Дополнения: реки Камышёвка и Гороховка. 6 глава





Маршрут № 35
Река Чагода от села Большой Двор до поселка Чагода

Протяженность - 85 километров.
Число ходовых дней - 4 - 5.
Сезонность - май - сентябрь.
Схема 10.

Чагода, левый приток Мологи, берет начало из озера Шипковского на высоте 188,9 метра над уровнем моря и впадает в Мологу на 226-м километре на высоте 101,4 метра. Длина реки - 246 километров. В верховьях до села Озерево река протекает по моренно-холмистой равнине, а ниже - по Молого-Шекснинской впадине.
Из-за имеющихся в почве известняков, залегающих близко от поверхности, в этом районе распространены карстовые элементы микрорельефа - воронки, овраги,
периодически исчезающие озера (Судомля, Ситомля, Струнино и др.). От истока до села Озерево по берегам лиственные и смешанные леса, ниже - хвойные. Ложе реки песчаное, в некоторых местах илистое, местами каменистое. При пересечении известняковых гряд встречается несколько несложных порогов и перекатов. Пойма двусторонняя, заболоченная.
Подъехать к началу маршрута можно от станции Пикалево-II железнодорожной линии Ленинград - Череповец. Пикалево - один из самых молодых городов Ленинградской области. Своим возникновением он обязан открытию в этом районе сырья для производства цемента. После окончания Великой Отечественной войны, когда были построены три крупных завода - цементный, шиферный и глиноземный, город стал быстро расти и развиваться.
От вокзала надо доехать на автобусе до автобусной станции и дальше рейсовым автобусом можно добраться до села Большой Двор, договорившись предварительно с водителем об остановке за деревней после моста. Удобное место для сборки байдарок находится на правом берегу ниже моста. Здесь же, в 200 метрах от реки, находятся развалины Великославского погоста (памятник архитектуры XVIII века).
В начале пути Чагода медленно течет в топких берегах, русло обильно заросло водяными растениями. Ширина реки - 2 метра. Отдельные участки спрямлены каналами. Дно каменистое, кое-где суда приходится проводить. Единственное удобное место для стоянки есть а районе первого разлива на его левом берегу. Лес чередуется с лугами. Река мелкая, часто попадаются топляки. Каменистые перекаты встречаются в районе деревни Буян и у деревни Опоки.
Перед деревнями Маклаково и Селище долина реки расширяется, лес отходит в сторону, река становится глубже, начинаются плесы. По берегам - сенокосные луга. Здесь больше мест, пригодных для стоянок, наиболее удобное - на правом берегу у развалин мельницы, не доходя Селища. Перед деревней Забелино влево отходит протока в Бирючевское озеро. Ниже Селища русло пересекает каменистая гряда. Проход у правого берега после предварительного осмотра. Затем в районе Дубровки встречается несколько каменистых перекатов и быстрин. В 5 километрах ниже деревни Климово на левом высоком берегу возвышаются четыре красивых кургана, поросших соснами. Это следы древнего захоронения.
Ниже деревни Городок перекаты опять чередуются с заросшими плесами. Особенно большой и сильно заросший разлив около села Озерево, где почти совсем нет течения. Держаться надо правой стороны, ориентируясь на столбы, оставшиеся от лесосплава. В конце разлива на 167-м километре устье левого притока - Тушемельки. Отсюда Чагода протекает в высоких красивых берегах, поросших смешанным лесом. Местами к реке подходит сосновый бор. Встречаются песчаные пляжи. Через 5 - 7 километров от устья Тушемельки путь преграждает плотина мельницы. Обнос по правому берегу (70 м). Ниже плотины встречается каменистый перекат. В 100 метрах от плотины на правом берегу в зарослях ольхи видны развалины старинного каменного здания. По словам местных жителей, это остатки завода петровокаго времени..В 300 метрах ниже слева впадает речка Горюн, которая является одним из звеньев Тихвинской водной системы.
На 148-м километре Чагода принимает правый приток - речку Смердомку, перед устьем которой встречается короткий перекат. В устье Смердомки расположены Смердомский стекольный завод и рабочий поселок.
Перед устьем крупного притока - реки Лидь - на протяжении одного километра начинается мелкий каменистый перекат. Чагода быстро течет среди живописных берегов. Наиболее красив ее левый берег - высокий, покрытый сосновым бором. Об участке реки от устья Лиди до поселка Чагода, где маршрут заканчивается, см. маршрут № 34.
Магазины и почта имеются в Забелине, Озереве и поселке Смердомского завода. Путешествий можно продлить, дойдя до устья Чагодощи, а затем подняться вверх по Мологе (25 км) до города Устюжны, откуда налажено регулярное автобусное сообщение со станцией Пестово железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. В этом случае протяженность увеличивается на 161 километр, и маршрут будет соответствовать 1 категории сложности.
Маршрут можно увеличить на 20 километров, пройдя вверх по Тушемельке в красивое Кожанское озеро, при этом предстоит обнос плотины мельницы (50 м) по левому берегу.


Маршрут № 36
По рекам Сомино - Медведа - Песь и Чагодоща от станции Анциферово до поселка Чагода

Протяженность - 200 километров.
Число ходовых дней - 18.
Сезонность - 28 апреля - 25 мая.
Категория сложности - II.
Схема 11.

Начинается маршрут от станции Анциферово железнодорожной линии Москва-Бутырская. Отправляться в поход можно только в высокую воду физически сильной группе, имеющей опыт походов межсезонья той же категории сложности.
От вокзала справа пройти через поселок к мосткам через реку (200 м) и перейти на другой берег. Здесь есть место для сборки байдарок.
Около Анциферова в половодье река Сомино разливается на 150 - 200 метров, хотя в межень ширина русла всего 4 - 6 метров. Русло, поросшее по берегам кустарником и отдельными деревьями, хорошо просматривается, но часто перегорожено завалами упавших деревьев и рыбачьими заколами. Примерно через 5 - 6 километров речка становится уже, а течение быстрее.
Здесь река пересекает песчаную гряду, образуя извилистые перекаты, заканчивающиеся, как правило, завалами.
Перед первым железнодорожным мостом - три порожка с перепадом 0,3 - 0,5 метра, и, кроме того, из воды торчат сваи. Проходить левым пролетом, держась ближе к берегу, так как сразу за мостом - тоже сваи и река делает крутой поворот вправо с извилистым перекатом длиной 150 метров и с одним порожком 0,3 метра.
Ниже берега повышаются. Наиболее удобный для устройства лагеря - левый берег, поросший сосной. Здесь необходимо остановиться, так как впереди - километровый перекат с тремя завалами. Предстоит просмотр и, возможно, обнос 600 - 700 метров по дороге, проходящей в 90 - 150 метрах вдоль левого берега.
Слева остается большой заливной луг. Река очень извилистая. Кроме завалов встречаются затопленные мостки через речку и заколы. Затем русло выравнивается, и Сомино впадает в Медведу. В месте слияния образуется порог с перепадом 0,3 метра. Далее путь лежит по Медведе. Течение - 4 - 5 км/час. В русле встречаются отдельные камни, наиболее опасны лежащие под поверхностью воды.
Через 2 километра после слияния Медведа впадает в Ракитинское озеро. Местное название озера - Никулинское. Берега озера изрезанные, невысокие, покрытые смешанным лесом. Через 1,5 километра берега сближаются и озеро делится на две части, образуя узкий проход. В этом месте наведен мост, который нужно проходить под правым крайним пролетом. Пройдя мост, держаться левого берега, чтобы не пропустить исток Песи, находящийся в маленькой бухте у восточного берега.
В южном конце озера находится поселок Ракитинское, в котором имеются магазин и столовая. До станции Песь магазинов не будет.
Из Ракитинского надо вернуться обратно к истоку Песи. На выходе из озера ширина Песи - 10 - 12 метров. Река очень извилиста. Берега лесистые, поэтому легко выбрать стоянку. Вода чистая, прозрачная, с коричневым оттенком. Скорость течения - 5 - 6 км/час. Через один километр от истока - деревянный мост. Здесь же небольшая деревня Песь. Приблизительно через 16 километров река близко подходит к железной дороге. До станция Песь встретятся 6 перекатов, отдельные камни, топляки, изредка завалы и наплавные мостки. Берега высокие- - 3 - 5 метров, покрыты лесом.
Река делит поселок Песь на две части. В поселке два магазина, столовая, почта. Река здесь петляет на протяжении 1 - 1,5 километра, образуя крутые извилины с двумя перекатами и небольшим порожком.
За поселком берега более пологие, лес на левом берегу отступает от реки на 300 - 400 метров, а на правом - подходит к реке. Здесь же в 100 метрах от реки проходит дорога. Через 6 километров от поселка Песь на левом берегу - небольшая деревня Яхново, жителей почти нет, а через один километр на левом берегу реки - домик водомерного пункта, через реку натянут трос. Ширина реки в этом месте - 15 метров.
На протяжении 6 километров, до поселка Мякишева, характер реки не меняется. В пределах поселка два моста. Перед первым - в русле плохо просматриваемые отдельные камни. За вторым мостом - два переката по 50 метров. Между ними стометровый плес. В Мякишеве есть магазин и почта, которая расположена у второго моста.
Перед выходом в широкую долину много хороших мест для стоянок, берега высокие, поросшие лесом. Долина реки шириной 1 - 1,5 километра хорошо просматривается на несколько километров вперед, а справа и слева видны высокие коренные берега, поросшие смешанным лесом. В этой долине Песь петляет от одного коренного берега до другого, извиваясь хитрыми петлями по заливным лугам, местами поросшим кустарниками и одиночными деревьями.
Пройдя 12 - 15 километров, Песь подходит к правому высокому берегу, где есть хорошее место для лагеря в молодом сосновом лесу. Отсюда до районного центра Хвойная - 6 - 7 километров. Перед Хвойной - бетонный железнодорожный мост, и сразу же после него - деревянный пешеходный, за которым надо сразу остановиться на правом берегу.
Описание пути от Хвойного до поселка Чагода см. маршрут № 37.


Маршрут № 37
Реки Песь - Чагодоща и Молога от райцентра Хвойное до города Устюжны

Протяженность - 276 километров.
Число ходовых дней - 12 - 14.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - II.
Схема 11.

Песь - правый приток Чагоды - берет начало из озера Ракитинского на отметке 126,5 метра над уровнем моря и впадает в Чагоду справа, на 141-м километре от ее устья. Длина Песи - 143 километра. Средний уклон - 0,00034 м/км. В верхнем и нижнем течении Песь протекает по слегка всхолмленной местности. В среднем течении - равнина с болотистыми участками. Пойма преимущественно односторонняя. Русло извилистое, на 124 - 127-м километре - зарастающее. Встречаются небольшие низменные острова. Плесы чередуются с порожистыми участками. Дно на плесах песчаное, на nopoгах - галька и валуны.
Начало маршрута от станции Хвойная железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. Хвойная - поселок городского типа, районный центр Новгородской области. Станция находится на левом берегу реки, а центр поселка - на правом. Пройти к нему можно вдоль железнодорожных путей (600 - 700 м) и по мосту на правый берег, Центр Хвойной расположен около 2-гo деревянного моста. Перед мостом, на правом берегу,- памятник погибшим в Великую Отечественную войну.
В центре поселка находятся магазины, почта, столовая. От Хвойной есть автобусное сообщение с Мякишевом, Минцами, Васильевым и другими населенными пунктами.
Ниже моста Песь петляет по Хвойной, через километр - еще один мост. При проходе под ним остерегаться прижима к правой стороне. Далее берега понижаются, и река извивается по долине шириной 1,5 - 2 километра. Коренные берега покрыты хвойным лесом. При прохождении в половодье надо внимательно следить за направлением основного русла, чтобы не зайти в рукава на заливные луга. Часто русло перегорожено упавшими деревьями.
Далее на пути, на правом берегу, поселок Васильево, выросший здесь после постройки картонажной фабрики "Красная звезда". За фабрикой, ниже по течению, на крутом повороте реки - разрушенная плотина. При высокой воде, после предварительного просмотра, ее можно пройти по главной струе, в левой части. При низкой воде - обнос судов через дамбу по левому берегу. Через 2 километра на левом берегу - крупное село Минцы. За мостом - недействующая сельская ГЭС. Плотина разрушена и образует перепад 0,7 метра. Проходима при высокой воде по главной струе, после разведки с берега. В центре села - церковь XVII века. Здесь же расположены магазины, поселковый Совет и остановка автобуса на Хвойную. В 0,5 километра от деревянного моста, у дороги, около Дома культуры, стоит памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
После Минцев характер реки резко меняется. Песь входит в основное русло, берега становятся выше (до 5 м), извилистость меньше. Течение - 4 - 5 км/час. Долина реки суживается до 500 метров. В русле встречаются отдельные камни и топляки, а на поворотах осины, поваленные бобрами. Примерно через 20 километров от Минцев - деревянный мост, и сразу после него перекат 120 метров. Ниже встретятся еще шесть перекатов по 40 - 50 метров, легко проходимых по главной струе. Появляются песчаные пляжи и отмели. Между Минцами и Сазоновом реку пересекает железнодорожный мост. Сразу за ним 400-метровый перекат. Река суживается до 10 метров, а берег повышается до 10-15 метров.
Ниже Песь близко подходит к шоссейной и железной дорогам. На этом участке в русле отдельные крупные камни и перекат длиной до 150 метров со стоячими волнами высотой до 0,5 метра. До Сазонова встретятся еще 6 легко проходимых перекатов. Затем на левом берегу - деревня Старое Огарево, около нее деревянный мост, и сразу за ним - длинный перекат (400 - 500 м). Следующий на пути крупный поселок городского типа Сазоново - районный центр Вологодской области - раскинулся на обоих берегах Песи. Центр поселка - на левом берегу. Здесь Дом культуры, магазины и почта. В Сазонове через реку Песь перекинуты 4 моста, легко проходимые в центральные пролеты. В конце поселка - железнодорожный мост. После Сазонова река спокойно протекает по широкой долине, правый берег - высокий красивый, поросший сосновым лесом, грунт - песок. Много хороших мест для лагеря. Вдоль правого берега в 150 метрах проходит дорога. От Сазонова до устья Песи остается 8 - 10 километров. Ширина реки - 15 - 20 метров.
Выйдя в Чагоду, надо повернуть направо вниз по течению. Песь впадает в Чагоду на 141-м километре от устья, после чего Чагода получает новое наименование - Чагодоща. От устья Песи до поселка и станции Чагода около 1 километра. При необходимости здесь удобно закончить маршрут.
От Чагоды ежедневно идут два вагона до Ленинграда, и в Подборовье можно пересесть на поезда железнодорожной линии Ленинград-Вологда, Свердловск - Ленинград. От берега до станции, расположенной на левом берегу, около 0,6 километра, а до центра поселка - 1,5 километра. В районе поселка Чагодоща широко разливается, и в межень здесь может потребоваться проводка судов.
После Чагоды перекатов на реке нет, их сменяют мели. Много отличных песчаных пляжей. От Залозна до Котова Чагодоща сильно петляет, много стариц, местами лес подходит к берегу. Река широкая. Перед Клавдино - красивый обрывистый левый берег, еще более он красив после Загривья, где песчаные обрывы достигают 20 метров.
После Котова река суживается до 30 метров, и местами берега обрамлены тростником. Встретятся 3 небольших переката, слева - вырубки и небольшой участок хорошего соснового леса. Еще один перекат - у поселка Мережа, и последний, самый сильный,- при впадении в Мологу. Все перекаты можно пройти по главной струе.
Выйдя в Мологу, надо повернуть направо против течения. Напротив устья Чагодощи, на правом берегу Мологи, расположен поселок Желябово (Лентьево). В центре поселка - памятник народовольцу А. И. Желябову, уроженцу этих мест. От устья Чагодощи до города Устюжны остается 25 километров против довольно сильного течения, особенно быстрого на перекатах. Берега неинтересные, лес отстоит от реки в 1,5 - 2 километрах, кроме небольшого участка после Желябова, однако место для лагеря и дрова найти нетрудно.
В Устюжне надо остановиться около остатков старого деревянного моста через Мологу. Отсюда близко до центра города и к автобусной станции (примерно 200 м).
Устюжна связана автобусным сообщением с городом и станцией Пестово железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. Здесь маршрут заканчивается. Подробно об Устюжне см. маршрут № 39.


Маршрут № 38
По рекам Граничка - Кушаверка, через озера Голубая Вода - Граншино - Кузина от деревни Миголощи до станции Кушавера, река Песь

Протяженность - 95 километров.
Число ходовых дней - 5.
Сезонность - 25 апреля - 15 мая.
Схема 11.

Подъезд к началу маршрута - от станции Хвойная железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская, и затем 20 километров автобусом до деревни Миголощи, где имеются магазин и почта. Ввиду того что протока в озере Голубая Вода перекрыта заколами и завалами, лучше провести 1,4-километровый волок на берег озера, на юго-восток, перпендикулярно шоссе. На берегу озера много удобных мест для сборки байдарок. Озеро невелико, и исток протоки в южной части можно найти без труда. Ширина протоки - 5 - 10 метров. Русло извилистое. Встретится заброшенный мост - обнос 30 метров по левому берегу. Через 1 километр после моста течение замедляется, и речка впадает в озеро Граншино. Оно имеет сложную форму - несколько заливов, острова. Берега невысокие, местами заболоченные. Наиболее короткий проход к истоку реки Граничка вдоль левого по ходу, северного берега, где имеется узкий проход в его восточную часть. На левом берегу рыболовно-охотничья база. За проходом, на выступающем мысу,- удобное место для стоянки. Исток - в восточном конце озера. Первые 10 километров река Граничка протекает в
сильно извилистом, заросшем камышом русле. Скорость течения - 3 - 4 км/час. В 2 километрах от истока путь преграждает низкогабаритный пешеходный мостик. Берега крутые, заросшие - обнос (очень неудобный). Целесообразнее протащить байдарки через мост в его левой части. Ниже на протяжении 600 метров речка течет через деревню Тереховку, а еще через 6 километров путь преграждает мост на дороге в сторону Боровского и Фелистова. При не очень высокой воде возможна проводка байдарок без экипажей в правый пролет моста.
Характер реки на участке до очередного моста сохраняется, только чаще встречается берег, свободный от камыша. Мост обносится по правому берегу (30 м). Далее, до впадения Гранички в озеро Кузино, населенных пунктов нет. Река входит в сильно извилистую заболоченную пойму. До самого озера удобных мест для стоянок нет. Примерно с середины участка встречаются бобровые хатки и завалы из сваленных осин. Обнос затруднен из-за заболоченности берегов. Перед самым озером течение замедляется, сказывается подпор воды.
Озеро Кузино имеет форму широкой подковы. Исток речки Кушаверки - в северо-восточном конце озера. Идти лучше вдоль левого по ходу берега. На полуострове в середине озера - удобное место для стоянки.
Река Кушаверка более полноводная, чем Граничка. Ширина ее - от 10 до 30 метров, течение - 5 км/час. Встречаются быстрины. В 3 километрах ниже озера - мост. Обнос 20 метров по любому берегу. На правом берегу - поселок Шилово. За мостом река входит в широкую заболоченную долину с очень извилистым руслом.
В сильное половодье река разливается на несколько километров, что затрудняет ориентировку. Нередко ориентиром становятся бобровые хатки и завалы, их надо обходить, продираясь через кусты и камыш. На протяжении 25 - 30 километров селений по берегам нет, места безлюдные. В 6 километрах от последнего моста разрушенная плотина - следы старой мельницы. На правом берегу, у плотины,- участок сухого леса, удобное место для стоянки. При высокой воде возможно прохождение плотины через пролом в ее левой части после предварительного просмотра и организации страховки, для чего одна байдарка обносится по правому берегу (50 м). В 3 километрах ниже плотины в реку впадает правый приток из озера Сокольник.
Далее река входит в широкую низменную пойму (заливные луга), русло становится еще более извилистым и угадывается только по более значительной глубине, обрамлению кустарником и более сильному течению. После плотины до деревни Степаново мест для стоянки нет. Встретится мост, при высокой воде - обнос 40 метров по левому берегу. Затем через 2 километра - железнодорожный мост линии Ленинград - Москва-Бутырская. На правом берегу - удобная площадка для лагеря и разборки байдарок. Здесь маршрут заканчивается. Станция Кушавера - в 1,5 километра по направлению к Москве (на восток).
При наличии времени путь можно продолжить: выйти в Песь и по ней спуститься в Чагоду, после чего Чагода получает новое название - Чагодоща, и дойти до поселка Чагода. О пути по Песи и Чагодоще см. маршрут № 36.
До выхода в Песь предстоит преодолеть сложный участок с сильным течением, большой извилистостью и многочисленными завалами (результат деятельности бобров). В этом случае категория сложности - II.


Маршрут № 39
Реки Кабожа и Молога от станции Кабожа до города Устюжны

Протяженность - 150 километров.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - 1.
Схема 11.

Кабожа, левый приток Молоти, берет начало из озера Великого и впадает в Мологу в 12 километрах выше города Устюжны. Длина Кабожи - 181 километр. Река лесная, с чистой водой, хорошими местами для стоянок и удобными подъездами. Отсутствие серьезных препятствий, отличные сосновые боры, обилие грибов и ягод делают путешествие по Кабоже очень приятным. Кроме того, любители старинной архитектуры и литературы встретят много интересного в старинном городе Устюжне и в селе Даниловском - в мемориальном музее Батюшковых - Куприна.
Начало маршрута - станция Кабожа железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. От станции до моста через Кабожу по полотну около 1,5 километра. Удобная площадка для сборки байдарок, с хорошим подъездом - в 1 километре ниже железнодорожного моста.
В начале Кабожа течет среди невысоких берегов, покрытых кустарником с отдельными деревьями, а после устья правого притока - реки Левочки несколько километров - в широкой долине среди заливных лугов.
Затем русло становится уже, и к берегу подходит сосновый бор. Вскоре путь. преграждаёт плотина демонтированной сельской ГЭС. Здесь предстоит короткий обнос (30 м) по левому берегу. Отсюда начинается наиболее красивая часть реки с удобными местами для биваков.
У села Горно Большевик - мост с незначительным сливом. Проходить в левый пролет, после предварительного осмотра, Ниже моста, у села Избоищи, реку пересекает узкая каменистая гряда. Проход - в треугольник струй с наиболее сильным течением. Очень хорош участок правого берега притока речки Черной. За большой старицей - прекрасный сосновый лес. Ниже сосновые боры встретятся в районе деревни Деревяго и не доходя Софронцева.
Выйдя в Мологу, повернуть налево вниз по течению. Через 12 километров на правом высоком берегу раскинулся город Устюжна, где наиболее удобно закончить маршрут.
Место, занимаемое Устюжной, называлось в старину "Железное поле" - от добываемой здесь болотной железной руды, которая являлась основным промыслом жителей, выделывавших из железа земледельческие орудия, гвозди и оружие. Когда был основан город, неизвестно, но Рождественский монастырь, находившийся на его территории, упоминается в летописи за 1515 год.
Монастырь был на том месте, где в 1685 году построен собор Рождества Богородицы (в настоящее время в нем размещен краеведческий музей). Город славился мастерами. При Иване Грозном тут работало до 70 кузниц, в которых отливали пушки и ядра, делали пищали и холодное оружие. Здесь перерабатывалось от 30 до 40 тысяч пудов железа в год, что составляло около четверти всей его выплавки в Российском государстве.
В 1609 году Устюжна значилась посадом. В этом же году жителями был построен острог, в котором они выдержали осаду польского войска под предводительство Косовского, посланного Лжедмитрием для покорение Устюжны. Осада стоила жителям значительных жертв и материальных затрат. В 1610 году Шуйский повелел деньги, израсходованные на оборону, зачесть в сбор таможенных пошлин.
В 1712 году Устюжна была передана в ведение адмиралтейства для всяких корабельных работ. В городе возникли новые профессии мастеров лодочного и корабельного дела.
В селе Даниловском (в 15 км от Устюжны), в старинной усадьбе, принадлежавшей роду Батюшковых, жил поэт К. Н; Батюшков. В 1906 - 1911 годах здесь жил и работал А. И. Куприн. В Даниловском им были созданы такие известные произведения, как "Суламифь", "Изумруд", "Река жизни", "Обида", "Яма". В рассказах "Черная молния", "Попрыгунья-стрекоза", "Завирайка", "Бредень", "Груня" автор запечатлел Даниловское, город Устюжну, окрестные деревни, сделав их известными на всю Россию. Сейчас в усадьбе расположен мемориальный музей.
Кроме Богородицко-Рождественского собора в Устюжне сохранились Благовещенская церковь (1694 г.) и Казанский собор, построенный в первой половине XVIII века.
Остановиться удобно на окраине города - на правом берегу, против Красного переулка. Здесь хороший подъезд и есть площадка для разборки и сушки байдарок, а при необходимости - и для ночевки. Другое пригодное место - ниже, у остатков старого моста, рядом с автовокзалом, откуда идут автобусы до Пестова и Весьегонска. Но оно более посещаемое, и на его высокий берег труднее поднимать снаряжение. Для большой группы целесообразно заказать спецрейс, так как автобусы могут быть перегружены.
Уезжать лучше из Пестова, где проходят три поезда: Пестово - Ленинград, Ленинград - Москва-Бутырская и Ленинград - Ярославль, а из Весьегонска только отдельные вагоны или придется делать пересадку в Овинище.
Маршрут можно продлить до Харламовского, откуда идет теплоход до города и железнодорожной станции Весьегонск. Весьегонск очень стар и очень молод.
В 1950 году почти вся территория города оказалась в зоне затопления водоема Рыбинского водохранилища, и от старого города остались лишь несколько зданий и церковь. Новый город вырос рядом, на песчаном берегу. С одной стороны - лес, с другой - просторы водохранилища с зелеными островами.
Впервые о Весьегонске упоминается в грамоте Ивана IV за 1564 год, как о селе "Весь-Егонском", принадлежавшем Пречистенскому Симеонову монастырю. В 1771 году Весьегонск вошел в состав Тверской губернии. В Весьегонске в 1876 году работали и скрывались революционеры, члены общества "Земля и воля" С. Л. Перовская и А. Л. Караваев, В городском сквере установлен памятник питерскому рабочему Г. Т. Степанову, под руководством которого в городе была установлена Советская власть.
Идти до Весьегонска своим ходом через Рыбинское водохранилище не рекомендуется, так как на нем часто возникают штормы и пересекать его на малых судах рискованно.
При продлении маршрута до Харламовского путь увеличится на 96 километров и составит 246 километров. При высокой воде группа может удлинить маршрут,
поднявшись против течения по правому притоку Кабожи - речке Левочке до ее истока из озера Старского (площадью 5,2 кв. км). Это увеличит протяженность еще на 72 километра (36 км вверх и 36 км вниз). При прохождении по Левочке" предстоят обносы: 2 низкогабаритных мостов - 10 и 30 метров и плотины демонтированной сельскинх ГЭС - 50 метров. Кроме того, встретится перекат (100 м), и возможны завалы. Но всетрудности окупаются возможностью провести несколько дней на красивом озере. Наиболее хорошие для стоянок места в северо-восточном конце озера.


Маршрут № 40
По реке Колпь от поселка лесозаготовителей Красный Бор до города Бабаева

Протяженность - 150 километров.
Число ходовых дней - 7 - 8.
Сезонность - май.
Категория сложности -- 1, усложненная.
Схема 10.

Река Колпь, правый приток реки Суды, берет начало из небольшого озера вблизи поселка Красный Бор и впадает справа в Суду, на 57-м километре от ее устья.
Длина - 254 километра. Ширина в верховье - 3 - 7 метров, ниже - до 40 метров. Течение - 3 - 4 км/час, на перекатах - до 6 километров. Пик паводка в этом районе, как правило, запаздывает и приходится на начало мая. По берегам еще лежит снег. На всем протяжении берега лесистые, в верховьях таежные - ельник, ниже сосновые боры. Населенность слабая.
Подъезд к началу маршрута - от станции Заборье железнодорожной линии Ленинград - Вологда. Здесь предстоит 1,5-километровый волок до станции узкоколейки и четырехчасовая поездка до поселка Красный Бор, где нужно искать попутный транспорт до деревни Саньков Бор, после чего предстоит второй волок - 1,5 километра до деревни Красный Бор. Удобное место для сборки байдарок - у левого (при подходе) конца деревни, на противоположном берегу, за мостом. Здесь же надо и установить лагерь.
В верховьях Колпи встретятся завалы, но большинство несложно преодолеть, и только редкие из них могут потребовать обноса. От самого Красного Бора берега низкие, подтопленные, покрытые таежным лесом. Примерно через 5 - 6 километров обнос низкогабаритного моста. Ниже берега несколько повышаются, течение ускоряется. Заметный ориентир на левом берегу - брошенные бараки лесорубов, здесь же можно остановиться на ночлег.
Постепенно берега повышаются, но характер реки тот же: течение 3 - 4 км/час, по берегам лес, встречаются завалы. Населенных пунктов нет, если не считать брошенной деревни Пустынь на высоком левом берегу.
Примерно через 6 километров ниже реку пересекает мост действующей узкоколейки. Полотно уходит вдоль левого берега в сторону Пустыни. Ниже старый деревянный мост, а затем, километра через полтора, на правом берегу, - отличная поляна, удобное место для стоянки. Ширина реки здесь - 15 - 20 метров, и завалы кончаются. Через 40 - 45 километров от начала маршрута на левом берегу - большое село Плесо, в котором есть магазин.
На 5-м километре, перед деревней Нечаевское первое серьезное препятствие после завалов в верховье - разрушенная плотина бывшей мельницы - слив с крутой стоячей волной. Вода в этом месте прорывается через известняковую гряду. Предварительный просмотр обязателен. Сразу после слива, на правом берегу исключительно красивый лес, чуть дальше - околица деревни Нечаевское. Здесь рекомендуется сделать остановку.
После Нечаевского характер реки меняется - начинают шуметь перекаты. Иногда по берегам видны выходы желтого известняка. В деревне Ольеши на правом берегу - магазин и почта, здесь же реку пересекает новый железобетонный мост. Через 2,5 километра по всей ширине реки - трудный слив от лежащего в воде большого бревна. При высокой воде препятствие можно пройти с ходу. По мере продвижения вниз река становится полноводнее. Быстрины чередуются с плесами.
Берега высокие лесистые. На 75-м километре в Колпь впадает наиболее крупный правый приток - река Крупень. Ниже - остатки старого деревянного моста с коротким сливом. Примерно через 9 - 10 километров - новый железобетонный мост. Ниже к берегу подходят сосновые боры. Затем на пути - старый трехпролетный мост с мощным сливом, и сразу за ним перекат. Предварительный осмотр его обязателен. Потом идут тихие плесы. По левому берегу раскинулся красивый лес с отличными площадками для стоянок.
Ниже река вплотную подходит к железной дороге Ленинград - Вологда. Справа на берегу - строения известнякового карьера, поселка и станции Верхневальский. За ним шивера, в конце которой - мост на шоссе, и ниже перекат с плохо выраженной главной струей.
После крутого поворота налево - мост, и сразу за ним 200-метровый порог с метровыми стоячими волнами на выходе, и за ним широкая и мелкая шивера. Предварительный просмотр с определением линии прохождения обязателен. Несмотря на близость железной дороги берега по-прежнему покрыты лесом, течение быстрое.
Справа часто выходят отвалы близких к берегу карьеров. На 104-м километре неожиданное препятствие - двутавровые балки, переброшенные с одного берега на другой, через которые мчится вода. В высокую воду - проход в середине, в точке наибольшего прогиба, при низкой воде - обнос.
Ближе к станции Тешемля справа и слева к реке подходят деревни. Особенно приятное впечатление производит деревня Торопова, на левом берегу, вся окруженная садами. После Торопова река опять уходит в лес, лишь местами к реке подходят редкие поля. Затем Колпь делает ряд крутых поворотов, скорость течения резко увеличивается, и река мчится по цепи перекатов. Их надо проходить по главной струе. Дальше река становится шире - до 40 метров, идут спокойные плесы.
Впереди районный центр Вологодской области - город Бабаево. Пройдя деревянный мост, перед железобетонным надо подойти к правому берегу, где расположен стадион, на нем удобно разобрать и высушить байдарки. От стадиона до вокзала - 400 метров.
При желании и наличии времени маршрут можно продлить до впадения в Суду и по Суде до города Кодуй. Это увеличит путь на 111 километров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: