СОВРЕМЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ
для 5-11 классов
Ростов-на-Дону Издательство
Пресс
ББК 83.3(0) С 65
800 современных сочинений по русской и мировой С 65 литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону: "Издательство БАРО-ПРЕСС", 2003 - 896 с. ISBN S-94004-084-5
В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школьной программой для 5-11 классов.
Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных я вступительных экзаменов.
ББК 83.3(0)
Все права на книгу находятся под охраной издателей.
Ни одна часть данного издания, включая название
и художественнее оформление, не может перерабатываться,
переиздаваться, ксерокопироваться, репродуцироваться
или.множиться каким-либо иным способом.
ISBN 5-94004-084-5
© Оформление: "Изд-во Баро-Пресс", 2(103
Общие требования к написанию сочинений
Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.
• Сочинения на свободнуютему. Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-этическими вопросами.
• Литературоведческие сочинения. Их темой может быть раскрытие идейно-художественного содержания произведения, характеристика отдельного художественного образа, в частности сравнительная. Выделяются также сочинения-размышления и теоретико-литературные сочинения.
• Сочинения на полусвободнуютем у. Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время ученикам или же абитуриентам изредка предлагается написать сочинение о воображаемой дальнейшей судьбе героев литературного произведения.
|
• Творческое сочинение. Сочинения такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже басня, новелла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.
Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:
♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности ученика или абитуриента;
♦ мысли автора сочинения должны быть изложены в определенном порядке, хотя включать'план сочинения в работу совсем необязательно;
♦школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенным проблемам;
♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; *
♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста.
|
♦ раскрытие заданной темы предусматривает знание фа
булы и сюжета произведения, понимание его символики и
идеи, использование биографического материала.
По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочинений являются:
♦ недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;
♦ неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения;
♦ неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);
♦ неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.
Несколько рекомендаций
• Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.
• Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и отстаивать свою точку зрения.
• Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие много
численных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсут
ствии собственных мыслей по предложенной теме.
• Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.
• Объем сочинения установлен' правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность.
• Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.
КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ