Дополнения: реки Камышёвка и Гороховка. 4 глава





Маршрут № 19
Река Паша от деревни Пашозеро до деревни Николаевщины

Протяженность - 200 километров.
Число ходовых дней - 8 - 10.
Сезонность - 10 мая - 25 сентября.
Категория сложности - II.
Схема 5.

Паша, левый приток Свири, берет начало на западном склоне Вепсовской возвышенности из Пашозера и впадает в Свирь на 8-м километре от ее устья.
Средний уклон реки - 0,47 м/км, длина - 242 километра, ширина у истока - 10 метров, а у села Пашский Перевоз - 255 метров. Русло большей частью песчаное, местами каменистое, на порогах галька с валунами или плиты известняка. Берега в основном высокие, покрытые хвойными и смешанными лесами. В районах многочисленных селений - пашни и луга. У Паши разветвленная сеть притоков, и она служит главной сплавной магистралью Ленинградской области.
Подъехать к началу маршрута можно попутным автотранспортом от города и станции Тихвин железнодорожной линии Волховстрой - Вологда до села Пашозеро (95-й км). При низкой воде маршрут лучше начать от поселка Шугозеро, стоящего на берегу озера с таким же названием, соединенного протокой с Пашой. Шугозеро расположено у шоссе Тихвин - Пашозеро. При особо низкой воде маршрут следует начать ниже устья левого притока реки Явосьмы, после которого Паша становится более полноводной, при этом маршрут сократится на 50 километров.
Пашозеро - одно из самых глубоких в области. Средняя глубина - 25 метров, длина его - 9,7 километра при средней ширине 600 метров. Южный берег наиболее высокий, восточный - низкий, заболоченный. Исток Паши - в западной части озера.
В верховьях Паша течет среди высоких лесистых берегов. Часто встречаются деревни. Русло извилистое, ширина колеблется от 20 до 50 метров. До деревни Равдино два порога протяженностью от 20 до 40 метров, два - от 100 до 300 метров и еще два - от 800 до 1000 метров.
Около поселка Усть-Лапша реку пересекает мост на шоссе Тихвин - Лодейное Поле, а в 100 метрах ниже моста справа в Пашу впадает крупный приток - Капша.
Здесь Паша становится еще более полноводной. После деревни Сарожа река образует ряд замысловатых петель со старицами и островами. Очень живописны высокие песчаные обрывы. Часты перекаты, на поворотах местами песчаные пляжи. По берегам смешанный лес, богатый грибами и ягодами. В районе поселка Городок привлекают внимание высокие песчаные обрывы. Приняв правый приток - Сапу, Паша резко поворачивает на север. На участке от деревни Прогаль до Тумищ протянулись Тумищенские пороги. Это скорее каменистые перекаты, следующие один за другим с небольшими разрывами.
В 3 - 4 километрах ниже, у деревни Святое, за крутым поворотом находится самый крупный на Паше Святой порог - в две ступени, длиной около 200 метров. Затем плесы опять чередуются с небольшими перекатами. Пройдя деревню Ратилово, река делится на несколько рукавов, образуя большие и малые острова. На 60-м километре справа впадает река Нижня, а на 54-м - Кондега, и опять начинаются перекаты.
После деревни Бор перекаты прекращаются, берега становятся более отлогими, появляются песчаные отмели. Перед деревней Николаевщиной, расположенной на высоком правом берегу, Паша широко разливается и поворачивает на запад. На месте разлива фарватер пересекает большая песчаная мель. В низкую воду здесь может быть проводка судов (300 м).
В Николаевщине удобно закончить маршрут и на рейсовом автобусе или попутном автотранспорте доехать до города Новая Ладога, связанного автобусным сообщением с Ленинградом и Волховстроем, или до железнодорожной станции Паша.
При желании можно продолжить маршрут и выйти в реку Свирь. Нужно только выяснить в Николаевщине, открыты ли запани в Рыбежно и Пашском Перевозе. Если открыты, то можно идти дальше вниз по Паше, при этом маршрут увеличивается еще на 42 километра.
О времени сплава леса можно узнать заранее, послав запрос по адресу: Ленинградская область, село Пашский Перевоз, лесосплавная контора, или Ленинград, 191186, ул. Желябова, 29, Ленлес, отдел сплава.
Ниже Николаевщины-река делает большую петлю и становится заметно шире и глубже, особенно после впадения правого притока - Рыбежки (28-й км). В ее устье, на правом берегу,- поселок сплавщиков Рыбежка. Идти здесь надо осторожно, так как в русле много топляков. По мере приближения к устью берега понижаются, леса близко нет, однако заготовка дров не вызывает затруднений, так как по берегам много остатков древесины от сплава.
В 14 километрах от устья - крупный поселок Пашский Перевоз, центр лесной промышленности района. Здесь находятся сплавная контора и деревообрабаты-
вающий завод. Недалеко от поселка - станция Паша железнодорожной линии Ленинград - Мурманск. От Пашского Перевоза на реке установлены знаки судоходной обстановки, идет оживленное движение буксиров, плотов и катеров. Этот участок надо проходить за пределами фарватера.
Закончить маршрут можно в поселке Свирица, расположенном в устье Паши, и доехать автотранспортом до города Новая Ладога или железнодорожной станции Паша. Подробнее о Свирице и Новой Ладоге см. в маршруте № 17.


Маршрут № 20
Реки Капша и Паша от поселка Корбеничи до Николаевщины

Протяженность - 209 километров.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - 1 - 20 мая.
Категория сложности - II, усложненная.
Схема 5.

Река Капша, правый приток Паши, берет начало из Капшозера и впадает в Пашу справа на 148-м километре. Длина реки - 115 километров, ширина в верховье - 10 - 15 метров, ниже - до 50 метров. Течение быстрое. Плесы чередуются с порогами и перекатами. Русло песчаное, песчано-галечное с отдельными валунами, на порогах - валунное, Берега холмистые, покрытые хвойными и смешанными лесами. Коренной берег местами отходит от реки, образуя заливные луга.
По берегам реки стоит несколько деревень, окруженных полями, а за ними леса. Это самый глухой и красивый район Ленинградской области.
Капша - сплавная река, и путешествие по ней осложняется наличием молевого сплава. В русле много топляков, на некоторых порогах установлены ряженые стенки, ограждающие фарватер. Становиться на воду можно только после того, как прошел основной сплав, и ни в коем случае нельзя проходить пороги и перекаты одновременно с плывущими бревнами.
Подъехать к началу маршрута можно автобусом от города и станции Тихвин железнодорожной линии Ленинград - Вологда до поселка Пашозеро и далее до Лаврова. От поселка Лаврово 17 километров ехать попутным автотранспортом до деревни Корбеничи, стоящей на северном берегу Капшозера. Сообщение с северным берегом осуществляется летом на пароме, а зимой - в объезд. Дорога от Лаврова в распутицу доступна только машинам высокой проходимости, и поэтому весной добираться до Капшозера довольно сложно.
Капшозеро, закрытое с двух сторон холмами, вытянулось узкой лентой с запада на восток на 13 километров при ширине около 900 метров, В восточную оконечность озера впадает река Генуя, а из юго-западной части вытекает Капша.
Собрав байдарки, следует идти на запад вдоль южного берега к истоку Капши, где предстоит короткий обнос (по правому берегу) плотины, регулирующей уровень воды в реке во время сплава. Выходить надо в наиболее высокую воду, уточнив час открытия щитов.
Почти сразу за плотиной начинается сложный порог (1,1 км), после него короткий плес (200 м), и за ним второй порог, не менее опасный (2 км). Высокие, местами обрывистые берега сжимают Капшу с двух сторон, и она стремительно мчится по каменистому руслу. На 110-м километре начинается перекат протяженностью 1,4 километра, через 800 метров второй - более 5 километров, с небольшими разрывами, и ниже - Сухой порог протяженностью 2 километра.
Через 20 километров от истока - крупный поселок Ребовичи. В нем находятся лесосплавная контора, почта, магазины. Отсюда начинается молевой сплав по Капше. Поселок связан автобусным сообщением с городом Лодейное Поле.
После поселка идет стометровый плес, а за ним на участке 5,5 километра - ряд перекатов и три порога (40, 100 и 150 м).
После деревни Пирозеро долина Капши становится шире, берега несколько ниже, течение медленнее. Но препятствий еще много - между деревнями Пирозеро и Новинка 10 перекатов от 50 до 200 метров и 7 порогов по 70 - 120 метров. Два сложных порога встречаются у деревни Большие Коковичи (300 м) с суженным бревноотражателямн фарватером и у деревни Новинка (500 м) - с крутой стоячей волной. Ниже два переката по 70 метров и порог (100 м) с большими стоячими волнами на выходе. Еще один перекат (70 м) у деревни Токарево и Кривой порог (500 м) перед Комаровой заводью. В двух километрах ниже моста, у деревни Куневичи, последний сложный порог - Куневский (600 м), сжатый бревноотражательными стенками и с высокой стоячей волной на выходе.
По мере приближения к устью Капша становится шире (до 50 м) и спокойнее. Перекаты еще встретятся у деревень Еремина Гора (700 м), Грузино (300 м) и перед впадением в Пашу (35 м), но их прохождение не представляет сложности. Выйдя в Пашу, следует повернуть вниз по течению. Описание пути по Паше до деревни Николаевщина дано в маршруте № 19.
На Капше прервать маршрут можно в деревнях Пирозеро, Ганьково и Усть-Капша, где проходит шоссе Тихвин - Лодейное Поле. Магазины и почта имеются в Ребовичах, Пирозере, Ганькове.
Для групп, не имеющих достаточного опыта, маршрут лучше начать от Пирозера, куда можно подъехать от Тихвина. Это сократит маршрут на 49 километров.
Полностью Капша проходима только в высокую воду, а в межень - не выше Пирозера, да и то с многочисленными проводками и обносами. В высокую воду маршрут можно увеличить примерно на 40 километров, начав с озера Лерингского.
Из его северной части протоками через два небольших озера выйти в Азозеро, откуда вытекает река Генуя, впадающая в Капшозеро. Генуя очень извилиста и изобилует перекатами, порогами и завалами. Кроме того, предстоят обнос двух плотин и ряд проводок.
Подъехать сюда можно по узкоколейке от станции Заборье железнодорожной линии Ленинград - Вологда до района Лерингского озера, при этом предстоят два волока: первый - от станции Заборье до станции узкоколейки (1,5 км) и второй - от конечного пункта узкоколейки до берега Лерингского озера. Второй волок требует проверки по месту.
В этом варианте маршрут будет соответствовать III категории сложности.


Маршрут № 21
По рекам Тутока - Явосьма и Паша от погоста Пятница до деревни Усть-Капша

Протяженность - 130 километров.
Число ходовых дней - 7 - 8.
Сезонность - 20 апреля - 10 мая.
В высокую воду отдельные препятствия - III - IV категорий сложности.
Схема 5.

Река Тутока вытекает из озера Тутока и, слившись с Ретешей, дает начало левому притоку Паши - Явосьме, впадает в Пашу на 172-м километре от устья На участке от погоста Пятница до деревни Никульское населенных пунктов нет. Длина Тутоки - 47 километров, уклон - 1,61 м/км.
Подъезд к началу маршрута - от станции Ефимовская железнодорожной линии Ленинград - Вологда автобусом на совхоз "Радогоща", Выходить надо у грунтовой дороги на бывшую деревню Печная Нива. Из автобуса она не видна, так как начало дороги, примыкающей к шоссе, исчезло из-за карьера, который может служить ориентиром для остановки, Не доезжая двух километров до остановки, справа от дороги находится озеро Лидское.
Выйдя из автобуса, надо пройти влево до конца карьера, откуда хорошо видна дорога, идущая на Печную Ниву. Отсюда начинается волок до урочища Пятница протяженностью 4,5 километра. Дорога, с глубокими колеями от трактора и местами заболоченная, идет лесом и через 500 метров приводит к развилке - идти левой. Через 2 километра ее пересекает ручей, после которого надо пройти еще 400 метров и повернуть вправо под углом, по малозаметной лесной дороге.
Идти по ней легче, чем на первом участке. Через 1,6 километра дорога приводит к погосту Пятница, со старинным кладбищем и развалинами деревянной церкви.
У реки старая, недействующая узкоколейная дорога, а выше - удобное место для лагеря и сборки байдарок.
Ширина реки в этом месте 3 - 4 метра, глубина - около одного метра. По берегам стоит лес. Первые 6 километров пути часто преграждаются завалами. Необходимо иметь с собой поперечную пилу и топоры. Местами лес прерывается вырубками, заросшими молодой порослью березняка. Река сильно петляет, течение быстрое. Ориентиров до впадения левого притока - реки Глубокой - нет (20 км от погоста Пятница и 30 км от истока из озера Тутока). Ниже весь отсчет километража дается от погоста Пятница. Через 4 километра нежилая деревня Исаковская. В ней сохранилась изба, пригодная для ночевки. На 27-м километре, справа, впадает самый крупный приток - Ильмас, после чего ширина реки увеличивается до 17 метров, а глубина - до 1,5 метра. Встречаются короткие, проходимые перекаты.
На 36-м- километре, на левом берегу, бывшая деревня Нестерово. Один дом поддерживается охотниками в жилом состоянии. В районе деревни перекат. Начиная с 42-го километра до деревни Никульской - цепь мощных перекатов и порогов. Русло - плиточник-известняк.
Мест для аварийной высадки почти нет. При низкой воде здесь потребуется проводка судов, а при очень высокой воде - даже обнос. Участок опасный. Между порогами две безлюдные деревни. На левом берегу - Опока, а напротив, на правом, - деревня Манково. Через один километр после них русло раздваивается. Левое - более узкое и глубокое, с сильным течением. На выходе опасный порог, проходить лучше правым рукавом, более широким и мелким. Может потребоваться проводка. На 46-м километре - большая деревня Никульское. Отсюда начинается ряд населенных пунктов. Сразу же ниже деревни Тутока сливается с Ретешей и получает новое название - Явосьма. Длина Явосьмы - 53 километра. Уклон - 0,96 м/км. Река расширяется до 20 метров, течение сильное. Начинается цепь сильных перекатов, проходимых по главной струе. На 48 - 49-м километре слева впадает река Сарна. Ниже деревни Паньшино (51 - 52 км) - демонтированная сельская ГЭС. Слив справа. До деревни Гришкино (58-й км) - ряд перекатов, опасных в большую воду. Дальше река спокойнее, но ненадолго. Начиная с 77-го километра по 79-й километр - очередная серия сложных перекатов. На 82-м километре - большая деревня Абрамово. Здесь новый железобетонный мост, и слева к реке подходят дорога.
С 87-гo полтора километра не доходя деревни Ключниково, сложный порожистый участок. Нужен предварительный осмотр с берега. С 93-го по 99-й километр (до деревни Давыдовщины) - участок наиболее мощных перекатов и порогов, многие из них требуют обязательного предварительного просмотра. На 96-м километре - демонтированная ГЭС. Ниже Давыдовщины, у деревни Новинка, Явосьма впадает в Пашу, и дальше путь проходит вниз по Паше (о Паше см. маршрут № 19).
После деревни Заборовье встретится порог, прохождение которого возможно только после просмотра с берега. На последних четырех километрах - серия несложных перекатов, которые местные жители называют порогами.
Около поселка Усть-Капша реку пересекает мост на шоссе Тихвин - Лодейное Поле, а в 100 метрах ниже - устье Капли, самого крупного притока Паши. Здесь удобно закончить маршрут и автобусом или попутным транспортом доехать до города и железнодорожной станции Тихвин. Если маршрут оформлен как категорийный, то для получения зачетных справок надо пройти еще вниз по Паше 45 километров, чтобы длина маршрута соответствовала II категории сложности. Выезд не представляет сложности, так как вдоль левого берега Паши проходит шоссе Тихвин - Паша.
Существует второй вариант подъезда к началу маршрута - по узкоколейке от поселка Ефимовский. От вокзала надо идти вдоль путей (в сторону Вологды) и далее по левому ответвлению до диспетчерской узкоколейной железной дороги (800 м).
Чтобы обеспечить проезд, желательно предварительно списаться с руководством УЖД. По договоренности можно доехать прямо до моста через Тутоку или с пересадкой в поселке лесозаготовителей Алешины Нивы.
Высаживаться надо в 30 метрах до моста, на правый берег, после чего перенести весь груз за мост тоже на правую сторону, где на берегу есть место для сборки судов. Разгрузиться там сразу нельзя, так как путь проходит по узкой, крутой насыпи.
Собрав байдарки, идти вниз по течению. До ближайшего удобного места для лагеря - 2,5 километра. В этом варианте отпадает тяжелый волок, но зато остается выше интересный участок до погоста Пятница.


Маршрут № 22
Кенозеро - река Новая - река Генуя - Капшозеро - река Капша от поселка Красный Бор до Усть-Капши

Протяженность - 165 километров.
Число ходовых дней - 10.
Сезонность - 1 - 25 мая.
Категория сложности - II, препятствия III категории сложности.
Схема 5.

Для того чтобы маршрут соответствовал III категории сложности, надо пройти дополнительно 35 километров вниз по Паше.
Маршрут проходит по Вепсовской возвышенности (максимальная высота - 291 м над уровнем моря), одному из наиболее малонаселенных и красивых районов Ленинградской области. Большая часть территории покрыта лесами, много озер. Дорожная сеть развита слабо. Основная трудность маршрута, кроме порогов, перекатов и завалов, заключается в том, что в наиболее высокую воду озера подо льдом и имеются только забереги, которыми пользоваться крайне затруднительно, особенно при извилистом береге, а перетаскивать суда по льду - опасно. Когда озера очистятся ото льда, спадет уровень воды, и на ряде участков реки потребуется проводка судов или обнос.
Подъезд к началу маршрута - от станции Заборье железнодорожной линии Ленинград - Вологда. В Заборье предстоит полуторакилометровый волок до станции узкоколейки. Отсюда до поселка Красный Бор около 70 километров, примерно 4 часа хода. Дальше надо договориться о спецрейсе в сторону озер Лерингского или Кенозера. Окончательное решение надо принять после расспросов. местных жителей о состоянии льда на озерах. Узкоколейная дорога от Красного Бора через 20 километров раздваивается - одна ветка, основная, двумя усами подходит к Лерингскому озеру (волок 1,5 км), другая идет к Кенозеру. Откуда наиболее короткий волок на Кенозеро, уточнить у водителей мотовоза. Максимальная длина волока - 3 километра.
Река Новая вытекает из восточного конца озера. Ширина - 3 - 5 метров, очень извилиста. До впадения в Геную протекает через пять небольших озер. Ориентировочная протяженность - 15 километров. Верхнее течение спокойное, среднее и нижнее - быстрое, с многочисленными шиверами и порожками. Некоторые из них вследствие малой глубины надо проходить по одиночке, высадив 1-й номер на берег.
Много бобровых плотин и отдельных поваленных деревьев. Берега в верхнем течении низкие, болотистые, в среднем и нижнем - более сухие и высокие. Лес в основном еловый, ближе к устью - смешанный. Река Новая впадает в Геную недалеко от ее истока. Длина Генуи приблизительно 25 километров. Скорость течения значительная на всем протяжении реки. Примерно через 10 километров от устья Новой начинается 7-километровая шивера с сильными прижимами и стоячими волнами высотой до 1 метра. Прохождение затрудняют ряжевые стенки и упавшие деревья, в основном на внешнем радиусе поворотов. Шиверу удобнее проходить по главной струе на прямых участках и на отрицательной скорости по малому радиусу на поворотах.
Особую опасность представляет левый прижим к ряжевой стенке, примерно на середине шиверы. Ниже по реке основное препятствие - обрушенные в воду бобрами деревья. Ширина реки на всем протяжении - 10 - 15 метров.
Впадает Генуя в восточный конец Капшозера. О дальнейшем пути по Капшозеру и реке Капше см. маршрут № 20. Окончание маршрута в поселке Усть-Капша, связанном автобусным сообщением с городами Тихвином и Лодейное Поле.
20 - 25 мая, как только озера очистятся от льда, начинать маршрут можно только с озера Лерингского: река Новая в это время непроходимая.


Маршрут № 23
Река Сясь от станции Неболчи до села Молчанова

Протяженность - 237 километров.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - май.
Категория сложности - II.
Схема 7.

Сясь берет начало из болот, в 6 километрах юго-западнее деревни Акулово, и впадает в Ладожское озеро. Длина реки - 260 километров. В верховьях берега низкие, поросшие ивняком. В русле попадаются отдельные камни, встречаются перекаты и завалы. Река сильно петляет, образуя на крутых поворотах прижимы. До устья Воложбы шиверы и перекаты идут один за другим. Ниже берега становятся выше, вплотную к реке подходит смешанный лес. Увеличивается количество завалов. В среднем течении встречаются несложные порожистые участки. В низовье после Колчанова Сясь расширяется от 80 до 170 метров, препятствий нет, лес по берегам вырублен.
Подъехать к началу маршрута можно от станции Неболчи железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. От платформы до моста через Сясь (по дороге на Бокситогорск) - 4 километра. Весной из-за распутицы здесь не всегда ходят автобусы, поэтому подъехать можно только на попутных машинах или пройти к месту выгрузки песка и договориться с водителем самосвала о перевозке снаряжения к реке. Карьер, откуда возят песок, находится на берегу Сяси, и там же есть удобное место для сборки байдарок.
Вначале ширина реки 5 - 6 метров, течение слабое. До деревни Жадово несколько каменистых перекатов, а у разрушенного моста - небольшой порог, встречаются завалы. Берега низкие, местами заболоченные. Русло видно по столбам, установленным в период проходившего здесь раньше лесосплава.
После деревни Порог берега повышаются. На них растет смешанный лес. В деревне Заболотье проходить надо внимательно, так как поперек реки натянута проволока водомерного поста.
Наиболее сложные препятствия начинаются ниже Амосова (деревня переселена): сначала идут шиверы с разрывом в 200 - 300 метров, а затем Костринские пороги, протянувшиеся на 5 километров. На этом участке Сясь быстро бежит в крутых берегах, высота их - 10-15 метров. Здесь встречается много подводных и надводных камней, стоячие волны - до 80 сантиметров.
На 158-м километре Сясь принимает крупный правый приток Воложбу, а на 98-м километре - Тихвинку, после чего река становится шире и полноводнее. Берега, покрытые смешанными лесами, террасами спускаются к воде. Ниже устья правого притока реки Валя (79-й км), перед деревней Филевщина, начинается участок мелких шивер; следующий - у поселка Воскресенского, а у деревни Порог находится двухступенчатый порог. Последний порожистый участок - в районе Яхново, где река расширяется и образует мелкую каменистую шиверу.
Маршрут заканчивается в поселке Колчаново, расположенном на высоком правом берегу. Железнодорожная станция Колчаново - в 4 - 5 километрах от поселка. В годы Великой Отечественной войны Колчаново играло важную роль в снабжении Ленинграда: здесь пересекались три вида путей - водный, автомобильный и железнодорожный.
Путешествие можно продолжить до города Новая Ладога, спустившись по реке до входа в Старосясьский канал, и по нему выйти в Волхов. Плыть следует, придерживаясь левого берега Сяси, чтобы не пропустить вход в канал - первый слева. О пути прохождения по каналу см. маршрут № 17. В этом варианте протяженность пути увеличится на 26 километров.
Маршрут можно прервать в районе Новоандреева, у моста железнодорожной ветки Тихвин - Будогощь. От реки до полустанка - 250 метров, при этом маршрут составит 100 километров (4 ходовых дня). В межень путь следует начинать от Тихвина и спуститься по Тихвинке в Сясь и далее вниз по Сяси. В этом случае маршрут будет соответствовать 1 категории сложности.


Маршрут № 24
Река Тихвинка - река Сясь и Старосясьский канал от города Тихвина до города Новая Ладога

Протяженность - 150 километров.
Число ходовых дней - 6 - 7.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - 1
Схема 7.

Тихвинка, правый приток Сяси, берет начало из озера Лебединого и впадает в Сясь на 98-м километре. Длина Тихвинки - 158 километров. От истока река течет в узких каменистых берегах, пересекая по пути ряд небольших озер. В среднем течении русло на значительном протяжении илистое, а в нижнем - каменистое.
Встречаются крупные камни - "одинцы". По берегам смешанные леса чередуются с полями и лугами. Тихвинка была основным звеном Тихвинского водного пути, соединявшего Балтийское море с Каспийским (Нева - Ладожское озеро - реки Сясь - Тихвинка-Валченка - Соминка - Горюн - Чагода - Молога-Волга). При устройстве Тихвинского водного пути через водораздел был прорыт канал длиной 7,5 километра, соединивший озеро Лебединое с рекой Валченкой. На реке было построено 49 шлюзов, носивших наименование губерний, из которых были присланы на строительство "работные люди". Тихвинский водный путь вошел в строй в начале XIX века, а после ввода в эксплуатацию Мариинской системы потерял свое значение, пришел в упадок и обмелел.
Начинается маршрут от города и станции Тихвин железнодорожной линии Ленинград - Вологда. От вокзала надо поехать автотранспортом до улицы Кузьмина, к берегу Тихвинки, при этом группа окажется ниже плотины и избежит лишнего обноса.
Тихвин - старинный город. О Тихвинском погосте упоминается в летописи 1383 года.
В 1510 - 1515 годах был построен каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней. В 1560 году в Тихвине были основаны два монастыря: Большой Тихвинский (Успенский) на левом берегу Тихвинки и Введенский - на правом берегу реки. Вокруг монастырей вырос посад. Тихвинские монастыри имели крепостные сооружения, так как служили важными укрепленными пунктами на северо-западе Руси. В начале XVII века они неоднократно подвергались нападениям шведов.
Сооружения Большого Тихвинского монастыря сохранились до наших дней и представляют собой интересные историко-архитектурные памятники XVII - XVIII веков. С 1774 года посад стал уездным городом Новгородской губернии и оставался им до Октябрьской революции.
В 1941 году фашисты захватили город, и положение Ленинграда, охваченного блокадным кольцом, стало чрезвычайно тяжелым. Но уже 9 декабря наши войска освободили Тихвин. Этим был сорван план создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда. Тихвинцы свято чтут память героев битвы за город. На братских могилах погибших воинов воздвигнут памятник. Именами Героев Советского Союза В. М. Зайцева, А. И, Ращупкина, М. К. Кузьмина названы тихвинские улицы.
Во время войны Тихвин был сильно разрушен, но в послевоенный период полностью восстановлен и стал важным промышленным центром области. В городе работают такие крупные предприятия, как завод "Центролит" (филиал объединения "Кировский завод"), лесодеревообрабатывающий и домостроительный комбинаты, лесохимический завод и предприятия легкой и пищевой промышленности.
В Тихвине, собрав байдарки, следует идти вниз по течению. До деревни Лазаревичи лес вырублен, и Тихвинка вьется среди невысоких берегов. В районе поселка Наволок путь преграждает 1-й шлюз балтийского склона - Херсонский. Здесь река делает крутую петлю (обнос 250 м по левому берегу, по береговой аллее, влево). После плотины русло суживается, и Тихвинка быстро бежит среди крутых берегов, заросших кустами ивняка. Один из самых красивых участков реки встречается ниже деревни Ялгино - правый высокий берег террасами спускается к воде, на верхней площадке стройные сосны. Левый берег более пологий, порос смешанным лесом. В районе поселка Овино - четыре несложных переката протяженностью от 50 до 150 метров каждый.
Выйдя в Сясь, нужно повернуть направо вниз по течению. О пути по Сяси сказано в маршруте № 23, а о Старосясьском канале - в маршруте № 17. Маршрут заканчивается в городе Новая Ладога.


Маршрут № 25
Река Волхов и Староладожские каналы от города Кириши до города Петрокрепость

Протяженность - 230 километров.
Число ходовых дней - 10.
Сезонность - 10 мая - 25 сентября.
Категория сложности - 1.
Схема 7.

Волхов берет исток из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. В верховье река протекает по Приильменской низине, в среднем течении - в широкой затопляемой пойме и от селения Пчевжа до поселка Старая Ладога - в высоких крутых берегах. Длина Волхова - 224 километра. Ширина русла заметно меняется и в зависимости от уровня воды колеблется от 100 до 200 метров, а в устье - до 600 метров. Река малоизвилиста. Судоходна она на всем протяжении.
Маршрут берет начало в городе Кириши железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. После постройки железнодорожной линии Ленинград - Сонково возникли станция Кириши и рабочий поселок. В годы Великой Отечественной войны он был полностью уничтожен фашистами. После войны здесь была сооружена ГРЭС, построены нефтеперерабатывающий комбинат и другие предприятия. Поселок стал быстро расти и в 1965 году был преобразован в город. Сегодня Кириши - современный благоустроенный город.
Киришане свято чтят память защитников земли. В сквере Победы сооружен величественный Мемориал памяти павших, в создании которого в какой-то мере принимали участие все киришане.
Выйдя на берег Волхова и собрав байдарки, следует идти вниз по течению, не заходя на фарватер. В 37 километрах от устья, на левом берегу Волхова, находится
старинное село Гостинополье. Еще в XV веке оно стояло у начала волховских порогов на пути "из варяг в греки". Здесь проходили встречи новгородцев с заморскими купцами.
Поблизости от села расположена станция Гостинополье железнодорожной линии Волхов - Новгород. В годы Великой Отечественной войны пристань Гостинополье сыграла важную роль в снабжении блокированного Ленинграда. Осенью 1941 года продовольствие и боеприпасы перегружались здесь из вагонов на баржи, направлявшиеся через Ладогу. Поблизости от Гостинополья, на острове посреди Волхова, сохранились постройки Островско-Введенского монастыря - памятника архитектуры ХIХ века.
На 23-м километре на правом берегу расположен город Волхов - важный энергетический и промышленный центр, крупный железнодорожный узел. В черте города путь преграждает плотина Волховской ГЭС - первенца плана ГОЭЛРО, вступившая в строй в декабре 1926 года. Постройка гидроузла резко улучшила условия судоходства на Волхове: раньше участок реки выше города на 10 километров преграждали пороги, теперь же о них напоминает только название расположенной на этом участке деревни Пороги.
Рядом с Волховской ГЭС и на ее базе в 1929 году был заложен первый советский алюминиевый завод. В сентябре 1932 года здесь впервые в стране был получен металл из отечественного сырья - тихвинских бокситов.
В годы Великой Отечественной войны воины 54-й армии отстояли Волхов. Осажденный Ленинград остро нуждался в электроэнергии. В мае 1942 года были вновь установлены три турбины с генераторами, демонтированными в сентябре 1941 года, когда к городу приближался враг, Линии электропередачи были разрушены, и Ленинград смог получить ток только в сентябре 1942 года, после прокладки кабеля по дну Ладожского озера.
В Волхове байдарки и снаряжение следует перевезти автотранспортом ниже плотины или договориться с капитаном одной из идущих вниз барж и на ней пройти шлюз. Через 7 километров на левом берегу покажутся дома поселка Старая Ладога (см. маршрут № 17).
Ниже на том же левом берегу, у крутого поворота Волхова, виден большой холм "Олегова могила" - остатки древнего славянского захоронения. В устье Волхова на левом берегу стоит город Новая Ладога. Пройдя его, нужно повернуть налево, на запад, в Староладожский канал. О городе Новая Ладога и истории каналов см. маршрут № 17.
Недалеко от Кобоны на Новоладожском канале у основания косы расположена деревня Леднево. Здесь в годы Великой Отечественной войны находились Кобоно-Каредежский порт и железнодорожная станция Песчаная Коса. Дальше на пересечении с речкой Кобоной стоит село Кобона - начальный пункт, через который во время Великой Отечественной войны осуществлялась транспортная связь Большой земли с блокированным Ленинградом зимой по ледовой Дороге жизни, а летом - по малой озерной трассе.
Позиции фашистов находились в 10 километрах от трассы. Для защиты от вражеских бомбежек близ Кобоны было построено укрытие, а по дну Ладоги проложен трубопровод, по которому подавалось горючее.
На 38-м километре от Петрокрепости канал пересекает реку Лаву. По этой реке в XVII веке проходила граница Русского государства со Швецией.
Далее канал пересекает речку Шалдиху: здесь расположена деревня Нижняя Шалдиха. Южнее находится Путиловская возвышенность, известная месторождением силурийских известняков.
На 23-м километре канал пересекает река Назия, берущая исток в районе болот и группы озер. Южнее канала тянется полоса торфяных разработок - Синявинское и Назиевское торфопредприятия.
В январе 1943 года, на седьмой день ожесточенных боев, в районе станции Синявино и рабочих поселков произошла встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов. Блокада Ленинграда была прорвана. В поселке Синявино, в 6 километрах от Петрокрепости, находятся две братские могилы, где захоронены советские воины, павшие в боях на Синявинских высотах.
Путь по каналу заканчивается в городе Петрокрепости (в прошлом Шлиссельбург), стоящем у истока реки Невы. Здесь, в 200 метрах от города, остров Ореховый делит Неву на два рукава.
В 1323 году новгородский князь Юрий Данилович поставил на этом острове крепость Орешек. В XVII веке она была захвачена шведами, но в 1702 году освобождена войсками Петра I и вновь возвращена России. Петр 1 назвал ее Шлиссельбургом - "ключ-город". Со второй половины XVIII века крепость утратила военное значение и была превращена в тюрьму. В ее казематы были заточены многие борцы за свободу:
писатель Н. И. Новиков, декабристы И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, братья М. А. и Н. А. Бестужевы, народовольцы В. Н. Фигнер и Н. А. Морозов, большевики С. Орджоникидзе, А. А. Вермишев и другие. В 1887 году здесь был казнен брат В. И. Ленина Александр Ульянов.
Осенью 1941 года, когда гитлеровцы прорвались к истокам Невы, защитники Шлиссельбургской крепости не пропустили их на правый берег Невы и выдержали 500-дневную осаду. После окончания войны в крепости проведены большие реставрационные работы, и она стала музеем.
В городе Петрокрепости в послевоенные годы на базе старых судоремонтных мастерских вырос судостроительно-судоремонтный завод. Петрокрепость - оживленная пристань на Волго-Балте. Из города можно рейсовым автобусом доехать до Ленинграда или ближайшей железнодорожной станции.
Возможен вариант прохождения всего Волхова от истока. Для этого маршрут надо начать от города Новгорода из района речной пристани или пляжа, при этом маршрут увеличится на 105 километров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: