Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся: живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать целям, задачам и содержанию коррекционного обучения воспитания в специальном образовании. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную: инструментальную.
Функцию средства обучения выполняет также собственная художественная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игровая и др. Их использование в коррекционно-педагогическом процессе способствует развитию речи, общения; познанию прекрасного; раскрытию творческого потенциала личности.
Проектирование и информационное наполнение содержания специального образования реализуется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать: пропедевтические или дополнительные разделы, учебный материал для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире, в соответствии с отмечаемым нарушением развития: средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями отмечаемых недостатков развития; средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности; упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.
|
6. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с
Отклонениями в развитии
Демографическая ситуация в нашей стране настоящее время характеризуется падением естественного прироста населения, что обусловлено низкой рождаемостью, достаточно высоким уровнем младенческой смертности и заболеваемости детей. Учитывая экономические трудности сегодняшнего времени, самым приемлемым и самым эффективным путем снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации является организация ранней специализированной помощи. Исследования в области специальной психологии и педагогики доказали, что раннее начало целенаправленной коррекционной работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений в развитии. Максимально раннее коррекционное воздействие обусловлено прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. В этом возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, складываются первые социальные контакты. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ правильного поведения и социализации. Установление общности и единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили в свое время
|
Л.С. Выготскому научно обосновать общую теорию развития личности ребенка с ограниченными возможностями. Одним из важнейших достижений Л.С. Выготского является анализ взаимодействия процессов развития и обучения в детском возрасте, как в норме, так и при патологии развития, раскрытие сложных динамических соотношений между ними, установление детерминирующей и направляющей роли обучения по отношению к процессу развития.
Учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в процессе развития, о зонах актуального и ближайшего развития и др. легли в основу организации ранней специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни до трех лет) возраста, выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л.С. Выготского о «социальности развития младенцев» и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивного периода для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии (Лубовский В. И., 1994 и др.*).
|
Проведенные научные исследования зарубежных (Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт, Т.М. Филд, Л. Беквит и др.) и отечественных (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.) ученых в области медицины, специальной психологии и педагогики убедительно доказали эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей. Уникальность этого возраста заключается в его особой «восприимчивости» к педагогическим воздействия, особой сензитивности в формировании большинства специфически человеческих качеств и способностей. Практическое воплощение идеи создания системы ранней коррекционной помощи начинается с определения объекта воздействия. По мнению большинства специалистов, такая работа должна проводиться не только с детьми, имеющими те или иные нарушения развития, но и при риске возникновения у детей нарушений социальной адаптации. При этом основным «инструментом» выявления детей, нуждающихся в комплексной междисциплинарной помощи, должна стать система массового скрининга. При патологии развития на основе комплексного обследования необходимо оказание помощи детям с ОВЗ совместными усилиями врачей, психологов, дефектологов, массажистов, диетологов, инструкторов по лечебной физкультуре и других специалистов. Своевременно и квалифицированно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить реализацию абилитационных мероприятий, а также обеспечить возможность некоторой части детей с ограниченными возможностями обучения в массовой общеобразовательной школе. Существенный вклад работа с детьми раннего возраста может внести и в коррекцию неблагоприятной ситуации в семье ребенка с ограниченными возможностями.
Скрининг (выявление и оценка) факторов риска проводится при первичном обращении родителей в генетическую или женскую консультацию. В период беременности в случае неблагоприятного течения будущей матери может проводиться пропедевтическое лечение. Производится также выбор правильной техники ведения родов. В первые часы после рождения у ребенка обследуют состояние его органов, ткани, нервной системы. Все эти мероприятия – от мониторинга состояния беременной женщины до выхаживания ребенка с нарушениями в развитии – обеспечивают комплексный подход в проведении медицинского аспекта абилитации. В последние годы особую актуальность приобретает проблема отрицательного воздействия на нервно-психическое развитие детей алкоголизма и наркомании родителей. Являясь социальным злом, они приводят в действие чисто биологические патологические механизмы. Вызывая тяжелые повреждения соматического здоровья и генетического аппарата будущих родителей, алкоголь и наркотики могут воздействовать на развитие и становление функций нервной системы в период грудного вскармливания; затем, как собственно социальные факторы – в процессе воспитания маленького человека. Следует отметить, что научно-технический прогресс способствует появлению целого ряда новых химических, радиационных воздействий, которые по-разному неблагоприятно влияют на организм матери и ребенка.
Программа медицинской абилитации тесно связана с программой психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и в своей реализации учитывает патологические факторы, влияющие на процесс развития ребенка: болезни матери, патологию беременности, патологию родов, появление первых признаков аномального развития. В организации профилактических мер и лечебного ухода за ребенком большую роль играет семья и семейная обстановка. Абилитационные мероприятия желательно проводить в домашних условиях, в тесном контакте с матерью ребенка. Следует иметь в виду, что абилитация ребенка должна носить комплексный характер. В ее реализации должны быть задействован ряд специалистов: врач-педиатр, методист по лечебной гимнастике, логопед, психолог, социальный работник (педагог), которые обучают родителей специальным коррек- ционным приемам выработки возрастных психофизических и психосоциальных навыков у проблемного ребенка, вносят коррективы в предложенные коллегами обучающее-развивающие упражнения.
При каждом дошкольном образовательном учреждении может быть организована группа кратковременного пребывания, где будет оказываться комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии, а также квалифицированная помощь его родителям.
Ранняя коррекция включает:
– скрининг-диагностику всех новорожденных с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
– расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;
– целенаправленное наблюдение врача-педиатра за темпом психофизического развития ребенка из группы риска (по месту его жительства);
– оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с отклонением в развитии;
– раннее начало систематической коррекционной работы.
Ранняя коррекционная работа предполагает решение слудующих задач:
· основных задач развития, характерных для данного возраста психологических новообразований и ведущих видов деятельности (развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, развития речи и т.д.);
· обеспечивает создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии (совершенствовать и развивать общие движения, ручную и мелкую моторику, способствовать социальному развитию, формировать предметную и предметно-игровую деятельность и т. д.).
При работе с ребенком младенческого возраста взрослый должен направлять свои усилия на удовлетворение потребностей ребенка в движениях, эмоциональном восприятии и самовыражении, в знакомстве с новыми предметами. Коррекционная работа с детьми младенческого возраста направлена также на развитие функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, в развитии подражания и эмоционально-делового общения, в активизации лепета.
С наступлением раннего возраста (когда происходит изменение ведущих мотивов и ведущей деятельности), взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функционального назначения (Что можно с ним сделать? В чем его значение?). Решающее значение имеет совместная предметно-игровая деятельность, которая является предпосылкой успешного развития высших психических функций: восприятия, речи, мышления, памяти, эмоций, мотивации; обогащается сенсорный опыт. Значимым компонентом содержания взаимодействия на данном этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».
Абилитационную программу помощи необходимо осуществлять в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-воспитательное. В диагностическом направлении ведущим является медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза, с другой, – разработки индивидуальной программы развития ребенка с постоянной корректировкой программы коррекционной психолого-педагогической работы. Следующее направление – коррекционно-воспитательное должно быть направлено на формирование и развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а также – на предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, формирование всех видов деятельности, характерных для данных возрастных этапов, поведения и личностных ориентиров. Коррекционно-воспитательное направление решает также задачи социализации, максимального уровня самореализации, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. Коррекционные занятия ведут дефектологи, социальные работники, логопеды; они проводятся как в групповой, так и индивидуальной форме. Коррекционно-воспитательная работа проводится одновременно с психологическим сопровождением, для чего необходимо организо- вать комнату психологической разгрузки. Эта работа проводится в тесном контакте с медицинской абилитацией, которая включает медикаментозную терапию, физиолечение, электро-, свето-, лазеро-, магнитотерапию, водолечение, природотерапию, жемчужные ванны, массаж, диетотерапию, фитолечение, лечебную гимнастику. Регулярный врачебный контроль позволяет вносить своевременные корректировки в программу индивидуального развития ребенка. Большое внимание должно уделяться развитию двигательных навыков детей посредством использования мягких модулей: матов, горок-скаток, бревен. Рекомендуется максимально использовать коррекционные игры с гигантскими мячами, мячами-модулями, сухие бассейны. Можно использовать также ходунки, качели, напольные манежи и другое оборудование.