Прогностический педагогический комплекс развития и саморазвития





 

Рис. 1. Иерархическая структура локальной среды воспитания военнослужащих и место приоритетно-ориентированного подхода к профессиональному (нравственно-патриотическому) воспитанию военнослужащих


 


 

Опытно-экспериментальная работа включала 200 участников, состав которых был представлен тремя группами: 1) экспериментальная группа

(ЭГ), которую составили 50 человек – 35 курсантов-юношей (КЮ) и 15 курсантов-девушек (КД); 2) контрольная группа (КГ) включала 50 курсантов (35 курсантов-юношей (КЮ) и 15 курсантов-девушек (КД)), 3) сравнительная

группа (СГ) объединила для получения сравнительных данных 50 студентов Педагогического института ЮФУ (отделение славянской и западно-европейской филологии филологического факультета) (ПИ) и 50 студентов медицинского колледжа Ростовского государственного медицинского университета (МК). Опытно-экспериментальная работа велась в рамках констатирующего эксперимента, сравнительного эксперимента и формирующего эксперимента. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Констатирующий эксперимент. Данный вид эксперимента включал анкетирование ЭГ, КГ и СГ, которое проводилось в два тура, для чего был избран метод двухэтапного, или повторного анкетирования; ранжирование, написание эссе. Анкетирование ставило своей целью выяснение роли воспитания в развитии профессионально необходимых качеств личности, установление приоритетных качеств личности респондентов, их отношения к разным видам воспитания и профессиональному воспитанию; определение субъектов воспитания, влияющих на профессиональное воспитание военнослужащих; получение данных о том, планируют ли респонденты самовоспитание, каковы конечные цели и результаты воспитания и самовоспитания.

Полученные данные позволяют говорить о том, что 71% опрошенных полагают, что воспитание и качества личности – это одно и то же; качества личности должны соответствовать моральным устоям общества, это часть образования (21%), от которой зависит качество обучение (8%). 43% опрошенных указывают, что современное воспитание не имеет четкой государственной системы в наши дни и потеряло наработки прошлых лет (40%). 50% респондентов связывают свое воспитание с семьей; 25% – это личностная система свободного выбора приоритетов и 22% – воспитание – это личностная система самовоспитания. Респонденты считают, что их воспитывает учебное заведение (37%) и семья (37%); роль средств массовой информации и самовоспитания отметили по 13% респондентов. В ввузе

воспитательное воздействие оказывают начальники (43% респондентов).

В рамках констатирующего эксперимента был вписан сравнительный эксперимент с целью получения результатов относительно приоритетных

 

мотивов профессиональной деятельности в виде ранжирования. Результаты ранжирования представлены следующим образом: у курсантов (юноши и девушки) I-II места заняли самореализация, престиж, продвижение; курсанты-юноши поместили денежный заработок на V место, а курсанты-девушки – на III место. Студенты педагогического института ЮФУ I место отдали денежному заработку, а II-III – самореализации и служебному продвижению; IV место у КЮ и ПИ занимает удовлетворение результатами работы; V-VII места у КЮ – денежный заработок, стремление избежать неприятностей и критики; КД – удовлетворение результатами работы, стремление избежать неприятностей и критики; у студентов ПИ – социальный престиж, стремление избежать неприятностей и критики.

В результате обработки содержания информации эссе, в ходе написания которого нужно было отметить свои личностные положительные, отрицательные и профессиональные качества, было установлено, что большинство респондентов не разделяют личностные и профессиональные качества, не знают квалификационных требований, в которых указываются перспективные должности для продвижения по службе; отмечают, что реформы в ВС РФ преступны и бездоказательны, констатируют, что перевоспитать человека невозможно. Вместе с тем КЮ указывают профессиональные качества офицера – точность, пунктуальность, сообразительность, надежность, гармоничность, уверенность в своей компетентности, устойчивость в стрессовых ситуациях, чувство долга, качества лидера, умение выполнить боевую задачу, склонность к демократическому стилю руководства, стремление к карьерному росту. КД указывают на сбалансированность и гармоничность личных и профессиональных качеств, отмечают значение умения жить в воинском коллективе; констатируют, что офицер должен быть лидером, т.е. целеустремленным, дерзким, находчивым, общительным и упорным человеком. Желательные качества офицера – это самообладание, исполнительность, требовательность, умение отдать приказ и потребовать его исполнение, карьерный рост, но процентный состав данных качеств в общем количестве отмеченных качеств ничтожно мал – менее 5%.Сравнительная группа студентов ПИ ЮФУ при написании эссе отмечает свою неуверенность относительно того, каким именно родом деятельности они будут заниматься после окончания вуза, подчеркивают необходимость выделять приоритетные качества в своем воспитании и переосмысливать их через определенный период времени. В целом, респонденты имеют слабое представление о профессиональных качествах личности будущего учителя, не умеют видеть перспективы своего профессионального развития. В то же время они считают обязательным наличие выдержки, трудолюбия, собранности, грамотной речи, самокритичности, способности к анализу, самовоспитанию. Сравнительная группа МК РГМУ дает более четко профессионально направленный перечень качеств личности: доброта, благородство, внимательность, приветливость, ответственность за жизнь людей, бескорыстие, гуманность, терпение, любовь к профессии, забота о качестве выполненной работы и о своем профессиональном имидже. Среди отрицательных качеств отмечают несдержанность, отсутствие сострадания к людям.

Отмечая методы и приемы индивидуальной воспитательной работы официальных лиц, общающихся с курсантами-юношами, мы можем констатировать следующее: по оценке респондентов 75% воспитательных воздействий

командиров и начальников на подчиненных связаны с приказом. Показательно, что никто из респондентов не отметил наличие личной нравственно-патриотической образцовости в поведении вышестоящих начальников, на которых хотели бы походить и брать с них пример подчиненные-военнослужащие. Хотя, производя ранжирование, участники экспериментальной работы отметили, что основным субъектом воспитания курсанта является его начальник – 81%, курсовой офицер, т.е. непосредственный воспитатель курсантов – 14%, командир учебной группы – всего 7%.

Полученные результаты можно объяснить низким уровнем психолого-педагогической подготовки офицеров, работающих с курсантами, их неумением разработать систему нравственно-патриотического воспитания.

Таким образом, во всех группах респондентов полученные данные относительно личностно положительных, отрицательных и профессиональных качеств показали большой разброс количественного состава каждого вида качеств – от 7 до 30, что указывает на отсутствие у респондентов четкого представления о необходимых приоритетных качествах личности. Следующее анкетирование, касающееся выявления качеств личности, развиваемых в процессе 1) семейного воспитания; 2) обучения; 3) общения со сверстниками а) чтобы быть похожими на них; б) чтобы отличаться от них и 4) самовоспитания,

позволило выявить еще большее количество качеств личности, чем предыдущее анкетирование – от 34 до 51.

Компьютерная обработка полученных данных в результате анкетирования дала возможность построить 5 таблиц с перечнем 51 качества и, соответственно, 5 гистограмм, связанных с таблицами, последние содержали результаты корреляционной обработки информации респондентов относительно видов воспитания в ЭГ, КГ, СГ (что показано в разделе Приложение диссертационной работы). Было определено количество процентов, которое получило каждое из выделенных качеств, на основе чего был составлен перечень наиболее частотных качеств личности в каждой из вышеуказанной групп. Качества личности, получившие менее 10% упоминаний, в статистической обработке не учитывались. Следует подчеркнуть, что совпадение общих качеств, выделенных несколькими группами респондентов, минимально: это –целеустремленность – КД и КЮ; общительность – КД, КЮ, ПИ; индивидуальность – КД, ПИ.

 

Результаты проведенных двух видов анкетирования показали, в целом, неумение респондентов выделить приоритеты в воспитании, отсутствие привычки задуматься о воспитании у себя нужных, профессионально значимых,качеств личности и полное непонимание роли нравственно-патриотического

воспитания в жизни офицера, а также в жизни обучающихся других видов учебных заведений. Качества личности, имеющие отношение к нравственно-патриотическому воспитанию, составили лишь 5% от общего количества

выделенных качеств.

Формирующий эксперимент. Целью проведения формирующего эксперимента стали 1) теоретическая подготовка ЭГ; 2) мониторинг теоретических знаний обучающихся, полученных в результате прослушивания цикла лекций по теории нравственно-патриотического воспитания, концепции М.М. Бахтина об архитектонике поступка, системе нравственно-патриотического воспитания на основе приоритетно-ориентированного подхода; способах получения двух матриц – выбора приоритетов и примеров дилемм; 3) проектная деятельность ЭГ на основе выполнения двух проектов. Первый проект включал деятельность обучающихся поисково-информационного характера, результатом которой должно было стать создание глобального текста по теме «Сокровища Дрезденской галереи, спасенные советским солдатом в ходе Второй Мировой войны». Текст должен был содержать средства вербальной и невербальной информации (цифры, схемы, репродукции картин, фотографии скульптур и т.п.). Проект реализовывался согласно карте проекта, предусматривающей сбор информации и ее обсуждение на итоговой конференции, материал которой представлен в Приложении, с. 213.

Второй проект был разработан на основе текста романа Я.Л. Вишневского, который дает описание и оценку значения победы советского народа во Второй Мировой войне. Все участники эксперимента получили 9 текстов в виде 9 тезисов (раздел Приложение в диссертационной работе с. 221) и должны были, выбрав определенный тезис, доказать или опровергнуть истинность мнения автора, основываясь на концепциях различных историков, политологов и социологов в публикациях в преддверии 65-ой годовщины Победы.

При выполнении двух проектов ЭГ использовались полученными в ходе теоретической подготовки две матрицы, которые помогли в актуализации нравственного выбора в виде эмоционально-нравственного поступка курсантов при оценке роли Советского Союза во Второй Мировой войне: аргументация суждения, значимость события, логические операции рассуждения, доказательства, пояснения, подтверждения, резюмирования. Кроме того, выполнение двух проектов ЭГ позволило установить динамику изменения отношения курсантов к нравственно-патриотическому воспитанию на основе приоритетно-ориентированного подхода, что показано на рис. 3, а также определить изменения опосредованных качественных показателей уровня нравственного развития курсантов, что показано на рис. 4. Определение указанных видов динамики стало возможным после проведения второго тура анкетирования по тем же самым параметрам, что и в первом туре, и при сравнительном анализе полученных данных.

Что касается рис. 4., то опосредованные характеристики по четырем показателям (осознание курсантами личностной значимости нравственно-патриотических ценностей; проявление сознательной дисциплинированности в виде снижения количества дисциплинарных нарушений в рамках нравственно-патриотического развития курсантов; количество упоминаний нравственно-патриотических качеств офицеров-выпускников в отзывах с мест их службы, указанное начальниками отдела кадров/непосредственными начальниками; использование прогностического комплекса развития и саморазвития офицерами-выпускниками в работе подчиненными) давали непосредственные начальники/командиры курсантов-выпускников во время их обучения на последнем курсе или же начальники/командиры бывших курсантов-выпускников, уже офицеров, в первый год их службы.

Основным итогом опытно-экспериментальной работы явилась разработка

прогностического педагогического комплекса развития и саморазвития

курсантов по выбору нравственно-патриотических приоритетов в ходе практической профессиональной деятельности. Участникам ЭГ был предложен алгоритм разработки индивидуального прогностического комплекса саморазвития, который можно описать следующим образом: 1) изучение концепции нравственно-патриотического воспитания курсантов на основе приоритетно-ориентированного подхода; 2) встреча с участниками ВОВ и боевых действий с целью развития нравственной памяти; 3) изучение подвигов военнослужащих, вошедших в летопись ВОВ и современных локальных войн; 4) составление перечня «нравственных табу» (общечеловеческих ценностей), рассматриваемых как рычаги нравственного самовоспитания; 5) приобретение опыта выстраивания отношений в воинском коллективе (значимость фактора коллектива в ратной деятельности, проявление толерантности личностного, национального, религиозного, социального характера; бескомпромиссность в борьбе с негативными явлениями, готовность брать ответственность на себя, воинский труд на основе понимания значимости общечеловеческих ценностей и т.д.). Опыт создания комплекса развития и саморазвития военнослужащих имеет вид постоянно пополняемой папки файлов, информацию которых может использовать как начальник подразделения для организации воспитательной работы с подчиненными, так и сам разработчик содержания данной папки. Обратимся к описанию графических изображений, показанных на рис. 3. и. 4.

На рис. 3. до начала экспериментальной работы 50% участников эксперимента высказывали недоумение и недоверие к нему, 20% – настороженность, 20% высказывались резко отрицательно и только 10% ее одобряли, то после эксперимента предложенный подход одобрили 70%, 20% охарактеризовали подход, как очень сложный, но полезный и только 10% высказали негативное отношение к подходу.


 

  50%      
    10% 70%  
       
20%        
    20%    
10% 20%      
       
недоверие, недоумение одобрение    
     
резко отрицательное отношение очень сложно,но полезно  
готовность принять    
  негативное отношение    
настороженность      
       
до эксперимента после эксперимента  

Рис. 3. Динамика изменения отношения обучающихся к приоритетно-ориентированному подходу в рамках профессионального (нравственно-патриотического) воспитания курсантов

 

Рис. 4. иллюстрирует изменения вышеуказанных четырех опосредованных, наиболее значимых показателей уровня нравственно-патриотического развития курсантов в трех группах – КГ, ЭГ до эксперимента и ЭГ после эксперимента, рассматриваемых как критерии нравственно-патриотической воспитанности курсантов. Показатели в КГ остались неизменными, а в ЭГ произошли следующие изменения: по I критерию показатели уменьшились с 40% до 20%; по II критерию показатели уменьшились с 50% до 15%; по III – показатели увеличились с 10% до 80%; по IV – показатели увеличились с 5% до 70%, что подтверждает эффективность разработанного подхода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: