Дополнения: реки Камышёвка и Гороховка. 3 глава





Маршрут № 13
Озеро Большое Симагинское (Красавица) - река Нижняя - рощинские озера - река Рощинка - Черная до моста на Выборгском шоссе у поселка Серово

Протяженность - 30 километров.
Число ходовых дней - 2.
Сезонность - 10 мая - 1 июня.
Схема 4.

Озеро Большое Симагинское, прозванное за живописность своих берегов Красавицей, протянулось с северо-запада на юго-восток на 2,8 километра при наибольшей ширине 1,2 километра. Восточный берег высокий, местами обрывистый, поросший соснами. Северо-западный - низкий, с лугами и полями. Дно - песчаное, вдоль воды протянулись золотистые пляжи.
В 500 метрах от северного берега озера - поселок Ильичево (бывший Ялкала). От него дорога ведет к Дому-музею В. И. Ленина. Это одноэтажный деревянный домик, принадлежавший питерскому рабочему П. Г. Парвиайнену. Здесь в августе 1917 года в течение нескольких дней жил и работал В. И. Ленин, скрываясь от преследований буржуазного Временного правительства.
В апреле 1958 года недалеко от Дома-музея был установлен памятник В. И. Ленину, высеченный из глыбы серого карельского гранита группой ленинградских скульпторов: А. И. Далиненко, А. Г. Плискиным, В. И. Татаровичем и Г. Д. Ястребеницким.
К столетию со дня рождения В. И. Ленина в Ильичеве проведена реконструкция всего музейного комплекса. Над Домом-музеем установлен защитный шатер, а в стороне построен музейный павильон, экспозиция которого рассказывает о пребывании В. И. Ленина в Ялкале.
Подъезд к началу маршрута - от железнодорожной станции Зеленогорск автобусом, идущим в Ильичево или до Верхне-Выборгского шоссе. Ехать следует до ответвления дороги к берегу озера Красавица (9-й километр от Зеленогорска). От шоссе до берега - 400 метров. На песчаном пляже можно собрать байдарки и идти по озеру в западном направлении вдоль левого (по ходу) берега к истоку Нижней.
Вначале река протекает в низких берегах, затем они заметно повышаются, и к самой воде подступает смешанный лес. Особенно высокий и крутой - левый берег. Вдоль правого протянулась узкая пойма, а за ней поднимается коренной берег, покрытый хвойным лесом. Часто встречаются завалы. Река очень извилистая и живописная. В полутора километрах от озера Нижняя пересекает (в высокой трубе) шоссе. При большом половодье здесь возможен короткий обнос. Затем берега несколько понижаются, и справа отходит протока в озеро Ловецкое. Ниже протоки река разливается в болотистых, затопляемых берегах. Вскоре они опять становятся выше, и Нижняя медленно течет на запад, более похожая на узкое озеро, чем на реку.
В низовье Нижняя протекает через окраину крупного поселка Рощино. Тут расположены пионерские лагеря многих ленинградских объединений, заводов, фабрик, организаций. В центре поселка - памятник героям, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Пройдя под мостом на шоссе Рощино - Первомайское, Нижняя впадает в искусственное Рощинское озеро, образовавшееся в результате перекрытия речки Линтулы плотиной небольшой Рощинской РЭС. По озеру надо идти на запад вдоль левого берега, а перед плотиной перейти на правый. Обнос - 150 метров. Ниже плотины плесы чередуются с перекатами и шиверами. Берега высокие, красивые, образующие местами две-три террасы,- внизу кусты, дальше смешанный лес и наверху - хвойный.
Осторожно следует проходить под железнодорожным мостом, так как в русле - остатки взорванного моста и много камней. Ниже идет серия перекатов и небольших порогов.
После моста на Рощинском шоссе начинается наиболее сложный участок, требующий обязательного предварительного просмотра. За порогами коренные берега отступают, и Рощинка спокойно вьется в широкой пойме, но это спокойствие ненадолго. После деревянного моста на шоссе на поселок Рощино пойма сокращается, затем следует короткий плес и начинается самый трудный порожистый участок, идущий до места слияния с Гладышевкой.
Здесь, на левобережье, раскинулась Линдуловская заповедная лиственничная роща, находящаяся под государствеиной охраной. Она была задумана Петром 1 для выращивания корабельного (мачтового) леса. Но посадки сибирских лиственниц начались только в 1738 году, после смерти Петра; На сегодня многие из посаженных тогда лиственниц достигли высоты 42 метров. Высоко уходят в небо величавые, напоминающие колонны, деревья. Общая площадь рощи - 278 гектаров. Это единственная в Европе лиственничная роща.
После слияния Рощинки с рекой Гладышевкой начинается река Черная. Ширина ее - от 30 до 50 метров в устье. Течение слабое. Берега высокие, красивые. Не доходя моста на Выборгском шоссе (у поселка Серово), надо пристать к левому берегу, разобрать байдарки и выйти к остановке автобуса. Отсюда следует доехать до железнодорожной станции Зеленогорск.
Маршрут можно удлинить на 12 километров, если из Рощинского озера пройти по реке Широкой в озеро Заливное, а затем, вернувшись обратно, продолжить путь по основному маршруту. Его же легко сократить, закончив у моста на шоссе Рощино - Первомайское.
Рядом конечный пункт автобусов, идущих к вокзалу. Следует помнить, что устройство биваков и разведение костров на территории Линдуловской рощи категорически запрещены. Кроме того, запрещен лов рыбы на всем протяжении Рощинки и Черной.
Возможно начало маршрута из озера Долгого. Этот вариант рекомендуется для самостоятельной разработки.


Маршрут № 14
Река Сестра - озеро Сестрорецкий Разлив из района поселка Симагино до станции Разлив

Протяженность - 35 километров.
Число ходовых дней - 2.
Сезонность - 10 мая - 1 июня.
Схема 4.

Река Сестра берет начало из болот в 5 километрах севернее деревни Термолово и впадает в Сестрорецкий Разлив. Длина реки - 74 километра, Пойма прерывистая, ширина 10 - 20 метров. Берега крутые, живописные, поросшие смешанным лесом и кустарником. По Сестре до 1939 года проходила граница между Советским Союзом и Финляндией. В годы Великой Отечественной войны здесь был передний край обороны. От того времени остались обвалившиеся траншеи, разрушенные доты.
Подъезд к началу маршрута - от станции Зеленогорск железнодорожной линии Ленинград - Выборг, далее от вокзала автобусом, идущим до Восточно-Выборгского шоссе. Отсюда попутным автотранспортом надо проехать 6 километров в сторону Ленинграда до моста через Сестру.
Сюда можно попасть и другим путем - из Ленинграда или Парголова. Доехав до реки Сестры, пройти по правому берегу выше моста, где имеется удобная площадка для сборки байдарок и ночлега. Собрав байдарки, идти вниз по течению, После моста Сестра быстро течет в высоких, иногда обрывистых берегах. Первый порог, скорее мелкая каменистая шивера, начинается сразу ниже моста и тянется около 1,5 километра. Дальше встретятся еще несколько подобных участков, разделенных плесами от 100 до 400 метров. Особенно красивы берега в районе Ленинского. По правому берегу возвышаются песчаные гряды - озы, поросшие соснами.
Почти на 3 километра по высокому правому берегу Сестры протянулось селение Ленинское (бывшее Хаапала). В 1907 году в Хаапале находились конспиративная партийная школа и лаборатория по изготовлению бомб.
После Ленинского характер реки меняется - берега начинают немного понижаться, а Сестра становится более извилистой. В русле встречаются камни, быстрины и небольшие перекаты. В районе Репина на правом берегу - большой дачный поселок. У Солнечного лес начинает отходить от реки, чаще появляются поля. Дальше Сестра близко подходит к железнодорожной станции и поселку Белоостров.
В тяжелые годы царской реакции через Белоостров - русскую пограничную станцию - переправлялись революционеры, уходившие в эмиграцию. Здесь неоднократно бывал В. И. Ленин. 3 апреля 1917 года в Белоострове делегаты петроградских и сестрорецких рабочих во главе с членами ЦК и ПК РСДРП(б) встречали вернувшегося из эмиграции В. И. Ленина.
После Белоострова Сестра делается шире и менее извилистой, течение замедляется, и она впадает в озеро Сестрорецкий Разлив. Берега в этом месте низкие, топкие, заросшие камышом. Много заливов. Чтобы не сбиться с маршрута, лучше придерживаться северо-восточного берега.
Сестрорецкий Разлив - искусственное озеро. Появилось оно в 1817 году, когда для нужд Сестрорецкого оружейного завода были построены плотины в устьях рек Сестры и Черной, в результате чего возникло озеро. Площадь его - около 12 квадратных километров, глубина небольшая - 1,5 - 2 метра. Уровень воды в озере на 8 метров выше Финского залива. Здесь часто бывает ветер, поднимающий крутую, захлестывающую волну, и поэтому в неустойчивую погоду лучше не удаляться от берега.
В поселке Разлив и на берегу озера Разлив расположены два всемирно известных памятника-музея - "Сарай" и "Шалаш". (Памятник "Шалаш" сооружен по проекту архитектора А. И. Гегелло.) Здесь в июле-августе 1917 года в трудных условиях подполья жил Владимир Ильич Ленин. Отсюда через соратников вождь пролетариата руководил деятельностью большевистской партии, работой VI съезда РСДРП(б), готовил партию к социалистической революций. Здесь В.И.Ленин написал большую часть своего гениального труда "Государство и революция".
В годы Великой Отечественной войны у "Шалаша" воины, уходя на фронт, давали клятву верности Родине и своему народу. Здесь вручались гвардейские знамена и правительственные награды героям.
Идя вдоль берега на юг, надо пересечь залив, в который впадает река Черная, а затем идти в юго-западном направлении. Маршрут заканчивается на станции Разлив железнодорожной линии Ленинград - Сестрорецк - Белоостров.
Сестрорецк - крупный курорт с многочисленными санаториями и домами отдыха. Но город славится не только своими здравницами. Сестрорецкий инструментальный завод имени Воскова известен во всей стране. Он является поставщиком медицинского инструмента и инструмента для металлообрабатывающей промышленности многих городов Советского Союза.
Для начинающих туристов, а также при низкой воде путешествие следует начать от железнодорожной станции Белоостров. В этом случае длина маршрута сократится до 10 километров, его можно немного увеличить, зайдя в устье реки Черной.


Маршрут № 15
Река Охта от поселка Вартемяги до деревни Энколово

Протяженность - 42 километра.
Количество ходовых дней - 2.
Сезонность - с 25 апреля по 15 мая.
Схема 3.

Охта - правый приток Невы - берет исток в 5 километрах северо-восточнее деревни Термолово и впадает в Неву на 12-м километре. Длина Охты - 90 километров, средний уклон - 1,66 м/км. В верхнем и среднем течения холмы на берегах реки чередуются с грядами и, котловинами.
У поселка Елизаветинка (80-й км) река разливается, образуя Елизаветинское озеро, а потом бежит дальше мелкая, каменистая. Наибольшая высота береговых холмов - 50 метров (на 35-м км), в 2 километрах северо-западнее Капитолова. Лес подходит к реке отдельными рощами. Большая часть берегов поросла кустарником (ольха, ивняк). Пойма узкая, прерывистая.
Подъезд к началу маршрута - от автобусной станции Парголово автобусом или попутной машиной до поселка Вартемяги (шоссе Ленинград - Приозерск). Выходить у развилки дорог на Приозерск и Токсово. Отсюда 20 метров до моста через Охту. Байдарки собирать на левом берегу ниже моста.
На холме слева от моста частично сохранился старинный парк. Недалеко от него памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Собрав байдарки, идти вниз по течению, Через 2 километра на правом берегу есть место для стоянки.
Пройдя 4 километра вниз по течению, на правом берегу можно увидеть холм "Ландышевый", поросший молодым лесом, Здесь рекомендуется сделать остановку. С вершины холма открывается красивый вид на долину Охты.
Местами река течет в низких заболоченных берегах. В районе деревни Ментсары берега становятся обрывистыми, встречаются песчаные откосы. Вплотную к реке подходит лес. Ширина Охты достигает здесь 8 - 9 метров. У поселка Сярги, расположенного на кругом берегу, река резко поворачивает на юг. В этом месте среди сосняка можно найти хорошее место для лагеря. Огибая с юго-западной стороны Токсовские высоты и сильно петляя, Охта протекает по живописной сильно пересеченной местности. В районе Токсовского садоводства русло заметно суживается, и река быстро течет по мелким каменистым перекатам.
Закончить маршрут удобно у деревни Энколово (33-й км) и на автобусе или попутном автотранспорте доехать до станции Кузьмолово железнодорожной линии Ленинград - Приозерск или в поселке Мурино (21-й км) в районе шоссейного моста. Идти дальше и выходить в Неву не рекомендуется, так как в нижнем течении берега Охты густо, заселены.


Северо-Восток.
Реки бассейна Свири, Невы, Ладожского озера и Мологи.

Северную часть района занимает Свирская впадина - узкая полоса между Ладожским и Онежским озерами, представляющая собой террасированную равнину озерно-ледникового происхождения, состоящую из ряда ступеней, спускающихся к Ладожскому озеру. Посредине Свирской впадины течет на запад река Свирь. Почти все население в восточной части Свирской впадины сосредоточено непосредственно в долине реки Свири.
Значительный район занимает Приневская низина, охватывающая долину Невы и ее притоков - Тосны и Ижоры. В основном она безлесная, только на востоке сохранились отдельные лесные массивы. Плоский рельеф и близость к поверхности водоупорных пород привели к большой заболоченности.
К южному берегу Ладожского озера примыкает Приладожская низина, состоящая из плоских террас, поднимающихся от озера уступами. На нижних террасах - дюны, поросшие сосной, береговые валы, сложенные песками, на верхних - травяные и моховые болота, перемежающиеся с заболоченными смешанными лесами, лугами и зарослями ивняка.
Пространство к югу до озера Ильмень занимает заболоченная лесистая Волховская низина, которую с севера пересекает река Волхов. К востоку и юго-востоку местность заметно повышается, становится все более пересеченной и сливается с Тихвинской грядой, постепенно переходящей в Вепсовскую возвышенность. Мореные холмы и гряды достигают высоты 200 метров и более, а среди них лежат озера и болота.
Восток области можно назвать вторым озерным районом после Карельского перешейка. Наиболее пересеченная, холмистая местность - это район Тихвинской гряды. Здесь самая высокая точка области - 291 метр над уровнем моря. Встречаются карстовые озера, такие, например, как Койгушское озеро. Большая часть территории занята лесами, преимущественно хвойных пород.
На значительной ее части проживают вепсы, Это самый малонаселенный и очень интересный район Ленинградской области. Дорожная сеть развита слабо. В экономике главную роль играет лесная промышленность. Сельское хозяйство имеет молочно-животноводческое направление.


Маршрут № 16
Река Ивина - Ивинский разлив - река Свирь от поселка Ладва до города Подпорожья

Протяженность - 110 километров.
Число ходовых дней - 4 - 5.
Сезонность - 10 мая - 15 июня.
Схема 5.

Ивина образуется от слияния двух речек - Шапши и Таржеполки и впадает в северную губу Ивинского разлива. Длина Ивины - 44 километра, уклон - 1,49 м/км. Дно песчаное, на порогах каменистое, ширина - до 16 метров. Берега покрыты смешанным лесом, в районе деревень - открытые.
Подъезд к началу маршрута - от станции Ладва железнодорожной линии Ленинград - Петрозаводск, откуда попутным транспортом можно добраться до поселка Ладва (15 км). Он раскинулся по обоим берегам на 5 километров. Собирать байдарки и становиться на воду следует ниже последних домов, после чего идти вниз по течению. Сразу после моста - первый порог (400 м). Ниже еще два, менее сложных, разделенных короткими плесами (100 и 150 м). Затем длинный плес, а в 5 километрах ниже устья правого притока реки Пай сложный порог - Вороний (200 м), с крутым поворотом и косыми стоячими волнами. Берега Ивины то обрывистые, то пологие, лесистые. Местами река разливается. Посреди плеса встречаются небольшие островки, густо заросшие кустарником. До устья еще три несложных порога по 70 - 100 метров.
Ивинские пороги проходимы только в высокую воду. Опытная группа в половодье может начать маршрут непосредственно от станции Ладва, при этом длина пути, увеличивается на 13 километров. Группы, желающие пройти этот маршрут в конце апреля - начале мая, должны до, выезда уточнить, прошел ли ледоход по Ивине и очистился ли от льда Ивинский разлив.
Выйдя в Ивинский разлив, образовавшийся после постройки плотины Верхнесвирской ГЭС, нужно идти вдоль западного берега на юг. Условия плавания здесь озерные. Усложняются они оставшимися в зоне затопления деревьями у берегов. В устьях речек, впадающих в разлив, хорошо ловится рыба. В юго-западной оконечности Ивинского разлива Свирь входит в коренные берега.
Дальнейший путь следует держать по Свири, где идти лучше по краю фарватера, не заходя в него. Недалеко от плотины Верхнесвирской ГЭС появятся грузовые причалы и рейды. Здесь маршрут заканчивается. Выходить надо на левый берег, где расположена основная часть города Подпорожья.
Первое поселение у верхнесвирских порогов возникло в начале XVII века. По приказу Петра 1 сюда были переведены крестьяне из Новгородской губернии для проводки судов через пороги.
В 1932 году здесь началось строительство Верхнесвирской ГЭС. Война прервала строительство, и станция вступила в строй только в 1951 году. Одновременно стал быстро расти поселок. В нем начали создавать крупные промышленные предприятия. В 1956 году поселок был преобразован в город. Теперь Подпорожье - крупный промышленный центр области. Город застроен новыми благоустроенными домами.
Этот маршрут не может быть категорийным из-за недостаточности километража, хотя препятствия здесь довольно сложны.
Маршрут можно изменить, если, выйдя в Ивинский разлив, повернуть на восток. Дойдя до большого залива, пересекать его можно только при устойчивой, тихой погоде. Разлившееся вдоль Свири водохранилище на 213-м километре от устья заметно суживается, и река почти входит в свои прежние берега. На 214-м километре на правом берегу расположена пристань Красный Бор, а на противоположном - деревня Карнаволок. Оттуда до Онежского озера остается всего 6 километров.
На прямом участке Свири вдоль обоих ее берегов находится Карнаволокский рейд для судов и гонок (составы из плотов леса для буксировки). Здесь переформировываются озерные гонки для дальнейшей отправки по реке.
В истоке Свири расположен поселок Вознесенье, где маршрут заканчивается, В прошлом это был крупный перевалочный пункт с озерных судов на речные. После создания глубоководного Волго-Балтийского водного пути, по которому проходят суда типа "река - море", он частично потерял свое значение. Однако все же остается важным промежуточным портом. Вознесенье связано автобусным сообщением с левого берега - с городами Вытегрой и Подпорожьем, а с правого - с Петрозаводском.


Маршрут № 17
Река Свирь и Староладожские каналы от города Лодейное Поле до города Новая Ладога

Протяженность - 139 километров.
Число ходовых дней - 6.
Сезонность - 10 мая - 15 сентября.
Категория сложности - 1.
Схема 6.

Свирь вытекает из Онежского озера и впадает в свирскую губу Ладоги. Судоходна она от истока до устья. Длина реки - 224 километра. В прошлом судоходству мешали пороги, но после постройки двух гидроузлов с мощными плотинами - Нижнесвирского (1933 г.) и Верхнесвирского (1951 г.) - река стала спокойной, полноводной, течение медленное (3,4 км/час).
На нижнем участке протяжением 81 километр Свирь осталась в своих прежних берегах. Здесь скорость течения и глубина зависят от сброса воды через ГЭС.
Начало маршрута - город и станция Лодейное Поле железнодорожной линии Ленинград - Мурманск. Город расположен на бывшем старинном Архангельском тракте, идущем вдоль левого берега реки.
В 1702 году на месте деревни Мокришвицы, жители которой издавна занимались постройкой ладей, по приказу Петра 1 была основана Олонецкая судостроительная верфь. Среди многих судов на ней был построен шлюп "Мирный", на котором в 1819 году совершили кругосветное плавание и открыли Антарктиду Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. На месте верфи установлена памятная плита.
В 1785 году верфь и прилегавшие к ней селения были преобразованы в город. Лодейнопольская верфь считается родиной Балтийского флота. Петр 1 часто приезжал на эту верфь. На месте его дворца в 1832 году был установлен обелиск.
Пока верфь существовала, город рос, но после ее закрытия в 1830 году он пришел в упадок.
После Великой Октябрьской революции благодаря удобному географическому положению - в месте пересечения Кировской железной дороги и судоходной и сплавной Свири - Лодейное Поле стало крупным транспортно-перевалочным пунктом.
В годы Великой Отечественной войны город находился на переднем крае обороны, отделенный от позиций врага только рекой. В июле 1944 года советские войска форсировали Свирь. Чтобы отвлечь внимание противника от направления главного удара, 12 комсомольцев-гвардейцев первыми переправились на правый берег. Тем временем наши войска форсировали Свирь западнее Лодейного Поля, у деревни Каномы. О тех днях напоминает памятник советским воинам, павшим в боях.
После войны город был не только восстановлен, но и значительно вырос. В нем построены завод силикатных изделий, деревообрабатывающий комбинат, завод железобетонных изделий. Лодейное Поле - крупная пристань на Свири и важный узел шоссейных дорог.
Собрав байдарки и начав плавание по Свири (вниз по течению), нужно иметь в виду, что на реке интенсивное движение судов, и идти следует за пределами фарватера.
В 54 километрах от устья справа в Свирь впадает небольшая речка Салма, берущая начало в районе небольших Свирских озер.
На высоком берегу одного из озер (в 6 км от берега Свири) стоят здания бывшего Александро-Свирского монастыря, возникшего в XV веке. Сохранились церковь Покрова Богородицы, Троицкий собор, старинная звонница и другие постройки - памятники архитектуры ХVII века.
На 42-м километре слева в Свирь впадает река Шамокша, на 23-м - Шоткуса, на 15-м находится устье левого крупного лесосплавного притока реки Оять и на 8-м - реки Паши.
В устье Паши раскинулся поселок Свирица, расположенный на островах, образуемых реками Свирь, Паша, протокой Репаранда, речками Котиха, Бабья, Долгая, Свирица, Заводская и другими, а также Новоладожским каналом. Здесь очень много проток, поэтому, прежде чем двинуться дальше, надо у местных жителей уточнить путь, по которому следует идти, чтобы попасть из Свири в Новоладожский канал. По каналу идти до речки Куйворость и повернуть в нее. Через километр за мостом начинается Старосвирский канал, по которому проходит дальнейший путь.
Идея создания приладожских каналов принадлежит Петру 1. Она была вызвана необходимостью иметь надежный водный путь в обход бурного Ладожского озера. Строительство канала между устьем Волхова и истоком Невы было начато в 1719 и закончено в 1731 году. Канал длиной 112 километров в те времена был крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе и назвали его именем Петра Великого (ныне Староладожский). На обоих концах канала, уровень которого был несколько выше уровня воды озер, были построены шлюзы, которые заполнялись водой из речек Назия, Шеледиха, Лава и Кобона. После значительного перерыва в 1802 году вошел в строй Старосясьский канал (между Волховом и Сясью) и в 1810 году - Старосвирский канал (между Сясью и Свирью). В связи с дальнейшим ростом судоходства в 1861-1883 годах параллельно существующим каналам ближе к Ладожскому озеру были прорыты более совершенные - Новоладожский, Новосясьский и Новосвирский, а старые эксплуатировались до 1940 года для местных перевозок. В настоящее время по каналам могут пройти только туристские суда.
Старосвирский канал довольно узкий, по обеим его сторонам - лес, берег обрамлен камышом. Местами на восточном берегу за узкой полосой деревьев встречаются клюквенные болота. На канале всегда тихо, безлюдно, изредка проплывет лодка рыбака. На отдельных участках Старосвирский и Новосвирский каналы сближаются и идут параллельно друг другу в 15 - 20 метрах. В месте пересечения с речкой Воронежкой стоит большая деревня Вороново.
После Воронова канал неожиданно прерывается, а вместо него появляется узкая (1,5 - 1,8 м) мелкая заросшая протока. Обнос по руслу 300 метров. Затем опять начинается большая вода. Слева - болото, а в 250 - 300 метрах - Ладожское озеро. Дальше еще одно препятствие - канал перекрыт перемычкой шириной 25 - 30 метров, которую надо обносить.
На участке между реками Сясь и Волхов канал называется Старосясьским, его протяженность - 11 километров. Канал уже, прямее, проходить по нему легко. Левый берег крутой, без растительности. Правый пологий, поросший кустами и отдельно стоящими деревьями. Выйдя в Волхов, нужно пересечь его и подняться вверх по нему один километр до центра города Новая Ладога, где маршрут заканчивается.
На месте города еще в XV веке был построен Никольско-Медведский монастырь. От него сохранилась Никольская церковь постройки XVI века.
Город Новая Ладога основан Петром 1 в 1703 году вблизи Никольско-Медведского монастыря, существовавшего еще с XV века. История города связана с возникновением и строительством ладожских обводных каналов.
Немало мест Новой Ладоги напоминает о великом русском полководце А. В. Суворове. В 1760 году он командовал размещенным здесь Суздальским полком. На месте дома, где жил Суворов, стоит памятник великому полководцу. Сохранились казармы Суздальского полка и дом офицерского собрания. В годы Великой Отечественной войны в городе находился штаб Краснознаменной Ладожской военной флотилии. Она вела бои на Ладожском озере, охраняла суда, перевозившие грузы в Ленинград и из Ленинграда.
Новая Ладога связана регулярным автобусным сообщением с Волховстроем и Ленинградом. Отсюда можно сделать интересную экскурсию в Старую Ладогу, расположенную на левом берегу Волхова, в 16 километрах от устья.
В XI и XII веках город Ладога был важным торговым центром на пути "из варяг в греки". В XII веке при впадении реки Ладожки в Волхов была построена первая на Руси каменная крепость, развалины которой сохранились до наших дней. На территории бывшей крепости находятся выдающиеся памятники древнерусскоro зодчества - Георгиевский и Успенский соборы, построенные в конце ХII века, с замечательными фресками.
Маршрут удобно прервать в поселке Свирица, откуда несложно доехать до станции Паша железнодорожной линии Ленинград - Мурманск.


Маршрут № 18
Река Оять от поселка Курба до станции Оять-Волховстроевский

Протяженность - 200 километров.
Число ходовых дней - 8 - 10.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - II.
Схема 5.

Оять, левый приток Свири, берет свое начало из Чаймозера в Вологодской области, на высоте 226 метров над уровнем моря, и впадает в Свирь в 15 километрах от ее устья. Длина Ояти - 266 километров, средний уклон - 0,82 м/км.
36 километров от истока река петляет в невысоких берегах, где смешанный лес сменяет луга, а русло кое-где заросло водяной растительностью. Ниже и в среднем течении она протекает в высоких, местами крутых берегах, покрытых в основном смешанными лесами. На своем пути Оять прорывается через ряд моренных гряд, образуя многочисленные пороги и перекаты. В районе селений лес вырублен. В нижнем течении берега понижаются, течение замедляется, лес отходит в сторону.
С середины апреля до середины мая по Ояти идет молевой сплав. Генеральная запань находится в Доможирове, в 10 километрах от устья. При выходе на маршрут в мае следует предварительно узнать о сроках окончания сплава и подчистки берегов от оставшегося после сплава леса. Для этого можно обратиться в сплавную контору по адресу: Ленинградская область, Новоладожский район, поселок Доможирово.
Подъехать к началу маршрута можно автотранспортом от станции Погра железнодорожной линии Ленинград - Мурманск до города Подпорожья, откуда ходит рейсовый автобус до поселка Курба (120 км). В поселке имеются магазин и почта. Удобное место для сборки байдарок - ниже моста на левом берегу. Ширина реки здесь около 20 метров.
Сразу за поселком начинается мелкий перекат. Ниже пороги, шиверы и перекаты следуют один за другим, разделенные короткими плесами. После впадения левого притока Нижней Курбы ширина реки достигает 25 метров, лес отходит в сторону и подходит к берегу только ниже поселка Шандовичи.
В деревне Лукинское (бывшая Озеро) Оять спокойно течет в низких, безлесных берегах, вблизи которых много стариц. Затем берега опять повышаются, появляется лес, и через 5 километров после Лукинской - порог Серный. Он образовался на месте разрушенной плотины и заканчивается стоячей волной. Порог можно проходить при среднем уровне воды после предварительного осмотра. До деревни Кормановской (бывшая Немжа) (187-й км) - почти сплошная цепь порогов, шивер и перекатов, Наиболее значительный из них - Котел-порог (3 км не доходя деревни Нечаевской) со стоячей волной и главной струей, переходящей от одного берега к другому. Появляются прижимы.
Перед селом Андроновским (оно почти слилось с поселком Винница, и поэтому его часто так называют) Оять принимает справа два крупных притока - Сандалу (168-й км) и Тукшу (161-й км), после чего становится полноводнее и шире. Однако количество порогов, перекатов, шивер не уменьшается, а прижимы и более крупная стоячая волна создают дополнительные трудности. Наиболее сложные пороги, требующие обязательного предварительного осмотра, находятся в районе впадения Сандалы и Тукши.
Андроновское - крупный, поселок, связанный автобусным сообщением с Лодейным Полем и Подпорожьем, авиарейсом - с Ленинградом. После Андроновского пороги и перекаты встречаютcs реже, плесы становятся длиннее. Возле деревеньЧурручей и Холодный Ручей в русле появляются островки, проход справа.
Ниже на пути начинаются крупные пороги - Чур-порог и наиболее сложные два Надпорожских (у деревни Надпорожье - 120-й км), разделенные 500-метровым плесом. Длина первого - около километра, а второго, наиболее сложного, с косыми стоячими волнами и большим количеством камней в конце,- 500 метров.
На 110-м километре, у деревни Ефремково, в Оять справа впадает приток Шапша, после которого ширина реки увеличивается до 60 метров, а количество препятствий заметно сокращается. В основном это несложные перекаты и быстрины. Последний небольшой порог встретится у деревни Мустиничи, а ниже - только мели, быстрины и топляки.
Чем ниже по Ояти, тем больше деревень по берегам, а леса сменяются полями. Наиболее крупное село - Алеховщина (86-й км) стоит на шоссе Тихвин - Лодейное Поле. В Алеховщине сохранился интересный памятник древнерусской архитектуры - церковь Михаила Архангела (1730 г.).
После Алеховщины Оять быстро течет среди песчаных берегов, с частыми отмелями на поворотах. В деревне Бор, на правом берегу Ояти, находилась усадьба Имоченцы, принадлежавшая семье замечательного русского художника В. Д. Поленова. Здесь прошли его детские годы; Позже он приезжал сюда на лето.
В Имоченцах были написаны картины "Оять", этюды "Холмы", "Закат", "Северная изба" и другие. До наших дней усадьба не сохранилась. Ныне здесь хозяйственные постройки совхоза "Коммунар".
Ниже деревни берега Ояти высокие, песчаные, обрывистые, покрытые сосновым лесом. По мере приближения к устью они понижаются, течение замедляется, лес отходит в сторону. Пройдя деревню Чашковичи, можно закончить маршрут перед железнодорожным мостом на левом берегу. Отсюда 1,5 километра до станции Оять-Волховстроевский. Идти дальше не рекомендуется: у Доможирова запань, к тому же берега низкие.
Прервать путешествие удобно в Алеховщине, откуда на автобусе или попутном автотранспорте можно доехать до города и железнодорожной станции Лодейное Поле или до Тихвина. Протяженность в этом случае сократится до 170 километров. (О Тихвине и Лодейном Поле см. маршруты № 17 и 24.)
Нужно иметь в виду, что при низком уровне воды многие пороги и перекаты, особенно до Винницы, потребуют проводки судов. Маршрут в межень трудоемкий, но интересный, к тому же в этих местах обилие ягод и грибов, а в устьях несплавных притоков - хорошая рыбная ловля.
Для опытных групп Оять можно рекомендовать для прохождения в половодье (конец апреля - середина мая). В высокую воду можно начинать с Мининской (Ладва). Это увеличит маршрут на 15 километров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: