Санаторно-курортные путевки




 

Санаторно-курортные путевки гражданам предоставляются:

- либо для профилактики заболеваний;

- либо в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний.

С 1 января 2010 года оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей исключена из перечня видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (утратил силу пп. 14 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). В связи с этим в Бюджете Фонда социального страхования (ФСС) на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, утвержденном Федеральным законом от 28.11.2009 N 292-ФЗ (далее - Федеральный закон N 292-ФЗ), средства на осуществление указанных видов расходов не запланированы.

Согласно ст. 6 Федерального закона N 292-ФЗ в 2010 году за счет средств ФСС финансирование оплаты путевок в санаторно-курортные учреждения осуществляется только для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги. В силу норм ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к ним относятся:

- инвалиды войны;

- участники ВОВ;

- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также погибших работников госпиталей и больниц Ленинграда;

- инвалиды;

- дети-инвалиды.

Для остальных граждан расходы на организацию санаторно-курортного лечения производятся либо за счет средств субъектов РФ, либо за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

 

Порядок организации работы по предоставлению санаторных путевок в 2010 году, а также правила финансирования расходов на их оплату за счет средств субъекта РФ разъясняет Минздравсоцразвития в письмах от 29.09.2009 N 18-1/10/2-7642, от 23.10.2009 N 14-5/10/2-8382.

Финансирование детских санаторно-курортных путевок. Согласно разъяснениям, приведенным в Письме N 18-1/10/2-7642, полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей в 2010 году закрепляются за субъектами РФ, за исключением обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (пп. 24.3 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

При этом в целях сохранения гарантий обеспечения оздоровления и отдыха детей в 2010 году, осуществляемых за счет средств субъекта РФ, Минздравсоцразвития рекомендовало субъектам РФ проведение ряда мероприятий:

а) планирование на 2010 год объема ассигнований на оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели ФСС в 2009 году по соответствующему субъекту РФ;

б) разработка необходимой нормативной правовой базы.

в) организация информационной работы с населением по проведению детской оздоровительной кампании (прием заявлений; рассмотрение, приобретение путевок, выдача путевок или предоставление компенсации за самостоятельно приобретенную путевку; возможное участие средств родителей, работодателей и иных источников).

На основании указанных рекомендаций субъекты РФ разрабатывают свои правила приобретения и выдачи путевок, их оплаты (предоставления компенсации за приобретенные путевки).

Проанализировав несколько региональных документов, можно выделить следующие варианты финансирования расходов на санаторное лечение и оздоровление детей за счет средств субъектов РФ.

I вариант. Приобретением и распределением путевок занимаются уполномоченные органы субъектов РФ, которым и выделяются на эти цели бюджетные средства в размере 100% стоимости путевок. Такими уполномоченными органами могут выступать региональные департаменты здравоохранения (труда и социального развития), органы соцзащиты и др. По месту работы родителей данные путевки не предоставляются. Такой вариант финансирования детских санаторных путевок действует, к примеру, в Архангельской области (Постановление Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 186-пп "Об утверждении порядка организации санаторного лечения и оздоровления").

II вариант. Путевки приобретаются организацией-работодателем по месту работы родителей. При этом часть стоимости детской путевки компенсируется за счет средств бюджета субъекта РФ, а часть - за счет средств родителей. Такой порядок установлен, например, в Московской области (Порядок предоставления частичной компенсации стоимости путевки организациям, состоящим на учете в налоговых органах Московской области и закупившим путевки для оздоровления детей гражданам, утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2009 N 1207/55).

III вариант. Путевки приобретаются родителями за счет собственных средств, а затем часть их стоимости компенсируется из бюджета субъекта РФ. Сумма компенсации выделяется родителю через бюджетное учреждение, в котором он работает. В частности, такие условия предоставления путевок закреплены в Порядке предоставления мер социальной поддержки на осуществление частичной компенсации или частичной оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения и загородные оздоровительные лагеря для детей работников бюджетных организаций, расположенных на территории города Москвы и Московской области и финансируемых из бюджета, утвержденном Постановлением Губернатора Московской области от 20.04.2010 N 42-ПГ.

В связи с тем что на 2010 год нормативы оплаты стоимости детских санаторных путевок не установлены, Минздравсоцразвития в Письме N 18-1/10/2-7642 рекомендует субъектам РФ использовать нормативы, действовавшие до 2010 года, и отсылает к нормам Постановления Правительства РФ от 05.03.2008 N 148 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2009 году". Согласно данному документу до 1 января 2010 года для детей застрахованных граждан (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также пасынков и падчериц) осуществлялась полная или частичная оплата стоимости путевок в следующие расположенные на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные организации:

- детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) со сроком пребывания 21-24 дня из расчета до 600 руб. на одного ребенка в сутки. Размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в указанных организациях, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определялся с учетом этих районных коэффициентов;

- загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем 24 дня в период летних школьных каникул - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) в размере до 50% средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ, и до 100% средней стоимости путевки для детей работников бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней, и других организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевки в такие лагеря.

Бухгалтерский учет операций по приобретению детских санаторных путевок. Рассмотрим, как согласно сложившейся региональной практике приобретаются санаторно-курортные путевки для детей.

1. Оплата путевки производится уполномоченным органом за счет средств областного бюджета. Родители при получении путевки компенсируют часть ее стоимости.

 

Пример.

Уполномоченный орган субъекта РФ (департамент здравоохранения) с учетом заявленной потребности и требований, установленных Законом о государственных закупках, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели, приобретает санаторные путевки. Их оплата производится за счет средств областного бюджета. Далее путевки распределяются между детьми на основании ежегодно заявляемой потребности в санаторно-оздоровительных путевках. Родители компенсируют 10% стоимости путевки. Предположим, что путевка стоит 15 000 руб. Для получения путевки следует обратиться в уполномоченный орган субъекта РФ (департамент здравоохранения).


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Получена путевка 1 201 05 510 1 302 09 730 15 000
Произведена оплата путевки уполномоченным органом субъекта РФ по выставленному организацией счету 1 302 09 830 1 304 05 226 15 000
Поступили в кассу денежные средства от родителя в качестве компенсации части стоимости путевки (15 000 руб. x 10%) 1 201 04 510 1 208 09 660  
Сданы средства из кассы на лицевой счет 1 210 03 560 1 201 04 610  
Восстановлены кассовые расходы 1 304 05 226 1 210 03 660  
Выдана путевка родителю 1 208 09 560 1 201 05 610 15 000
Представлен отрывной талон к санаторной путевке 1 401 01 226 1 208 09 660 15 000

2. Оплата путевки производится родителем. Часть ее стоимости компенсируется за счет средств бюджета.

 

Пример.

Оплата детской санаторной путевки производится родителем. На основании представленных родителем документов и в соответствии с нормами законодательства ему возмещается часть стоимости путевки (80%) за счет средств бюджета субъекта РФ. Выплата компенсации родителю производится наличными денежными средствами через кассу учреждения. При этом указанную компенсацию выплачивает бюджетное учреждение - работодатель, которому соответствующие средства выделяются из бюджета. Полная стоимость путевки равна 11 000 руб.


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены обязательства учреждения по выплате работнику-родителю компенсации стоимости путевки, выделенной из бюджета (11 000 руб. x 80%) 1 401 01 212* 1 302 02 730  
Выплачена компенсация работнику 1 302 02 830 1 201 04 610  
* Согласно Письму Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 возмещение (компенсация) стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством случаях отражается по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Финансирование путевок на долечивание работающих граждан. В Письме N 14-5/10/2-8382 Минздравсоцразвития сообщает, что финансирование расходов на приобретение путевок по долечиванию работающих граждан осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства РФ, в составе мероприятий по восстановительному лечению и реабилитации больных в санаториях.

На 2010 год Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811. В целях реализации п. 3 данного постановления органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, предусматривающие в том числе мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных в условиях санатория. В них, по рекомендациям Минздравсоцразвития, необходимо предусмотреть и финансирование долечивания работающих граждан.

На основании таких рекомендаций, как правило, субъекты РФ осуществляют финансирование расходов на приобретение путевок по долечиванию работающих граждан за счет средств региональных бюджетов. При этом регионы самостоятельно устанавливают правила обеспечения долечивания (реабилитации) работающих граждан.

Проанализировав сложившуюся региональную практику, отметим, что условно можно выделить несколько вариантов организации санаторно-курортного долечивания работающих граждан и взаимодействия различных исполнительных органов и учреждений в рамках его обеспечения.

I вариант. Уполномоченный орган субъекта РФ (Минздрав, департамент здравоохранения и др.) оплачивает расходы на приобретение санаторных путевок, получает путевки и производит их распределение (безвозмездно передает) между ЛПУ, участвующими в реализации территориальных программ. ЛПУ, в свою очередь, принимают переданные им путевки, организуют их учет и хранение, а также производят их выдачу больным. После прохождения лечения больные обязаны возвратить в ЛПУ отрывной талон, поскольку он является подтверждением прохождения лечения в санатории. К примеру, такой порядок предоставления путевок на долечивание граждан установлен в Республике Татарстан (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2010 N 301 "Об утверждении порядка финансового обеспечения расходов на организацию долечивания (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения").

II вариант. ЛПУ отбирает граждан, нуждающихся в долечивании, составляет заявки на обеспечение долечивания больных в санаториях, оформляет им направления на долечивание, а также пакет сопроводительных документов. С указанными документами гражданин прибывает в санаторий, где ему оформляют путевку. Уполномоченный орган субъекта РФ производит оплату медицинских услуг санаториев по долечиванию уже после прохождения лечения. Оплата происходит на основании предоставленных санаториями документов: счетов-фактур, актов оказанных услуг и отрывных талонов к путевкам. При этом фактически путевки не поступают ни в уполномоченный орган субъекта РФ, ни в ЛПУ. Так организован процесс долечивания граждан непосредственно после стационарного лечения, в частности, в Челябинской области (Постановление Губернатора Челябинской области от 20.04.2010 N 200 "Об утверждении Порядка направления в 2010 году на долечивание работающих граждан после стационарного лечения в санаторно-курортные организации"), в Нижегородской области (Приказ Минздрава Нижегородской области от 26.02.2010 N 264 "Об утверждении Регламента взаимодействия по организации оказания работающим гражданам санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций").

Бухгалтерский учет операций по приобретению санаторных путевок на долечивание работающих граждан. Рассмотрим порядок отражения расходов по приобретению санаторных путевок на долечивание работающих граждан.

1. ЛПУ безвозмездно получает и выдает больным путевки, оплата которых произведена уполномоченным органом субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований, выделенных ему на эти цели из областного бюджета.

При таком варианте обеспечения работающих граждан путевками, по нашему мнению, уполномоченный орган субъекта РФ должен учитывать оплаченные санаторные путевки на счете 1 201 05 000 "Денежные документы" (п. 107 Инструкции N 148н). Они хранятся у него в кассе. Прием путевок в кассу и выдача из нее оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с оформлением на них записи "Фондовый".

Учет операций с денежными документами кассир Минздрава ведет на отдельных листах Кассовой книги (ф. 0504514). Приходные и расходные кассовые ордера с записью "Фондовый" регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций по денежным средствам. Аналитический учет путевок ведется по их видам в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

ЛПУ, получающие путевки безвозмездно, учитывают их на забалансовом счете 08 "Путевки неоплаченные" в соответствии с п. 263 Инструкции N 148н. При этом такие путевки хранятся в кассе медицинского учреждения наравне с денежными документами. Их аналитический учет ведется по видам, количеству и номинальной стоимости в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Материально ответственное лицо (МОЛ) лечебного учреждения, которому вменено в обязанность хранение путевок, обязано зарегистрировать полученные ЛПУ путевки, организовать их выдачу под роспись получателям, а также проследить за своевременным возвратом отрывных талонов, подтверждающих прохождение больными долечивания в санатории. Кроме того, МОЛ принимает непосредственное участие в составлении отчета об использовании путевок на долечивание больных, направляемых в санаторно-курортные учреждения, который ЛПУ обязано представить в Министерство здравоохранения.

 

Пример.

Минздрав области N закупил 30 санаторных путевок на долечивание работающих граждан на сумму 300 000 руб. в соответствии с представленными заявками подведомственных ЛПУ. Согласно плану распределения ЛПУ "В" были переданы путевки в количестве 7 шт. стоимостью 10 000 руб. каждая. В течение II квартала 2010 г. путевки выданы гражданам, проходящим стационарное лечение в ЛПУ "В".


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В Минздраве
Произведена оплата путевок 1 302 09 830 1 304 05 226* 300 000
Получены путевки 1 201 05 510 1 302 09 730 300 000
Распределены путевки между ЛПУ 1 304 04 226 1 201 05 610 300 000
В ЛПУ "В"
Отражено поступление от главного распорядителя санаторных путевок на долечивание 1 401 01 226 1 304 04 226 70 000
Приняты к забалансовому учету санаторные путевки 08 (склад)   70 000
Выданы путевки работающим гражданам, прошедшим стационарное лечение   08 (склад) 70 000
Отражены выданные больным санаторные путевки на долечивание 08 (склад)   70 000
Возвращены отрывные талоны по выданным путевкам   08 (склад) 70 000
* В Письме Минфина РФ N 02-05-10/383 разъяснено, что расходы на приобретение неименных санаторно-курортных путевок для работающих граждан следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

2. Уполномоченный орган субъекта РФ оплачивает расходы санаториев по долечиванию больных уже после прохождения лечения на основании представленных санаториями актов об оказанных услугах, отрывных талонов к путевкам, счетов-фактур.

В данном случае Минздрав отражает в бухгалтерском учете не приобретение путевок, а расходы на оплату услуг по долечиванию работающих граждан, оказанных санаториями.

ЛПУ в бухгалтерском учете такие расходы не отражают. У них ведется лишь регистрация направленных на долечивание граждан, а также случаев возврата из санаторных учреждений.

 

Пример.

Во II квартале 2010 г. на долечивание в санаторные учреждения ЛПУ, находящиеся на территории области N, направлено 20 больных. На основании документов, представленных санаториями после завершения лечения этих граждан (счет-фактура, акт оказанных услуг и отрывные талоны к путевкам), Минздрав области N произвел оплату оказанных услуг по долечиванию (200 000 руб.).


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены Минздравом расходы на оплату санаторных услуг по долечиванию работающих граждан 1 401 01 226 1 302 09 730 200 000
Произведена Минздравом оплата оказанных санаториями услуг по долечиванию 1 302 09 830 1 304 05 226 200 000

Возможность осуществления расходов на приобретение санаторных путевок работникам и членам их семей либо возмещения стоимости таких путевок за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, необходимо прописать во внутреннем локальном документе (например, в коллективном договоре). При этом указанные расходы должны быть также предусмотрены в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Кроме того, в учреждении должен быть разработан и утвержден порядок предоставления санаторных путевок, содержащий правила приема от работников заявок на получение путевок; сведения о количестве путевок в год, которыми учреждение может обеспечить своих работников и членов их семей; условия предоставления путевок, а также порядок их оплаты, размеры выплачиваемой сотрудникам компенсации стоимости путевок.

В бюджетном учете оплаченные санаторные путевки учитываются на счете 201 05 000 "Денежные документы" и хранятся в кассе учреждения (п. 107 Инструкции N 148н).

Рассмотрим два варианта отражения расходов на приобретение путевок для сотрудников учреждения за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

1. Учреждение оплачивает путевку полностью, а затем работники компенсируют часть ее стоимости путем внесения наличных денег в кассу учреждения.

 

Пример.

Бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело 5 санаторных путевок для своих работников. Стоимость каждой из них составила 9000 руб. Как предусмотрено в коллективном договоре, часть стоимости путевки (40%) работники компенсируют за счет своих личных средств путем их внесения в кассу учреждения.


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс в размере 100% за путевки* 2 206 09 560 2 201 01 610 45 000
Получены путевки 2 201 05 510 2 302 09 730 45 000
Зачтен перечисленный аванс 2 302 09 830 2 206 09 660 45 000
Поступили в кассу денежные средства от работников в возмещение части стоимости путевок (45 000 руб. x 40%) 2 201 04 510 2 208 09 660 18 000
Выданы путевки работникам 2 208 09 560 2 201 05 610 45 000
Работниками представлены отрывные талоны к санаторным путевкам 2 106 04 340 (226) 2 208 09 660 27 000
* В соответствии с пп. "а" п. 8 Постановления Правительства РФ N 1181 учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в размере 100%.

2. Работники приобретают путевку за счет собственных средств, а учреждение компенсирует часть ее стоимости.

 

Пример.

Положениями коллективного договора каждому сотруднику учреждения раз в год предусмотрена выплата компенсации части стоимости санаторной путевки, приобретенной им за счет собственных средств, в размере 50% от стоимости путевки, но не более 10 000 руб. Компенсация выплачивается на основании представленных работником документов об оплате санаторных путевок и отрывных талонов, подтверждающих фактическое прохождение лечения (оздоровления) в санатории. В августе 2010 г. Ивановым М.А. указанные документы были представлены. Стоимость его санаторной путевки составила 18 000 руб.


Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены расходы по выплате работнику компенсации части стоимости санаторной путевки (18 000 руб.) 2 106 04 340 (212) 2 201 04 610  

Обратите внимание: в целях исчисления налога на прибыль расходы на оплату санаторных путевок или выплату компенсации части их стоимости не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: