Распространяются ли нормы трудового законодательства на государственных гражданских служащих? В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе. В частности, таковыми являются федеральные законы:
- от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Согласно ст. 70 ТК РФ лицам, избранным по конкурсу на замещение определенной должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, испытание при приеме на работу не устанавливается. Действуют ли аналогичные нормы в отношении претендента при его оформлении на службу? Выше мы отмечали, что нормы трудового законодательства распространяются на государственных гражданских служащих с учетом действующих федеральных законов, регулирующих прохождение гражданской службы в РФ и ее субъектах. В статье 27 Федерального закона N 79-ФЗ содержится перечень оснований, при наличии которых при поступлении на гражданскую службу испытательный срок не устанавливается, в частности:
- для беременных женщин - гражданских служащих;
- для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
|
- для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;
- для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Избрание по конкурсу в приведенный перечень не входит, поэтому в определенных случаях в отношении гражданина, оформившегося на государственную гражданскую службу, может быть установлено испытание. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ, при этом срок испытания может устанавливаться продолжительностью от трех месяцев до года. Исключение: для государственных гражданских служащих, назначенных на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, испытательный срок составляет от трех до шести месяцев (п. 4 ст. 27 Федерального закона N 79-ФЗ).
После окончания испытания гражданскому служащему по результатам квалификационного экзамена присваивается классный чин, за что выплачивается соответствующая ежемесячная надбавка.
Следует ли учитывать при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске, учебном отпуске и при расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта премии, выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих? В Письме Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2008 N 528-17 были даны следующие разъяснения. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" установлено осуществление с 1 января 2007 года и в 2008-2010 годах материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
|
Все вышеуказанные критерии для осуществления дополнительного материального стимулирования совпадают с критериями, в соответствии с которыми выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
|
В то же время согласно п. 3 названного постановления материальное стимулирование, указанное в п. 1, осуществляется Федеральной налоговой службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Исходя из этого, по мнению ведомства, премии, выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, не могут учитываться при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске, учебном отпуске и при расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта.
Каковы особенности оплаты труда на период временного замещения иной, не обусловленной служебным контрактом должности гражданской службы? В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 79-ФЗ временное замещение иной должности государственной гражданской службы может осуществляться двумя способами: по служебной необходимости и по соглашению сторон. Служебная необходимость перевода возникает в случае, когда нужно предотвратить катастрофу, производственную аварию либо устранить последствия катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, предотвратить несчастный случай, временно приостановить профессиональную служебную деятельность по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также замещения временно отсутствующего гражданского служащего.
Обратите внимание: продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать месяц в течение календарного года (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона N 79-ФЗ временное замещение по соглашению сторон предусматривает назначение на не оговоренную контрактом должность гражданской службы на случай временного отсутствия работника (например, в связи с декретным отпуском гражданского служащего), в том числе и на более высокую должность. При этом по временно замещаемой должности устанавливается оклад не ниже должностного оклада по прежней должности. Кроме того, предусматриваются выплата установленных по временно замещаемой должности надбавок и предоставление государственных социальных гарантий. В то же время законом не установлен максимальный срок такого замещения, поэтому предлагаем воспользоваться нормами ст. 72.2 ТК РФ, согласно которой по соглашению сторон, заключенному в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
Как следует производить оплату государственному гражданскому служащему дополнительного выходного дня по уходу за детьми-инвалидами? Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 02.03.2010 N 5669-17. На основании ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между ними по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной федеральным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Ввиду того что федеральный закон, которым бы регулировались данные вопросы, не принят, следует руководствоваться п. 10 Разъяснения Минтруда РФ N 3, ФСС РФ N 02-18/05-2256 от 04.04.2000.
Согласно данному пункту оплата каждого дополнительного выходного дня родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС. При этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом.
Учитывая, что согласно ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ оплата труда государственных гражданских служащих производится в виде денежного содержания, а следовательно, понятие "средний заработок" к ней неприменимо, оплату дополнительного выходного дня по уходу за детьми-инвалидами для государственных гражданских служащих следует производить на основании п. 5 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562. В соответствии с данным пунктом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за все дни ухода за ребенком-инвалидом, которое состоит из единого денежного вознаграждения (оклада денежного содержания) и дополнительных выплат.
Какой код КОСГУ следует применить при оплате расходов, связанных с выплатой государственному гражданскому служащему компенсации при увольнении? В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, расходы по выплате гражданскому служащему компенсации при увольнении отражаются следующим образом:
- по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ - в случае, если причиной увольнения является ликвидация или реорганизация государственного органа, приводящая к сокращению должностей гражданской службы;
- по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ - в случае, если причиной увольнения является реорганизация государственного органа или изменение его структуры, не приводящие к сокращению должностей гражданской службы.
Производится ли удержание алиментов на несовершеннолетних детей с сумм выплат единовременных поощрений, производимых государственным гражданским служащим? По этой ситуации разъяснения приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 27.05.2009 N 685-13. Согласно пп. "и" п. 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, удержание алиментов производится с премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона N 79-ФЗ выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного п. 1-3 ч. 1 данной статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
Учитывая изложенное, с сумм выплат единовременных поощрений государственным гражданским служащим, установленных ст. 55 Федерального закона N 79-ФЗ, удержание алиментов производиться должно.