Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа осуществляется распределение детей на подгруппы, подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям (направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательного маршрута на каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей.
Деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данному ребенку, с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Приоритетным является овладение ребенком определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями.
Принцип полисенсорной основы обучения предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Предусматривается максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения используется комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.
Принцип единства диагностики и коррекции нарушений. Предполагает осуществление комплексной и систематичной поэтапной диагностики особенностей развития каждого ребенка, на основании которой составляется индивидуальная программа обучения, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет варьировать и уточнять содержание программы на всех этапах обучения.
|
Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, Блисс-символы, жесты и др.). При этом развитие навыков речевого (словесного) общения определяется как необходимое условие расширения коммуникативных связей.
Авторы программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями определяют общие условия организации образовательной среды на уровне отдельного образовательного учреждения.
· Предельная наполняемость группы (класса) для детей с комплексными нарушениями развития – 5 человек. При этом в условиях интегрированного обучения количество детей может быть меньше.
· Введение в штатный состав учреждения специалистов разного профиля (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания детям комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинская помощь осуществляется специалистами, работающими по договору.
· Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Предусматривается: включение в структуру занятий физкультпауз, рациональное чередование разных видов заданий (практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием первых), непрерывное психологическое сопровождение обучения.
|
· Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы. Разделение коррекционного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи.
· Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов», ‒ разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.
· Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем.
· Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
· Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, ритмика и др.
· Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей.
· Оказание своевременной и доступной (дифференцируемой по виду и степени) помощи на всех этапах обучения в ситуациях возникновения затруднений.
· Обновление и пополнение методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом характера и структуры отмечаемого нарушения.
· Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых методов.
|
· Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение).
Беспредметное обучение предусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:
– формирование представлений ребенка о себе и окружающем,
– развитие навыков коммуникации,
– формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,
– подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,
– социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.
Предметное обучение предполагает овладение обучающимися содержанием основных учебных дисциплин. В учебный план входят учебные предметы, отобранные с учетом вида и структуры отмечаемого нарушения. Так, например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие предметы:
• Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)
• Математика (элементарный счет)
• Мир животных, мир растений
• Изобразительное искусство
• Музыка, пение
• Физическая культура, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд
• Ремесленное дело.*
Методические подходы к проектированию индивидуальной программы обучения детей с комплексными нарушениями развития разработаны М.В. Жигоревой**. Они предусматривают:
· Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).
· Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха, зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе научных исследований в области судропедагогики, тифлопедагогики и логопедии.
· Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы для детей с нарушением зрения.
· Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.
· Межпредметные связи предполагают отработку одних и те же знаний и навыков на разных видах занятий и в разных видах деятельности.
· Линейность и концентричность при построении индивидуальной программы обучения предполагает расположение тем в определенной логической последовате-льности с постепенным увеличением объема и усложнением содержания материала. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей.
· Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и реальных возможностей. Это обусловлено тем, что у детей со сложными нарушениями стираются возрастные границы, поэтому уровень развития может быть одинаковым независимо от возраста.
Контрольные вопросы и задания.
1. Раскройте содержание понятий «комплексные (сложные) нарушения развития», «осложненные нарушения развития», «множественные нарушения».
2. Назовите основные группы детей и подростков с сочетанными нарушениями развития. Почему возникает необходимость в их психолого-педагогическом изучении?
3. Кратко охарактеризуйте содержание комплексного изучения особенностей психофизического и познавательного развития ребенка со сложным нарушением в развитии.
4. Как организована комплексная помощь лицам со сложными нарушениями в развитии в нашей стране. Укажите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу коррекционных учреждений с детьми и подростками, имеющими сложные нарушения развития.
5. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы коррекционной работы с детьми и подростками с комплексными нарушениями в развитии.
6. Перечислите основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями развития.
7. Назовите основные разделы индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим комплексное нарушение развития (по модели М.В. Жигоревой).
Рекомендуемая литература:
1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. //Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
3. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2006.
5. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9 -19.
6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концеп- ции.//Дефектология. – 2009. – №1. – С.5-19.
8. Мещеряков А. И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи // Вопросы философии. – 1968. – №9.
9. Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. – 1973. – №3.
10. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Головчиц Л.А. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2006.
11. Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1989. – №2.
12. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Тема № 15. Служба практической (специальной) психологии в системе
образовательных учреждений
Учебные вопросы
1. Задачи и организация работы службы практической психологии.
2. Основные направления службы практической психологии.
3. Задачи, основные направления и организация работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей с ограниченными возмож- ностями.
4. Задачи и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения.
5. Основополагающие принципы организации работы ПМПк и ПМПК.
6. Содержание психолого-педагогическом заключения ПМПК (ПМПк).
7. Методические требования к организации и процедуре обследования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений.
8. Основные методы психолого-медико-педагогического обследования детей с
ОВЗ в психолого-медико-педагогических комиссиях и консилиумах.
1. Под Службой практической психологии понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.
Служба оказывает содействие формированию образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием.
Целями службы являются:
– содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным личностно-психологическим особенностям обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
– содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений знаний, умений и навыков, необходимых для получения образования, профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
– оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
– содействие педагогическим работникам, родителем (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них социальных норм взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи службы:
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития;
• формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям познавательного развития обучающихся, воспитанников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, в психофизическом развитии обучающихся, воспитанников;
• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
• участие (совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений) в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности последовательных этапов непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области общей и специальной психологии.
Организация деятельности службы
Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (психологом) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, воспитании и развитии: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.
Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.
2. Основными направлениями деятельности психологической службы являют- ся:
• психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и психофизическом и познавательном развитии.
• психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и личностного развития.
• психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей ребенка (подростка), его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
• психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
• консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителем (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Координация деятельности различных подразделений Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.
Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
Для координации деятельности специалистов разного профиля на базе общеобразовательных учреждений рекомендуется создание психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк)*.
В зависимости от конкретных условий специальное психолого-педагогическое сопровождение, а в некоторых случаях и медицинский патронаж детей с проблемами в развитии может осуществляться как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях массового вида.
В целях создания оптимальных условий для воспитания, обучения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями и в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической службе (2003), Законом «Об образовании» (1992/2008), Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (1997/2001) предусмотрено:
Проведение заседаний комиссии по отбору детей дошкольного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществление медико-педагогического освидетельствования указанного контингента детей с целью направления в соответствующие образовательные учреждения с учетом состояния детей.
В диагностически сложных случаях ставятся и решаются вопросы о направлении детей в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения областного и федерального уровня.
Оказание организационной, консультативной, методической помощи зональным, городским и районным психолого-медико-педагогическим комиссиям.
Осуществление контроля за работой зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий.
При необходимости длительного динамического наблюдения за учащимися направление их в диагностические классы.
В функции руководителей муниципальных органов управления образованием входит:
· Укомплектовать психолого-медико-педагогические комиссии квалифициро- ванными специалистами.
· При невозможности укомплектования зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий квалифицированными специалис- тами, заключать договоры со специалистами областных лечебно-профилактических и образовательных учреждений.
· Обеспечить контроль по своевременному выявлению, обследованию детей в психолого-медико-педагогических комиссиях.
· Обеспечить функционирование в городе (районе) единой психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей дошкольного и школьного возраста.
· Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об образовании».
3. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является государст- венным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении.* ПМПК выполняет функцию основной экспертной службы при определении вида и форм обучения детей с проблепмами в развитии. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.
ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учрежде- ний, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем лицам, которые в ней нуждаются. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.
В задачи зональных, городских и районных психолого-медико-педагогическим комиссий входит:
Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психическом развитии, детей дошкольного возраста с проблемами в физическом развитии.
Осуществлять освидетельствование детей на психолого-медико-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и в их обязательном присутствии при наличии следующей документации:
– выписки из истории развития ребенка, подписанной главным врачом поликлиники;
– направления районного психоневролога;
– характеристики из детского учреждения, в котором находился ребенок;
– заключения психолого-медико-педагогического консилиума;
– ученических тетрадей и рисунков ребенка;
– личного дела из школы;
– для детей с проблемами в физическом развитии – заключения специалистов регионального областного консультативно-диагностического центра для детей с ОВЗ.
Для этого руководителям территориальных органов управления здравоохранением необходимо:
Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда.
Направлять детей на психолого-медико-педагогическую комиссию со следующими документами:
• подробной выпиской из истории развития ребенка;
• заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.
В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:
– врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог);
– педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);
– логопед;
– психолог;
– социальный педагог;
– медицинский статистик.
Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с детьми c ограниченными возможностями развития. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.
В зависимости от условий региона (материальной базы, наличия специалистов и пр.) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы.
Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и условий воспитания и обучения.
Организация работы по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.
В ПМПК при проведении работы по комплектованию образовательных и медицинских учреждений ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК.
Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Эти данные помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности ребенка, уровнем и качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в ДОУ или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за определенный период времени. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.
На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характере и степени тяжести отмечаемых отклонений в развитии. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего воспитания и обучения с учетом психофизических и индивидуальных особенностей развития ребенка. Даются конкретные рекомендации педагогам образовательного учреждения.
В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум данного учреждения, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).
Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).
Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в данное специальное учреждение.
4. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов / групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская сестра. Как правило, для участия в работе ПМПк приглашаются логопед, коррекционный педагог (педагог-дефектолог), практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклоне- ниями в развитии (или состояниями декомпенсации) исходя из реальных возможнос- тей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образователь- ными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
– Основными задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии (или состояний декомпенсации);
– профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
– выявление резервных возможностей развития;
– определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
– подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
В обязанности ПМПк (консилиума) входит также:
– изучение психофизического и соматического состояния ребенка (медицинское обследование);
– выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);
– изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или состояниями декомпенсации). Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется образовательным учреждением самостоятельно*.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учрежде- ния с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.