Дополнения: реки Камышёвка и Гороховка. 1 глава




Предисловие

Водный туризм - один из самых массовых видов туризма. Начиная с майских праздников и до ноября многочисленные группы туристов-водников на байдарках, надувных судах, катамаранах и плотах устремляются в путешествие по рекам и озерам. Цели и задачи их различны: одних интересует спокойный отдых на воде, других - поход с преодолением порогов и перекатов, знакомство с достопримечательностями края.
Еще более успешно стал развиваться туризм после того, как было принято постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от октября 1980 года "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране". Об усилении пропаганды активного отдыха трудящихся, туризма в частности, говорится в решениях XXVII съезда КПСС.
Водный туризм доступен каждому здоровому человеку. В поход можно пойти с детьми, людьми старшего и пожилого возраста. Турист-водник избавлен от груза за плечами, водный поход позволяет более комфортабельно обставить походный быт, взять с собой надувные матрасы, больший ассортимент посуды, продуктов и т. д. В водном туризме прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, оздоровления и спорта. (Для семейных групп с детьми можно рекомендовать маршруты № 24, 39, 42 - 46.)
Исключительные возможности для туристов-водников представляет гидрографическая система Северо-Запада нашей страны, и особенно Ленинградской области. Здесь самые крупные озера Европы - Ладожское и Онежское и сотни мелких озер моренного происхождения. Всего их в области 1800 - 14% от ее общей площади. Густа и речная сеть протяженностью 50 тысяч километров. Большинство рек равнинного типа, с небольшим уклоном, и только там, где они пересекают моренные гряды, образуются пороги и перекаты.
В книгу включены маршруты по рекам Ленинградской области и по рекам, берущим начало или частично протекающим по территории Псковской, Новгородской и Вологодской областей, таким, как Плюсса, Луга, Волхов, Сясь, Чагода и другие.
Этот край имеет богатейшую историю. На его территории наши предки неоднократно отражали натиск иноземных завоевателей. Здесь проходил великий торговый путь "из варяг в греки", сражались войска Ивана Грозного и Петра 1 за выход России к берегам Балтийского моря, гремели бури революции и сражений гражданской войны. Многие города и населенные пункты связаны с жизнью и деятельностью величайших сынов России - революционеров, писателей, композиторов, художников, ученых и полководцев.
В 1941 - 1944 годах почти вся территория области была ареной ожесточенной борьбы с фашистскими захватчиками. Многочисленные исторические, мемориальные и архитектурные памятники не могут оставить равнодушными никого из побывавших в этих местах.
Книга предназначена для самодеятельных туристов-водников и охватывает маршруты, рассчитанные не менее чем на два выходных дня, на праздничные дни, каникулы и отпуска. При описании маршрутов основное внимание уделено характеристикам рек и озер - их особенностям, наличию естественных и искусственных препятствий. Кратко освещаются культурно-исторические, художественные и народнохозяйственные объекты - в большинстве случаев о них только упоминается.
Все маршруты систематизированы по туристским районам и в описание каждого входят следующие обязательные элементы: протяженность, число ходовых дней, категория сложности, сезонность, подъезды к начальному и конечному пунктам маршрута.
Предлагаемые маршруты рассчитаны на малые гребные суда, главным образом на разборные туристские байдарки.
Незначительная часть маршрута может быть пройдена на моторных судах - по Свири, Волхову, Неве, Нарве, Вуоксе и другим рекам. Категории сложности даны на основании Всесоюзной спортивной классификации, утвержденной на 1985 - 1988 годы. В маршрутах, не соответствующих утвержденным нормативам; категория сложности не указана. Число ходовых дней определено в среднем из расчета прохождения 20 - 25 километров в день. Кроме ходовых дней надо предусмотреть резервные дни - на непогоду, дневки и осмотр достопримечательностей.
Рекомендуемые маршруты не должны связывать инициативу туристов-водников и при желании могут быть приняты только за основу. Степень детальности описания приведенных маршрутов не всегда одинакова и определяется наличием имеющихся материалов. Необходимо иметь в виду, что в результате интенсивного развития народного хозяйства из года в год меняется облик области. Исчезают старые деревни, появляются новые населенные пункты, дороги, мосты. В связи с этим некоторые приведенные в книге сведения могут со временем устаревать. В описании естественных и искусственных препятствий не дается рецептов их прохождения, в связи с тем что обстановка меняется в зависимости от уровня воды. В тексте не указаны наплавные мостики и заколы в районе селения, так как они непостоянны - одни сносятся, другие появляются. Необходимо отметить, что в настоящее время молевой сплав в Ленинградской области еще проводится только по двум рекам - Паше, Ояти и их притокам. Однако следы сплава - топляки, бревноотражательные стенки, водорегулировочные плотины - остались на многих реках. По характеру водного режима реки области можно разделить на три основные группы:
1. Реки с высоким половодьем, низкой летней и зимней меженью и подъемом воды в период осенних дождей, как, например, Лидь, Чагода.
2. Крупные реки с устойчивым режимом, берущие начало из больших водоемов,- Нева, Свирь, Вуокса.
3. Реки Карельского перешейка, уровень которых носит наиболее сглаженный характер, зависящий от степени воздействия озер.
Основное половодье на реках Ленинградской области бывает в период с 20 апреля по 1 - 10 мая. Озера, особенно в северо-восточной части, освобождаются от льда только к концу первой декады мая. Однако, как правило, вдоль берега образуются полосы чистой воды шириной 2 - 3 метра (забереги).
Автор приносит благодарность В. А. Веткину, И. Д. Ильину, Ю. А. Княжевскому, Р. Ф. Пирскому и другим товарищам за большую помощь в работе над книгой.


 

Правила организации и проведения самодеятельных туристских путешествий на территории СССР и вопросы безопасности

Развитие массового туризма, и водного в частности, предъявляет высокие требования к обеспечению безопасности в водных путешествиях.
Незнание элементарных правил подготовки и проведения водного путешествия или пренебрежение ими может привести к потере судов, снаряжения, продуктов, а в некоторых случаях и к гибели людей. Это может случиться и в относительно простом походе, Особенно опасны аварии в походах по большим озерам, водохранилищам и крупным рекам.
Основные причины, приводящие к аварийному состоянию, можно разделить на две группы.
I. Ошибки при подготовке к походу:
1) несоответствие состава участников категории сложности маршрута. Эта ситуация возникает, когда выбранный маршрут не соответствует технической, физической подготовке участников и схоженности группы;
2) неправильно составленный график движения; завышение километража переходов без учета характера препятствий и возможностей группы. Отсутствие резервных дней на непогоду, из-за чего группа может не уложиться в намеченные по графику сроки и начнется опасная спешка;
3) недостаточная проработка маршрута - незнание или слабое знание имеющихся на маршруте естественных и искусственных препятствий, а также климатических условий района;
4) плохая подготовка снаряжения: не хватает спассредств, или они не соответствуют существующим требованиям. Не полностью укомплектован ремнабор. Не проверены и не отремонтированы суда;
5) ошибки, допущенные при составлении раскладки продуктов. Большинство недоразумений происходит из-за расчета на пополнение из местных ресурсов - за счет рыбной ловли и охоты, что опять может привести к опасной спешке.
II. Причины аварий, возникающих в походе:
1) аварии, вызванные метеорологическими условиями. Незнание климатических условий района - затяжные дожди, похолодание, туманы, затяжные штормы (на большой воде);
2) слабая дисциплина в группе. Дисциплина - самое главное условие обеспечения безопасности. Значительная часть аварийных ситуаций возникает из-за недостаточной дисциплины в группе, невыполнения указаний руководителя группы и капитана: самовольное прохождение препятствий, отрыв от группы, отлучка из лагеря на охоту, рыбалку, гребля без надетых спассредств.
III. Недостаточный опыт руководителя.
После обсуждения метода преодоления препятствия группой окончательное решение принимает руководитель, и если его опыт не соответствует сложности маршрута, это может стать причиной аварии.
Безаварийность обеспечивается знанием Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР (от 23 января 1983 года) и точным их выполнением.
I. Подготовка похода.
Основы безаварийного проведения похода закладываются еще при его подготовке. Как же нужно готовиться к походу?
Все участники должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача на участие в походе. Должны уметь плавать и знать приемы спасения утопающих.
При формировании туристской группы для участия в категорийном походе учитываются туристский опыт и возраст участников, состав группы для участия в походе I - II категорий сложности должен быть не менее 4 человек, а оптимальный состав группы - 6 - 8 человек. (3 - 4 байдарки). Малочисленная группа не имеет возможности организовать страховку на сложных участках: труднее проводить волоки, чаще приходится дежурить. Многочисленная группа, особенно несхоженная, обладает малой мобильностью, и ею труднее управлять.
Для участия в походе 1 категории сложности члены группы должны быть не моложе 14 лет и иметь опыт участия в походах выходного дня или некатегорийных походах.
Для участия в походах II категории сложности возраст участников - не моложе 15 лет, и одна треть их может иметь опыт участия в походах выходного дня или некатегорийных походах, а все остальные - опыт участия в походах I категории сложности.
В походе III категории сложности возраст участников - не менее 16 лет, и минимальный состав группы - 6 человек. Одну треть участников могут составлять туристы с опытом участия в походах I категории сложности, а все остальные должны иметь опыт участия в походах II категории сложности. Участники похода, проводящегося в межсезонья, должны иметь опыт участия (руководитель - опыт руководства) в походах, совершенных в период межсезонья, или опыт походов той же категории сложности в обычных условиях. Минимальный состав группы для таких походов должен быть 6 человек.
В водных походах I категории сложности не более одной трети участников, группы. могут составлять дети школьного возраста, участвующие в походе вместе со своими родителями или близкими родственниками.
Руководитель группы выбирается. группой и утверждается организацией, проводящей поход. Он несет ответственность за подготовку группы к походу и его проведение.
Руководителем похода I категории сложности может быть лицо, достигшее 18 лет, а для II - III - 20 лет. Руководитель похода I категории сложности должен иметь опыт руководства походами выходного дня или некатегорийными походами.
Руководитель похода II и III категорий сложности должен иметь опыт руководства на одну категорию сложности ниже и опыт участия на одну категорию выше.
Руководитель похода обязан: обеспечить подбор участников группы по их туристской квалификации, физической и технической подготовке, а также общности интересов; организовать подготовку участников к походу; ознакомиться по литературным и другим источникам с районом путешествия - его физико-географическими, историческими, культурными и климатическими особенностями; уточнить наличие сложных участков и наметить способы их преодоления; по всем неясным вопросам послать запросы на места. Необходимо иметь в виду, что самые лучшие описания сложных участков не могут заменить осмотра на месте, так как достаточно измениться уровню воды, и условия прохождения в корне меняются; наметить план осмотра имеющихся на пути достопримечательностей; подготовить возможный картографический материал, сделать расчет километража и составить график движения; иметь контрольные пункты и сроки прохождения маршрута; предусмотреть резервные дни на непогоду и дневки.
Особое внимание должно быть уделено подготовке судов. Оболочка должна быть проклеена по кильсону и стрингерам полосами резины шириной 50 мм и толщиной 1,5 - 2 мм, проверен каркас, рулевое управление, весла, подгонка фартука, который должен позволять легко покинуть байдарку в случае переворота. Количество и качество снаряжения должно соответствовать условиям предстоящего похода. Нельзя брать лишнее, но не следует отказываться и от необходимого. Все снаряжение надо привести в порядок и отремонтировать.
Особо тщательно проверяются спасжилеты, которые обеспечивают запас плавучести, позволяющий держать голову гребца над водой, а также комплектность ремнаборов, их должно быть не менее двух на разных судах. Для обеспечения аварийной плавучести судна нужно предусмотреть на каждую байдарку по две волейбольные камеры, которые при сборке закладываются в нос и корму.
Продукты берутся с учетам пополнения их в походе. Однако желательно основные продукты, расфасованные на каждый день похода и надежно упакованные, иметь с собой.
Если в группе нет профессионального медработника, то назначается санинструктор, который обязан пройти инструктаж в любом спортивном диспансере по применению лекарств и оказанию первой помощи, а также подготовить походную аптечку.
Руководитель обязан подготовить заявочные документы для проведения некатегорийного похода и получуть в туристском клубе или в спортивном обществе маршрутный лист, а для категорийного похода - маршрутную книжку, причем заявочная книжка составляется в двух экземплярах и подается в маршрутно-квалификационную комиссию за месяц до отправления, подготовке, разработке и изучении маршрута, ремонта судов и снаряжения, заготовке и упаковке продуктов должны участвовать все туристы группы.
II. В походе.
До выхода на маршрут нужно пройти регистрацию в контрольно-спасательной службе района маршрута. Руководитель обязан следить за строгим соблюдением дисциплины, бережным отношением к природе, памятникам истории и культуры.
Питание участников похода должно производиться не менее трех раз в день, в том числе горячей пищей не менее двух раз. Промежуток между приемами пищи не более 5 - 6 часов.
При комплектовании экипажей судов необходимо равномерно распределить участников с учетом их физической и технической подготовки, туристского опыта и личного желания.
На каждое судно назначается капитан. Загрузку судов производить в пределах их грузоподъемности, причем груз размещается так, чтобы не нарушать остойчивость судна. Продукты питания и личные вещи упаковываются в непромокаемые мешки и прикрепляются к каркасу судна.
Педали рулевого управления целесообразно устанавливать в кормовой части, у заднего гребца - обычно капитана. Все экипажи должны быть в спасжилетах, закрепленных на теле лямкой, проходящей между ног, и застегнутой.
Перед выходом назначаются головной и замыкающий экипажи. Замыкающий не имеет права оставлять позади себя ни одно судно. Головной обязан держать темп, посильный для всех экипажей. Дистанция между судами при движении определяется конкретными условиями плавания. Каждое судно должно иметь возможность свободного маневрирования, исключающего столкновение судов и в то же время обеспечивающего оказание немедленной помощи соседнему судну.
После 50 минут хода желательно давать 10 минут отдыха, без выхода на берег, и через 2 - 3 часа делать остановку с разминкой. Если идущая впереди байдарка подошла к берегу, все суда также немедленно пристают. Если последняя байдарка отстала - всем судам нужно подойти к берегу и подождать. Нельзя оставлять одну байдарку для ремонта, закупок и т. д., так как в случае аварии ей не будет своевременно оказана помощь. Перед разветвлением русла всегда надо дождаться следующую байдарку.
Препятствия перед прохождением обязательно просматриваются с берега. С ходу можно проходить только такое препятствие, которое видно из байдарки и не вызывает сомнений в выборе линии движения и проходимости. Метод прохождения препятствий (прохождение, проводка, обнос) предварительно обсуждается всей командой и окончательно определяется руководителем. Самовольное прохождение категорически запрещено. В случае необходимости в соответствующих местах выставляются регулировщики для указания судового хода и организуется страховка для оказания помощи в случае аварии.
Пороги и другие опасные места первым должен проходить наиболее опытный экипаж, после чего он становится на страховку.
При движении по реке надо опасаться на поворотах кустов, нависших над водой. Нельзя за них хвататься - в этом случае переворот неизбежен, надо только отгребаться. Особой осторожности требует прохождение низкогабаритных мостов. В отдельных случаях байдарки лучше спускать на концах, а экипажам принять их на выходе или обнести. При подходе к сложному препятствию, при недостаточной видимости с приближением сумерек, целесообразнее поставить лагерь, с тем чтобы форсировать препятствие утром со свежими силами, а при необходимости обноса экономится время на погрузку и разгрузку судов.
Если маршрут проходит по судоходным рекам, необходимо знать и руководствоваться знаками речной обстановки, идти за границей фарватера или по его краю.
Особую осторожность необходимо соблюдать при встрече или обгоне плотов. Обходить или пропускать их надо со стороны выпуклого берега, что поможет избежать возможного навала. Нельзя пересекать курс встречным судам и выходить на край мелководья при встрече с судном, развивающим большую волну. Запрещается плавание при плохой видимости, при наступлении темноты или густого тумана. При плавании на больших водоемах при неустойчивой погоде нельзя удаляться от берега более чем на 0,5 - 1,0 километр.
При посадке байдарки на камень экипаж должен немедленно выскочить в воду и не давать течению развернуть байдарку лагом, так как при этом она будет залита водой и переломлена. Как правило, если экипаж быстро покинул судно и не дал его развернуть, то судно удается снять с камня своими силами. Если судно перевернется или его зальет водой, то не следует его бросать и в одиночку добираться до берега. Судно, оставшееся на плаву, служит надежным спасательным средством. Бросать его можно только в двух случаях - если его несет в завал или в водопад.
При ликвидации аварии в первую очередь нужно спасать людей, затем судно и в последнюю очередь имущество. Гребцам, оказавшимся в воде, не следует влезать в страхующее судно. Им надо взяться за корму своего судна, после чего их отбуксируют к берегу.
Запрещается: купаться в загрязненных и изобилующих ключами водоемах, а также в местах быстрого течения; прыгать в воду в неизвестных местах, купаться с плотов, подплывать близко к проходящему судну; пить сырую воду из непроверенных источников и заброшенных колодцев; находиться во время грозы под отдельными высокими деревьями, на вершине холма или открытого склона; самовольно уходить из лагеря (только с разрешения руководителя, с установкой контрольного срока и направления движения).
В походе необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила и немедленно ставить в известность руководителя о недомогании или получении травмы, даже незначительной. При серьезных травмах и острых заболеваниях нельзя ждать улучшения состояния больного, его надо немедленно транспортировать в ближайший медпункт.
При обнаружении лесного пожара следует принять меры к его тушению, а при невозможности справиться самим - сообщить ближайшим местным организациям.
Книга знакомит с правилами организации и проведения самодеятельных туристских путешествий на территории СССР, а также с вопросами безопасности, относящимися только к маршрутам I, II, III категорий сложности.


 

Карельский перешеек

Карельский перешеек - одно из самых живописных мест Ленинградской области. Прекрасна и величава его природа - могучие хвойные леса, бесконечные просторы озер со скалистыми берегами, огромные, поросшие мхом валуны. С запада Карельский перешеек омывается Финским заливом Балтийского моря, с востока- бурным Ладожским озером. Реки Карельского перешейка относятся к бассейнам Ладожского озера, Невы и Финского залива.
Своеобразно геологическое строение Карельского перешейка. Его рельеф принял современный вид в послеледниковый период. Куда ни взглянешь - холмы; узкие, лесистые, вытянутые на значительном протяжении - озы, округлые, песчаные, поросшие сосняком - камы.
Многочисленные озера, обычно длинные и узкие, и быстрые порожистые реки придают особую прелесть природе Карельского перешейка. Не случайно он привлекает многих туристов-водников.
На Карельском перешейке много мест, связанных с пребыванием и революционной деятельностью В. И. Ленина, памятников старины.
Карельский перешеек - ленинградская здравница. Здесь располагаются десятки санаториев, домов отдыха, многочисленные пионерские и туристские лагеря, детские сады.


 

Маршрут 1.
Озеро Вуокса - река Вуокса - озера Суходольское - Ладожское - Отрадное - Комсомольское - река Вуокса - озеро Вуокса.

Начало и конец маршрута - город Приозерск.
Протяженность - 250 километров.
Число ходовых дней - 12.
Сезонность - 15 мая - 1 сентября.
Категория сложности - II.
Схема 1.

Начало маршрута - город и железнодорожная станция Приозерск, расположенные на берегу озера Вуокса, самого большого среди озер Карельского перешейка.
Площадь его 108 квадратных километров, из них 15 квадратных километров приходится на многочисленные острова самых разнообразных размеров и конфигураций. Вода, лес и скалы создают великолепные пейзажи, издавна полюбившиеся не только ленинградцам, но и туристам из других городов страны.
Удобное место для сборки байдарок - в сквере за железнодорожными путями против пристани. От Приозерска следует идти на запад, придерживаясь створных знаков и бакенов теплоходной линии Приозерск - Яркое - Горы. Если не заходить в Яркое, то на большом плесе нужно взять курс на Зеленый мыс - на юго-запад и далее по судовой обстановке в устье Вуоксы.
При неустойчивой погоде идти не по фарватеру, а придерживаясь островов северо-западного берега озера Вуокса.
Река Вуокса берет свое начало из озера Сайма на территории Финляндии и, пройдя по Ленинградской области 143 километра, впадает в Ладожское озеро.
В начале XIX века Вуокса имела выход в Ладогу у города Приозерска, а из озера Суходольского был сток только в Вуоксу. От Ладоги и ее притока - речки Тайполе - озеро отделяла лишь невысокая песчаная гряда. Чтобы сократить путь от Выборга к Ладожскому озеру, в середине XVIII века была сделана попытка соединить озеро Суходольское с Ладогой с помощью канала. Начавшиеся работы не были доведены до конца, но замысел все же осуществился: в мае 1818 года, в период мощного половодья, поток воды прорвал перемычку, отделявшую Ладожское озеро от заброшенного канала к речке Тайполе, и ворвался в Ладогу. Уровень воды в озере Суходольском упал на 7 метров. В 1857 году была сделана попытка соединить Вуоксу с Ладогой, прорыв канал у Лосева. Но воды Вуоксы хлынули в озеро Суходольское, не принеся пользы для судоходства, так как образовался Лосевский водоскат, а русло Вуоксы в сторону Приозерска обмелело.
Теперь Вуокса впадает в Ладогу тремя рукавами: юго-восточным - через озеро Суходольское и реку Бурную (основной) и двумя северными - у Приозерска и у поселка Бригадного.
Войдя в Вуоксу, плыть следует по знакам речной обстановки до моста у поселка Горы; где судоходный участок заканчивается. После моста первое препятствие - небольшой водоскат от плотины разрушенной мельницы. В низкую воду суда надо обносить по правому берегу, а в высокую проводить на бечеве против течения.
Выше Вуокса расширяется, протекая через ряд озер. В русле много подводных камней, и идти нужно осторожно, особенно на участках, поросших камышом, все время придерживаясь левого берега и срезая отдельные заливы. Вскоре на левом берегу покажутся дома поселка Мельниково, Это очень старое селение. Упоминание о нем, как о центре погоста, встречается еще в писцовой книге Водской пятины.
О событиях Великой Отечественной войны напоминает обелиск, установленный на братской могиле в центре поселка.
При необходимости зайти в Мельниково нужно остановиться у небольшого пляжа на левом берегу, откуда недалеко до почты, магазинов и медпункта.
Следующий населенный пункт (на левом берегу) - Васильево. Назван поселок по имени Героя Советского Союза разведчика А. М. Васильева, отличившегося в боях с белофиннами в 1939 - 1940 годах. Миновав Васильево, следует двигаться вдоль левого берега до моста на дороге, ведущей на Мельниково.
На правом берегу за шоссе сохранились остатки старинной крепости - Тиверского городища, в XIV-XV веках служившего вместе с Корелой форпостом Новгорода на Карельском перешейке. В 1414 году крепость была захвачена шведами и разрушена. До 1857 года Тиверск стоял на острове, но после обмеления северного рукава Вуоксы оказался на материке. До наших дней крепостной вал сохранился на восточной и частично на южной сторонах бывшего острова.
В межень Вуокса в этом месте пересыхает, и отсюда начинаются так называемые Тиверские волоки: первый - от моста по левому (по ходу) берегу 130 метров, второй и третий - по пересохшему руслу 80 - 50 метров и четвертый - 100 метров по тропе. Все волоки хорошо видны, так как по ним проходят многочисленные плановые группы. Закончив обнос, следует идти, придерживаясь восточного берега, и в следующем разливе подойти к мысу Дружбы, южная часть которого оканчивается огромной гранитной плитой.
Дальше Вуокса протекает через озеро Балахановское, попасть в которое можно узким проходом среди тростника, начинающегося слева у островка. Выйдя в озеро, взять курс на юг вдоль восточного берега к месту впадения Вуоксы. При ветре идти за островами.
Озеро Балахановское вытянуто с северо-запада на юго-восток на 7 километров. Озеро мелководное. Средняя глубина - 2,9 метра. В неустойчивую погоду здесь необходимо держаться ближе к берегу, так как при ветре на озере быстро - поднимается крутая, захлестывающая волна. Названо озеро в память о комиссаре полка Д. А. Балаханове, геройски погибшем в этих местах в декабре 1939 года. За озером путь идет по Вуоксе мимо островов и гранитных скал. Кое-где старый фарватер отмечен гранитными столбами с металлическими шестами. Дойдя до слияния старого и нового русла Вуоксы, стоит сделать остановку на правом (по ходу) песчаном берегу, покрытом молодым сосновым лесом, а затем идти на восток вдоль левого берега по широкому разливу Вуоксы до поселка Лосево.
Приблизившись к территории турбазы "Лосево", не доходя 100 метров до свай старого моста (за ними начинается сложный порог), надо высадиться на левом берегу, чтобы сильное течение не затянуло суда в сложный порог. Группа, имеющая достаточный опыт прохождения порогов, может пройти порог, двигаясь сначала вдоль правого берега, а после шоссейного моста сразу перейти к левому берегу и, идя вдоль него, закончить прохождение за железнодорожным мостом. Малоопытным группам лучше делать обнос - один километр по левому берегу; через территорию Лосевской турбазы по дороге, а затем под виадук железной дороги к пристани.
Далее маршрут проходит по Суходольскому озеру, вытянувшемуся узкой лентой с запада на восток на 40 километров. Берега озера высокие, поросшие у кромки воды смешанным лесом, а чуть выше - сосновым. Встречаются песчаные пляжи.
Вдоль северного берега озера и Вуоксы в годы Великой Отечественной войны проходила линия Маннергейма. От нее остались взорванные доты, обвалившиеся траншеи, куски колючей проволоки.
Из юго-восточной оконечности озера вытекает небольшая (10 км) порожистая речка Бурная, впадающая в Ладожское озеро. Берега реки высокие, обрывистые, покрытые кустарником. Лес находится далеко.
Через один километр от истока начинается порог, и чтобы успеть высадиться на берег и провести разведку, надо, войдя в Бурную, идти близко от правого берега. По нему же удобно сделать обнос порога (600 м). Опытная группа после просмотра может пройти порог по краю стоячих волн. Пройдя порог, следует перейти к левому берегу и идти вдоль него к устью. Ниже на Бурной препятствий нет, а перед впадением в Ладогу она расширяется, образуя небольшую губу.
Надо помнить, что на Бурной лов рыбы запрещен, так как сюда приходит на нерест ладожский лосось. В хорошую погоду можно выйти в Ладогу и, повернув налево, на север, идти вдоль берега. Через 1,5 километра в районе небольшого мыса, где лес близко подходит к воде, удобное место для бивака.
В случае если захватит непогода и у группы нет времени пережидать, надо подняться против течения до устья правого притока Бурной - реки Вьюн и пройти по нему до поселка Запорожского, откуда идут автобусы до станции Сосново железнодорожной линии Ленинград - Приозерск.
Дальше можно плыть, ориентируясь на большой мыс, обогнув который войти в Черемухинский залив и идти вдоль берега до устья протоки (непроходимой) из озера Гусиного. В этом месте надо высадиться на берег (отличный песчаный пляж) и делать волок к дороге, идущей вдоль залива.
Отсюда можно предложить два варианта продолжения маршрута. Первый - делать волок по дороге (или подъехать) 3 - 4 километра до южной оконечности озера Гусиного. Это одно из красивейших озер Карельскоro перешейка, с высокими берегами, покрытыми сосновым лесом. Озеро - заповедное, и для прохождения его надо иметь маршрутную книжку. Стоянки на его берегах и ловля рыбы запрещены. Идти надо в его северо-западный конец и делать второй волок в обход сооружений рыбозавода. Далее путь проходит по трехкилометровой протоке - Поганке из озера Отрадного в Гусиное. На ней предстоит обнос моста, плотины мельницы и ряд проводок.
Второй вариант - выйти на дорогу и на попутном транспорте переехать на берег озера Отрадного. Озеро Отрадное - второе по величине на Карельском перешейке. Его площадь - 72,6 квадратного километра. Изрезанность берегов незначительная, На юге несколько островов. На переход из Ладоги в озеро Отрадное нужно отвести целый день и заночевать на его берегу. Утром, если погода тихая, можно пересечь озеро в кратчайшем направлении, держа курс на северо-западный берег, на мыс, представляющий собой узкую полоску. камней с редкими деревьями. Затем повернуть от мыса на северо-запад и идти вдоль берега до поселка Плодовое.
В поселке расположена опытная база Ботанического института имени В. Л. Комарова. Здесь культивируется около 400 видов полезных растений и свыше 100 сортов разнообразных цветов. По договоренности работники станции могут провести интересную экскурсию по лабораториям и плантациям.
Дальше курс лежит на запад, на два небольших островка посередине плеса, а затем на мыс, около которого находятся поселок и железнодорожная станция Отрадное. Пересекая озеро, необходимо внимательно следить за изменениями погоды, помня, что на озере часты ветры, поднимающие крупную волну. Обогнув мыс, следует плыть в направлении железнодорожного моста, где среди тростника берет свое начало протока в озеро Комсомольское.
Протока (река Пионерка) неглубокая, извилистая, шириной 8 - 9 метров, проходимая для байдарок. Течение слабое. Берега заросли лесом и кустами черемухи. На речке два препятствия - плотина (обнос 40 - 50 м) и на выходе в озеро - мелкая шивера длиной 50 метров (проводка).
Озеро Комсомольское вытянуто с юга на северо-запад на 14 километров при максимальной ширине 2 километра. Озеро очень живописное, берега покрыты сосновым лесом, много выходов гранита - "бараньих лбов". Из северо-западной части озера вытекает река Веселая. Она шире и глубже Пионерки, течение быстрее. На ней также предстоит обнос разрушенной плотины (40 м). Впадает Веселая в одно из озер системы Вуоксы.
Выйдя в озеро, курс надо держать на север, придерживаясь восточного берега до разветвления, и дальше по правой протоке (Беличьей) - на северо-восток. Протока мелкая, каменистая, поэтому местами суда надо проводить. При повороте протоки на восток - на левом берегу поселок Быково. Здесь есть больница. Дальше протока поворачивает на северо-запад и за поселком Беличье впадает в озеро Вуокса. Отсюда путь идет на север. Следует придерживаться островов на озере Вуокса и западного берега острова Олений, после которого держать курс на Приозерск, где маршрут заканчивается.
Приозерск (в прошлом Корела) - один из древних русских городов на северо-западе нашей страны. Впервые упоминается в летописи ХIII века. Входя в состав Новгородской Руси, он служил форпостом на границе со шведскими землями. Шведы, захватив Корелу, дали ей название Кексгольм. Окончательно город был освобожден от шведов войсками Петра I в 1710 году. В 1943 году получил название Приозерск.
В городе сохранились старинные крепостные сооружения XIV и XVI веков. Во второй половине XVIII века они использовались как место заточения политических узников царизма. Первыми узниками были члены семьи Емельяна Пугачева, затем декабристы И. И. Горбачевский, Ф. Ф. Вадковский, М. К. Кюхельбекер, А. П. Барятинский, осужденный по делу петрашевцев Р. А. Черносвитов и многие другие.
В настоящее время ведутся большие работы по реставрации крепостных сооружений. Восстановлено здание Нового арсенала, где сейчас размещен краеведческий музей.
Современный Приозерск - промышленный город. Главные его предприятия - целлюлозный и лесообрабатывающий заводы. При необходимости сократить маршрут его удобно прервать в поселке Отрадное. От берега до вокзала - около километра. При этом протяженность маршрута сократится на 110 километров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: