Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными




Возможностями

Важнейшей составляющей в системе социальных институтов коррекционной направленности является семья. Именно семья создает среду, в которой проходит процесс первичной социализации ребенка; именно в семье проецируется модель межличностных отношений, формируются ценностные ориентации личности, стиль взаимоотношений с окружающей средой.

Для любой семьи рождение ребенка с отклонением в развитии – это большая трагедия. Рождение больного ребенка очень часто является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, и, в первую очередь, матерью. Стресс оказывает сильное травмирующее воздействие на психику родителей, приводит к развитию внутреннего психологического дискомфорта, к различным проявлениям вегетососудистой дисфункции и др.

Специалисты выявили несколько различных аспектов социально-психологических особенностей таких семей (В.В. Ткачева, 2008 и др.). Так, на психологическом уровне эмоциональный стресс матери отражается прежде всего во взаимоотношениях с супругом. Рождение больного ребенка может усилить и проявить скрытый внутренний конфликт между членами семьи.

В социальном плане могут происходить следующие изменения. Семья становится малообщительной, сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу состояния ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.

Вследствие сильных нервных перегрузок у матери больного ребенка могут проявляться различные соматические заболевания. Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье ребенка с отклонением в развитии, рассматривается специалистами как фрустрирующая личность матери. Так, в частности, психиатры отмечают у 60% матерей, воспитывающих ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП), проявления депрессивной симпоматики в различных формах (В.В. Ткачева).

По статистике, до 50% семей, у которых родился ребенок с отклонением в развитии, распадаются. Одну из главных причин этого явления специалисты видят именно в резком падении после рождения ребенка-инвалида социального статуса этих семей. Чтобы постоянно быть рядом со своими детьми, матери теряют работу по специальности, чтобы ухаживать за своим малышом, или же устраиваются на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу, чаще надомного характера.

Аффективная напряженность матери, возникающая при рождении больного ребенка, неблагоприятно влияет на взаимоотношение матери с ребенком. Такая мать редко улыбается, непоследовательна, неровна в обращении со своим ребенком, постоянно напряжена, скована. Неслучайно, что ребенок же в такой ситуации растет нервным, беспокойным, требует к себе постоянного внимания. Но присутствие матери его не успокаивает, а напротив, еще больше возбуждает. Постепенно формируется болезненная зависимость «мать-ребенок», что значительно ухудшает процесс социализации ребенка.

Перечисленные проблемы говорят о возросшей значимости социальной адаптации не только ребенка с патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. В сегодняшней экономической ситуации воспитание в семье детей с отклонениями в развитии является сложной задачей и, естественно, что такие семьи испытывают значительные материальные и моральные трудности. По данным выборочных исследований, всего 5% родителей в таких семьях относятся к категории высокооплачиваемых. 36% родителей не имеют постоянного места работы. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют. В каждой десятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день для матери ребенка-инвалида. Отдельное место занимают проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. При интернатной форме обучения дети в течение как минимум пяти дней в неделю оторваны от семьи. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания и развития, что сказывается на изолированности семейной системы от нужд и потребностей ребенка.

Дети с тяжелой степенью инвалидности находятся за пределами образовательного пространства и направляются в интернаты системы социального обеспечения. Предусмотрена форма надомного обучения, но в категорию обучающихся на дому не попадают дети с глубокой умственной отсталостью. Для всех детей, обучающихся на дому, на первый план выступают проблемы изоляции от сверстников, выключения из социума.

Среди основных проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, сами родители при опросах на одно из первых мест выдвигают получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания. Потребность таких семей в психологической поддержке, по разным источникам, составляет лишь 3,5%, что объясняется малой распространенностью и отсутствием презентации такого рода помощи для нашего общества, несформированностью соответствующей потребности, боязнью вмешательства в интимную жизнь семьи. Очень низка и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка-инвалида. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать. На сегодняшний день существует достаточное число различных нормотворческих актов, которыми определяется отношение общества, государства к инвалидам, и отношения инвалидов с обществом, государством. Многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности как детей-инвалидов, так и их семей.

Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, указывают на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.

В социальной работе с такой категорией семей предлагаются следующие направления:

а) диагностическое с целью изучения особенностей семейного воспитания, разработки и реализации индивидуальных программ помощи семье;

б) просветительское с целью расширения представлений об особенностях развития детей с патологией и методах коррекционно-развивающей работы с ними;

в) педагогической коррекции детско-родительских отношений, повышения роли отца в воспитании ребенка;

г) психокоррекционное, направленнное на гармонизацию семейных отношений, повышение чувства уверенности в своих силах, создание благоприятного психологического климата в семье.

Если еще в начале 90-х годов ХХ века семьи, имеющие детей-инвалидов, были практически отдалены от общества и самостоятельно справлялись со своими проблемами, то сейчас заметны усилия общества, направленные на адаптацию и реабилитацию таких семей. Налицо позитивная тенденция к приобщению детей с ограниченными возможностями к социальной среде, насыщению их жизни яркими событиями. Родители детей с ограниченными возможностями в сотрудничестве со специалистами и другими родителями обогащаются эмоционально, учатся преодолевать трудности, связанные с проблемами их ребят. Это помогает им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности, одиночества. Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями – объект особого внимания социального работника. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи по результатам патронажа, социальный работник разрабатывает рекомендации родителям, как следует ухаживать за ребенком с проблемами в развитии. План реабилитации (абилитации) составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка.

В методике психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, выделяются два основных направления: педагогическое и психокоррекционное, которые реализуются в индивидуальной и групповой формах.

Основными целями психокоррекционной работы являются создание благоприятного психоэмоционального климата, формирование положительных установок в сознании и поведении родителей. Психокоррекционная работа должна быть направлена на гармонизацию родительско-детских, внутрисемейных отношений, на коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов, на формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Педагогическое направление предусматривает обучение родителей больного ребенка методическим приемам коррекционной педагогики, участие в образовательно-воспитательном процессе. В целях оказания консультационной помощи, обеспечения достаточной информированности людей о своих правах необходимы специализированные службы, призванные решать задачи социальной помощи указанной категории населения. Подобные службы можно организовывать на базе специальных (коррекционных) школ под руководством заместителей директора по социальной защите либо при реабилитационных центрах, а также при группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях. Такие школы специализированной помощи могут помочь родителям детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов обрести достойный социальный статус, что в значительной степени укрепляет психологический климат в семье.

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1. Дайте определение понятий «коррекционное обучение», «специальная дидактика», «специальное образование».

2. Охарактеризуйте современную систему социальных институтов коррекционной педагогики.

3. Какие принципы лежит в основе деятельности институтов специального образования?

4. Перечислите основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений.

5. Укажите основные типы специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями.

6. Чем вызвана необходимость оказания ранней коррекционной помощи?

7. Почему работу по оказанию ранней помощи должна быть ориентирована на междисциплинарный подход?

8. Раскройте основные причины необходимости реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями.

9. Определите основные направления реабилитационной помощи лицами с ограниченными возможностями. Почему задачи реабилитации должны носить комплексный характер?

10. Какие основные проблемы встречаются в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями?

8. Назовите ведущих отечественных специалистов, занимающихся проблемами семей, имеющих детей с ограниченными возможностями?

9. Какие основные направления предусматриваются в работе с данной категорией семей?

 

Рекомендуемая литература:

Основная

 

1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Академия, 2001.

2. Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6 т. – М.,1984. – Т.3,5.

3. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – №1.

4. Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов В. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» – первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. – 1995. – №4.

5. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. – 1991. – №5.

6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост.: Л. М. Шипицына. – СПб., 1997.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2000.

8. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999.

9. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

10. Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. – №2.

11. Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. – №3.

12. Реабилитационные службы. – СПб., 1993.

13. Стребелева Е.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.

14. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

15. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005.

16. Цукерман И. В. Проблемы социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. – 1994. – №4.

 

Дополнительная

 

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 2004.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2001.

3. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение, 1995 г.

6. Пузанов Б.П., Коняева Н.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Академия, 2000.

 

__________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: