ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ЕГО РАЗВИТИЕ




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования выражается в следующем. В период кардинальных для России политических экономических, культурных и социальных преобразований проблема значимости каждого элемента социума обострилась. В связи с этим происходит переосмысление общественной ценности и определение качества деятельности института военной культуры. Действительно, военная культура для российского общества всегда имела огромное значение. Она была и остается одной из основ государственного строя, ее элементами являются не только активные участники всех происходящих культурных и политических процессов и событий, но и субъекты профессиональной военной деятельности.

При этом основным фактором, влияющим непосредственно на выработку принципов и ориентиров деятельности и поведения общества, выступает профессиональная военная культура. Впервые за всю историю России на 2011 год сложилась, однако, парадоксальная ситуация: общественная значимость института культуры снижается, и это несмотря на ее объективную значимость в культурно просветительной работе для подрастающего поколения, военной деятельности, политики и т.п. Действительно, как показывает практика, институт военной культуры, как и остальные культурные институты, переживают сокращение государственного финансирования, падение престижа военной профессии, да и военной службы в целом. Складывается такое положение в силу многих причин. Одной, из которых является поражение в холодной войне, разрушение оборонного сознания россиян, готовности общества к войне (Ч. Москос) и недостаточно внимание административно – правовых учреждений и, в частности, государства к развитию института культуры в целом, мотиваций у общества к изучению военной культуры и прочее.

Следует отметить, что использование института военной культуры для разрешения внутриполитических проблем также негативно сказалось на ее авторитете и доверии к ней. Немаловажно и то, что в условиях острого экономического кризиса и ограниченности ресурсов расходы на институт военной культуры перестали быть приоритетными. Эти процессы не могли не отразиться на социальном самочувствии и моральном духе людей, обучающихся по военным профессиям. Они вызвали социальную напряженность, всплеск девиантного поведения. Был утерян смысл военной культуры, разрушена ее идеология, а значит, произошли серьезные изменения и в профессиональной культуре военнослужащих, студентов. Традиционные ценностные, мировоззренческие, нормативные основания, которые обеспечивали духовно-нравственное качество профессиональной деятельности, все больше утрачивают свое значение. Неэффективными становятся военные институты, снижается уровень профессионализма. Однако требования к деятельности военных профессий с точки зрения морально-нравственных позиций должны соответствовать военно-историческому опыту России и современным мировым тенденциям развития военного дела.

Сегодняшняя ситуация в исследуемой сфере культуры актуализирует изучение и оценку состояния военной культуры в условиях трансформации российского общества. Реформы российского общества объективно необходимы, однако нередко имеют быстротечный и, вместе с тем, незавершенный характер. Проблема заключается в том, что по своей природе военная культура не может изменяться столь же динамично, как другие подсистемы культуры. Все это порождает противоречия в самой профессиональной культуре курсантов, военных вузов, военнослужащих, а также противоречия между ней и культурой общества.

Исследование культурной просвещенности и воспитания курсантов военных вузов важно с теоретической точки зрения. Так как данное исследование позволяет определить состояние института военной культуры на современном этапе, и тем самым, может способствовать не только, разработке в дальнейшем методов стабилизации военной культуры на уровне ВУЗов, но и в обществе в целом. К тому же, культурная просвещенность и воспитанность будущего поколения позволяет сделать прогноз на будущее, а именно, чего следует ожидать от снижения значимости в социуме внимания к военной культуре. В частности, как нам известно, институт военной культуры, включает в себя многие аспекты, которые характеризуются такими задачами как: стабилизация в обществе просвещенности в военной культуре на должном уровне, воспитание патриотического отношения к своей родине, социализацию личности на должном уровне, в соответствии с требованиями общепринятых в социуме норм и правил, ценностей и т.п. Следовательно, институт военной культуры и его состояние в современном обществе требует дальнейшей теоретической разработки и эмпирических исследований. В настоящей работе исследование проблематики актуально как с научной точки зрения, так с позиций практического использования окончательных результатов. Анализ состояния культурной просвещенности и воспитанности курсантов, факторов их формирования и развития необходимы для выработки технологий, программ формирования их в военном вузе для изучения влияние институтов военной культуры на становление общества. Таким образом, практическая значимость проблемы и ее теоретическая неразработанность говорят о новизне и актуальности темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Относящейся к теме исследования, изучение научной литературы, позволяет выделить несколько категорий работ. Составляют первую группу работы, посвященные изучению как социального явления культуры. Различные теоретико - методологические основания анализа культуры предлагаются в работах Вишневского Ю.Р., Боголюбовой Е.В., Злобина Н.С., Давидовича В.Е., Иовчука М.Т., Когана Л.Н., Кагана М.С., Межуева В.М., Маркаряна Э.С., Соколова Э.В. и др. Следующая группа: фундаментальные по социологической теории института военной культуры труды Когана Л.Н., Батуры П.М., Моделя И.М., Кочетова Г.М., Соколовой Г.Н.

Более фрагментарно понятие военной культуры, ее содержание и структура рассматривались в некоторых монографиях, диссертационных исследованиях и коллективных статьях и изданиях. Затрагиваются проблемы профессиональной культуры такими авторами, как Грунт Е.В., Бочкарева Т.В, Погарадзе А.А., Крылова Н.Б. Понятия культурного воспитания и просвещенности стали предметом исследований Баталова А.А., Крыштановской О.В. и др.

Третья группа работ посвящена социально-философским аспектам военной деятельности. Это достаточно большой круг литературы, включающий труды отечественных и зарубежных философов, социологов, военных мыслителей прошлых веков (Головин Н.Н., Соловьев С.В., Сорокин П.А., Толстой Л.Н., Кант И., Клаузевиц К., Макиавелли Н. и др.) и современности (Волков Е.П., Гамов В.И., Докучаев А.В., Забара А.Л., Корчмит-Матюшов В.И., Луков В.А., Москос Ч., Тарасов С.В., Шерпаев В.И., Шерстнев А.Д., Эберли Дж., Эко У. и др).

Потребностью изучения генезиса и специфики военной культуры у курсантов ВВУЗов вызвано выделение четвертой группы работ. Это прежде всего труды о духовно - нравственных основах военной деятельности. К таким источникам относятся сочинения великих русских мыслителей Галкина М., Деникина А., Керсновского А., Корфа Н., Месснера Е., Редигера А., Свечина А. и др. В пятой группе работ анализируются социальные проблемы современного российского института военной культуры: отношения к ней общества (Вдовин Ю.Н., Дерюгин Ю.И., Серебрянников В.В.), политические процессы (Белобродская Я.А., Нарыков Н.В., Нахимов А.П., Нырков В.Н., Панов А.И.), различные аспекты военной реформы (Гареев М., Сафронов В., Серебрянников В.В.), социальные процессы и структура (Анисимов В.В., Вильковский М.Б., Гламазда А.В., Гоголин Н.А., Колодиев Н.Н.,Коржиков О.Н.,Медведев Ю., Палиивец П. Г.). Заметный вклад в решение задач исследования внесли монографические и диссертационные работы, посвященные вопросам культуры культуры. Они составили шестую группу источников: Ковалевского В.Ф., Кузьмина П.В., Лапшова В.А., Обухова В.А., Панина И.Г. Проблемы современной системы военного образования представлены в работах Буткина Н.С., Голикова В.Д., Закорина Н.Д., Кабаковича Г.А., Кобзева В.П., Махрова Н.В. Таким образом, в отечественной социологии необходимость развития и актуальность рассматриваемой темы определили цель и задачи данной работы.

Научная новизна исследования.

Будут выявлены и проанализированы тенденции развития института военной культуры на современном этапе становления общества, рассмотрен уровень культурной просвещенности и воспитанности курсантов военных ВУЗов РФ.

Цели и задачи исследования:институт военной культуры и его состояние в современном обществе.

Для достижения поставленной цели исследование данной работы предполагает решение следующих задач:

1. Определить положение института военной культуры, как часть культуры в обществе;

2. Раскрыть современное состояние института военной культуры в социуме;

3. Провести историко-культурологический анализ становления института военной культуры;

4. Проанализировать влияние военной культуры становление личности и общества в целом;

5. Провести эмпирический эксперимент социологического исследования культурной просвещенности и воспитанности у курсантов, обучающихся в военных ВУЗах РФ;

6. Показать и обобщить динамику коррекционного воздействия образовательных программ военной культуры на курсантов в военных ВУЗах.

Объект исследования: курсанты военных ВУЗов РФ.

Предмет исследования: состояние и тенденции развития культурной просвещенности и воспитанности курсантов, обучающихся в военных ВУЗах РФ в условиях трансформации российского общества.

Методы исследования: прямое наблюдение, анкетный опрос, полуформализованное интервью, контент-анализ.

Гипотеза исследования.

Институт военной культуры, является одним из важнейших методов культурного просвещения и воспитанности общества, и особенно будущего поколения, предполагается, что курсанты, проходящие обучение в военных ВУЗах РФ имеют высокий уровень как просвещенности, так и воспитанности, однако, есть вероятность того, что снижение значимости институтов военной культуры, способствует снижению таких характеристик. Однако, важным выводом данного исследования является то, что восприятие к военной культуре может быть подвергнуто коррекции у курсантов.


 

ГЛАВА 1 ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫИ ЕГО РАЗВИТИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: