Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок). Данный порядок предусматривает взимание платы:
- за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Плата за загрязнение окружающей среды определяется с учетом:
а) базовых нормативов платы. Согласно п. 2 Порядка существуют два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия:
- в пределах допустимых нормативов;
- в пределах установленных лимитов.
Стоит отметить, что базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. В настоящее время Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344) и приведены в приложении 1 к нему. В целях использования таких нормативов в 2010 году следует применять коэффициенты: 1,79 - для нормативов, установленных в 2003 году; 1,46 - для нормативов, установленных в 2005 году (п. 3 ст. 3 Закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов).
|
б) коэффициентов к базовым нормативам платы, учитывающих экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Они устанавливаются для отдельных регионов и бассейнов рек. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, также утверждены Постановлением N 344 и приведены в приложении 2 к нему. К примеру, в центральном экономическом районе РФ значение коэффициента для атмосферного воздуха равно 1,9; для почвы - 1,6.
Стоит отметить, что при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов к базовым нормативам применяется дополнительный коэффициент 1,2 (Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 N 04-10/609).
Значение, полученное в результате умножения базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы, является дифференцированной ставкой платы.
Пример. Автомобили, находящиеся на балансе бюджетного учреждения, расположенного в Волго-Вятском экономическом районе, расходуют дизельное топливо. Необходимо рассчитать ставку платы за загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ, произведенными в атмосферный воздух такими автомобилями.
Согласно Постановлению N 344:
- норматив платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками по дизельному топливу составляет 2,5 руб./т;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы, равен 1,1.
В данном случае применяется дополнительный коэффициент 1,2.
|
Учитывая, что норматив платы установлен в 2005 году, к нему следует применить коэффициент 1,46.
Таким образом, ставка платы за загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, произведенными автомобилями, равна 4,82 руб./т (2,5 руб. x 1,1 x 1,2 x 1,46).
Сумма платы за загрязнение окружающей среды по одному виду загрязнения рассчитывается:
- путем перемножения соответствующей ставки платы и величины соответствующего вида загрязнения, в случае если масса такого загрязнения не превышает установленные учреждению предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия (п. 3 Порядка);
- путем перемножения соответствующей ставки платы и разницы между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия, в случае если масса загрязнения окружающей природной среды находится в пределах установленных лимитов (п. 4 Порядка);
- путем перемножения соответствующей ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов, величины превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами и коэффициента 5, в случае если масса загрязнения превышает установленные лимиты (п. 5 Порядка).
Стоит отметить, что в случае отсутствия у учреждения оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
|
Пример. Используя условия вышеприведенного примера, рассчитаем сумму платежа за загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ, произведенными в атмосферный воздух, если расход дизельного топлива, используемого для эксплуатации автомобилей, составил 10 т. При этом масса загрязняющих веществ не превысила предельно допустимые нормы выбросов, установленные для учреждения.
Согласно п. 3 Порядка плата за загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ, исчисленная за квартал, составит 48,2 руб. (10 т x 4,82 руб.).
Стоит отметить, что предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты использования природных ресурсов утверждаются Минприроды, другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией (п. 2 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545).
Нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям органами Минприроды, другими специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.
Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.