Дополнения: реки Камышёвка и Гороховка. 8 глава





Маршрут № 46
Реки Кременка и Оредеж от станции Новинка до района Торковичей

Протяженность - 70 километров.
Число ходовых дней - 3.
Сезонность - май - сентябрь.
Схема 9.

Кременка берет начало в болотах и впадает в Оредеж справа на 66-м километре. Длина реки - 35 километров. Подъезд к началу маршрута - от станции Новинка Витебской железной дороги.
От платформы пройти вперед- по ходу поезда (на юг) до берега реки (1 км). Место для сборки байдарок и ночлега можно найти на правом берегу в сосняке. Ширина реки - 7 - 8 метров. Собрав байдарки, идти вниз по течению.
Перед деревней Озерешно путь преграждают плотина и мост. Здесь предстоит обнос (50 м). Берега высокие - 2 - 4 метра, лес - в 30 - 40 метрах от берега реки. После деревни Ольховец лес подходит ближе к реке, и начинается разлив, образовавшийся от подпора плотины Нижне-Оредежской ГЭС. Идти надо внимательно, особенно в волну, так как зона затопления не была полностью очищена и из воды кое-где торчат мертвые деревья.
В период половодья в низовье Кременка достигает нескольких километров в ширину. После деревни Кремено курс держать на восток, а выйдя в Оредеж, идти вдоль правого берега. (Описание пути по Оредежу см. в маршруте № 44.)
Конец пути - у моста железнодорожной линии на Батецкую. От берега до разъезда - около 500 метров. Приставать судам можно в бухте правого берега, за мостом. От берега до станции Торковичи - около 3 километров. Маршрут можно продлить до Толмачева, при этом протяженность увеличится на 35 километров.


Маршрут № 47
Реки Ящера и Луга от станции Низовская до города Кингисеппа

Протяженность - 172 километра.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - май.
Категория сложности - I.
Схема 9.

Ящера, правый приток Луги, образуется от слияния двух речек - Сосновки и Камчатки. Впадает в Лугу на 177-м километре, Длина Ящеры - 78 километров. В верховье река очень извилистая, берега низкие, заросшие ивняком и осиной. В среднем и нижнем течении Ящера быстро течет в красивых крутых берегах с многочисленными выходами коренных пород - девонских песчаников. В 1956 году на Ящере поселились бобры, завезенные из Воронежского заповедника. За эти годы они расселились почти по всей реке, поэтому на ряде участков могут встретиться завалы, образованные бобрами. Ящера - река заповедная, поэтому охота на ней и на ее притоках запрещена.
Начинается маршрут от станции Низовская железнодорожной линии Ленинград - Псков. От станции надо пройти 500 метров по полотну железной дороги в сторону Ленинграда. Байдарки лучше всего собирать на левом берегу за мостом, там хорошая площадка на бывшем железнодорожном полотне. К берегам вплотную подходит лес. Дальше Ящера почти до самого устья течет среди лесов.
В районе деревни Луги Ящера резко поворачивает на юг. Недалеко от поворота встречается первый порог. Определить его приближение можно по лежащим на берегу камням. Следующий порог - на месте старого моста на дороге Луга - Мшинская. Примерно посередине между деревнями Луга и Малая Ящера слева (на восток) отходит протока Селищенская канава, соединяющая Ящеру с озером Велье. Из-за большого количества завалов протока непроходима.
Очередное препятствие ожидает в деревне Малая Ящера - плотина старой ГЭС, которую придется обнести (100 м) по правому берегу. В бывшем здании электростанции находится магазин. Почта есть в поселке зверосовхоза "Пехенец" (2 км ниже). Совхоз специализируется на разведении норки и песца, С воды поселок не виден, ориентиром может служить песчаный пляж на правом берегу, перед левым поворотом реки. Из Пехенца ходит автобус в Гатчину. Следующая плохина с небольшим сливом встречается перед деревней Долговкой.
В 1919 году в бою у Долговки советские войска разбили отряды Юденича. Ожесточенные бои шли здесь и в годы Великой Отечественной войны.
После Долговки начинается порог, состоящий из трех небольших гряд метров по 200, а в 6 километрах ниже - 600-метровая шивера. Последний и самый опасный порог находится под железнодорожным мостом. Среди острых камней попадаются остатки металлических ферм от взорванного в войну моста, а ниже моста течение несет на гряду камней, пересекающую русло от правого берега, оставляя лишь узкий проход у левого.
Ниже моста препятствий на Ящере больше нет. Миновав деревню Болото, река течет в высоких обрывистых берегах, поросших сосновым лесом. На крутых поворотах реки течение подмывает берега, и возможны серьезные обвалы, поэтому не следует идти у самого берега.
Выйдя в Лугу, надо повернуть направо вниз по течению. Описание пути по Луге дано в маршруте № 33. Прерывать маршрут можно в Долговке, откуда идет автобус в Гатчину. Кроме того, выйдя в Лугу, можно пройти вверх против течения 8 километров до поселка и железнодорожной станции Толмачево.


Маршрут № 48
Реки Саба и Луга от деревни Красные Горы до города Кингисеппа

Протяженность - 125 километров.
Число ходовых дней - 6.
Сезонность - май.
Схема 13.

Саба является правым притоком Луги. Она вытекает из Красногорского озера и впадает в Лугу на 102-м километре. Длина реки - 90 километров. В верховье до деревни Элемно река протекает в низких болотистых берегах, поросших кустами и лиственным лесом, а от Элемно до устья левого притока Сабицы выходит нз леса и течет по заболоченной равнине: Ниже устья левого притока реки Сяберки берега повышаются, и Саба протекает среди холмов с хвойным лесом. Дно реки песчаное, попадаются валуны. Встречаются небольшие шиверы и перекаты.
Подъехать к началу маршрута можно автобусом от города и железнодорожной станции Луга до деревни Красные Горы. От остановки автобуса до озера - 300 метров, но удобнее доехать до следующей остановки у южного конца озера, где можно легко найти хорошее место для сборки судов. Берег озера пологий, покрыт травой. Красногорское озеро вытянуто с северо-востока на юго-запад на 3,9 километра. Ширина его - 600 метров, наибольшая глубина - 8,5 метра.
В деревне Красные Горы сооружен мемориальный комплекс, посвященный лужским партизанам и испанским партизанам, погибшим в борьбе с фашистами. Вместе с русскими здесь действовали испанцы, нашедшие в Советском Союзе вторую родину после установления в Испании фашистского режима генерала Франко. Здесь же на берегу Красногорского озера 26 мая 1919 года героически сражался и погиб комиссар Н. Г.Толмачев.
Собрав байдарки, следует идти в юго-западную часть озера, откуда вытекает река Саба. Верховья Сабы очень сильно заросли кустарником, и в половодье река течет среди кустов. В истоке и дальше у деревень могут встретиться заколы. Заросший участок кончается у деревни Захонье, где начинается открытый разлив. Основное русло в разливе можно определить по остаткам старых заколов, обрамлению кустарника (ивы) и наиболее сильному течению. После Шаломина берега несколько повышаются, и Саба, сильно петляя, входит в берега. Единственна пригодное для стоянки место в 1,5 километра ниже деревни Захонье, на правом высоком берегу, вдоль которого идет шоссе на Осьмино. Ниже до деревни Слудицы (деревни с реки не видно) Саба протекает в невысоких берегах с лиственным лесом, в основном ольхой. Препятствий сложных на пути нет, встретятся только остатки плотины.
После поворота на юг река еще некоторое время течет среди заливных лугов, а затем начинается разлив. На этом участке русло искусственно выпрямлено, по берегам стоят столбы ограждения от проходившего здесь ранее лесосплава. Встретятся два низкогабаритных моста, которые надо обносить.
На 58-м километре на левом берегу находится деревня Елемно. После поворота реки на запад и затем на северо-запад Саба опять входит в русло. Берега здесь холмистые, поросшие хвойным лесом. В русле попадаются перекаты и одинцы, могут быть завалы.
Перед впадением левого притока Сяберки правый берег удобен для стоянки. Пройдя 4 километра после нее, за деревней Николаевское путь преграждает плотина разрушенной мельницы, сразу за ней начинается порог из трех каменистых гряд. Проходимость его зависит от уровня воды. Через 3 километра, в деревне Заустюжье, на пути стоит разрушенная плотина сельской ГЭС со сливом из двух каскадов (обнос 50 м).
Ниже Саба течет в красивых обрывистых берегах из красного песчаника, покрытых сосновым лесом. До Осьмина препятствий нет. Осьмино - крупное село, раскинувшееся по обоим берегам реки. Сохранилось здание церкви Георгия, построенное в 1709 году в честь победы русских войск над шведами. Сейчас в бывшей церкви - Дом культуры. Последняя преграда встречается после деревни Райково. Это разрушенная, плотина мельницы со сливом и стоячими волнами. Затем берега понижаются. За 3 километра до устья реки встретится несложный порог (150 м), и через 500 метров - второй (390 м).
Выйдя в Лугу, следует повернуть налево вниз по течению. В случае необходимости маршрут удобно прервать в Захонье, Осьмине или Большом Сабске. Там имеются магазины и почта.
Маршрут можно увеличить на 51 километр, если начать его от города Луги. В этом случае он будет соответствовать II категории сложности. (О пути по Луге и поселке Красные Горы см. маршруты № 43 и 49.)
Спустившись вниз по Луге до деревни Бежаны (на правом берегу), перейти к левому берегу и вдоль него спуститься до устья ручья. У его истока начинается просека, выходящая на лесную дорогу, которая приведет на шоссе Толмачево - Красные Горы - Осьмино. До шоссе - 2 километра, а по нему до озера - еще 2,8 километра. Волок можно сократить, подъехав до озера на попутном автотранспорте или автобусе. О дальнейшем пути сказано выше.


Маршрут № 49
Реки Луга - Саба - Сяберка - озеро Сяберское - река Вердуга - Плюсса от города Луги до поселка Ляды

Протяженность - 205 километров.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - май.
Категория сложности - II.
Схема 13.

Предлагаемый маршрут частично проходит по древнему торговому пути из бассейна Луги в Плюссу, по рекам Сабе - Сяберке - озеру Вердужскому - реке Вердуге. О тех временах говорят сами названия - деревня Волок, озеро Волошное. Сохранилась копанка древнего пути в озеро Завердужское. Описание пути по Луге и Сабе до устья Сяберки дано в маршруте № 48.
Сяберка, левый приток Сабы, вытекает из озера Сяберского. Длина речки - 8 километров, ширина - от 2 до 5 метров. Речка очень извилистая. В истоке течет в болотистых берегах, потом они становятся выше, появляется сосновый лес. Дно песчаное. За километр до впадения в Сабу принимает левый приток - речку Черную, вытекающую из озера Черного.
В путь вверх по Сяберке лучше отправляться утром. Заночевать можно против ее устья, на правом высоком берегу Сабы. Войдя в Сяберку, держаться левого по ходу берега, чтобы не попасть в речку Черную. На пути встречаются разрушенные заколы, низкогабаритный мост и перед выходом в озеро - плотина. Обнос 10 м.
Озеро Сяберское вытянулось с севера на юго-запад почти на 7 километров, его площадь - 14,2 квадратного километра. Озеро разделено полуостровом на два почти одинаковых плеса. Озеро мелководное - глубина его менее 7 метров, хорошо прогревается солнцем, дно илистое. При неустойчивой погоде лучше держаться ближе к берегу, так как при ветре бистро поднимается крутая волна. Выйдя в озеро, держать курс на юг, на просеку по склону восточнее деревни Сяберо. Подойдя к южному берегу, нужно пройти вдоль него на восток, минуя болото, до высокого берега, откуда начинается дорога на следующее озеро - Волошное.
Суда на озеро Волошное приходится перетаскивать. Длина волока - 600 метров. Спустившись на воду, надо идти в юго-восточном направлении, а затем сделать волок через небольшую перемычку в маленькое лесное озеро. Последний волок проходит по болотистой тропинке на юго-восток до хорошей лесной дороги, которая приводит на берег озера Завердужского. Длина этого волока - около 2 километров. В месте выхода к озеру берег низкий, заболоченный. Озеро вытянулось с севера на юг, длина его - 4,2 километра, ширина - 700 метров. Южный берег низкий, восточный - высокий. Вдоль северного и западного берегов- болота чередуются с песчаными откосами. Берега покрыты лесом, только в южной части, у деревень,луга и пашни. Исток Вердуги надо искать, продвигаясь вдоль восточного берега.
Вердуга, правый приток Плюссы, впадает в нее на 195-м километре. Длина Вердуги - 33 километра. В истоке естественное русло Вердуги переделано в заборный канал, идущий к насосной станции. На расстоянии 400 - 500 метров от берега озера канал пересекает высоковольтная линия. Почти сразу за ней нужно сделать 30-метровый волок вправо через дамбу в узкий ручей,по которому можно попасть в магистральный канал торфоразработок, а затем в Вердугу. Ручей мелкий, здесь много коряг, поэтому байдарки необходимо проводить. В канале первые 3 - 4 километра можно идти, оставив в байдарке только по одному гребцу, дальше канал глубже, и возможно нормальное плавание. Вскоре он приведет в Вердугу, которая спрямлена до деревни Боры.
Постепенно река расширяется и переходит в разлив. Русло хорошо обозначено плотной стеной кустарника. Затем появляются коренные берега. В районе деревни Грязково ниже моста, на левом берегу,- хорошее место для лагеря. После моста через 20 минут хода Вердуга впадает в Плюссу.
Маршрут заканчивается в поселке Ляды, откуда автобусом или попутным автотранспортом можно доехать до станции Плюсса или города Сланцы. (О Плюссе см. маршрут № 53.)
Прервать маршрут можно в деревне Сяберо и на попутном автотранспорте доехать до Волошева, откуда идет автобус в Лугу. Магазины и почта имеются в деревнях Красные Горы, Захонье и Сяберо.


Маршрут № 50
Реки Лемовжа и Луга от деревни Сосницы до города Кингисеппа

Протяженность - 100 километров.
Число ходовых дней - 5.
Сезонность - май - июнь.
Схема 13.

Лемовжа, правый приток Луги, образуется от слияния рек Черной и Изварки и впадает в Лугу на 128-м километре. Длина реки - 48 километров, средняя ширина - 7 - 8 метров, средний уклон - 1,47 м/км. Река протекает в высоких обрывистых берегах, преобладает смешанный лес. Высота склонов - 3 - 4 метра в верхнем течении и до 25 метров - ближе к устью. Пойма двусторонняя, прерывистая, наиболее широкая в устьях притоков Реполки и Ямелевки. Русло песчаное, каменистое, местами засорено корягами и топляками, на порогах - каменистое, с нагромождением валунов. На устьевом участке дно покрыто плитняком, встречаются валуны.
Подъехать к началу маршрута можно автобусом от станции Волосово железнодорожной линии Ленинград-Таллин до деревни Сосницы. От остановки автобуса до берега - не более 50 метров. Собрав байдарки, двигаться вниз по течению. С самого начала пути в русле часто попадаются подводные и надводные камни,
В высокую воду путь можно начать из района Извар. Подъезд - от станции Волосово железнодорожной линии Ленинград - Таллин, а оттуда 8 километров на юг до поселка Извары, куда можно доехать автобусом или попутным транспортом. Извары - очень красивое место. Сохранилась старинная усадьба, принадлежавшая известному художнику и археологу Н. К. Рериху. Здесь прошли его детские и юношеские годы, а сейчас открыт музей Рериха.
До Сосницы встретится одно серьезное препятствие - плотина разрушенной мельницы. Предварительный просмотр обязателен.
На участке Сосницы - Хотнежа деревень нет, все они были уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. В Хотнеже предстоит короткий обнос низкогабаритного моста. Низовья реки очень красивы, особенно хорош 30-метровый утес из красного песчаника в районе деревни Хотнеж. В нескольких местах русло перегорожено каменными перемычками с метровыми проходами в середине.
Выйдя в Лугу, повернуть направо вниз по течению. (Подробно о Луге см. маршрут № 43.)
Сократить маршрут можно, закончив его в Хотнеже или в Большом Сабске. В первом случае протяженность уменьшится на 39 километров, а во втором - на 63 километра.


Маршрут № 51
Реки Вруда и Луга от деревни Смердовицы до города Кингисеппа

Протяженность - 105 километров.
Число ходовых дней - 4 - 5.
Сезонность - май.
Схема 13.

Вруда, правый приток Луги, берет исток из ключей и впадает в Лугу на 105-м километре. Длина Вруды - 60 километров, средний уклон - 1,59 м/км. Пойма двусторонняя. В верхнем течении - до устья реки Ухоры - русло в основном илистое, ниже песчаное. Средняя ширина - 12 - 15 метров. Берега на значительном протяжении болотистые, заросшие кустарником и смешанным лесом. В среднем и нижнем течении встречаются пороги и перекаты. Вода исключительно прозрачная. Особую красоту придают Вруде водоросли, которые просматриваются даже на глубине нескольких метров.
Начинается маршрут от станции Вруда железнодорожной линии Ленинград - Таллин. От платформы до реки - 3 километра Сначала надо идти вдоль путей по направлению на Таллин до переезда и далее по дороге на юг. Здесь проходит автобус и может встретиться попутный автотранспорт. Дойдя или доехав до перекрестка, пройти 100 метров влево к двухэтажному кирпичному зданию, от него на юг ведет тропа к реке. Затем надо перейти по мосткам на левый берег, где есть удобное место для сборки байдарок и лагеря.
Деревня Смердовицы стоит на берегу искусственного озера Смердовицы, образовавшегося после постройки плотины, которая находится в километре ниже деревни (обнос 10 м по любому берегу). Надо иметь в виду, что до деревни Устье Вруда протекает в болотистых берегах и удобных мест для стоянок почти нет.
Сразу ниже плотины в русле попадаются одиночные камни, а через 12 километров, на месте бывшей деревни Латцы, стоит старый мост, под которым - нагромождения камней. Появляются перекаты. Ниже Вруда делится на два рукава. Идти нужно левым, хотя правый значительно шире.
За 5 километров до деревни Устье начинаются мелкие каменистые перекаты, которые заканчиваются в самой деревне. При низкой воде здесь в ряде мест возможна проводка судов. Однако при полностью закрытых щитах плотины, расположенной в километре ниже деревни, перекаты могут быть затоплены и никаких затруднений не представят. Плотину ГЭС обносить по левому берегу (50 м). Наиболее сложные перекаты встретятся в деревне Извоз (17-й км) под мостом на шоссе Молосковицы - Осьмино и в деревне Максимовке.
Выйдя в Лугу, плыть направо вниз по течению. (О Луге см. маршрут № 43.) Если идти по этому маршруту в межень, то количество ходовых дней будет не менее 5 из-за значительного количества проводок.


Маршрут № 52
Реки Долгая и Луга от деревни Будилово до города Кингисеппа

Протяженность - 118 километров.
Число ходовых дней - 6.
Сезонность - май.
Схема 13.

Озеро Спас-Которское, из которого вытекает река Долгая - левый приток Луги, протянулось в длину на 7 километров при ширине около 1 километра и средней глубине 7 метров. Преобладают высокие песчаные берега с примесью гальки и валунов. Значительная часть берега занята пашнями и лугами, обрамленными кустарниками. В низинах - травянистые болота. Встречаются небольшие участки леса.
Подъехать к началу маршрута можно от города и железнодорожной станции Сланцы и далее автобусом Сланцы - Осьмино до села Будилово или от станции Молосковицы железнодорожной линии Ленинград - Таллин, а затем автобусом через Осьмино на Будилово.
Собрав байдарки на берегу озера Спас-Которского, плыть в западную оконечность озера к истоку Долгой. Длина Долгой - 91 километр, средняя ширина - 5-8 метров, в низовье - до 250 метров, уклон - 0,51 м/км.
На 93-м километре от истока в Лугу впадает Долгая. В верховье протекает в низких топких берегах, извилиста, часто встречаются заколы и завалы. Кое-где хозяйничают бобры.
Через 10 километров река впадает в озеро Долгое. Его длина - 9,9 километра, ширина - около 1 километра, глубина достигает 38 метров. Берега пологие, только северные местами высокие, обрывистые. Лесов мало, всюду луга, пашни. При впадении в озеро Долгое на пути стоит низкогабаритный мост. Для лагеря более пригоден левый берег, так как правый (северный) густозаселен. В западном конце озера - еще один низкогабаритный мост. Здесь предстоит короткий обнос (10 м).
Выйдя из озера, Долгая протекает в живописных берегах - пологие участки чередуются с высокими, обрывистыми, из красного песчаника. В русле попадаются крупные камни-одинцы. Часты завалы, на пути встретится разрушенная плотина мельницы. Ниже течение ускоряется, пороги, перекаты и шиверы идут один за другим. Сложный порожистый участок - у деревень Борисова Гора и Русска. Двумя километрами ниже еще одна плотина разрушенной мельницы. За ней - мост, после которого река делится на два рукава. Идти надо правым, более глубоким.
От деревни до устья правого притока речки Самры (28-й км) Долгая течет в низких, болотистых берегах, поросших ивняком. Мест для лагеря нет. В районе деревни Дубоем короткий обнос старого моста. Особенно труднопроходимы последние 3 километра, где река разбивается на ряд проток шириной 1 - 1,5 метра и сильно петляет.
Перед селом Ложголово берега повышаются, издали видна старая церковь. В 3 километрах ниже села путь преграждает плотина ГЭС. Обнос справа (250 м).
Тут же реку пересекает мост на шоссе на Сланцы. Ниже ГЭС берега крутые, русло галечное, с валунами, встречается несколько несложных перекатов.
Выйдя в Лугу, повернуть налево вниз по течению и идти до Кингисеппа, где маршрут заканчивается. (О Луге и Кингисеппе см. маршрут.№ 43.)
Прервать путешествие можно в деревне Кологриво, откуда идут автобусы на Сланцы и Старополье, или в районе моста на шоссе у деревни Долгая Мельница. По протяженности маршрут не соответствует 1 категории сложности, но отдельные препятствия - II категории сложности.
До выхода на маршрут следует уточнить, вскрылись ли от льда озера.


Маршрут № 53
Река Плюсса от станции Плюсса до города Сланцы

Протяженность - 225 километров.
Число ходовых дней - 10.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - 1.
Схема 13.

Плюсса, правый приток Нарвы, вытекает из озера Займосского на территории Псковской области и впадает в южный залив Нарвского водохранилища.
Длина реки - 295 километров. Ниже деревни Заречье протекает преимущественно в песчаном русле, на перекатах - гравий с валунами. Берега обрывистые, высотой 1 - 3 метра. Встречаются завалы, коряги. От устья Куреи до впадения правого притока реки Руи (35-й км) русло чистое, ширина реки колеблется от 20 до 40 метров. Ниже начинаются мелкие Сланцевские перекаты.
Берега покрыты смешанными и сосновыми лесами, в окрестностях деревень - поля и луга. В среднем течении река судоходна только в высокую воду, и то ниже поселка Чернево, а в межень - только от Сланцев до Ивангорода. Около некоторых деревень могут встретиться наплавные мосты.
Начинается маршрут от станции Плюсса железнодорожной линии Ленинград - Псков. От станции пройти вдоль железнодорожной насыпи назад к Ленинграду около 2 километров до моста через Плюссу. Место для сборки байдарок - на левом берегу ниже моста.
Подъехать к началу маршрута можно по шоссе автотранспортом до моста через Плюссу. Около него есть пляж, на котором удобно будет собрать байдарки. Пройдя по реке 3 километра, предстоит сделать обнос у железнодорожного моста (30 м). На ночлег лучше стать после моста на высоком сухом берегу, поросшем сосновым лесом.
В 10 километрах ниже, у деревни Кошелевичи, находится плотина разрушенной мельницы. В высокую воду разгруженные байдарки можно спустить на концах у левого берега, а в низкую - обнести. Очень красив участок реки в районе деревни Лышницы, где в береговых откосах появляются живописные обнажения красного песчаника. Ниже, на правом берегу, в сосновом бору, отличное место для дневки. По берегам растут кусты черной и красной смородины, а в лесу много грибов. Встречаются небольшие дубовые рощи. В деревне Утичье в русле реки видны остатки старого моста. Здесь возможен обнос или проводка.
На 195-м километре Плюсса принимает правый приток - Вердугу, а через несколько километров, в излучине на левом берегу, покажется большая деревня Игомель. Хорошие места для стоянок начинаются ниже деревни Березица. Левый берег здесь более низкий, заросший кустарником, а правый - высокий, с сосновым бором. В июле в этих местах много земляники.
Следующий довольно крупный поселок на правом берегу - Лиды. После него долина реки расширяется Плюсса петляет, лес остается в стороне, но не доходя 2 - 3 километров до устья левого притока Люты (148-й км) на берегу снова появляется лес. Это прекрасный сосновый бор с обилием черники и грибов. С высокого правого берега открывается красивый вид на речную долину. Пройдя деревню Сербино (1,5 км от реки, на правом берегу), плыть надо осторожно, так как в русле встречаются остатки свай старого моста и попадаются отдельные камни. По берегам реки - хорошие песчаные пляжи. Кое-где левый берег обрывистый, из красного песчаника. На 128-м километре справа впадает река Яня.
На повороте Плюссы на северо-запад на левом берегу расположены деревни Верховье и Тупицино. Ниже этих деревень порогов и перекатов нет, но встречаются быстрины, а в русле - отдельные камни. Между Тупицином и Черневом Плюсса течет в широкой пойменной долине, лес отходит в сторону.
В поселке Чернево у реки - лесопильный завод. От Чернева Плюсса в высокую воду судоходна, а в межень по ней могут пройти только моторные лодки.
Ниже Чернева на небольшом протяжении лес подходит к берегу, но затем до деревни Озерово идут безлесные берега и заливные луга. Дальше берега повышаются. На левом берегу стоит редкий сосновый лес.
Километров через 10 - 11 река опять начинает петлять среди лугов. На возвышенности правого берега видна церковь в селе Крапивно. Село большое, все утопает в садах. За ним по берегам начинается хвойный лес, постепенно переходящий в лиственный. Река становится шире - 40-50 метров, много песчаных отмелей. Отдельные рощи перемежаются с лугами.
У поселка Добручи близко к берегу подходит железнодорожная линия Гдов - Сланцы. Станция - в 650 метрах от реки. Пройдя деревню Лукка, река сужается и делает резкий поворот на запад (на этом участке фарватер отмечен вехами).
На последнюю ночевку перед Сланцами лучше остановиться, не доходя до моста на шоссе, ведущего на Пелеши, так как ниже берега густо заселены и, кроме того, удобнее подойти к Сланцам утром. Маршрут можно закончить и у моста, а от него попутным автотранспортом доехать до железнодорожной станции Сланцы.
Если продолжить путь до Сланцев, то закончить путь надо перед железнодорожным мостом, так как ниже начинается мелкая каменистая шивера. Выходить лучше на правый берег. Отсюда до станции - около 1 километра (по железнодорожной насыпи).
Сланцы - один из самых молодых районных центров нашей области. В 1926 - 1927 годах в районе деревни Большие Поля, между реками Плюссой и Лугой, были открыты большие залежи сланцев. Здесь началось строительство сланцевых шахт. В 1930 году на левом берегу Плюссы был заложен первый рудник, которому позже присвоили имя С. М. Кирова. Недалеко от шахты вырос рабочий поселок.
В период Великой Отечественной войны рабочие Сланцев, как и все советские люди, встали на зашиту Отчизны. Было образовано несколько партизанских отрядов, успешно действовавших в тылу врага. Фашисты сожгли поселок, затопили рудники, вывезли оборудование. 3 февраля 1944 года части Советской Армии совместно с партизанами освободили город.
После войны город был ие только восстановлен, но и получил дальнейшее развитие. Были построены цементный и газосланцевые заводы, новые шахты.


Маршрут № 54
Реки Шелонь - Мшага - Киба и Луга от станции Дедовичи до поселка Толмачево

Протяженность - 281 километр.
Число ходовых дней - 18.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - II.
Схема 14.

Маршрут проходит по территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.
Начинается маршрут от станции Дедовичи железнодорожной линии Дно - Новосокольники. Дедовичи - поселок городского типа, районный центр. В Великую Отечественную войну на территории района действовала партизанская бригада. В марте 1942 года жители района собрали 223 подводы с продовольствием и провели обоз через линию фронта в осажденный Ленинград.
В поселке создан Музей партизанской славы. От станции до реки Шелонь - около километра. Удобное место для сборки байдарок - на левом берегу ниже моста.
Шелонь (длина - 248 километров, ширина - 30 - 40 метров) берет начало в болотном массиве, в 2 километрах северо-западнее деревни Новая Слобода. На своем пути Шелонь принимает множество притоков. Берега у нее суглинистые, песчаные, русло на порожистых участках - галечно-валунное. Большая часть берегов покрыта полями и лугами. Небольшие массивы леса встречаются только на суходольных участках.
Следует иметь в виду, что в деревне Малый Храп на левом берегу - плотина. Обнос 200 метров по левому берегу, спуск к реке за плотиной по узкой, извилистой тропе. Ниже плотины река уже, течение быстрее. На правом, высоком берегу - лиственный лес, на левом - полоса кустарника; много хороших пляжей.
Далее на пути ряд препятствий, если позволит уровень воды, их можно пройти по главной струе, в противном случае потребуется проводка или обнос. Около деревни Старая Мельница - порог: обнос 200 метров по левому берегу или спуск судов на концах левой протокой. После порога - перекат, проходить его следует левой- протокой. У деревни Горка - шивера, сразу же за ней - вторая. Первую шиверу нужно проходить, придерживаясь левого берега, вторую - правого.
Перед Порховом - плотина. Обнос 100 метров по левому берегу. После плотины до Порховской крепости на протяжении 1,5 - 2 километра через каждые 50 - 100 метров - мелкие шиверы. Через некоторые из них лодки надо проводить.
Порхов, один из старинных городов Псковской области, основан в 1239 году, когда новгородцы вместе с князем Александром Невским создавали систему деревянных "городков" по реке Шелони. Порховская крепость представляла собой деревоземляные сооружения на холме правого берега. Позже деревянные стены были заменены каменными толщиной до 1,5 метра. Земляной вал древней крепости высотой до 4 метров сохранился до наших дней. Сохранились и некоторые церкви, например Никольская, построенная в 1412 году. В настоящее время в ней находится краеведческий музей.
Славную страницу в историю Великой Отечественной войны вписали порховские подпольщики. На северном берегу Шелони, против старой крепости, и сейчас видны развалины кинотеатра, взорванного советскими патриотами. Здесь нашли могилу около 300 фашистских офицеров.
Порхов - промышленный город. Самое крупное предприятие - релейный завод. Железные и шоссейные дороги связывают город с Москвой, Ленинградом, Псковом и Новгородом.
При наличии времени рекомендуется совершить экскурсию на 15-й километр шоссе Порхов - Остров. Это место, где стояла деревня Красуха. В ноябре 1943 года вблизи деревни на мине подорвалась автомашина с офицером штаба одной из гитлеровских армий. В отместку все жители деревни (280 человек) были загнаны в два гумна и сожжены - якобы за связь с партизанами, а деревню фашисты сравняли с землей. Советский народ свято чтит память погибших. О трагедии Красухи и ее жителей написаны стихи, повести, создан фильм. На месте, где стояла деревня, на высоком насыпном холме поставлен гранитный монумент "На пепелище". (За создание этого монумента скульптор Антонина Усаченко в 1970 году была удостоена премии Ленинского комсомола.)
Ниже крепости, не доходя железнодорожного моста, - шивера, которую можно пройти. Под мостом необходима проводка, так как русло загромождено камнями. Ниже на протяжении 2 километров - еще одна шивера и порог. После порога река становится шире и мельче. В русле много подводных и надводных камней.
Еще две шиверы расположены ниже деревень Острицы и Борок. Берега покрыты густым кустарником, за ним лес, на значительном участке удобных подходов нет.
В 2 километрах ниже деревни Малые Луки - порог, который можно пройти по сливу, если частично разгрузить байдарку. Затем на пути - мелкая шивера и перекат. Их можно пройти по главной струе, под левым берегом. Далее препятствия следуют одно за другим: каменная гряда, которую рекомендуется проходить по центру слива. Ниже деревни Булавино - шивера, перед деревней Опока - еще одна каменная гряда с плохо выраженным сливом, где возможна проводка, Между деревнями Сухлово и Костижицы - развалины мельницы. Обнос 10 метров через островок или 30 метров по правому берегу. Сразу за мельницей справа - мель, а вдоль левого берега - перекат. Затем река разливается, становится очень мелкой. Далее - несложный перекат. Перед деревней Строкино - развалины второй мельницы, ниже - перекат. Между деревнями Витебская и Порожки стоит мельница. Обнос по левому берегу (200 м).
Перед деревней Велебицы - непроходимая шивера. Проводка вдоль левого берега. Вблизи этой деревни 14 июля 1471 года произошла Шелонская битва между новгородцами и войсками московского князя Ивана III. Новгородцы были разбиты и признали себя "вотчиной великого князя Московского".
Далее четыре шиверы: одна (мелкая) - у деревни Пенино, две - ниже деревни Набережная и одна - в километре ниже железнодорожного моста. Может быть проводка.
Теперь на пути старинный город Сольцы. Впервые он упоминается в летописи 1390 года. В Великую Отечественную войну в городе действовала подпольная комсомольская группа М. Жеребцовой и А. Бобровой.
Не доходя километра до центра города русло пересекает каменная-гряда, проводка судов - в 10 - 15 метрах от левого берега. Остановку лучше всего делать, пройдя шоссейный мост, на левом берегу, недалеко от автостанции. Затем идут широкие полноводные плесы. После деревни Княжий Двор в русле - большой остров, его следует обходить левой протокой.
Дальнейший путь проходит по реке Мшаге, устье которой видно слева, сразу же после острова. Длина Мшаги - 106 километров, ширина - 15 - 20 метров, течение слабое, берега низкие, заболоченные. Впадает в Шелонь в 19 километрах от ее устья.
В устье Мшаги расположены два разделенных рекой села - Мшага Ямская и Мшага Воскресенская, в прошлом - Новая Русса и Новая Соль. В конце Х века здесь было 25 дворов и 22 варницы, а в XI веке - 159 дворов. Новая Русса лежала на перекрестке важных торговых путей - сухопутного из Новгорода в Псков и водного: Ильмень - Шелонь - Уза (приток Шелони), волок в Череху (приток Великой) и по Великой в Псков. В случае закрытия шведами пути по Неве можно было спуститься в Финский залив по Псковскому и Чудскому озерам и реке Нарове. Существовал и другой обходной путь Ильмень - Шелонь - Мшага-Киба, волок в Лугу и вниз по Луге в Финский залив.
На пути вверх по Мшаге на правом берегу - старинное село Медведь, основанное в XVII веке. Оно известно как место аракчеевских военных поселений в 1824 - 1831 годах. В селе провел детские годы революционер И. Н. Мышкин, совершивший удивительную по смелости попытку освободить из сибирской ссылки Н. Г. Чернышевского. В 1905 году здесь размещался дисциплинарный батальон, а в июне 1906 года сюда был сослан батальон лейб-гвардии Преображенского полка. В 1912 году здесь же за отказ присягнуть царю отбывал наказание известный в годы гражданской войны защитник Архангельска Павлин Виноградов.
В годы Великой Отечественной войны в селе героически действовала и погибла молодежная подпольная группа Саши Куликова.
Чем выше по Мшаге, тем путь труднее: мельче река, гуще заросли тростника, чаще каменистые перекаты. Все больше и больше проводок и обносов. Далее нужно повернуть в устье Кибы (левый приток Мшаги).
Речка мелкая, ее ширина - 3 - 6 метров, плыть можно только местами. Берега крутые, заросшие кустарником. После второго пешеходного мостика рекомендуется сделать остановку, разобрать байдарки и выходить по тропе на дорогу село Медведь - станция Передольская.
В деревне Закибье можно договориться о попутном автотранспорте до берега Луги (14 км), но лучше проехать еще 11 километров вверх до деревни Оттурицы: у моста удобное место для сборки байдарок.
Здесь в Великую Отечественную войну проходил Лужский рубеж - левый фланг обороны Кировской дивизии Ленинградского народного ополчения.
О реке Луге, городе Луге и пути от города Луги до поселка Толмачево, где заканчивается маршрут, сказано в маршруте № 43.
В районе деревень встречаются наплавные мосты. Встречающиеся заколы по возможности следует разбирать.
Названия деревень - Ожогин, Волочек и Малый Волочек - напоминают о проходившем здесь древнем пути новгородцев. Сделав остановку у шоссейного моста, можно пройти на станцию Передольск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: