Становление военной культуры как социального института




По данным различных ученых (Волков С., 1993, Грунт Е.В., 2000, Хмара Н., Шевцов В. 2008), военная культура стала зарождаться с ранних этапов развития общества. В частности, этнологи указывают о том, что вооруженные конфликты возникали уже в доклассовых обществах, естественно, для их регулирования изобретались и применялись различные знаки, процедуры и правила; формировались военная магия и мифология, специальные ритуалы и обряды. Однако, несмотря на огромные изменения, военная культура современных обществ сохраняет с военными культурами древности преемственность.

Следует отметить, что теоретическое осмысление военного дела и войны началось значительно позднее, нежели их первое появление. Первые попытки понять роль и назначение армии в жизни государства, явления войны и мира, возникли в эпоху рабовладельческого общества. В частности на это указывают данные в трудах философов, военных теоретиков и историков Древнего Рима и Древней Греции (Аристотель, Платон, Геродот, Сунь-цзы, Ксенофонт и др.) [2 c. 200 -205, 3 c. 206 -230, 15 c. 90 -98, 16 c. 300 -345].

В последующий этап развития человечества, особенно в Новое время и в эпоху Возрождения, осмысление проблем военного дела и армии получило дальнейшее развитие (Э.Роттердамский, Н.Макиавелли, Г.Гегель, И.Кант, Г.Гроций), были заложены начала военной науки (Г.Д.Бюлов, Г.Ллойд, А.В.Суворов, А.Жомини, П.А.Румянцев, М.И.Драгомиров, К.Клаузевиц и др.). Военная теория в настоящее время включает военные разделы знаний технических, социально-гуманитарных естественных и наук. Необходимо отметить, что исследования отмеченных ученых носят преимущественно военный, исторической или чисто социально-философский характер.

По отношению к военному делу и войне слабо используются теоретико-методологические установки, которые составляют основу подхода культурологического: исследование культурных основ военной деятельности как важный вид социальной деятельности; рассмотрение военной культуру как части культуры социума; исследование, как целостного системного образования, военной культуры; проведение сравнительного изучения военной культуры у различных обществ; типология военной культуры; анализ функций военной культуры и ее структуры; изучение знаково-семиотических и ценностно-нормативных аспектов военной культуры и др.

В научный оборот «военная культура» было введено отечественным публицистом М.О.Меньшиковым, применивший его при характеристике вклада в развитие военного искусства великого полководца А.В.Суворова [ 30 c. 90 -105]. Понятие «русская военная культура» в научной зарубежной литературе использовалось при характеристике исторического развития армии России и сущности ее дела для сохранения самостоятельности России в государственном плане и для обеспечения развития и роста всей русской культуры [36 c. 56 - 60]. Сегодня изучение в этой области направлено на выявление связи военной культуры с общенациональной культурой и анализ особенности военной культуры в различных государствах и обществах.

Рассмотрим более подробно мнения некоторых ученых о понимании термина «военная культура». Позиция, в которой военная культура полностью определяется в соотношении с вооруженными силами страны как культура флота и армии, встречается как в зарубежной, так и в российской литературе (Е.И.Романова, Р.К.Дрейлинг, Р.Хиксон, Й.В.Бладель, М.Шенфельд).

Однако, все больше утверждается, за последние десятилетия новая точка зрения, которая заключается в более широком подходе, который предполагает рассмотрение института военной культуры как части института культуры социума. Представители данной позиции (В.Н.Гребеньков, А.Б.Григорьев, Ю.Я.Киршин, П.Шефер, Д.Паскаль, С.Н.Климов) подчеркивают наличие между культурой общества и военной культурой тесных связей. Следует отметить, что данная позиция, акцентирует внимание на невозможности сдвигания военной культуры к военной субкультуре. Более осторожную позицию, занимают сторонники третьей точки зрения (В.Д.Грачев, Г.А.Аванесова, В.Н.Гребеньков, В.В.Лысенко, Л.Н.Дорогова), которые обращаются в своих работах к термину «военные аспекты культуры», а не к понятию «военная культура». Однако, по мнению Д.Фейблман, понимание военной культуры заключается в восприятии ее, как одного из субъектов общества, который отличается вниманием к военному виду человеческой деятельности.

Несмотря на то, что военная культура на данный момент рассматривается в узком и широком смыслах, они находятся между собой в тесной связи. Рассмотрим, более подробно понятие военной культуры в широком смысле. В данном случае, она представляет собой все то, что создано человечеством в области военного дела.

В частности, она включает экономические, политические, духовные и социальные компоненты (военная политика, военная идеология, военная экономика, военная техника и оружие, вооруженные силы, военная наука, военное искусство, военные концепции и военные доктрины, военные традиции, посвященная военным вопросам, художественная культура, и т.д.) [37 c. 35 -38, 38 c. 105 -125]. В узком смысле же эта культура предстает как комплекс исторически сложившихся и устойчивых на групповом, индивидуальном и массовом уровне моделей поведения и установок сознания человека в военной сфере. Тем самым, можно сказать, что военная культура, представляет собой один из важнейших социальных институтов культуры. Это многоуровневое, достаточно сложное явление, которое включает знаково-символические, духовно-идеологические, материальные, и ценностно-нормативные элементы. Военная культура может проявляться в военных традициях и обычаях, воинских ритуалах и обрядах, различного рода символах и знаках [40 c. 34 -40, 42 c. 89 -104]. Естественно, важной частью этого института является осмысление полярных категорий: смерти и жизни, а также связанных с ними тесно других этических понятий: героизма, достоинства, мужества, чести, их антиподов, которые проявляются в военных конфликтах и в экстремальных условиях войн наиболее ярко. Учитывая многогранность и сложность военной культуры, слабое исследование области взаимодействия ее с культурой общества, необходимо признать актуальность и целесообразность дальнейших глубоких научных изучений этого феномена.

Большая роль в воспитании военной культуры всегда заключалась в передачи воинских традиций [42 c. 200 – 201, 44 c. 203 -206, 52 c. 162–178]. Естественно, это направленность обусловлена на формирование у личного состава патриотизма, лучших нравственных качеств, гордости за принадлежность к флоту и армии, выработке устойчивой мотивации к примерному выполнению служебных обязанностей.
Буквально слово «традиция» в переводе с латинского языка «traditic» означает «передача». Однако, на сегодняшний день, под традицией рассматривают в более широком плане [64]:

1) Исторически передаваемые и сложившиеся из поколения в поколение правила поведения, порядки, обычаи;

2) Обычай, сформировавший в быту порядок поведения;

3) Устный рассказ, который передается от поколения к поколению, то есть предание.

Иногда традиции характеризуют как установившиеся общественные мнения, существующие и сложившиеся в прошлом.
Признаками традиций, наиболее важными и существенными, являются [63, 64]:

1) Преемственность, т.е. возможность традиций передаваться из поколения к поколению;

2) Повторяемость, иначе, понимается повторяемость как необходимость возвращения к прошлому опыту;

3) Устойчивость, определяющаяся живучестью в данной культурной среде наиболее духовно важных ценностей;

4) Массовость их распространения, которая определяется количеством носителей, то есть представителей в той или иной социальной среды;

5) Эмоциональность проявления. В этом случае, поддержание традиций требует не только их признание и понимание, но и ответные у их носителей положительные эмоции;

6) Социальная ценность, проявляющаяся в том, что в каждой традиции заложена определенная для отдельной личности, государства и общества социальная значимость, определяющая во многом мотив действий личности.

Традиции проявляются, да и возникают в различных сообществах и в различных масштабах.

Естественно, традиции, могут быть частью духовной культуры нации, всего народа, социальной группы (возрастной, профессиональной). Свои традиции формируются и в условиях армии и флота.

На сегодняшний день, под воинскими традициями понимают исторически сложившиеся, устойчивые, передаваемые через поколения характерные формы социальных отношений в виде правил и норм, порядка поведения военнослужащих, их нравственных обычаев и установок, духовных ценностей, которые связаны организацией воинского быта и военной службы, а также с выполнение учебно-боевых задач [57 c. с. 220 – 222, 58 c. с. 99-101, 63]. Определяется жизнеспособность традиций непрерывным развитием последующими поколениями, их постоянным обогащением, широтой проявления в социуме, соответствием историческому сознанию воинов флота, армии и всего народа. В этом смысле можно рассматривать традиции как прошлое, переключающееся в будущее, своевременно обновляемое и активно развиваемое. Включает содержание традиций различные компоненты, в частности: социальный, исторический, психологический, воспитательный, культурный и профессиональный. Эти компоненты между собой взаимосвязаны, однако, взятый в отдельности, каждый из них, позволяет рассмотреть одну интересующую нас грань более детально. В данном случае наше внимание на акцентируется понимании традиции как явлении отечественной военной культуры, выступающей как часть культуры общества в целом. Тем самым, военная культура представляется нами как продукт исторического развития, действительно, у людей на протяжении всей эпохи существования общества продолжает оставаться и была всегда потребность в сохранении, распространении и закреплении в военной сфере духовного опыта.

Анализ процесса функционирования в Российской армии развития формирования и воинских традиций показывает, что он реализовывался в рамках основных исторических эпох существования отечественной государственности, в тесной связи с командным составом, совершенствованием организации вооруженных сил [54 c. с. 101 – 102, 55 c. с. 77-78, 56 c. 68-69. ]. При рассмотрении истории развития воинских традиций, роли и места офицеров, курсантов в качестве основания периодизации военной культуры целесообразно брать именно форму государственности. Научная литература выделяет шесть таких периодов [42 c. 300 -367]:

I период - IX в. - 1-я четверть XII в. - Киевская Русь. В земском войске и княжеских дружинах, в форме защиты ближнего в бою, клятвы перед боем и т.д., возникают первые воинские традиции.
II период - 2-я треть XII в. - XIV в.- время раздробленности русских земель. Происходит распространение и утверждение идей защиты рубежей Отечества в борьбе с общими врагами, объединения русских земель.
III период – конец XIV в. - XVII вв. - Московское государство. Начало армии в этом периоде составляло поместное войско, которое было организованно на основе принятия приказов. В это время в войске единственным офицерским чином был сотенный голова или сотник. У городских казаков - атаман и есаул. С привлечением в Русской армии на службу иностранцев стала вырабатываться новая система офицерских чинов [42 c. 323].

К появлению генеральских чинов привело увеличение числа данных полков. К концу XVII в., таким образом, в целом в России сложилась социально- профессиональная группа воинских начальников, которая имела европейскую иерархию, в свою очередь она и стала основой прообраза в Русской регулярной армии офицерского корпуса. Отмена местничества и введение чисто военной, новой иерархии чинов совершили в российском обществе тот переворот, без которого существование офицерства было бы немыслимо.

IV период - 1721 - 1917 гг. - Российская империя. Военная культура получила свое дальнейшее развитие [42 c. 345]. В это время главную духовную основу составляли в них следующие идеи: человек - решающий фактор войны; органическая близость между солдатами и командирами; основа службы - воинская честь; патриотизм, нравственное воспитание - залог победы в бою; поощрение творчества и инициативы командиров; повышение образовательного статуса воинов; преемственность воспитания и обучения и др. Важнейшей стороной военной деятельности являлась забота о моральном духе, воине выдающихся русских полководцев - М.И. Кутузова Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, А.В. Суворова. К концу XVIII в. Военная культура в России раздвинула свои границы. Однако, в силу разных причин политического, экономического, духовного и социального порядка, с усилением власти денег в обществе в последующее время часто изменяла положение военной культуры. Следует отметить, что аналогичное воздействие сказывается на нее и сегодня. Тем не менее, в нашей стране престиж профессии офицера, да и в целом военнослужащего оставался всегда достаточно высоким. Обоснованно это тем, что отношение к воинской службе на Руси, представлялось с честью, благородстве и достоинстве военнослужащих как носителей высочайших моральных традиций и устоев [15 c. 308].

V период - 1917 - 1993 гг. - советское государство[42 c. 352]. Следует отметить, что на данном этапе происходила замена религиозных и монархических основ воинского воспитания на классово - патриотические, стала развиваться система воспитания курсантов под руководством государств. Через некоторое время отвергнутые революцией духовные традиции вновь восстановились. К примеру, традиция, начавшая свое развитие с 1718 г., офицерских собраний, была отменена в 1917 году и в 1943 году снова возрождена. Воинские звания, отмененные после революции, вновь ввелись в 1937 г. Многие традиции в боях против белогвардейцев, интервентов и других врагов советского государства получили свое развитие и дальнейшее продолжение [15 c. 348].

В годы ВОВ, благодаря общим усилиям и единству населения и войск, была достигнута победа, естественно, на это оказал и высокий уровень морально-психологических качеств русского народа. Что же способствовало развитию этих качеств? В формировании этих качеств значительную роль сыграла проводимая в СССР воспитательная работа, которая была основана на национальных героических традициях армии и нашего народа.

VI период - с начала работы в 1994 г. Государственной Думы и по настоящее время - современный[42 c. 362]. В общем русле реформирования России с этого времени началась большая работа по возрождению в Российской армии лучших традиций. Отметим, что в этих условиях появилась объективная необходимость анализа содержания имеющихся воинских традиций, определения основных тенденции и направления развития, наиболее значимых и жизненно необходимых традиций военной культуры. Кроме того, в этот период, требовалось уточнение подходов, путей, форм, методов воспитания военнослужащих на лучших традициях института военной культуры, а также истории развития и формирования боевых традиций отдельных видов военно-учебных заведений, флотов, частей, родов войск, Вооруженных Сил и т.д.

Рассмотрим более подробно значимые на сегодняшний день военные традиций. По праву важнейшей среди воинских традиций называют служение Отечеству, патриотизм [35 c. 201- 109, 37 c. 310 - 312]. Эта традиция характеризуется, в первую очередь, социально-психологической природой, своей историей возникновения и нравственно -духовную основу. В наибольшей степени в патриотизме русских воинов проявляется истинность сына и человека Отечества. Как духовной традиции основой патриотизма является забота о Родине, осознанное чувство любви к ней, к ее интересам, готовность к ее защите в случае необходимости. Патриотизм, являясь многогранным и сложным явлением, естественно, оказывает на выполнение воинского долга особое влияние. Все лучшие представители армии России видели смысл жизни в служении Отечеству. Прежде всего таким был Петр I. Извещая о вторжении на территорию России Карла XII митрополита Рязанского Стефана Яворского и о предстоящей с ним напряженной борьбе, Петр писал: «Мы не то что здесь трудов, но за церковь и отечество и живота своего жалети не будем» [15 c. 89]. Другой важной военной традицией России является вера в победу. Базируется данная традиция на могущество и уверенность воина в силу Родины, в правильность проводимой государством внешней и внутренней политики. Она по своей сути помогает преодолеть чувство страха, выступает в качестве духовного стимула для выполнения воинского долга личности. В частности, связано с данной традицией формирование у воинов следующих качеств: смелость, выносливость, терпение, храбрость.

Традиция в военной среде, которая наиболее почитаема это верность Боевому знамени. Известно, что первым прообразом знамени еще в далекие времена являлся длинный шест, на котором в верхней части укреплялись конские хвосты, ветви, пучки травы. Позже, на ткани с принятием христианства стали изображать образы Нерукотворного Спаса, крест, святых Глеба и Бориса и др. На Руси подобные знамена называли стягами. Следует отметить, что утрата в бою знамени считалась позором и вела к немедленному деформированию всего полка. Офицеры и солдаты в данном случае должны были искупить свою вину кровью [15 c. 190 -209]. Еще одной для российских воинов воинской традицией является - товарищество, войсковая дружба, взаимная в бою выручка. В данной традиции главную суть наиболее ярко выразил А.В. Суворов: «Сам погибай, а товарища выручай» [34 c. 150]. Этот девиз остается и был основой в русских войсках боевого братства. Зарождение и особенностью данной традиции является отражение в ней общинного уклада жизни российского крестьянства, специфики русского характера, стремления в ней к объединению, что, находило, естественно, свое отражение и в традициях, в армейской среде. Естественно с этой традицией непосредственно связана другая - забота со стороны командиров о подчиненных, о товарищах, об их здоровье, нуждах. Пренебрежение к потребностям подчиненных, отсутствие этого, приводили к появлению ненависти, к разрушению единства коллектива, что никак не способствовало у воинов формированию уверенности, воодушевления, которые в бою столь необходимы им.

Среди воинских традиций важное место принадлежит личному примеру военнослужащего. Так, к примеру, у офицеров особенно ценятся такие качества, как дисциплинированность пунктуальность, точность. Офицер силой своего примера, исполнительностью и дисциплинированностью воспитывает у других военнослужащих чувство ответственности, долга [61 c. с. 212].

Изучение опыта развития традиций и формирования Русской армии, которые уточняются, дополняются и сегодня, позволяет определить следующий порядок работы в этом направлении военной культуры [53 c. 190 -230, 53 c. 261-262, 65 ]:

1. Выявление или осознание в соответствующей традиции конкретной актуальной потребности военнослужащих;

2. Оценка военно-профессиональной и социальной значимости выявленной потребности;

3. Организация по приданию зарождающейся традиции целенаправленной воспитательной работы по военно-профессиональной значимости;

4. Формирование у военнослужащих устойчивых навыков и мотивов удовлетворения потребности через оформленную нормативно воинскую традицию;

5. Поэтапное дополнение, замена, уточнение ныне существующей традиции.

Следует отметить, что базовыми мероприятия формами воспитания общества на воинских традициях являются: культурно-досуговой, военно-социальной и военно-исторической работы, общественно-государственная подготовка. Таким образом, пройденный нашей армией и флотом исторический путь, свидетельствует нам о том, что воинские лучшие традиции между собой неразрывно связаны, что они формировались в органической связи, и являются мощным фактором воспитания высоких нравственных качеств (патриотизм, мужество, верность воинскому долгу, постоянная готовность обеспечить безопасность своей Родины) у воинов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: