Использование прогно-стических комплексов развития и саморазви-тия офицерами-выпускниками в работе с подчиненными




 

Рис. 4. Изменение опосредованных показателей уровня нравственно-патриотического развития курсантов

 

 

В заключении подводятся итоги теоретических и экспериментальных исследований, подтверждающих рабочую гипотезу и дающих возможность сформулировать ряд выводов следующего толка:

1. Представлена ретроспективная периодизация развития понятия «воспитание российских военнослужащих»; выделено три периода в истории развития воспитания военнослужащих – досоветский, советский, постсоветский; отмечены приоритеты в воспитании военнослужащих в каждом периоде его развития: досоветский период отличал высокий уровень нравственности военнослужащих на основе общечеловеческих ценностей (вера в Бога, Государя и Отечество); советский период связан с идеологизацией воспитания военнослужащих в рамках государственной политики КПСС в духе преданности коммунистической идее построения коммунизма и воспитания людей согласно «моральному кодексу строителя коммунизма»; постсоветский период, во время которого Вооруженные Силы Российской Федерации находятся в состоянии постоянного реформирования, утратил достижения в воспитании прошлых лет и не предложил новых государственных концепций воспитания курсантов. Проведенный ретроспективный анализ в воспитании военнослужащих дал необходимую аргументацию для разработки приоритетно-ориентированного подхода к воспитанию курсантов.

2. Разработаны концептуально-методологические положения содержания

и проективных условий актуализации нравственно-патриотического воспитания курсантов на основе приоритетно-ориентированного подхода, трактуемого как глобальная и системная организация и самоорганизация процесса воспитания, включающая субъекты педагогического взаимодействия, а также определяющая приоритеты, личностные качества и прогностические условия их достижения.

3. Обоснованы архитектура нравственно-патриотического воспитания курсантов на основе приоритетно-ориентированного подхода, которая понимается как иерархия среды воспитания, пространства воспитания и приоритетно-ориентированного пространства воспитания; интегративная алгоритмизированная программа, которая понимается как совокупность следующих факторов: мысль-поступок, по М.М.Бахтину, качества личности, квалификационные требования, профессиональные компетенции, выбор приоритетов, профессиональная компетентность и семантическое (лексическое) поле, вовлекающее триаду «понятие–термин–дефиниция».

4. Показано, что средством актуализации нравственно-патриотического воспитания курсантов на основе приоритетно-ориентированного подхода является проектная деятельность, состоящая из цикла лекций по теории нравственно-патриотического воспитания и способам создания матриц – матриц выбора и примеров дилемм, мониторинга усвоенной лекционной информации (тесты, текстовые задания, дискуссия) и практическая разработка двух проектов.

5. Созданы две матрицы: матрица приоритетов нравственного выбора курсантов применительно к разным типам воспитания и матрица примеров дилемм нравственного выбора курсантов в период реформирования последних, демонстрирующие один из способов выстраивания траектории воспитания/самовоспитания курсантов, что приводит к достижению военнослужащими актуального нравственно-патриотического уровня развития личности, обладающей особыми качественными характеристиками, т.е. к нравственно-патриотической воспитанности.

Предложен прогностический педагогический комплекс развития и саморазвития курсантов по выбору нравственно-патриотических приоритетов в ходе практической профессиональной деятельности с использованием алго ритма следующего вида: 1) изучение концепции нравственно-патриотического воспитания курсантов на основе приоритетно-ориентированного подхода; 2) встреча с участниками ВОВ и боевых действий с целью развития нравственной памяти; 3) изучение подвигов военнослужащих, вошедших в летопись ВОВ и современных локальных войн; 4) составление перечня «нравственных табу» (общечеловеческих ценностей), рассматриваемых как рычаги самовоспитания на основе общечеловеческих ценностей; 5) приобретение опыта выстраивания отношений в воинском коллективе в ходе выполнения боевых задач.

7. Отобраны наиболее значимые опосредованные показатели уровня нравственно-патриотического развития как критерии профессиональной (нравственно-патриотической) воспитанности курсантов в ходе осуществления профессиональной деятельности. Эффективность предложенного выбора была подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы выявленной положительной динамикой изменений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование культурной просвещенности и воспитания курсантов военных вузов важно с теоретической точки зрения. Так как данное исследование позволяет определить состояние института военной культуры на современном этапе, и тем самым, может способствовать не только, разработке в дальнейшем методов стабилизации военной культуры на уровне ВУЗов, но и в обществе в целом. К тому же, культурная просвещенность и воспитанность будущего поколения позволяет сделать прогноз на будущее, а именно, чего следует ожидать от снижения значимости в социуме внимания к военной культуре.

. Понимание военной культуры с психологического подхода рассматривается как поведение людей, которое социально стандартизировано и проявляется в форме военных традиций и обычаев, воинских обрядов и ритуалов. Военная культура с антропологического подхода представляется как сторона культуры общественной и непосредственно связанной с человеком, в данном случае военная культура расширяет у человека представления о войне, военной службе и армии и влияет на поведение общества в целом в военное и мирное время.

Результаты проведенных двух видов анкетирования показали, в целом, неумение респондентов выделить приоритеты в воспитании, отсутствие привычки задуматься о воспитании у себя нужных, профессионально значимых,качеств личности и полное непонимание роли нравственно-патриотического воспитания в жизни офицера

В целом, изучение состояния вопроса, связанного с темой дипломного вопроса, позволило вскрыть следующие противоречия между:

– необходимостью разработки в ввузах системы организации нравственно-патриотического воспитания курсантов и нацеленностью ввузов на

создание знаниевого фундамента у обучающихся при отодвинутости воспитания на второй план;

– необходимостью разработки концептуально-методологических оснований системы организации нравственно-патриотического воспитания курсантов

и отсутствием практики и технологии обучения курсантов понятиям,

содержанию и компонентам нравственно-патриотического воспитания;

– требованиями современных условий существования ВС относительно

выбора нравственно-патриотических приоритетов курсантами и отсутствием

разработанных рекомендаций, педагогических комплексов практических материалов, содержащих алгоритмы, матрицы, подходы к нравственно-патриотическому развитию и саморазвитию курсантов;

– обязательностью знания курсантами критериев нравственно-патриотической воспитанности в целях саморазвития по индивидуальным программам и отсутствием их разработанности в качестве жизненно важных ориентиров и приоритетов.

Как показывает практика, сложный механизм системы военно-профессионального воспитания курсантов действует безотказно в том случае, если он тщательно отрегулирован, если осуществляется квалифицированное руководство им. Сущность такого руководства за­ключается в упорядоченном и согласованном взаимодействии всех субъектов воинского воспитания на основе общих целей, принципов, задач, форм и методов в интересах под­готовки военного-профессионала.

Существенными факторами, требующими повышения уровня воспитательной работы в ОВД, сегодня являются:

• большие моральные, психоэмоциональные и физические нагрузки на сотрудников, резко усилившееся воздействие на них со стороны противоправных элементов;

• деформированная нравственность, низкая духовная культура отдельной части сотрудников, отрицательно влияющие на состояние оперативно-служебной деятельности, дисциплины и законности;

• проведение воспитательной работы в ОВД в экстремальных условиях, когда в стране фактом стало идейное разногласие, неопределенность и размытость нравственных идеалов, ценностных ориентаций, особенно у молодых сотрудников;

• формирование в молодежной среде нигилистического отношения к отечественной истории, гражданственности, духовности и патриотизму.

Исследование показало, что педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава вуза можно рассматривать как специфическую систему, объединяющую относительно самостоятельные, но тесно связанные подсистемы: а) аксиологическую, б) когнитивную, в) личностную, г) деятельностно-творческую.

Показателем профессиональной готовности каждого вуза МВД к управлению процессами духовного становления личности курсанта в вузе МВД служит его личная педагогическая и духовная культура. В первую очередь это: высокий уровень общего образования и эрудиции; профессиональная компетентность; высокое педагогическое мастерство и качество труда; способность к управлению своей профессиональной деятельностью; готовность к саморазвитию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: