Как социальное явление военная культура в своем становлении уходит в далекое прошлое, именно с того периода, когда начали развиваться и воинские традиции. Военная культура для общества призвана выполнять ряд важных жизненных функций, в частности [ 37 c. 206 -208, 40 c. 67 -68, 42 c. 309 -345, ]:
1. Обеспечивать в военной сфере социальное взаимодействие, военную и национальную безопасность общества, личности и государства;
2. Поддерживать социальную стабильность в обществе;
3. Накапливать в военном деле опыт, в технологиях воспитания и обучения воинов;
4. Осуществлять социализацию человечества в военном деле, осуществлять из поколения к поколению боевых традиций, навыков, умений и т.д.
Добавим, что в обществе непосредственно реализация этих функций возложена на командиров, начальников и вооруженные силы государства.
В общей системе военной культуры в свою очередь значение воинских традиций определяется через функции, выполняющиеся в воспитании воинов, в жизнедеятельности воинского коллектив [31 c. 89 -90, 35 c. 190 -201]. Среди них:
1. Познавательно-информационная функция;
2. Оценочная функция;
3. Аккумулятивно-транслирующая функция;
4. Нормативно-регулятивная функция;
5. Побудительная функция;
6. Консолидирующая функция;
7. Нравственно-этическая функция;
8. Воспитательная функция.
В армии и на флоте воинские традиции ковались на полях сражений, в тяжелом ратном труде, рождались на протяжении столетий. Порой им на этом пути противостояли невежество, косность, бездуховность, ложные ценности, идеологические штампы и т.д. [8 c. 48, 17 c. 278 -289, 22 c. 356 – 370]. Естественно, ряд традиций размывались, некоторые подвергались деформации или видоизменялся. Это было обусловлено в значительной степени теми политическими, социальными, духовными и экономическими процессами, которые протекают сегодня и протекали в нашем обществе. Поэтому, восстановление лучших традиций представляет в Российской армии и флота особую актуальность. Воинская деятельность по основным сферам, к числу которых относят боевую подготовку, воинский быт, процесс воспитания и обучения, воинские традиции подразделяется на [64]:
|
а) Традиции боевые, которые отражают опыт боевых побед;
б) Традиции воспитания и обучения;
в) Традиции самого воинского быта.
Отметим, что эти традиции между собой связаны довольно тесно и друг от друга существовать изолированно они не могут. В общей системе военной культуры особое место занимают боевые традиции. Поэтому боевые традиции очень часто отождествляют в целом с воинскими традициями. В тоже время, воинские традиции, по степени нормативного закрепления, делятся на неформальные (то есть законодательно не закрепленные) и оформленные юридически (воинских наставлениях, уставах, в военной присяге). Воинские традиции, закрепленные юридически приобретают не только юридическую, но и моральную значимость. Воинские традиции по степени общности можно классифицировать как характерные для всех Вооруженных Сил России - общие, которые выступают одним из элементов в армейской среде духовной культуры, и частные, отображающие специфику в родах, видах, частях и конкретных соединениях деятельности воинов. Также различают традиции реакционные и прогрессивные, в зависимости от значимости в укреплении боеспособности. Последние тормозят развитие воинских коллективов, личности воина.
|
Учитывая то, что влияние военной культуры непосредственно сказывается на общественность, важно подчеркнуть, что социум, как понятие исторической совокупности всех видов форм объединения и взаимодействия людей, характеризуется структурой, включающие каждого человека в отдельности. Поэтому, уровень военного воспитания каждого индивида определяет не только культурную просвещенность общества в военном деле, сколько устанавливает культурный статус самого общества. Естественно, для каждой личности военная культура играет свою собственную роль, однако, это не означает, что общепринятые нормы и правила в военной культуре должны подвергаться сомнениям, ведь, как нам известно, основа любого воспитания и обучения всегда имеет фундамент, позволяющий развивать мотивацию к углубленному изучению той или иной деятельности человека. Поэтому, для развития полноценного и полноправного члена общества, очень важно уделять внимание ознакомлению подрастающего поколения основам военной культуры.
ГЛАВА 3 ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПРОСВЕЩЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ