живых силой особого рода, кото­рую не сравнить ни с каким другим видом силы. Нет другого мгновения, которое так хотелось бы повто­рить.

Ибо переживший других знает о многих мертвецах. Если он участвовал в битве, он видел, как падали вокруг него другие. Он отправлялся на битву специально, что­бы утвердить себя, увидев поверженных врагов. Он за­ранее поставил себе целью убить их как можно больше, и победить он может, лишь если это ему удастся. Побе­да и выживание для него совпадают. Но и победители должны платить свою цену. Среди мертвых много и их людей. На поле битвы вперемешку лежат друг и враг общая груда мертвецов. Нередко в битвах бывает так, что враждовавших покойников нельзя разделить: од­ной массовой могиле суждено объединить их останки.

Оставшийся в живых противостоит этой груде пав­ших как счастливчик и привилегированный. Тот факт, что он все еще жив, а такое множество других, только

Масса и власть

что бывших рядом, нет, сам но себе потрясает. Беспо­мощно лежат мертвецы, среди них стоит он, живой, и впечатление такое, будто битва происходила именно для того, чтобы он их пережил. Смерть обошла его сто­роной и настигла других. Не то чтобы он избегал опас­ности. Он, как и его друзья, готов был встретить смерть. Они пали. Он стоит и торжествует.

Это чувство превосходства над мертвыми знакомо каждому, кто участвовал в войнах. Оно может быть скрыто скорбью о товарищах; но товарищей немного, мертвых же всегда много. Чувство силы от того, что ты стоишь перед ними живой, в сущности, сильнее всякой скорби, это чувство избранности среди многих, кого так сравняла судьба. Каким-то образом чувствуешь себя лучшим потому, что ты еще тут. Ты утвердил себя, поскольку ты жив. Ты утвердил себя среди многих, пос­кольку все, кто лежит, уже не живут. Кому пережить та­ким образом других удается часто, тот герой. Он силь­нее. В нем больше жизни. Высшие силы благосклонны к нему.

Выживание и неуязвимость

Человеческое тело голо и уязвимо; в своей мягкости оно открыто любому нападению. То, чего человек с тру­дом и всяческими ухищрениями не допускает до себя на близком расстоянии, может легко настичь его изда­ли. В него могут вонзиться копье и стрела. Он изобрел щит и доспехи, построил вокруг себя стены и целые крепости. Но главная цель всех его предохранительных мер — чувство неуязвимости.

Элиас Каннетти

Достичь его он пытался двумя различными путями. Они прямо противоположны друг другу, а потому и весьма различны их результаты. С одной стороны, он старался отдалить от себя опасность, отделиться от нее пространствами большими, но обозримыми, которые можно было бы охранять. Он, так сказать, прятался от опасности, и он отгонял опасность.

Но больше всего отвечал его гордости другой путь. Во всех древних текстах полно хвастовства и самовос­хвалений такого рода: человек сообщает, что он искал опасности и подвергал себя ей. Он подпускал ее к себе как можно ближе и рисковал всем. Из всех возможных ситуаций он выбирал ту, где был больше всего уязвим, и обострял ее до крайности. Он кого-то сделал своим врагом и вызвал его на бой. Возможно, это уже и пре­жде был его враг, возможно, он только сейчас его объ­явил врагом. Как бы там ни было, он сознательно выби­рал путь высшей опасности и не старался оттягивать решение.

Это путь героя. Чего хочет герой? На что он в дейс­твительности нацелен? Слава, которой все народы ок­ружают своих героев, стойкая, непреходящая слава, если их деяния разнообразны или достаточно часто повторяются, может обмануть относительно более глу­боких мотивов этих деяний. Предполагается, что лишь слава их и интересует, но я думаю, в основе здесь лежит нечто совсем другое: возможность быстрее всего обес­печить себе таким образом чувство неуязвимости.

Конкретная ситуация, в которой оказывается герой после испытанной опасности, это ситуация пережив­шего других. Враг покушался на его жизнь, как он на жизнь врага. С этой ясной и твердой целью они высту-

Масса и власть

пили друг против друга. Враг повержен. С героем же во время борьбы ничего не случилось. Переполненный не­обычайным чувством этого превосходства, он бросает­ся в следующую битву. Ему было все нипочем, ему будет все нипочем. От победы к победе, от одного мертвого врага к другому он чувствует себя все уверенней: воз­растает его неуязвимость, а значит, надежней становят­ся его доспехи.

Чувство такой неуязвимости нельзя добыть иначе. Кто отогнал опасность, кто от нее укрылся, тот просто отодвинул решение. Но кто принял решение, кто дейс­твительно пережил других, кто вновь утвердился, кто множит эпизоды своего превосходства над убитыми, тот может достичь чувства неуязвимости. В сущности, он лишь тогда герой, когда этого добивается. Теперь он готов на все, ему нечего бояться. Возможно, мы больше бы восхищались им, если бы ему еще было чего боять­ся. Но это взгляд постороннего наблюдателя. Народ хо­чет неуязвимого героя.

Однако деяния героя отнюдь не исчерпываются по­единком, которого он сам искал. Ему может встретить­ся целое скопище врагов, и если он тем не менее их ата­кует, если он не только не избегает их, но всех их убива­ет, это может мгновенно породить в нем чувство собственной неуязвимости.

Один из самых давних и верных друзей спросил как-то Чингисхана: «Ты повелитель, и тебя называют героем. Какими знаками завоевания и победы отмечена твоя рука?» Чингисхан ответил ему: «Перед тем, как взойти на царство, я скакал однажды по дороге и натол­кнулся на шестерых, которые поджидали меня в засаде у моста, чтобы лишить меня жизни. Приблизившись, я

Элиас Каннетти

вынул свой меч и напал на них. Они осыпали меня гра­дом стрел, но все стрелы пролетели мимо, и ни одна меня не тронула. Я перебил их всех своим мечом и не­вредимый поскакал дальше. На обратном пути я вновь скакал мимо места, где убил этих шестерых. Шесть их лошадей бродили без хозяев. Я привел всех лошадей к себе домой».

Эту неуязвимость в борьбе против шестерых врагов одновременно Чингисхан считает верным зна­ком завоевания и победы.

Стремление пережить других как страсть

Удовлетворение от того, что удалось пережить дру­гих, своего рода наслаждение, может перейти в опасную и ненасытную страсть. Она растет при каждом новом случае. Чем больше груда мертвых, перед которой ты стоишь живой, чем чаще видишь такие груды, тем силь­ней и настоятельней потребность повторить это пере­живание. Карьеры героев и наемников свидетельству­ют о том, что здесь возникает своего рода наркомания, от которой ничто не избавляет. Обычное объяснение, которое дается в таких случаях, гласит: такие люди спо­собны дышать лишь воздухом опасности; безопасное существование для них тускло и пусто; мирная жизнь уже неспособна доставить им никакого удовольствия. Опасность обладает притягательной силой, этого не следует недооценивать. Но нельзя и забывать, что эти люди выходят навстречу своим приключениям не в одиночку, вместе с ними подвергаются опасности и другие. Что им действительно нужно, без чего они уже

Масса и власть

не могут обойтись, так это возобновляющееся вновь и вновь наслаждение от того, что ты пережил других.

Дело также и не в том, что для удовлетворения этой потребности надо вновь и вновь подвергать опасности самого себя. Ради победы на полях сражений действует несметное множество людей, и если ты их предводи­тель, если ты контролируешь их движения, если ты лич­но принял решение о битве, можно присвоить и ее ре­зультат, за который несешь ответственность, с кожей и волосами всех трупов. Полководец не случайно носит свое гордое имя. Он повелевает, он посылает своих лю­дей против врага на смерть. Если он побеждает, ему принадлежит все поле битвы, усеянное мертвецами. Одни пали за него, другие против него. От победы к по­беде он переживает их всех. Триумфы, которые он праз­днует, наиболее полно соответствуют его стремлениям. Их значение измеряется числом мертвых. Этот успех достоин усмешки, даже если враг храбро защищался, даже если победа далась тяжело и стоила множества жертв.

«Цезарь превзошел всех героев и полководцев тем, что он провел больше всех битв и уложил больше всех врагов. Ибо за те неполные десять лет, что шла война в Галлии, он взял штурмом более 800 городов, покорил 300 народностей, сражался в общей сложности с тремя миллионами людей, и миллион из этого числа убил в боях, а еще столько же взял в плен»1.

Так пишет Плутарх, один из самых гуманных умов в истории человечества, которого нельзя упрекнуть ни в воинственности, ни в кровожадности. Это суждение

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Цезарь, гл. 15.

Элиас Каныетги

особенно ценно потому, что в нем так заостряется итог. Цезарь сражался против трех миллионов, один милли­он убил, один взял в плен. Позднейшие полководцы, монголы и немонголы, его превзошли. Но это античное суждение примечательно еще и той наивностью, с ка­кой все происходившее приписывалось одному полко­водцу. Взятые штурмом города, покоренные народы, миллионы поверженных, убитых, плененных врагов — все это принадлежало Цезарю. Тут нашла выражение не наивность Плутарха, а наивность истории. Это при­вычно со времен военных сообщений египетских фара­онов; и здесь едва ли что изменилось до наших дней.

Итак, Цезарь счастливо пережил великое множест­во врагов. В таких случаях считается бестактным под­считывать собственные потери. Они известны, но их не ставят в упрек великому человеку. В войнах Цезаря их, по сравнению с числом поверженных врагов, было не так уж и много. И все-таки он пережил еще несколько тысяч союзников и римлян, с этой точки зрения он тоже вышел не совсем с пустыми руками.

Эти гордые итоги передавались от поколения к по­колению; у каждого находились свои потенциальные герои-воины. Их страстное стремление пережить мас­сы людей распалялось,таким образом, до безумия. При­говор истории как будто оправдывает их замысел еще до того, как им удастся его осуществить. Наиболее изощренные в этом умении пережить других обретают в ней самое величественное и надежное место. Для та­кого рода посмертной славы чудовищное число жертв в конце концов важнее, чем победа или поражение. Еще неизвестно, что в самом деле творилось в душе у Напо­леона во время русского похода.

Масса и власть

Властитель как переживший других

Параноическим типом властителя можно назвать такого, который любыми средствами стремится изба­вить себя от опасности. Вместо того чтобы бросить вы­зов и выступить против нее, вместо того чтобы в борь­бе с ней прийти к какому-то результату, пусть он даже окажется и неблагоприятным, он старается преградить ей путь хитростью и осторожностью. Он создает вок­руг себя свободное, хорошо обозримое пространство, чтобы заметить любой знак ее приближения и принять нужные меры. Так, он будет озираться по сторонам, поскольку сознание, что ему грозит множество врагов, которые могут выступить против него все одновремен­но, заставляет бояться окружения. Опасность грозит отовсюду, не только спереди. Она даже больше за его спиной, где он не может увидеть ее достаточно быстро. Поэтому он оглядывается, прислушивается даже к са­мому тихому шороху, ибо за ним может крыться враж­дебный умысел.

Воплощение всех опасностей — это, конечно, смерть. Важно знать точно, откуда ее можно ждать. Первый и решающий признак властителя — это его право распо­ряжаться жизнью и смертью. К нему никто не вправе приблизиться; кто явится к нему с известием, кто дол­жен к нему подойти, того необходимо обыскать, ведь он может быть вооружен. Смерть старательно отдаляется от него: он сам может и должен ею распоряжаться. Вы­несенный им смертный приговор всегда исполняется. Это знак его власти; она абсолютна лишь до тех пор,

Элиас Каннетти

пока остается неоспоримым его право приговаривать к смерти.

Ибо по-настоящему подвластен ему лишь тот, кого он может послать на смерть. Именно к этому сводится при необходимости последнее испытание покорности. Солдаты воспитываются в двоякого рода готовности: их посылают убивать его врагов, и они сами готовы принять за него смерть. Но не только солдаты, все дру­гие его подданные также знают, что в любой момент от него зависит их жизнь или смерть. Страх, который он внушает, одно из его свойств; этот страх его право, и за это право его больше всего почитают. Поклонение ему принимает самые крайние формы. Так сам Господь Бог держит в своих руках смертный приговор всем живу­щим и тем, кто еще будет жить. От его прихоти зависит, когда он будет приведен в исполнение. Протестовать никому не приходит в голову, это бесполезно.

Однако земным властителям не так просто, как Гос­поду. Они не вечны; их подданные знают, что их дни тоже сочтены. И конец этих дней можно даже ускорить. Как всегда, это делается с помощью насилия. Кто пере­стал повиноваться, тот решается на борьбу. Ни один властитель не может быть раз и навсегда уверен в по­корности своих людей. Покуда они позволяют ему себя убивать, он может спать спокойно. Но едва кому-то удастся избежать приговора, властитель оказывается в опасности.

Чувство этой опасности никогда не покидает обла­дателя власти. Позднее, когда речь зайдет о природе приказа, будет показано, что его страхи должны стано­виться тем сильней, чем больше его приказов выполне­но. Он может успокоить их, лишь преподав урок. Ему

Масса и власть

нужна будет казнь ради самой казни, даже если жертва не так уж виновата. Время от времени ему придется повторять казни, тем чаще, чем быстрее растут его сом­нения. Самые надежные, можно сказать, самые желан­ные его подданные это те, кто посланы им на смерть.

Ибо каждая казнь, за которую он ответствен, при­бавляет ему немного силы. Это сила пережившего дру­гих, которой он таким образом набирается. Его жертвы вовсе не собирались на самом деле выступить против него, но они могли бы это сделать. Его страх превраща­ет их, может быть, только задним числом во врагов, которые против него боролись. Он их осудил, они по­беждены, он их пережил. Право выносить смертные приговоры в его руках становится оружием наподобие любого другого, только гораздо действенней. Варварс­кие и восточные властители нередко очень любили со­бирать свои жертвы где-нибудь возле себя, так, чтобы они всегда были перед глазами. Но и там, где обычаи этого не позволяли, властители все-таки подумывали, как бы такое сделать. Зловещую забаву в подобном духе устроил, как рассказывают, римский император Доми­циан. Пир, который он придумал и подобного которо­му наверняка никогда больше не было, дает самое на­глядное представление о глубинной сути параноичес­кого властителя. Вот что сообщает об этом Кассий Дио:

«В другой раз Домициан поступил с благородней­шими сенаторами и всадниками следующим образом. Он оборудовал зал, в котором потолки, стены и полы были совершенно черными, и приготовил непокрытые ложа такого же цвета, которые находились на голом

Элиас Каннетти

Масса и власть

полу. Гостей к себе он пригласил ночью и без сопровож­дающих. Возле каждого он велел сначала поставить пластинку в форме надгробия с именем гостя, тут же был и маленький светильник, какие висят в склепах. За­тем в зал вошли хорошо сложенные нагие мальчики, тоже раскрашенные черным, словно призраки. Они со­вершили вокруг гостей зловещий танец, после чего рас­положились у их ног. Затем гостям были предложены угощения, какие обычно приносят в жертву духам умерших, сплошь черные на блюдах того же цвета. Гос­ти же дрожали от страха, ожидая, что в следующий миг им перережут горло. Все, кроме Домициана, онемели. Царила мертвая тишина, как будто они уже находились в царстве мертвых. Император же принялся громко рассуждать о смерти и об убийствах. Наконец он их от­пустил. Но сперва он удалил их рабов, которые их жда­ли в передней. Он поручил гостей другим рабам, им не­знакомым, и велел препроводить их в повозки или но­силки. Таким образом он внушил им еще больше страха. Едва гости оказались у себя дома и перевели дух, как к каждому стали являться посыльные императора. Те­перь каждый из них был уверен, что тут-то и настал его последний час. Между тем один из них принес пластин­ку из серебра. Другие пришли с разными предметами, среди них блюда из драгоценного материала, которые подавались во время еды. Наконец у каждого из гостей появился мальчик, прислуживавший ему как его осо­бый дух, но теперь вымытый и украшенный. После ночи, проведенной в смертельном страхе, теперь они получали подарки»1.

1 Dio. Romische Geschichte, Epitome von Buch LXVII, Cap. 9.

Таков был «Пир покойников» у Домициана, как это назвал народ.

Непрерывный страх, в каком он держал своих гос­тей, заставил их замолкнуть. Говорил только он, и он говорил про смерть и умерщвление. Казалось, будто они мертвы, а он один еще жив. На это угощение он собрал всех своих жертв, ибо именно жертвами они должны были себя чувствовать. Наряженный, как хозя­ин, но на самом деле словно переживший их, он обра­щался к своим жертвам, наряженным гостями. Ситуа-j ция подчеркивалась не только количеством тех, кого он * пережил, в ней была особая утонченность. Хотя они были как будто мертвы, он мог в любой момент умерт­вить их на самом деле. В сущности, так был начат про­цесс, позволявший ему пережить других. Отпуская этих людей, он их милует. Еще раз он заставляет их дрожать, поручая чужим рабам. Они добираются до дому — он вновь посылает к ним вестников смерти. Они приносят им подарки, в том числе самый большой — жизнь. Он может, так сказать, послать их из жизни в смерть, а за­тем опять возвращать из смерти в жизнь. Этой игрой забавляется он не раз. Она дает ему высшее чувство власти — выше уже не придумаешь.

2. ЭЛЕМЕНТЫВЛАСТИ

Насилие и власть

С насилием связано представление о чем-то близ­ком и теперешнем. В нем больше принуждения, и оно более непосредственно, чем власть. Подчеркнуто гово-

5 — 5767 Блаишо

Элиас Каннетти

рят о физическом насилии. Самые низкие и самые жи­вотные проявления власти лучше назвать насилием. Насильно хватают добычу и насильно отправляют ее в рот. Если для насилия есть достаточно времени, оно становится властью. Но в миг, когда ситуация потом все-таки обостряется, когда надо принять решение и пути назад уже нет, она вновь оказывается чистым на­силием. Власть понятие более общее и более широкое, чем насилие; она гораздо содержательней и не так дина­мична. Она более обстоятельна, даже по-своему терпе­лива. Само немецкое слово «Macht» происходит от древнего готского корня «magan», что значит «мочь, иметь возможность», и никак не связано с корнем «machen» — «делать».

Разницу между насилием и властью можно проде­монстрировать на очень простом примере: на отноше­нии между кошкой и мышью. Мышь, схваченная од­нажды, подверглась со стороны кошки насилию. Та поймала ее, держит и собирается умертвить. Но как только она начинает с нею играть, возникает нечто но­вое. Она отпускает ее, позволяя чуть-чуть отбежать. Стоит же мыши повернуться к кошке хвостом и побе­жать, как она уже оказывается вне сферы ее насилия. Но во власти кошки настичь мышь. Если она позволит ей убежать совсем, та покинет и сферу ее власти. Одна­ко, покуда кошка наверняка может достать мышь, та остается в ее власти. Пространство, которым распоря­жается кошка, мгновения надежды, которые она даст мыши, но под строжайшим надзором, не теряя интере­са к ней и к ее умерщвлению, все это вместе: пространс­тво, надежда, надзор и заинтересованность в умерщ­влении можно назвать сущностью власти или просто самой властью.

Масса и власть

Таким образом, власти в противоположность наси­лию присуща несколько большая широта, у нее больше и пространства, и времени. Можно сказать, что тюрьма похожа на пасть: отношение между ними — это отно­шение между властью и насилием. В пасти уже не оста­ется подлинной надежды, для жертвы здесь нет уже ни времени, ни пространства. И в том и в другом отноше­нии тюрьма как бы расширенная пасть. Можно сделать несколько шагов туда-сюда, как мышь под надзором кота, то и дело чувствуя на спине взгляд надзирателя. Есть еще время и есть надежда за это время бежать или получить свободу, при этом всегда чувствуешь заинте­ресованность тех, в чьей власти ты находишься, в твоей гибели, даже если эта гибель как будто отсрочена.

Но разницу между властью и насилием можно про­следить и в совсем другой области, в многообразных оттенках религиозной преданности. Каждый верующий в Бога постоянно чувствует себя в божьей власти и дол­жен с ней по-своему считаться. Но некоторым этого не­достаточно. Они ждут открытого вмешательства, не­посредственного акта божественного насилия, чтобы удостовериться в нем и ощутить его на себе. Они все время ждут приказа. Бог для них имеет ярко выражен­ные черты повелителя. Его активная воля, их активное подчинение в каждом отдельном случае, в каждом про­явлении составляют для них суть веры. Религии такого рода склонны подчеркивать роль божественного пре­допределения, так что приверженцы их получают воз­можность воспринимать все, что с ними происходит, как непосредственное выражение божественной воли. Они всякий раз могут подчиняться ей, и так вплоть до самого конца. Как будто они уже живут во рту Господа,

Элиас Каннетти

который в следующий миг их разжует. Однако в этом ужасном состоянии они должны бесстрашно жить дальше и действовать праведно.

Наиболее полно выражена эта тенденция в исламе и кальвинизме. Их приверженцы жаждут божествен­ного насилия. Одной божьей власти им недостаточно, в ней есть что-то слишком общее, далекое, и она слишком много предоставляет им самим. Постоянное ожидание приказа решающим образом влияет на людей, раз и на­всегда вручивших себя повелителю, и определяет их от­ношения с другими. Оно создает тип верующего-солда­та, для которого наиболее точным выражением жизни является битва, который не страшится ее, потому что все время чувствует себя ее участником. Об этом типе более подробно будет сказано в связи с исследованием темы приказа.

Власть и скорость

Скорость, о которой может идти речь в связи с про­блемой власти, это скорость, позволяющая настичь и схватить. И в том и в другом случае образцами для че­ловека служили животные. Умению настигать он учил­ся у быстро бегающих хищников, особенно у волка. Умению схватить, внезапно прыгнуть его могли научить кошки; достойными зависти и восхищения в этом ис­кусстве были лев, леопард и тигр. Хищные птицы со­единяли оба умения: и настигать, и хватать. Когда хищ­ная птица парит одиноко и не скрываясь, а потом изда­лека устремляется на добычу, мы наблюдаем этот

Масса и власть

процесс во всей яркости. Он подсказал человеку такое оружие, как стрела, давшая ему в руки на долгое время самую большую скорость: своей стрелой человек как бы устремляется к добыче.

Вот почему эти животные с давних времен служат и символами власти. Они олицетворяют собой богов, предков властителей. Волк был предком Чингисхана. Сокол-Гор божество египетского фараона. В африканс­ких империях лев и леопард священные животные цар­ских родов. Из пламени, на котором сжигалось тело римского императора, вылетал в небо орел как вопло­щение его души.

Но быстрей всех во все времена была молния. Суе­верный страх перед молнией, от которой нет никакой защиты, распространен повсюду. Монголы, рассказы­вает францисканский монах Рубрук, посланный к ним Людовиком Святым, больше всего на свете боятся гро­ма и молнии. В грозу они удаляют из своих юрт всех чужаков, сами закутываются в черный войлок и пря­чутся так, покуда она не пройдет. Персидский историк Рашид, находившийся у них на службе, сообщает, что монголы остерегаются есть мясо животного, поражен­ного молнией, более того, они боятся к нему прибли зиться. Множество разнообразных запретов у монго­лов служит тому, чтобы умилостивить молнию. Реко­мендуется избегать всего, что могло бы ее вызвать. Зачастую молния главное оружие самого могуществен­ного бога.

Ее внезапная вспышка среди темноты действует как откровение. Молния настигает и озаряет. По ее осо­бенностям люди пытаются судить о воле богов. Какой

Элиас Каннетти

она имеет вид и в каком месте неба возникает? Откуда она берется? Куда направлена? У этрусков разгадкой этого занимался особый разряд жрецов, которые потом у римлян стали называться «фульгураторы».

«Власть повелителя,— говорится в.одном древнем китайском тексте, — подобна молнии, хотя и уступает ей в мощи». Удивительно, как часто молния поражала властителей. Рассказы об этом не всегда бывают досто­верны. Однако показательно уже само желание увидеть здесь связь. Известий такого рода много у римлян и у монголов. Для обоих народов характерна вера в верхов­ного небесного бога, у обоих сильно развито представ­ление о власти. Молния рассматривается здесь как сверхъестественное повеление. Она поражает того, кого должна поразить. Если она поражает властителя, зна­чит, она послана властителем еще более могуществен­ным. Она служит самой быстрой, самой внезапной, но при этом и самой наглядной карой.

В подражание ей человек создал и свое особое ору­жие огнестрельное. Вспышка и гром выстрела из ружья и особенно из пушки вызывали страх у народов, кото­рым это оружие было неведомо: оно воспринималось ими как молния.

И прежде люди всячески старались сделать себя быстрейшими из животных. Приручение лошади и об­разование конницы в ее наиболее совершенной форме привели к великому историческому прорыву с Востока. В каждом сообщении современников о монголах под­черкивалось, насколько они были быстры. Их появле­ние всегда было неожиданным, они возникали так же внезапно, как исчезали, и вновь вырастали будто из-

Масса и власть

под земли. Даже поспешное бегство они могли обер­нуть атакой: стоило подумать, что они бежали, как ты уже оказывался ими окружен.

С тех пор физическая скорость как свойство власти всячески возрастало. Излишне останавливаться на ее проявлениях в наш технический век.

Что касается хватания, то с ним связан особый вид быстроты разоблачение. Перед тобой безобидное или покорное существо, но сдерни с него маску, и под ней окажется враг. Чтобы оказаться действенным, разобла­чение должно быть внезапным. Такого рода скорость можно назвать драматической. Настигать приходится лишь в небольшом, ограниченном пространстве, здесь этот процесс сконцентрирован. Засада как средство маскировки известна с древности, ее противополож­ность — разоблачение. От маски к маске можно добить­ся решающих перемен в отношениях власти. Притворс­тву врага противопоставляется собственное притворс­тво. Властитель приглашает военных и гражданскую знать к себе на пир. Вдруг, когда они меньше всего ожи­дают враждебных действий, их всех убивают. Смена од­ного положения другим точно соответствует прыжку из засады. Быстрота процесса доведена до крайности; от нее одной зависит успех замысла. Властитель, хоро­шо знающий свое собственное постоянное притворс­тво, всегда может подозревать его и в других. Всякая быстрота, чтобы их опередить, кажется ему дозволен­ной и необходимой. Его мало трогает, если он набро­сится на невиновного: в общей сущности масок можно и ошибиться. Но его глубоко заденет, если из-за про­медления враг ускользнет.

Элиас Каннетти

Вопрос и ответ

Всякий вопрос есть вторжение. Используемый как средство власти, он проникает словно нож в тело спра­шиваемого. Известно, что там можно найти; но хочется непосредственно прикоснуться к найденному. С уве­ренностью хирурга кто-то добирается до твоих внут­ренних органов. Он поддерживает в своей жертве жизнь, чтобы побольше о ней узнать. Это хирург особо­го рода, он работает, сознательно вызывая местную боль. Он раздражает определенные части жертвы, что­бы достоверно узнать о других.

Вопросы рассчитаны на ответы: если ответа не сле­дует, они подобны стрелам, пущенным в воздух. Самый невинный вопрос изолированный, не влекущий за со­бой других. Спрашиваешь незнакомого про какой-ни­будь дом. Тот тебе его показывает. Ты удовлетворяешь­ся этим ответом и идешь дальше своей дорогой. На ка­кой-то миг ты задержал незнакомца. Ты заставил его что-то вспомнить. Чем ясней и убедительней его ответ, тем быстрее он освобождает человека. Он дал, что от него ожидали, и больше тебе с ним видеться незачем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: