Вы серьезно считаете, что мужчины — зло?




 

А феминистки — это женщины, которые защищают права женщин, которым дорог «женский мир» с женскими ценностями, и поэтому эмоционально они тоже связаны с женщинами, с защитой их прав и свобод. Но это не подразумевает автоматически, что феминистки борются против мужчин и ненавидят их. Нет. Феминистки хотят изменить сами принципы существования общественного устройства. И если мужчины нам помогут, то от этого только всем будет хорошо.

Воззрения феминизма возникли не вчера. Уже несколько столетий феминистские идеи прорываются в учениях тех или иных мыслителей. Эти взгляды развивают как философы, так и общественные деятели, как женщины, так и мужчины, как в Европе, так и в Азии. Феминизм пока не стал идеей, захватившей умы человечества. Но этот день не за горами, так как альтернативы феминизму нет. Феминизм пока не стал единым учением со стройно изложенной системой взглядов. Но это и не является целью, так как феминизм — живая система взглядов, воззрений, точек зрения, и она развивается с каждой новой участницей, с каждым новым витком общественного движения. Пора уже и России включиться в развитие идей феминизма. Российским феминисткам есть, что сказать обществу. Однако на постсоветском пространстве к феминизму по‑прежнему относятся настороженно. Он считается учением, пришедшим с Запада, чуждой россиянам идеологией. Феминизм отвергается и высмеивается, многие считают его чем‑то неприличным и порочным, о чем следует молчать. За феминизм еще не сажают, но его уже публично осуждают. В официальных СМИ феминистские воззрения никто не высказывает, потому что в официальных кругах их никто и не придерживается. Феминистки — это фигуры умолчания, для россиян нас нет, так как нас не показывают по телевидению, наш голос не слышен, идеи остаются не высказанными. В России считается, что революция 1917 года решила женский вопрос: женщинам дали право голоса, им предоставили право на образование, на труд и закрепили равенство прав в Конституции. Казалось бы, чего еще требовать? Однако на деле равенство прав не соблюдается, остается простой формальностью, а общество продолжает жить в рамках двойных стандартов, «стеклянного потолка» для карьерного роста и тройного рабочего дня для женщин.

 

По моему, вы преувеличиваете/раздуваете проблему: всех так или иначе дискриминируют!

 

Женщина вынуждена строить свою жизнь на принципах патриархата, говорить с миром на его языке. Но при этом оставаться женщиной, со своим жизненным опытом, своими интересами и потребностями. Чтобы сохранить себя, женщине приходится жить в «параллельном» мире, не включаясь в патриархальные традиции общества. Однако в социальном мире мы необходимо играем по правилам патриархата: строим карьеру, открываем свой бизнес, отвоевываем себе место под солнцем. И получается так, что современные, сильные, самодостаточные, успешные женщины, развивая в себе лидерские качества, играют не против патриархата, а за него, пробиваясь в команду его лидеров. Но и безвольные, слабые, прячущиеся за мужнино плечо женщины также играют в команде патриархата в качестве защитников.

 

Ведь правда, все феминистки просто страшные, унылые, злобные, озверевшие от мужского невнимания и неуспешности, а кричат от проблем с психикой и личной жизнью?

 

И лишь осознанное восприятие идей феминизма поможет женщинам изменить этот мир. Пока же кто‑то свои феминистские взгляды скрывает, предпочитает не афишировать, а кто‑то их попросту не осознает. Мало кто из окружающих знает, какие социальные и политические задачи ставят перед собой феминистки, но многие чувствуют в них угрозу и начинают в официальной культуре, а также в соцсетях вести против них кампанию. Именно поэтому так часто можно услышать фразу: «Я не феминистка, но…» Женщины, имеющие и высказывающие феминистские взгляды, не хотят быть причисленными к этому движению за изменение существующего положения вещей. Они стараются делать вид, что их устраивают неизменные гендерные нормы и что их взгляды ничем не угрожают мужчинам. Они хотели бы изменить только отношение к ним мужчин, политику государства в отношении женщин (а заодно и всех граждан), и чтобы общество отказалось от культуры насилия.

Таким образом, многие женщины уже высказывают феминистские взгляды, даже не называя себя феминистками. И это гораздо лучше, чем когда женщина говорит, что она никакой дискриминации не испытывает, удачно строит свою карьеру, не ощущает никакой угрозы насилия и вообще все это выдумки неудовлетворенных женщин. Когда так говорит женщина в частной беседе, то это — полбеды.

 

Что это вы говорите от лица всех женщин? Самоутверждаетесь за счет нормальных?

 

Хуже, когда так думает и говорит депутатка какого‑нибудь законодательного собрания.

Как‑то на записи беседы, посвященной 8 Марта, я услышала слова женщины, выбранной в законодательные органы одного подмосковного района. Она как раз говорила о том, что в ее карьере мужчины ей только помогали, что у нее любящий муж и прекрасные сыновья. За нее можно было только порадоваться. Но вставал вопрос: услышит ли она голоса тех женщин, у которых в жизни все складывалось не так розово, как у нее, тех, кто испытывает домашнее насилие и не знает, куда уйти с ребенком от мужа‑алкоголика, тех, кто уперся в «стеклянный потолок» и не знает, как строить свою карьеру дальше, тех, кто испытывает сексуальные домогательства от начальника, а уйти с работы не может, так как другой работы в маленьком городке нет, и т. п. Сможет ли она помочь девочке, которую изнасиловали в школе одноклассники — сыновья тех, кто сидит в том же заксобрании? Когда женщины во власти не видят никакой дискриминации женщин, никаких гендерных вопросов у них не возникает — вот это действительно страшно.

 

Феминизм — это желание женщин получить привилегии и ничего не делать. Женщины не могут конкурировать с мужчинами, поэтому хотят добиться своего через введение различного вида квот и послаблений.

 

Именно поэтому некоторые феминистки ставят себе цель пройти во властные органы, чтобы менять структуры изнутри. Чтобы способствовать принятию закона против домашнего насилия. Чтобы уже наконец приняли закон о гендерном равенстве, чтобы защищать репродуктивные права женщин и т. п. Этим не изменить общественное устройство, но можно постепенно менять общественное сознание.

Как женщины от стадии «Я не феминистка, но…» переходят к осознанию ценности феминизма? По‑разному. По сети давно гуляет вот, например, такой текст (https://alivewomen.livejournal.com/9668.html).

 

Десять способов стать феминисткой:

1. Вырасти в патриархальной семье, где отец занимает место кумира. Интересы всех членов семьи ущемляются ради интересов отца, допускается эмоциональное или физическое насилие. Родители имеют неравные права в принятии решений. Девочка, как и ее мать, не имеет права голоса. Вырасти, переосмыслить семейные ценности и сделать выбор в пользу феминизма.

2. Вырасти в семье, где отец и мать считаются равными партнерами, уважают друг друга, принимают совместные решения и учитывают интересы детей. Вырасти, посмотреть, как живут другие, ужаснуться и сделать выбор в пользу феминизма.

3. Выйти замуж за деспота, угнетателя, мужскую шовинистическую свинью. Считать его прекрасным принцем. Прожить с ним столько, на сколько хватит сил, не замечая очевидного. В один прекрасный день очнуться. Посмотреть на ситуацию реально. Развестись. Переосмыслить этот опыт. Сделать выбор в пользу феминизма.

4. Выйти замуж за мужчину, ценящего партнерские отношения. Жить с ним счастливо и получать от этого удовольствие. Видеть, как живут другие семьи, сочувствовать им и делать выбор в пользу феминизма.

5. Не выходить замуж и жить одной, либо иметь нетрадиционную сексуальную ориентацию. Подвергаться общественному давлению и остракизму, замаскированному под сочувствие и заботу. Верить этому, потом понять, что что‑то не так, переосмыслить собственные цели и ценности. Осознать чужие цели и ценности. И сделать выбор в пользу феминизма.

6. Жить, не имея семейных отношений, и не подвергаться из‑за этого общественному давлению. Получать от такой жизни удовольствие и делать выбор в пользу феминизма.

7. Подвергнуться на работе сексуальному домогательству, урезанию заработной платы или не получить продвижения по службе на основании пола. Осмыслить этот опыт и сделать выбор в пользу феминизма.

8. Работать в дружном коллективе, пользуясь уважением коллег, иметь равные возможности в карьерном росте с мужчинами. Искренне радоваться, осознанно ценить это и делать выбор в пользу феминизма.

9. Жить в обществе, где в культуре общения считается нормальным уничижительные и пренебрежительные высказывания и действия в адрес женщин. Сталкиваться с хамством, скользкими шутками, навязанными ограничениями и обязанностями. Не иметь возможности обратиться за защитой. Сделать выбор в пользу феминизма.

10. Жить в равноправном обществе, в котором принято уважать женщин, соблюдать их права. Где существуют институты защиты этих прав. Чувствовать себя в безопасности, свободно развиваться. Наслаждаться всем этим и делать выбор в пользу феминизма.

 

Ольгерта:

Стать феминисткой — это не значит думать однолинейно. Феминизм — это не однородное течение, куда невозможно войти дважды. Можно. Можно прочитать феминистский текст, подумать, что все что там сказано, — это сказано про тебя. Ощутить свою сопричастность. Потом решить, что осмысление этих проблем выводит тебя из зоны комфорта. Забыть о тексте, проблемах и мыслях, ими порожденных. Жить как все. Опять столкнуться с проблемой. Понять, что она возникла у тебя только потому, что ты женщина. Снова почитать феминистский текст. Увидеть, что он отвечает на твой вопрос. По‑феминистски взглянуть на возникшую проблему и обрести неожиданное решение.

 

Что за солидарность по признаку пола? Почему вы не думаете, что мужчинам тоже несладко, иногда и поболе?

 

Феминизм несовершенен, разные его варианты предлагают разные пути для продвижения по жизни. Но в чем феминизм точно помогает, так это обрести свой взгляд и свой голос. Феминизм помогает поверить, что твой голос имеет значение, даже в этом мире, где так много голосов требуют, чтобы их услышали.

Феминизм несовершенен, потому что это движение состоит из людей, а люди по природе своей несовершенны. Противники феминизма устанавливают для него слишком высокий стандарт — он должен удовлетворять всем их требованиям: быть последовательным, логичным, непротиворечивым, обязательно отражать потребности не только женщин, но и мужчин, пожалуй, даже и в первую очередь мужчин, если он обещает светлое будущее для всего человечества. И когда феминизм не дотягивает до этих ожиданий, то все быстренько решают, что он плох сам по себе.

Феминизм несовершенен, потому что он не отвечает чьим‑то идеалам. И потому что он действительно неидеален. Это живое развивающееся учение, иногда принимающее форму общественного движения. А как известно, движение состоит из людей. Разных людей, которые могут спорить друг с другом, не соглашаться с общепринятой точкой зрения. И которые все же объединяются по основополагающим вопросам — в нашем случае: по вопросу отношения к женщинам.

 

Ребекка Вест (Rebecca West): «Я не знаю, что такое феминизм, но каждый раз, когда я не хочу, чтобы об меня вытирали ноги, меня называют феминисткой».

 

Можно не желать дотягивать до идеала и называть себя «плохой феминисткой». Не надо быть совершенством, не надо становиться примером. Не надо делать вид, что у феминизма есть ответы на все вопросы и что он всегда прав. Можно западать на розовый цвет, носить каблуки, любить мужа, воспитывать сына, танцевать слоу, не разбираться в технике и не отличать по цвету проводов фазу от ноля. Все это не мешает видеть несправедливость общественного устройства, когда все высокие места достаются мужчинам, а вся работа по обслуживанию — женщинам. Сначала надо просто увидеть этот гендерный перекос и задаться вопросом о его причинах. А потом искать ответ на него или вместе с теми, кто уже прочитал какие‑то книги по феминизму или в одиночку изобретать «велосипед» — что тоже правильно, потому что не бывает раз и навсегда данных ответов, подходящих всем.

 

Дейл Спендер (Dale Spender): «Феминизм не участвовал ни в каких войнах. Он не убивал своих оппонентов. Он не создавал концентрационных лагерей, не морил врагов голодом, не совершал никаких жестокостей. Феминизм боролся за образование, за право голоса, за улучшение условий труда, за безопасность на улицах, за службы ухода за детьми, за социальные пособия, за кризисные центры для переживших изнасилование, за убежища для женщин, за реформы законодательства. Если кто‑то говорит: «О нет, я не феминистка», спросите: «Почему? В чем ваша проблема?»

 

Лично мне не нравится, когда женщины отказываются от феминизма, не хотят, чтобы их называли феминистками. Хотя при этом они уже получили образование (что без движения равноправок в России было бы невозможно), у них есть работа (именно феминистки добивались, чтобы женщинам разрешили работать), и они могут избираться в органы самоуправления (уже понятно, благодаря кому они получили это право). Я вижу тут противоречие: пользоваться трудами феминисток, но не следовать за ними. Мне это не нравится, но я понимаю таких женщин и надеюсь, что когда‑нибудь мы будем жить в обществе, где не надо будет открещиваться от ярлыка «феминистка», когда мы не будем бояться, что из‑за него мы останемся одинокими, что мы будем слишком отличаться от «нормальных» женщин и нас за наши взгляды будут преследовать как мужчины, так и другие женщины.

 

Феминистки — это те женщины, которые претендуют стать мужчинами.

 

Феминизм сложен, он эволюционирует и он несовершенен. Часть феминисток хочет добиться реального равенства в правах для женщин и мужчин. Они хотят добиться того, что записано в Конституции РФ. Они не хотят никаких привилегий для себя, для женщин. Просто хотят сами распоряжаться своими телами, обрести репродуктивную свободу для женщин, а также неограниченный доступ к необходимым им медицинским услугам. Хотят получать равную оплату за равный труд. Хотят принимать участие в решении вопросов общественного устройства. Они не хотят становиться мужчинами. Они хотят, чтобы в них видели таких же людей. И хотят наравне с мужчинами разделять ответственность за общество.

 

Стефен Хиз: «Что на самом деле сложно для мужчин, осведомленных о феминизме, — это не представить равенство женщин, а понять исключительность, «не‑равенство» своего собственного положения. Первое — абстрактно и не лишает меня моей позиции (естественно, женщины должны быть равными с мужчинами), второе — конкретно и с неизбежностью приводит к выводу, что мое равенство — это просто другое название для их угнетения».

 

Может ли мужчина быть феминистом?

 

Конечно, мужчина может быть феминистом. И феминистские сообщества — это не закрытые институты для благородных девиц. Просто женщине осознать несправедливость общественного устройства легче. Для этого надо или упереться в «стеклянный потолок» карьерного роста, или ощутить в общественном транспорте чужую руку у себя на груди, или заглянуть за окончание романтического периода ухаживаний и увидеть привычное домашнее насилие, беспросветный женский труд по обслуживанию семьи, похороненные мечты и идеалы. Все это рядом, и если происходит не с каждой женщиной, то, значит, с каждой второй подругой.

Мужчине сложнее. Мужчине, чтобы стать феминистом, надо увидеть, как он сам находится в привилегированном положении: как начальник продвигает по службе его, а не его коллегу‑женщину, как ему платят на 30 % больше, чем сидящей рядом в этом же офисе женщине, как в мужской компании обязательно рассказывают анекдоты о глупых бабах или обсуждают сексапильность сотрудниц, как унитаз после него моет женщина, как его старенькую маму моет женщина, и отца тоже моет она же, и т. д. Понимая, как сложен путь мужчины к феминизму, не веришь, что какой‑нибудь мужчина способен его пройти. Но чудеса случаются, непременно.

Женщине стать феминисткой тоже непросто. Приходится многое переосмыслять. Причем феминистские суждения напрямую затрагивают чувства и заставляют пересматривать всю свою жизнь, отношения с близкими и образ себя — а это может быть реально травматично (во всяком случае, очень затратно, надо этим «переболеть», когда приходишь в феминизм). Поэтому многие и отворачиваются от очевидного.

Чтобы осознать положение женщины в обществе, самой женщине приходится принять на себя роль жертвы — ведь это ее угнетают: и сама система патриархата, и конкретные близкие люди. Такая роль не нравится никому. Но приходится идти дальше — признать наличие угнетения и найти силы, чтобы изменить положение жертвы, хотя бы на уровне отношений с близкими людьми. То есть сперва принять роль жертвы, затем — переработать ее и вернуть себе возможность действия, а эта, вторая часть задачи, дается очень нелегко. Поэтому женщины либо застревают в роли жертвы, либо (что гораздо проще) изо всех сил пытаются ее отрицать.

 

Хотят ли феминистки, чтобы женщины служили в армии?

 

Если феминистки хотят равноправия, пусть идут класть шпалы или на лесоповал.

 

Феминизм — это выбор, и это очень непростой выбор. Если женщина не хочет быть феминисткой, это ее право. Но сражаться за ее права — это та ответственность, которую берут на себя феминистки. Тем, кто хочет бороться за права, нужно начинать не с прав еще более угнетенных, а со своих собственных прав. То есть с того, чего не хватает всем женщинам: права на свое тело (без хиджаба, но и без бикини, со всей информацией о репродукции и со всеми возможностями в этой сфере), права на свое мнение и свой голос, права гулять по ночам и не бояться, что тебя изнасилуют, и т. п. Поддерживать движения других угнетенных, но бороться за себя — по‑моему, это правильно.

 

Нет никакой дискриминации женщин. Самый дискриминируемых пол — мужчины. Они гибнут в войнах, они меньше живут, им приходится много работать (пока ленивые жены сидят дома), общество очень требовательно к мужчине — он должен зарабатывать, иметь квартиру и машину, мужчинам дают большие сроки за те же преступления, им нельзя показывать своих чувств. Из‑за такой несправедливости многие мужчины не выдерживают и спиваются, употребляют наркотики. Мужчины вымирают, их надо защищать и спасать.

 

Любимые вопросы всех противников феминизма — это про армию и шпалы. Занятия тяжелым физическим трудом у женщин в СССР, особенно в первые годы советской власти, всячески поощрялись. Да и сейчас многие женщины в городах с одним градообразующим предприятием были бы рады работать там, куда их запрещено брать. Только вектор развития общества направлен не в сторону тяжелого труда, а в сторону технического прогресса. И среди первых программистов было много женщин. Но когда эта профессия стала высокооплачиваемой, то женщин из области высоких технологий вытеснили мужчины.

Армия же — мужское изобретение и мужская «игрушка». Разве феминистки изобрели войны и атомные бомбы, разве они насаждают в армии дедовщину?! Женщины имеют право служить в Российской армии, но среди них практически нет высших чинов. Мужчины, которые стремятся «уравнять» права и ратуют за воинскую обязанность для обоих полов, обычно не так горячо поддерживают идею того, чтобы женщины‑военные могли командовать наравне с мужчинами. И если уж воинская обязанность так сильно угнетает мужчин, логичней было бы бороться за контрактную армию, а не кивать на женщин, которые, к примеру, спокойно подстроились под равноправную систему армейской службы в Израиле.

Спасать надо не мужчин. Спасать надо тот мир, который они построили. Общественная система, созданная по мужским принципам, их же в первую очередь и убивает, они действительно не выдерживают тот порядок, который сами насаждают. А феминистки хотят этот порядок изменить. Но совсем не так, как боятся мужчины. Феминистки не «хотят править миром». Они не хотят «порабощать мужчин». Страх «порабощения» сочинен теми мужчинами, которые ставят свою идентичность в прямую зависимость от дискриминации женщин. Такие мужчины опасаются, что женщины, став свободными, будут относиться к ним так же, как относятся к женщинам мужские шовинисты, — унижать, обесценивать, отбирать права. Когда противники феминизма говорят о порабощении, они думают о том, что женщины станут ведущими политиками и учеными, займут большинство управленческих постов в крупных компаниях, а мужчин будут унижать, пропагандируя идею о том, что мужики пригодны только для примитивного труда и от природы обладают ограниченным интеллектом, а потому их главная задача — помогать женщинам и доставлять им удовольствие. Иными словами, «женщины‑поработители» будут заниматься тем же, чем уже успешно занимаются мужчины последние несколько тысячелетий. Какой кошмар!

Мужчина уже порабощен, но не женщиной, а теми стереотипами, которые он сам себе выдумал. Мужчины заточены в рамки, обязывающие их быть сильными, брутальными, суровыми, серьезными и т. д. Чтобы женщины воспринимали себя слабыми и иррациональными, они должны верить в то, что мужчины сильнее, умнее и испытывают меньше эмоций. Мужчина, демонстрирующий слабость, эмоции и способность к традиционно женскому труду, наказывается мужским сообществом за то, что вредит репутации своей группы. Мальчики в детстве часто жестоки, так как вынуждены выливать эмоции через насилие, примеры которого видят не только в кино, но и часто в собственной семье («бьет — значит любит»), потому что «настоящие мужчины не плачут». Так же, как женщине отказывается в возможности полностью самореализоваться профессионально и интеллектуально, мужчине запрещено эмоциональное развитие.

Феминизм, борясь с патриархатом, освобождает от рамок не только женщин, но и мужчин.

 

* * *

 

Эта книга, этот разговор, который мы вели, не был призван сагитировать кого‑то стать феминисткой. Мы просто хотели поделиться своими размышлениями, своими эмоциями, своими взглядами. И если у кого‑то при этом открылись глаза, то мы можем только порадоваться вместе с вами.

Помню, в сентябре 2011 года я стояла на митинге за репродуктивные права женщин. Я не выступала на нем, даже не зашла за ограждение. Я раздавала листовки, стоя прямо на бульваре. Люди шли мимо, практически никто не заходил послушать выступающих. Листовки тоже не брали. Если шла пара: девушка и молодой человек, — то листовку мог взять молодой человек, но не девушка. Она такого себя при парне не могла позволить. Мне хотелось каждую схватить за руку и кричать ей в лицо, что это ее, лично ее права стремятся ограничить, что это ей, не дай богиня, придется делать криминальный аборт, что ее жизнь искалечат эти законотворцы. Но я, конечно, не хватала и не кричала.

Потом были еще акции, где мы также раздавали листовки, вернее, пытались раздавать. Листовки за принятие закона против домашнего насилия брали лучше. И уже тогда я подумала, что хорошо бы написать небольшую брошюру с разъяснением основных проблем, основных прав, за которые борются феминистки. Такую небольшую брошюру для неофиток. Но наваливались более неотложные дела, и брошюру писать было некогда.

В прошлом году с такой же мыслью пришла в интернет‑пространство Юля. Правда, Юля хотела книгу, чтобы объяснить подробно своим сокурсницам, почему она стала феминисткой, на что им в своей жизни надо обратить внимание, на что взглянуть по‑другому и, возможно, изменить себя. Ей было трудно все это объяснять каждый раз самой, да и слишком много проблем за один раз не изложишь — хотелось спокойного, взвешенного, последовательного изложения. Тогда мы собрались втроем: Юля, Катерина и я — и разработали план изложения. Начала Катерина. Потом к нам подключилась Лолита, а затем я стала собирать книгу из разных высказываний феминисток, включая их в наш общий разговор.

На русском языке не так много книг по феминизму. Не вся феминистская классика переведена. У женщин, которые не стремятся сознательно стать феминистками, обычно нет ни времени, ни потребности читать феминистские тексты. И нам хотелось изложить принципы феминистского взгляда простым и доступным языком, чтобы это не отнимало много времени у задумывающихся и в то же время они получили ответы на уже возникшие вопросы. Поэтому начали мы разговор с самого простого, с чем сталкивается каждая девочка, входящая в мир, — с возгласа «тыждевочка!». И дальше разговор шел по нарастанию эмоциональной вовлеченности. Скорее всего, мы затронули не все проблемы. Но все охватить невозможно. Мы просто хотели попробовать выработать у читательниц феминистский взгляд на мир, чтобы они увидели внутренний, глубинный принцип устройства этого мира. А он прост: «Мужчины сверху». Мы хотели, чтобы женщины это увидели и возмутились. Дальнейшие шаги читательницы сделают сами.

Если разговор произвел впечатление и захотелось его продолжить, то есть возможность сделать это в соцсетях. Самая популярная среди молодежи в России соцсеть — vk.com. В ней есть разные феминистские сообщества:

vk.com/positivebody — бодипозитив

vk.com/womantory — Женская история (фото, видео, документы)

vk.com/faktionas — факты антисексизма и антишовинизма

vk.com/fem_school — Школа феминизма

vk.com/g_equality — Гендерное равноправие

vk.com/check.your.privilege — за интерсекциональность

vk.com/take_my_hand_girl — сестра сестре! взаимопомощь

vk.com/femics — переводы профеминистских комиксов

vk.com/fempie — феми‑пирожки

vk.com/crisiscenter — Кризисный центр для женщин

vk.com/leftfem — левый феминизм

vk.com/socfem — Социалистический феминизм

vk.com/fem_power — Женская сила

vk.com/club50821500 — против гендерных установок и сексизма и много‑много других.

Старейшее сообщество феминисток — в ЖЖ feministki.livejournal.com

Есть и группы на facebook.com

facebook.com/groups/572485012853325 — Femunity Club

facebook.com/groups/299995466780500 — Феминистская партия России

Но в этой соцсети мне больше нравится читать страницы отдельных феминисток, например Беллы Рапопорт и Леды Гариной.

 

Белла Рапопорт:

Распространенное возражение в адрес феминизма: феминистки много болтают в Фейсбуке, но реально ничего не делают. Белла, расскажи нам всем, что реально делают феминистки.

Есть много феминистских инициатив. В 2014 году мы ставили спектакль «Монологи вагины», в этом году тоже ставим его. Собирали деньги на телефон доверия для кризисного центра. Люди, которые говорят, что все это просто п**деж в Фейсбуке и громкие статьи, занимаются манипуляцией, хотят замолчать проблему. Моя подруга десять лет работает в кризисном центре для женщин, но все равно замечает, что каждая статья важна. Нужно выносить проблему в информационное поле. Об этом не говорят. А люди, которые вообще ничего не знают о феминизме, позволяют себе заявлять, что здесь никто не занимается делом. Не вопрос, вот вы и займитесь. Я не очень люблю отчитываться о «делах» феминисток, считаю, что моя просветительская работа — это тоже работа в поле, которая очень важна. Те, кто действительно ратует за гендерное равенство, рады, что проблема стала достоянием общественности. Возможно, в будущем это поможет принять закон о противостоянии домашнему насилию, который так нужен нам всем. Есть паблики, посвященные проблеме проституции, есть кризисный центр для женщин, есть кампания «Право на аборт». Есть кампания Vday, она проводится в определенные месяцы, в апреле, например. Во всех странах женщины ставят благотворительные спектакли. Кроме того, что это сбор денег на важные инициативы, это еще поддержка и просвещение. Это очень важно, поскольку патриархат угнетает нас не только физически. Важно чувствовать поддержку. Многие женщины пишут мне, что чувствуют поддержку, когда читают мои статьи.

— Кстати, о поддержке. Допустим, ты столкнулась с насилием, к кому обратиться, кто поможет?

Есть телефон доверия кризисного центра для женщин, того, где работает моя подруга.

8‑812‑327‑30‑00 (с 11 до 18 часов в будни)

Есть также сайт и паблик. Мне пишут очень много женщин, но я не всегда готова реагировать, я не кризисный центр. Я не психолог. Мне часто пишут слова благодарности, из чего я заключаю, что делаю важное дело.

На этом этапе моя личная цель — заразить всех феминизмом. Я все думаю, когда уже все женщины поймут? Когда женщины поднимут голову от борща, мужской мир треснет пополам. Хорошо уже то, что все больше женщин проникается идеями феминизма.

 

Ольгерта:

За последние годы женщин, осознающих себя феминистками, значительно прибавилось, и не только в виртуальном пространстве. Проводятся реальные встречи феминисток в Москве, в Санкт‑Петербурге, в Сибири, на Урале. И эти встречи отнюдь не всегда носят политический или активистский характер. Иногда проводят феминистские фримаркеты, кинопоказы и даже занятия английским языком.

Мы о многом не успели поговорить — формат книги‑пособия для начинающих не дал нам возможности обсудить разные направления феминизма, его историю и все современные проблемы. Мы совсем не коснулись темы феминитивов. Мы не рассказали о теоретических, философских поисках феминисток ХХ и XXI веков, о разных «волнах» феминизма, о его соотнесенности с квир‑теорией. Но обо всем этом можно будет прочитать в специальной литературе. В этой книге нам хотелось ввести заинтересовавшихся женщин в тему — в тему, касающуюся каждой из нас. Потому что феминизм — это о женщинах, ни о ком другом, и ничто другое так полно о нас не говорит.

Главное для феминисток в России сейчас — не победа на общегражданских выборах, а рост личностного самосознания. Нам важна каждая женщина. Нам интересны взгляды каждой женщины. И мы готовы бороться за права всех женщин, выступая против сексизма и культуры насилия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: