Современный военный вуз функционирует в изменяющемся мире, в условиях социально-экономического и культурного кризиса, в условиях, когда с момента распада Советского Союза, произошли снижение воспитательного потенциала армии, уменьшение престижа военной
службы, переоценка ценностей – нравственных, в первую очередь. Военное
сообщество снизило критерии к таким нравственным ценностям, как долг,
честь, достоинство, патриотизм и национальная гордость за страну. Военная
педагогика, с одной стороны, стремится к разработке и внедрению в практику воспитания концепций личностно ориентированной парадигмы образования, а, с другой стороны, она вынуждена руководствоваться концепциями воспитания курсантов, разрабатываемыми Министерством обороны, которые по-прежнему основываются на подходах, системно разработанных в условиях идеологизированной советской системы воспитания курсантов в рамках информационно - знаниевой парадигмы образования. При декларировании реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ), которое обернулось отсутствием набора абитуриентов в военные вузы (далее ввузы) в последние два учебных года, практика их существования, начиная с 90-х годов, находится в состоянии постоянной нестабильности, которая не несет ценностно-смысловые и содержательные изменения, характеризуется неудовлетворительным состоянием теории воспитания и неспособностью последней к осуществлению опережающего влияния на практику (Е.В.Бондаревская).
Отсюда – затянувшийся на многие годы упадок военного воспитания, не разработанность научных основ проектирования процесса воспитания личности курсантов, отсутствие программ и систем воспитания, которые бы послужили средством организации нравственно-патриотического воспитания.
|
В государственном документе «О стратегии развития России до 2020
года» речь идет о необходимости разработки новых подходов к военному
строительству, в частности, подчеркивается то, что нам необходима инновационная армия, где к профессиональному, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня. В качестве одного из направлений решения поставленной задачи военная педагогика предлагает ввести новые учебные дисциплины в ввузы, которые названы как «Основы воспитания воинских коллективов» и «Практика государственной идеологии воинской службы и корпоративной этики». В таком подходе, содержится рациональное зерно,
поскольку молодые люди, поступающие в военные вузы и становящиеся
курсантами, привносят в воинские коллективы проблемы, связанные с
отсутствием воспитания и соответствующей подготовки личности в семье и
школе. Это проблемы следующего толка:
– разрушение социальной привлекательности образования как возможной
опоры в жизни и ценности образованности как качества личности;
– утрата интереса к труду и осознания необходимости воинского труда
как мобилизующего фактора для развития нравственных качеств личности
молодых членов общества;
– подмена культуры, традиционных культурных навыков (чтение классической художественной литературы, научно-популярной литературы; посещение театров, концертов классической музыки; организация и участие в актуальных диспутах и т.д.) массовыми формами субкультуры (ночные дискотеки, клубы, бары, азартные игры, стремление к легкой и красивой жизни);
|
– потеря значимости традиционных ценностей и их приоритетности; их
замена индивидуалистическими ценностями с приоритетом материальной
обеспеченности любым путем, даже противозаконным;
– очевидное материальное расслоение молодежи, в результате которого у
многих оказывается подорванным как физическое, так и психическое здоровье;
– ухудшение «качества личности» молодых людей вследствие отсутствия
национальной идеи государства, способной направить деятельность молодежи на решение социально-значимых проблем, профессионального и карьерного роста; ясной концепции молодежной политики государства; государственных критериев определения гражданских качеств профессионалов с высшим образованием–выпускников вузов; а также безразличия государства к проблемам воспитания молодежи и способам включения во взрослую жизнь.
Выход из создавшегося положения в ВС РФ является разработка
перспективных авторских подходовпри фактическом отсутствии современной системы воспитания курсантов, которые оказались бы состоятельными в переводе прежней социально ориентированной концепции нравственного воспитания курсантов в виде совокупности разных видов воспитания, скрепленных жесткой идеологией, в плоскость личностно ориентированной концепции воспитания с четкими нравственно-патриотическими приоритетами, обусловленными требуемыми профессиональными качествами личности и необходимостью оперативной перестройки профессиональной военной карьеры в изменившихся социально-экономических условиях, что позволит военнослужащему выжить в высококонкурентной среде современного общества
|
В целом, изучение состояния вопроса, связанного с темой дипломного вопроса, позволило вскрыть следующие противоречия между:
– необходимостью разработки в ввузах системы организации нравственно-патриотического воспитания курсантов и нацеленностью ввузов на
создание знаниевого фундамента у обучающихся при отодвинутости воспитания на второй план;
– необходимостью разработки концептуально-методологических оснований системы организации нравственно-патриотического воспитания курсантов
и отсутствием практики и технологии обучения курсантов понятиям,
содержанию и компонентам нравственно-патриотического воспитания;
– требованиями современных условий существования ВС относительно
выбора нравственно-патриотических приоритетов курсантами и отсутствием
разработанных рекомендаций, педагогических комплексов практических материалов, содержащих алгоритмы, матрицы, подходы к нравственно-патриотическому развитию и саморазвитию курсантов;
– обязательностью знания курсантами критериев нравственно-патриотической воспитанности в целях саморазвития по индивидуальным программам и отсутствием их разработанности в качестве жизненно важных ориентиров и приоритетов.
Совершенно очевидно, что невозможно решить проблемы воспитания
курсантов одномоментно и радикально.
Я рассматриваю в данной работе нравственное и патриотическое воспитание военнослужащего как неразрывное единство нравственного совершенствования общества и отдельного человека; это ценности как каждого отдельного человека, так и каждого народа. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание военнослужащих я понимаю как когезивное единство воспитания патриотизма, гражданственности, верности Отечеству, высоким нравственным идеалам; это культура межнационального поведения; это толерантность и воинский этикет, это программа нравственного единения на основе национальной идеи
Приоритетно-ориентированный подход к воспитанию курсантов функционирует в локальной среде профессионального воспитания курсантов. Иерархическая структура такой среды показана на рис. 1.