5.14.1 Материалы и комплектующие изделия, применяемые при изготовлении ПА, должны соответствовать требованиям национальных ТНПА и документов на поставку.
5.14.2 Должен применяться минимальный типаж крепежных изделий.
Винты, болты и другие крепежные элементы, часто отвинчиваемые в процессе эксплуатации, должны выполняться невыпадающими.
Болты и гайки, устанавливаемые в местах повышенной коррозии (топливные баки, подкрылки и пр.), должны иметь оцинковку или хромированное покрытие.
Крепежные детали при сборке должны быть надежно затянуты и не должны иметь сбитых граней и сорванных шлицев.
5.14.3 Резьба на деталях должна быть полного профиля, без раковин, вмятин, забоин, подрезов и сорванных ниток.
5.14.4 Детали, прошедшие термическую обработку, не должны иметь трещин, расслоений, пятнистости цементированной поверхности и других дефектов, снижающих качество.
Исправление недоброкачественной термической обработки любой детали допускается производить не более одного раза.
5.14.5 Свариваемые детали перед сваркой должны быть очищены от грязи и ржавчины. Сварные швы должны быть зачищены.
В сварных соединениях на наружной поверхности не допускаются трещины, непровары, наплывы, подрезы, свищи, протяженные дефекты, цепочки и скопления пор и шлаковых включений, ухудшающие внешний вид и снижающие прочность изделия.
5.14.6 Детали из листового и фасонного проката в местах изгиба не должны иметь трещин.
5.14.7 Поверхности литых деталей не должны иметь трещин, посторонних включений и других дефектов, снижающих прочность и ухудшающих внешний вид изделия.
На поверхности литых деталей не допускаются раковины длиной более 3 мм и глубиной, превышающей 25 % толщины стенки отливки, если в рабочей документации нет иных требований к отливке.
|
На необрабатываемых поверхностях отливок допускаются исправления литейных дефектов путем заварки с последующей зачисткой заподлицо с поверхностью отливки.
5.14.8 Контактирующие (сопрягаемые) поверхности деталей, соединяемые с помощью клепки, резьбовых и других соединений, должны быть предварительно загрунтованы или окрашены.
5.14.9 На поверхностях деталей не должно быть острых кромок, заусенцев, забоин, вмятин и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и способных нанести травму личному составу при применении и обслуживании изделия.
5.14.10 Наружные поверхности ПА должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже III класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации VI для исполнений У, ХЛ1 — для исполнения ХЛ по ГОСТ 9.104.
Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием — по ГОСТ 9.402.
5.14.11 Окраска ПА должна соответствовать принятым цветографическим схемам.
5.14.12 Толщина лакокрасочного покрытия должна быть не менее:
– 15 мкм — для однослойного покрытия;
– 35 мкм — для двухслойного покрытия;
– 55 мкм — для трехслойного покрытия.
Наружные металлические поверхности должны быть окрашены не менее чем в два слоя по грунтовке.
5.14.13 Нижние поверхности кузовов, кабины, салона, отсеков, подножек, элементов трансмиссии, ходовой части ПА должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже VI класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации — согласно 5.14.10.
|
5.14.14 Внутренние поверхности кабины, салона, отсеков кузова должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации — согласно 5.14.10.
5.14.15 Повреждения лакокрасочных покрытий после сборки должны быть устранены. Если площадь поврежденного участка отдельной панели или сборочной единицы превышает 10 % от площади окрашенной поверхности, то должно быть проведено восстановление покрытия по всей поверхности.
При повреждении внешнего слоя подкраска должна производиться тем же покрывным лакокрасочным материалом. Разные оттенки покрытия допускаются в соответствии с нормативной документацией на данный лакокрасочный материал.
5.14.16 Лакокрасочные покрытия должны позволять применять краски естественной сушки, механизированную мойку сосредоточенной струей воды под давлением до 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), а также быть стойкими к воздействию воды, растворов пенообразователей, топлива и смазочных материалов.
5.14.17 Поручни кабины, кузовов, ручки замков дверей кабины и кузова должны иметь защитно-декоративное покрытие.
5.14.18 Смазочные материалы для агрегатов и узлов ПА должны выбираться предпочтительно из числа применяемых для обслуживания базового шасси.
Узлы трения, нуждающиеся в процессе эксплуатации в периодическом восстановлении или добавлении смазочного материала, должны иметь устройства (масленки и т. п.), позволяющие проводить смазку без разборки или демонтажа узла или соседних агрегатов.
5.14.19 На ПА климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 должны применяться топливосмазывающие материалы и эксплуатационные жидкости в исполнении «Арктика».
|
5.14.20 Узлы и детали с неудобной для зачаливания конфигурацией и массой более 20 кг (отсеки кузова и т. п.) должны иметь грузоподъемные элементы (отверстия, захваты, проушины и т. п.).
5.14.21 Конструкция ПА должна обеспечивать возможность ремонта агрегатным методом, а также удобство монтажных и ремонтных работ.
При создании ПА должны, по возможности, применяться унифицированные комплектующие изделия, узлы, агрегаты и механизмы.
Требования надежности
Срок службы ПА до списания - не менее 10 лет с момента ввода в эксплуатацию.
Комплектность
5.16.1 ПА должны быть укомплектованы ПТВ и оборудованием в соответствии с ТД на конкретную модель и национальными ТНПА. Окончательная номенклатура оборудования для комплектации ПА определяется заказчиком при поставке.
5.16.2 ПА должны быть укомплектованы (или должны быть предусмотрены места для размещения) снаряжением для защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара (теплоотражательные и противорадиационные костюмы, средства индивидуальной защиты органов дыхания и др.).
5.16.3 В комплект поставки ПА должны входить:
– формуляр, руководство по эксплуатации (далее – РЭ), инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке в соответствии с национальными ТНПА, паспорта, сертификаты и другая документация на ПТВ и оборудование, а также инструмент, принадлежности (аптечка, огнетушители, противооткатные упоры и т. п.) в соответствии с ТД на конкретную модель ПА;
– ремонтная документация по ГОСТ 2.602 для ПА, освоение производства которых закончено в соответствии с ТД на конкретную модель ПА (по требованию потребителя).
В состав сопроводительной документации, поставляемой заказчику, должны входить документы, необходимые для регистрации ПА в территориальных органах безопасности движения.
Маркировка
5.17.1 На каждом ПА на свободном и видном месте должна быть установлена маркировочная пластинка согласно [1], дополнительно содержащая:
– условное обозначение типа ПА;
– обозначение ТУ или другого ТНПА, по которым выпускается ПА;
– дату выпуска (ММ.ГГГГ);
– страну — изготовителя ПА.
На табличке изготовителя или на отдельной табличке (наклейке) должен быть расположен единый знак обращения продукции на рынке в соответствии с [1].
5.17.2 На торцевых поверхностях ПА должен быть нанесен согласно
ГОСТ 14192 манипуляционный знак «Центр тяжести».
5.17.3 Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей должны быть выполнены на русском языке.
Упаковка
5.18.1 Полностью укомплектованный ПА должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.
5.18.2 Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована в соответствии с ГОСТ 23170 и ТУ на конкретную модель ПА.
5.18.3 Перед отправкой потребителю ПА должен быть опломбирован. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в ТУ на конкретную модель ПА.
Перед пломбированием и отгрузкой на предприятии-изготовителе, в соответствии с требованиями по транспортированию базового шасси, необходимо выполнить следующие мероприятия:
– слить воду из системы охлаждения и омывателя стекол (антифриз допускается не сливать);
– отключить аккумуляторную батарею;
– выпустить воздух из пневмосистемы шасси;
– в топливный бак шасси залить топливо, гарантирующее пробег 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;
– на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык, сообщающий об удалении охлаждающей жидкости из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита) и о смазке в двигателе и силовых передачах (летняя, зимняя);
– заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года тормозную систему (на тех ПА, где это предусмотрено ТД на базовое шасси).
В случае получения потребителем изделия непосредственно на заводе-изготовителе указанные подготовительные мероприятия не проводятся.
5.18.4 Дополнительные требования к упаковке ПА, предназначенных для экспорта, должны оговариваться контрактом или договором на конкретную модель ПА.
Требования безопасности
6.1 Конструкция ПА должна соответствовать требованиям безопасности, установленным ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 12.2.033.
6.2 Конструкция и компоновка ПА не должна снижать показателей безопасности базового шасси.
6.3 Размещение агрегатов, систем управления, ПТВ, личного состава на ПА должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при боевом развертывании и тушении пожара, а также безопасность при движении, техническом обслуживании и ремонте.
Схема размещения и узлы крепления ПТВ должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.
Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и салоне ПА не должно превышать значений, предусмотренных ГОСТ 33554.
ПА может быть оборудован дополнительной системой отвода отработавших выхлопных газов и обеспечивать их выброс на расстояние не менее 4 м от ПА.
6.5 Использование ПА во взрывоопасной среде не предусматривается.
Конструкция ПА, размещение топливопроводов, используемые материалы должны обеспечивать его пожарную безопасность.
6.6 ПА должны быть оснащены огнетушителями. Количество, тип и размещение огнетушителей согласно [1].
6.7 ПА должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности согласно [1], а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.
6.8 В салоне ПА должна поддерживаться температура воздуха в соответствии с 5.4.19 и 5.5.11. Перепад температуры воздуха в салоне между точками измерения на уровне головы и ног в теплый и холодный периоды года не должен превышать 4°С. В закрытой кабине и салоне система вентиляции должна обеспечивать избыточное давление и обмен воздуха.
6.9 Уровень внутреннего шума во время движения - не более 78 дБА, уровень внешнего шума (при выключенной сирене) - не более 96 дБА.