Абилитация – комплекс реабилитационных, психолого-педагогических и лечебных мер, направленных на преодоление нарушений и социализацию развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Агнозия – нарушение процессов узнавания, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга. Наблюдается зрительная, слуховая, осязательная и другие виды агнозии.
Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивный А.) и употребления
(экспрессивный А.) грамматических средств языка.
Аграфия – вид нарушения письма, возникающий при различных расстройствах речи. Проявляется либо в полной неспособности писать, либо в грубом написании слов, пропусках слогов и букв, невозможности соединять буквы в слова.
Адаптация – приспособление организма к условиям существования.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. В педагогической практике должны учитываться особенности процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учебно-воспитательное учреждение (ДОУ, школу), при вхождении в новый детский коллектив.
Акалькулия – нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга. При этом часто сохраняется способность узнавать цифры и писать их под диктовку.
Аксиология – (греч. - axia - ценность, logos - учение) - раздел философии, изучающий проблему ценностей (применительно к человеческому обществу - проблему социальных ценностей). Аксиологический принцип выделяется в настоящее время как один из методологических принципов специальной психологии и коррекционной педагогики.
Алалия – отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением речевых зон коры больших полушарий головного мозга во внутриутробный или ранний прижизненный период развития.
|
Амнезия – нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания. Возникает при различных локальных поражениях мозга.
Анализ – мысленный процесс расчленения предмета (явления) на составные части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.
Анализаторы – сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.
Анамнез – совокупность сведений о развитии ребенка и отмечаемом у него заболевании (нарушении развития). А. - важная часть комплексного обследования.
Апраксия – нарушение произвольных, прежде всего целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
Астенический синдром – состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.
Астигматизм – нарушение оптического аппарата глаза, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей невозможно в одной точке из-за различной преломляемости их в разных отделах глаза.
Асфиксия – удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, г.о. деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения.
|
Асфиксия новорожденного – состояние при рождении, характеризующееся отсутствием дыхания или нерегулярными дыхательными движениями при наличии сердечных сокращений.
Атаксия – нарушение моторики, проявляющееся в расстройстве координации движений.
Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них. А. - процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров, а также выраженными в той или иной степени качественными изменениями клеток, тканей и органов.
Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. При А.з.н. наступают различные расстройства зрительных функций вплоть до полной слепоты.
Атрофия мышечная – нарушение трофики (питания) мышц, сопровождающееся постепенным истончением и перерождением мышечных волокон, уменьшением их сократительной способности.
Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электро-акустического прибора (аудиометра).
Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточен- ностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира, нарушением контактов с окружающими людьми.
Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.
Аффективные нарушения – расстройства эмоционально-волевой сферы. А.н. проявляются как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и виде снижения возбудимости (апатия, безразличие). А.н. могут возникать в связи с функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы; у детей нередко возникают как следствие неправильного воспитания.
|
Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающее внезапно под воздействием психотравмирующих ситуаций и эмоций отрицательного характера. А. сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Чаще наблюдается у лиц с неустойчивой психикой.
Ахроматическое зрение – расстройство цветового зрения, характеризующееся потерей способности различать хроматические тона. При А.з. весь окружающий мир воспринимается в сером цвете.
Возбудимость – способность организма, его органов и тканей переходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физиологического покоя в состояние деятельности, возбуждения.
Воля – способность к произвольному выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В. обеспечивает произвольную регуляцию поведения.
Высшая нервная деятельность – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и уравновешивание организма с окружающей средой.
Гемипарез – парез мышц одной стороны тела.
Гемиплегия – паралич мышц одной половины тела в результате нарушения проводимости центрального нейрона кортико-спинального (пирамидного) пути.
Генеалогический метод (исследования) – составление и анализ родословных человека (ребенка) с целью установления закономерностей наследственной передачи нормальных и патологических признаков.
Глаукома – заболевание глаз, основным проявлением которого является повышение внутриглазного давления.
Дальнозоркость (синон.: гиперметропия) – клиническая рефракция глаза (аномалия рефракции), при которой фокус параллельных лучей после преломления их в глазу расположен позади сетчатки. Причины Д.: ослабление функций преломляющего аппарата глаза или относительная короткость (небольшая величина) переднезадней оси глаза. В связи с этим выделяются такие формы Д., как рефракционная., осевая. и комбинационная форма дальнозоркости.
Деградация – общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности.
Деменция – слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Д. проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.
Депривация (психическая) – психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых у человека не имеется возможности для удовлетворения его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Д. у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных личностных и социальных потребностей.
Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, с комбинированными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Дефект развития – физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.
Децибел (дБ) – единица измерения интенсивности (силы) звука. В дБ. принято измерять слуховые пороги у слабослышащих и неслышащих (глухих) детей.
Диагностика (мед.) – процесс распознавания болезни (дефекта развития) и оценки индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей субъекта, включающий целенаправленное исследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития). В коррекционной психологии и педагогике для установления диагноза наряду с клиническими данными широко привлекаются данные педагогического и психологического исследований.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, ее темпа и выразительности вследствие органического поражения ЦНС. Обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата со стороны корковых (заднелобных) и подкорковых отделов головного мозга.
Дисграфия – несформированность или нарушение деятельности письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перстановки букв и слогов, слияние слов. Чаще всего в основе Д. лежит неразвитость фонематического слуха и недостатки произношения.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дистрофия клеток и тканей –патологический процесс, возникаю-щий в связи с нарушением обмена веществ и характеризующийся появлением в клетках и тканях измененных количественно и качественно продуктов обмена, что приводит к морфологическим (структурным) изменениям поврежденных органов. (Например, дистрофия сетчатки глаза, зрительного нерва и др.) Д. рассматривается как один из видов повреждения ткани.
Зона актуального развития – это актуальный уровень знаний, навыков и умений ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования. Понятие введено Л.С. Выготским.
Зона ближайшего развития (термин Л. С. Выготского) – уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого (а также продвинутого сверстника). Это потенциальные возможности развития ребенка
Зрительные функции – способность воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов.
Иннервация – наличие в органах и тканях организма нервных окончаний. Различают афферентные (центростремительные) нервы, по которым раздражения поступают в центральную нервную систему, и эфферентные (центробежные), передающие импульсы к периферии.
Катаракта – заболевание глаза, характеризующееся помутнением хрусталика.
Коммуникация – понятие, используемое для характеристики обмена информацией в человеческом обществе.
Компенсация – восстановление или восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний или травм. Компенсация функций осуществляется путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Координация движений – согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта.
Коррекция дефекта – его устранение, преодоление отмечаемого нарушения развития.
Коррекционное обучение – особый вид обучения, имеющий целью полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение необходимой общеобразовательной подготовки.
Коррекционная (специальная) педагогика – наука о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.
Коррекционно-воспитательная работа - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического и физического развития детей.
Леворукость – предпочтительное использование левой руки для осуществления двигательных актов. Л. чаще всего является врожденной и обусловлена наследственно детерминированной спецификой развития и функционирования ЦНС.
Локализация функций – связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга.
Миопия (синон.: близорукость) – один из видов аномалий рефракции глаза, при котором параллельные лучи света, падающие на глаз, после преломления сходятся не на сетчатке, а впереди нее.
Моноплегия – паралич одной конечности. Частично выраженный паралич называется парезом (монопарез).
Мутации – возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма - хромосомах и генах.
Мутизм – нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. относится к группе невротических реакций и носит временный, преходящий характер.
Нарушение фиксации взора – перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в периферическую зону. Н.ф.в. приводит к неправильному восприятию локализации предметов в пространстве, нарушению ориентации. Наблюдается при катаракте, помутнениях роговицы и др. заболеваниях.
Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. К ним относят: неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.
Невропатия – врожденное патологическое состояние ЦНС с резко повышенной общей, особенно вегетативной возбудимостью и нервно-психической истощаемостью. Н. отрицательно сказывается на деятельности клеток коры головного мозга.
Негативизм детский – немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей. Может проявляться в грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности.
Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нистагм – непроизвольные, быстро следующие друг за другом ритмические движения глаз (дрожание глаз). Н. наблюдается при наличии болезненных процессов в различных отделах глаза, при некоторых заболеваниях центральной нервной системы и поражениях вестибулярного аппарата.
Объект специальной (коррекционной) педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). СП охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма, представляющий собой совокупность взаимосвязанных морфологических (анатомических), физиологических, метаболических (обмен веществ) преобразований в организме.
Ортодонтия – раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.
Ортопедия – отрасль медицины, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением деформаций и нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
Остатки слуха (остаточный слух) у глухих – сохранившаяся возможность слухового восприятия при глухоте, позволяющая непосредственно воспринимать некоторые звуки окружающего мира. По объему воспринимаемых частот выделяют 4 "слуховые" группы глухих детей, имеющих остатки слуха.
Остаточное зрение – зрение, характеризующиеся остротой зрения от светоощущения до 0,04 при применении обычных средств коррекции (очки).
Острота зрения – способность различать две точки как отдельные при минимальном расстоянии между ними.
Паралич – выпадение двигательных функций с отсутствием силы мышц в результате патологических процессов в нервной системе, вызывающих нарушение структуры и функций двигательного анализатора.
Парез – ослабление двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц.
Патогенез – раздел патологии (мед.), изучающий механизмы возникновения и развития болезней. П. исследует взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
Поле зрения – пространство, одновременно видимое глазом при неподвижном положении головы и фиксации взора в одной точке. Патологические изменения П.з. наблюдаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва, поражениях проводящих нервных путей или зрительных центров.
Полиомиелит – острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением серого вещества спинного мозга и мозгового ствола (с развитием вялых парезов и параличей).
Постнатальный период – период онтогенетического развития после рождения ребенка.
Предмет специальной педагогики – теория и практика специального
образования.
Пренатальный период – период до рождения ребенка.
Профилактика – система мероприятий по предупреждению заболеваний (нарушений в развитии).
Психастения – тип астенической психопатии, болезненное состояние, характеризующееся некоторыми специфическими чертами характера (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность).
Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т.п.
Психопатия – патологический склад характера, выражающийся в неуравно- вешенности поведения, плохой приспособляемости к изменению условий внешней среды, в повышенной реактивности.
Психолого-педагогическая диагностика – диагностический процесс, направленный на установление особенностей психического и познавательного развития индивида (ребенка), выявление задержки или отклонений в психофизи- ческом развитии, их характера и степени выраженности, основных проявлений психического дизонтогенеза. В П.-П.Д. используются методы специального психолого-педагогического изучения, методики нейропсихологического и патопсихологического обследований, метод педагогических наблюдений и др.).
Психотерапия – лечение при помощи психического воздействия на человека.
Работоспособность – способность человека выполнять трудовую (учебную, предметно-практическую) деятельность в течение определенного времени с заданной эффективностью и качеством.
Реабилитация – в медико-педагогическом значении - возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей.
Реактивныесостояния – психические расстройства, возникающие в результате психических травм и не связанные с органическим поражением центральной нервной системы.
Рефракцияглаза – преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях.
Соматический – в физиологии (раздел медицины) обозначает телесные явления в отличие от явлений психических. Производные термины: соматическое развитие, соматические заболевания, соматический статус (состояние здоровья и особенности конституционального развития организма человека).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – общеобразова- тельное учреждение для лиц (детей и подростков) с ограниченными возможностями развития.
Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно (существенно затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями развития. С.О.У. включают специальные образовательные программы, методы и приемы обучения и воспитания, технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные услуги, другие виды социальной психолого-педагогической помощи.
Специальная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.
Субъект специальной (коррекционной) педагогики – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Судороги – непроизвольное сокращение отдельных или целых групп мышц, возникающее внезапно и проявляющееся длительно или приступообразно.
Тактильная чувствительность – один из видов кожной чувствительности. С Т.ч. связаны ощущения прикосновения, давления и частично вибрации.
Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, заражение которым может происходить от домашних животных (кошек, собак, кроликов, кур и др.) и диких животных (зайцев, сусликов и др.). Врожденный Т. (при внутриутробном заражении плода) может являться одним из факторов, приводящих к олигофрении и возникновению различных врожденных уродств.
Тонус – постоянная (фоновая) активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающая их готовность к действию. Тонус мышц - напряжение, обеспечивающее поддержание определенной позы тела и положение его в пространстве.
Фонация – голосообразование.
Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем. Ф.с. имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Центральная нервная система (ЦНС) – это центральная часть нервной системы, состоящая из головного и спинного мозга, которая наряду с периферической частью, состоящей из нервов, нервных клеток, нервных узлов, ганглий и сплетений, обеспечивает связь организама с внешней средой, адекватные психические и физиологические реакции на изменения во внешней и внутренней среде, координирует и регулирует деятельность всех систем и органов организма, обусловливая их функциональное единство.
Шизофрения – психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности в виде шизофренического дефекта(снижение психической активности, эмоциональное оскудение, аутизм, нарушение мышления при сохранности так называемых формальных способностей интеллекта – памяти, приобретенных знаний и др.). Ш. может сопровождаться бредом, галлюцинациями, аффективными нарушениями.
Эмоции – переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Э., участвуя в регуляции поведения, способствуют целостной оценке воспринимаемой ситуации. Э. способствуют усилению, ускорению и оптимизации когнитивных (познавательных) психических процессов в проблемных ситуациях.
Энцефалит – воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникающее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов.
Энцефалопатия – мелкоочаговое поражение головного мозга, обусловленное воздействием на мозг различных повреждающих факторов (травмы головного мозга, нарушения кровообращения, инфекции, интоксикации и др.).
Эпилепсия – нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках, характерных психических нарушениях (инертность мышления, повышенная раздражительность, импульсивность и др.), а в некоторых случаях - в снижении умственных способностей. Э. у детей возникает чаще всего вследствие воспалительных заболеваний и травматических повреждений мозга.
Этиология – учение о причинах возникновения болезней (нарушений развития).
Эхолалия – автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими поражениями мозга, в т.ч. при олигофрении (при имбецильности и резко выраженной дебильности).
Язык – система знаков, служащих средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации и ее хранения.
Глухов В.П.
Коррекционная педагогика с
основами специальной психологии
(курс лекций)
Учебное пособие
педагогических и гуманитарных вузов
* Термин был предложен в начале 2000-х гг. ведущим специалистом в области специальной психологии, проф. Левченко И.Ю.и был принят большинством дефектологов-практиков. Официальное название данной категории детей и взрослых, принятое в нашей стране в 1992 г., – лица с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности – не используется в широкой дефектологической практике, оставаясь (в большей степени, по субъективным причинам) кодифицированным термином.
* процесс становления и морфо-функционального развития организма человека.
** от греч. somstos – тело, в буквальном смысле «телесного». В медицине традиционно понятие «соматический» используется по отношению к определению состояния здоровья и (или) к обозначению заболеваний организма – соматические (телесные) заболевания.
* Для них в зарубежной и отечественной коррекционной педагогике используется общий термин-название: «Специальная педагогика в обучении и воспитании лиц… (указание нозологической категории лиц с ОВР)».
* По классификации И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной (2005, 2007 и др.).
* Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1977, с.97.
* Дубинин Н.П. Философские и социальные аспекты генетики человека // Вопросы
философии, 1971. – № III. – С. 57.
* Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АНН РСФСР, I960. – С. 58.
* Выготский Л.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. – М.: ЭДИ, 1936. – С.29; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С.59.
* Психолог и логопед используют в этих целях данные углубленного специального педагогического обследования речи, проводимого логопедом.
* Имеется в виду: развернутая словесная инструкция обследующего, речевые высказывания самого ребенка, сопровождающие выполнение задания, словесный отчет о выполненной работе.
** По данным экспериментальных исследований и психологической практики проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития.
* В.П. Глухов, 2007.
* В конце 90-х – начале 2000-х гг. ученицей Р.Е. Левиной, одним из авторов нового варианта концепции «общего недоразвития речи», проф. Т.Б. Филичевой была научно обоснована необходимость выделения IV уровня речевого развития.
* Контроль за речевой деятельностью обучающихся осуществляется с учетом речевых возможностей каждого ребенка и уровня речевого развития, на котором он в данный момент находится.
* Более подробное освещение данного вопроса см. в кн.: Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1998; Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001;
* Особое место среди них занимают аутизм и аутистичесческие расстройства эмоционально-волевой сферы, большинство из которых проявляется в достаточно тяжелой форме.
* Занятия по психологической коррекции эмоционально-волевых нарушений проводятся психологом и игротерапевтом, а также врачом-психоневрологом.
* Подробнее о содержании лечебно-коррекционной работы с детьми см.: Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2001.
* Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – С. 33; В.Н. Чулков. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития. – М., 2007.
* Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Головчиц Л.А. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс» 2006.
** Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [Программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]/ Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
* В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2008 г.
* Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции //Дефектология.– 2009.– №1. – С.5-19.
* Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 75.
** Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
* В соответствии с Письмом Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г.
* Типовое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством образования и науки РФ.
* В соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992/2008).
* В практике специального психологического и психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ этот принцип получил развернутое научно-методическое обоснование в работах И.Ю. Левченко (2004, 2005, 2010 и др.).
* Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – №1.