Дополнения: реки Камышёвка и Гороховка. 5 глава





Маршрут № 26
Река Пчевжа от станции Водогон до станции Пчевжа

Протяженность маршрута - 81 километр.
Число ходовых дней - 4.
Сезонность - май.
Схема 7.

Пчевжа является правым притоком Волхова, берет начало из ключей в Новгородской области, северо-западнее деревни Усадье, и впадает в Волхов на 101-м километре. Длина Пчевжи - 157 километров. Берега от истока до 146-го километра пологие, лес чередуется с лугами. На остальном протяжении берега обрывистые, изредка низкие, поросшие кустарником. Дно песчано-каменистое, на порогах - валунное, от устья до 6-го километра - илистое. Раньше по реке шел сплав, и поэтому от устья до 44-го километра русло засорено топляками. Встречаются следы деятельности бобров, но основные их поселения на правом притоке - реке Солонице.
Начинается маршрут от станции Водогон железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. От станции до реки расстояние 800 метров. Байдарки можно собрать на левом берегу, перейдя железнодорожный мост. На участке Водогон - Петровское река течет среди высоких берегов, покрытых смешанным лесом. Сразу же встречаются каменистые перекаты. Наиболее значительный (2,5 км) находится в одном километре ниже деревни Горушки. У поселка Петровское путь преграждает разрушенная плотина. Здесь обнос (100 м) по правому берегу.
После впадения правого притока реки Рапли начинает ощущаться подпор плотины у поселка городского типа Будогощь. Плотина расположена на окраине поселка, Обнос 80 метров по правому берегу. В районе поселка река сначала расширяется до 34 - 40 метров, а затем суживается до 15 метров. По берегам - сосновый лес. Ниже плотины - перекат.
До поселка Кукуй Пчевжа течет среди песчаных обрывистых берегов. В некоторых местах к реке подходят сосновые боры, а после устья правого притока Солоницы по берегам смешанный лес. Последний порог (1 км) встречается в деревне Порог.
Маршрут заканчивается на станции Пчевжа, у железнодорожного моста. От берега до платформы - около 1,5 километра.
Маршрут можно продлить, дойдя до устья Пчевжи и по Волхову до Киришей. Это увеличит путь на 59 километров (по Пчевже - 44 км, по Волхову - 15 км), что составляет еще два ходовых дня.
От станции Пчевжа до устья несложный порожистый участок: в 3 километрах ниже деревни Белой (44-й км) - 150 метров и два порога по 200 метров, разделенные спокойными плесами. Последний порог протяженностью 400 метров - в 4,4 километра не доходя деревни Облучье (34-й км).
В межень маршрут следует начинать от Большой Будогощи. Расстояние до берега реки - 600 - 700 метров. Выход на левый берег - выше железнодорожного моста.


Маршрут № 27
Река Тигода и река Волхов от станции Любань до города Волхова

Протяженность - 163 километра.
Число ходовых дней - 7.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - 1.
Схема 7.

Тигода, левый приток Волхова, берет начало из болот северо-восточнее станции Огорели железнодорожной линии Ленинград - Новгород и впадает в Волхов на 100-м километре. Длина ее - 143 километра, средний уклон - 0,32 м/км. Протекает в довольно высоких берегах, покрытых кустарником и смешанным лесом.
Пойма двусторонняя, луговая, шириной до 50 метров, а ниже устья Равани - 10 - 50 метров, местами до 150.
От истока на 30-м километре, начиная с июня, Тигода сильно зарастает, дно галечное, с отдельными валунами. Ниже заросли меньше, дно песчано-галечное, на порогах - гравелистое с валунами.
Начинается маршрут от станции Любань железнодорожной линии Ленинград - Москва. Любань - старинный русский поселок, возникший в XVI веке. А. И. Радищев посвятил Любани одну главу своей книги "Путешествие из Петербурга в Москву".
В 1860 году здесь жил Н. Г. Чернышевский. Тут его посетил вернувшийся из ссылки Т. Г. Шевченко. В привокзальном сквере - памятник на могиле инженера П. П. Мельникова, автора проекта и одного из руководителей строительства железной дороги Петербург - Москва. Сегодня Любань - крупный железнодорожный узел. В городе два крупных промышленных предприятия - лесообрабатывающий комбинат и завод бытовой химии.
В Любани от станции надо пройти по направлению к Ленинграду до перехода через железнодорожные пути, повернуть направо по дороге мимо развалин церкви и, не доходя моста через Тигоду, свернуть еще раз направо. Удобное место для сборки байдарок - на берегу реки, на краю футбольного поля. От платформы до места сборки расстояние 350 метров.
Первые 5 километров Тигода течет в черте города и по территории совхоза "Любань". Река извилистая, мелкая, берега низкие, в русле попадаются отдельные камни. Ниже, в районе Ильинского погоста, с конца июня встречаются заросли камыша. Постепенно берега повышаются, и к реке подходит лес. Уже в 10 километрах от начала маршрута можно найти удобное место для устройства лагеря. Не доходя 2,5 - 3 километров до поселка Рамцы - небольшой мелкий перекат, при низкой воде суда здесь приходится проводить. На участке от Рамцы до Басино препятствий нет.
От Басино характер реки меняется - ускоряется течение, встречаются небольшие перекаты. Местами Тигода делится островами на несколько рукавов. Идти следует в протоку с наиболее сильным течением. Самые большие перекаты - в двух километрах не доходя устья левого притока - Смердыньки и у деревень Милеевка (0,8 км ниже), Дндвино и ниже Чудского Бора.
Последний перекат встречается за 900 метров до устья правого притока реки Равани (30-й км). От устья Равани Тигода течет в высоких берегах, покрытых молодым лиственным лесом.
Выйдя в Волхов, нужно повернуть налево и идти вниз по течению до города Волхова, где маршрут заканчивается. Об этом участке пути см. маршрут № 25.
Прервать путешествие можно в поселке Басино (автобус на Любань), деревне Чудской Бор (автобус на Чудово) или в городе Кириши. В последнем случае надо высадиться на левый берег Волхова между шоссейным и железнодорожным мостами. От реки до станции - 400 метров, при этом маршрут сократится до 98 километров. Его возможно уменьшить еще более - до 71 километра, поднявшись вверх по Равани до станции Бабино.
По Равани предстоит пройти 15 километров против течения. (Подробнее о Равани см. маршрут № 28.) Закончить маршрут у железнодорожного моста, откуда 400 метров до станции Бабино железнодорожной линии Москва - Ленинград.


Маршрут № 28
Река Равань - река Тигода - река Волхов от станции Бабино до города Кириши

Протяженность - 55 километров.
Число ходовых дней - 2 - 3.
Сезонность - май - сентябрь.
Схема 7.

Равань берет начало из озера Отлизино и впадает в Тигоду справа на 30-м километре от устья. Длина Равани - 76 километров, уклон - 0,48 м/км. На ряде участков, начиная с июня, русло сильно зарастает. Берега крутые, обрывистые, поросшие кустарником - ива, ольха. В прошлом по Равани шел сплав, и поэтому сейчас на протяжении 49 километров от устья встречаются топляки. Равань очень извилиста. В русле - одиночные камни.
Маршрут начинается от станции Бабино железнодорожной линии Ленинград - Москва. От платформы до железнодорожного моста через Равань - 400 метров. Собрав байдарки, идти вниз по течению. Через 15 километров Равань впадает в Тигоду. От устья следует сделать поворот направо вниз по течению Тигоды. Описание участка пути по Тигоде и Волхову см. в маршруте № 27.


Маршрут № 29
Река Большая Вишера - река Вишера - река Малый Волховец и река Волхов от станции Большая Вишера до Киришей

Протяженность - 200 километров.
Число ходовых дней - 6 - 7.
Сезонность - май.
Категория сложности - 1.
Схема 8.

Река Большая Вишера берет начало из болот в районе деревни Крутик и на 41-м километре от истока после слияния со своим самым крупным притоком - Малой Вишерой получает название - Вишера и впадает справа в Малый Волховец на 6-м километре от устья. Длина Вишеры - 67 километров.
Подъезд к началу маршрута - от станции Большая Вишера железнодорожной линии Москва - Ленинград. От станции до реки - около 300 метров, идти вдоль насыпи в сторону Ленинграда. Здесь есть место для сборки байдарок. Ширина реки - 6 - 8 метров. Через 100 метров сплава путь преграждает низкогабаритный мост на шоссе. При высокой воде возможен обнос. Ниже река петляет в пределах поселка. Берега поросли кустами, свисающими над водой. Идти надо очень внимательно, чтобы течение не затянуло под кусты, особенно на крутых поворотах. Надо отгребаться к противоположному берегу.
Примерно через 6 - 7 километров к обоим берегам подходит лес. Здесь много мест для бивака. Могут встретиться небольшие завалы. Через 25 километров Большая Вишера принимает слева свой самый крупный приток - Малую Вишеру, после чего ширина реки увеличивается до 20 метров.
Перед деревней Мытно - мост на Новгородском шоссе. Ниже ширина реки еще более увеличивается, появляются разливы, течение замедляется. По берегам деревень мало, луга чередуются с небольшими рощами - остатками некогда больших дубрав.
Маршрут можно прервать около моста у деревни Савино и на попутной машине уехать в Новгород. В этом случае маршрут сократится примерно до 110 километров.
Слева в Вишеру впадает Вишерский какал, по которому проходили суда из Мсты в Волхов, в обход бурного Ильменя. Далее путь проходит по Малому Волховцу, который впадает в Волхов в 17 километрах от его устья. На этом участке течение очень слабое, особенно на широких плесах. Особо труден этот участок при встречном западном ветре. Выйдя в Волхов, повернуть направо вниз по течению. Волхов берет начало из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Длина Волхова - 224 километра. Река судоходная, и на фарватере установлены знаки речной обстановки. Течение - 5 - 7 км/час. Берега высокие, безлесные, и найти подходящее место для стоянки трудно. По берегам - только редкий кустарник, много населенных пунктов. Ширина реки - более 100 метров. Ввиду интенсивного судоходства идти следует по краю фарватера.
Конец пути - город Кириши (см. маршрут № 27).


Маршрут № 30
Река Марья - река Оскуя - река Волхов и река Кересть от деревни Смолино до станции Чудово

Протяженность - 120 километров.
Число ходовых дней - 6.
Сезонность - май.
Категория сложности - 1 (усложненная).
Схема 7.

Шарья - правый приток Оскуи - берет начало из озера Шарацкого и впадает в Оскую на 24-м километре от устья. Длина Шарьи - 98 километров, средний уклон - 0,27 м/км. Берега в основном высокие, лесистые. Течение быстрое.
Подъезд к началу маршрута - от станции Будогощь железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. Отсюда надо автобусом доехать до деревни Смолино. От остановки до реки - около 500 метров. Удобное место для сборки байдарок - в заброшенном фруктовом саду, на левом берегу притока Городенки, который близ Смолина впадает в Шарью.
После деревни Шарья уходит в смешанный лес, только на мысах появляется молодой сосняк, да коренные берега несколько отходят в сторону. На пути полузаброшенные деревни - Ханаково и Малая Новинка. Через 1,5 километра после деревни Устье, на правом беpeгу, первое серьезное препятствие - километровая шивера, требующая предварительного просмотра. В конце шиверы, на правом берегу, хорошее место для стоянки. Ниже, через 1,5 - 2 километра, встретятся два переката по 150 метров. Проход по главной струе.
Перед деревней Новинка, не доходя моста - два крутых поворота с опасным прижимом к кустам. Ниже, у деревни Хотилка,- короткий порожек. В районе деревень возможны наплавные мосты.
После деревни Крестцы, расположенной несколько в, стороне от реки, на высоком левом берегу, встретятся два порожистых участка с многочисленными камнями в русле и сильными прижимами. На 18-м километре (отсчет от Смолина), в районе деревни Красная Горка,- железобетонный мост. Место очень красивое, лес подходит к самой воде. Встречаются обрывы красного песчаника. Два километра ниже - порог с перемычкой между ступенями. Его необходимо предварительно просмотреть и наметить линию движения. После него серьезных препятствий на реке нет.
До деревни Гремячево самый глухой, безлюдный участок пути, где возможна встреча с обитателями леса. Гремячево не выходит к реке, но ориентиром может служить железнодорожный мост на шоссе в сторону Будогощи. Затем берега начинают постепенно снижаться, хотя остаются достаточно высокими. В районе деревни Клинково реку пересекает низкий трос паромной переправы. Клинково - последняя деревня Ленинградской области. Далее Марья несет свои воды по территории Новгородской области.
Особых препятствий на реке нет, но сильное течение создает опасные прижимы на поворотах. Особенно извилиста Шарья после деревни Беглово, по выходе из леса. На этом участке нет хороших мест для устройства бивака.
Ниже река становится все более полноводной и извилистой. В районе деревни Опалево ширина реки ходит до 30 метров. Препятствий нет. Перед деревней Большая Отока Марья принимает справа свой самый большой приток - Ингорь. От деревни до места впадения в Оскую остается 2 километра. На этом участке по левому берегу хорошие места для лагеря в сосновом бору.
Выйдя в Оскую, надо повернуть налево - вниз по течению. На этом участке Оскуя - широкая река, более 50 метров, с слабым течением. На повороте реки на северо-запад - старинное село Оскуй, вытянувшееся вдоль реки почти на 2 километра. В центре села проходит новый железобетонный мост на шоссе Будогощь - Чудово. Слева от моста - сквер с памятником советским воинам. Здесь же находятся магазины, столовая, старинный кирпичный купеческий дом, а также остановка автобуса, идущего на Чудово. При необходимости здесь можно закончить маршрут.
От моста в Оскуе до устья остается 22 километра. В отдельных местах ширина реки доходит до 100 метров. На первых четырех километрах от села по обоим берегам тянутся узкие поляны, за ними лес. Иногда к самому берегу подходят одиночные дубы. Ниже русло раздваивается на две почти одинаковые протоки. Идти надо левой, придерживаясь левого берега, так как здесь около маленького озерца есть место для стоянки. При низких, затопленных берегах таких мест мало.
Затем к реке с обоих берегов подступают лес и дубовые рощи. Через несколько километров начинаются разливы, вызванные подпором весеннего Волхова. Лес отходит к сторону, и прибрежные озера - Погорелье, Ваволь, Пучинное и другие - сливаются в один огромный разлив. Русло Оскуи с трудом можно определить только по вершинам прибрежных кустов.
Единственное сухое место в этом царстве воды - небольшой островок с остатками строения. От островка в южном направлении отходит насыпь проходившей здесь когда-то железной дороги. Устои моста сохранились перед селом Оскуя. Остановиться здесь на ночлег можно только в крайнем случае - здесь негде достать дров. Переход разливов может быть осложнен при сильных ветрах.
Мест для стоянок нет. Однако своеобразие этих мест, необычность плавания не могут не привлечь туристов.
Дальнейший путь проходит вдоль левого берега Волхова. Первый заметный ориентир - устои бывшего здесь когда-то железнодорожного моста. Лес затоплен. Особенно большой многокилометровый разлив начинается перед устьем левого притока Волхова - реки Кересть.
Весь этот разлив отгорожен с юга трехкилометровой дамбой, ведущей к Грузинской паромной переправе. Плыть надо в южном направлении, придерживаясь правой стороны разлива. Основной ориентир - столб с надписью: "река Кересть". Насыпь дамбы с обеих сторон окружена водой. У восточного края ее хорошо виден поселок. На дамбе расположены два моста. Первый перекинут через узкий и длинный залив, соединяющийся с рекой Кересть, второй - через саму реку.
Дальнейший путь до Чудова проходит вверх по Керести. Течение почти не чувствуется из-за подпора разливом Волхова. По мере продвижения вверх берега повышаются, и наконец река полностью протекает в пределах своего русла. По берегам - дубовые рощи. Живописным заливом выглядит устье ручья Млинского - правого притока Керести. По берегам - хорошие места для лагеря.
Отсюда до платформы станции Чудово железнодорожной линии Москва - Ленинград 200 метров.


Маршрут № 31
Река Мга и река Нева от станции Погостье до Ленинграда

Протяженность - 144 километра.
Число ходовых дней - 6 - 7.
Сезонность - 30 апреля - 15 мая.
Категория сложности - 1, усложненная.
Схема 9.

Река Мга, левый приток Невы, берет свое начало из Малуксинского озера и впадает в Неву на 55-м километре. В верховье река протекает в низких, заболоченных берегах. От деревни Петрово до Сологубовки они повышаются, местами становятся обрывистыми. Дно песчаное, местами галечное, на порогах - каменисто-галечное с отдельными валунами, на некоторых участках - известковые плиты, образующие ступени. Берега заросли смешанным лесом. Много завалов.
В Великую Отечественную войну по Мге проходила линия фронта. На левом берегу и сегодня еще видны обвалившиеся траншеи и блиндажи. В феврале 1942 года Погостье было отбито у фашистов бойцами 54-й армии Волховского фронта, освободившей также поселки Кондуя и Виняголово.
Начинается маршрут от станции Погостье железнодорожной линии Мга - Кириши. От платформы до реки--100 - 150 метров. В районе станции берега низкие, болотистые. Вначале река очень извилистая, ширина ее 3 - 4 метра, часто встречаются завалы. К концу второго ходового дня нужно дойти до моста на дороге Шапки - Малукса. Здёсь берега высокие, сухие, много хороших мест для стоянок. В полутора километрах ниже деревни Ерзумово начинаются каменистые перекаты, которые с небольшими перерывами тянутся до деревни Петрово. Остановиться на ночлег можно на правом берегу, не доходя 3 километров до моста на шоссе на Сологубовку: впереди сложный участок реки, и его лучше проходить утром.
Здесь на протяжении 7 километров Мга прорезает известняковую гряду, образуя многочисленные пороги, шиверы и водосливы. Кроме того, предстоит обнос моста. Проходить препятствия следует частями, с предварительным осмотром.
При высоком уровне воды для опытной группы весь участок проходим, в противном случае в ряде мест необходимы проводка судов и даже короткие обносы.
Останавливаться на ночлег лучше не доходя поселка и железнодорожной станции Мга. Последнее препятствие - обнос плотины перед водокачкой в поселке Мга, а там недалеко и устье.
В годы Великой Отечественной войны Мга была превращена фашистами в мощный узел обороны, и только в январе 1944 года бойцы 67-й армии разгромили их гарнизон и освободили Мгу.
Выйдя в Неву, надо держаться за пределами фарватера и при встрече с судами не подходить близко к стенке набережной: байдарки может захлестнуть или перевернуть отраженной волной. Проходить мосты надо только в несудоходные пролеты. Закончить маршрут удобно у Петропавловской крепости, в районе моста через Кронверкский пролив.
Прервать маршрут можно в Сологубовке или в Мге.


Маршрут № 32
Река Тосна из района станции Радофинниково до города Тосно

Протяженность - 66 километров.
Число ходовых дней - 3.
Сезонность - май - сентябрь.
Схема 9.

Река Тосна вытекает из болот, в 5 километрах северо-западнее деревни Поддубье, и впадает в Неву слева на 44-м километре от устья. Длина Тосны - 121 километр, ширина - от 5 до З0 метров, уклон - 0,49 м/км. Протекает по Приневской равнине. По берегам - смешанный лес, много болот. На участке между Ульяновкой и Никольским (6-й км) река прорезает толщу силурийских известняков и имеет крутое падение, образуя ряд порогов и перекатов.
Подъезд к началу маршрута - станция Радофинниково железнодорожной линии Ленинград - Новгород. От станции до моста через Тосну идти по полотну в сторону Ленинграда 3-4 километра. Собрать байдарки можно на правом берегу у моста. Здесь берега Тосны низкие, болотистые. Часто встречаются завалы. В русле попадаются одиночные валуны, а на поворотах - песчаные косы.
В деревне Глубочка, в зависимости от уровня воды, может потребоваться короткий обнос низкогабаритного моста. Ниже деревни завалы исчезают, встречаются быстрины и несложные перекаты. После деревни Гутчево берега повышаются до 4 - 5 метров. Появляются живописные выходы красного песчаника. По обоим берегам хвойный лес чередуется с лугами.
Поблизости от деревни Андрианово на высоком берегу стоит старый усадебный - дом бывшего имения Марьино - памятник архитектуры XIX века. Здание построено по проекту архитектора И. Ф. Колодинова. Здесь в гостях у хозяйки имения княгини Н. П. Голицыной бывал композитор М. И. Глинка.
Маршрут заканчивается в городе Тосно. Удобное место для разборки байдарок - на левом берегу за железнодорожным мостом. Отсюда до станции - 400 метров.
Поселок Тосно упоминается в Новгородской переписной окладной книге 1500 года. Расположенная на пересечении реки Тосны со старинной ямской дорогой из Новгорода в Корелу, деревня быстро росла. Особенно увеличилось ее население в начале XVIII века.
Петр I, узнав о богатых залежах бутовой плиты на левом берегу реки, приказал переселить сюда крестьян из центральных областей России. О почтовой перекладной станции Тосно писал А. Н. Радищев в своем знаменитом "Путешествии из Петербурга в Москву".
В разное время здесь бывали А. С. Пушкин, писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский, композитор А. А. Алябьев, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов. Значение Тосно усилилось после постройки в 40-х годах XIX века железной дороги. Это было большое, но совсем неблагоустроенное село Царскосельского уезда.
В необычайно тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, разрухи и голода началось здесь строительство новой жизни.
В годы Великой Отечественной войны Тосно было полностью уничтожено фашистами. Современный город выстроен почти заново, и облик его совершенно изменился. В городе создана промышленность, главным образом строительных материалов. Ведется большое жилищное строительство.
Опытной группе в высокую воду можно рекомендовать продлить маршрут вниз по реке до поселка Ивановского. Это удлинит путь на 36 километров. От истока река протекает в невысоких берегах, потом они постепенно повышаются, лес далеко. Не доходя 6 километров до поселка Ульяновка встретится первый порог (60 м). Второй порог - через 2,5 километра ниже, русло - плиты, образующие три ступени.
Приближаясь к первым домам Ульяновки, надо заранее подойти к правому берегу, чтобы не быть затянутым в мощный водосброс у разрушенного железнодорожного моста. Это место можно узнать по остаткам насыпи и береговым устоям. Здесь предстоит обнос по правому берегу (100 м). Ниже водосброса и до шоссейного моста пороги и перекаты встречаются довольно часто. Местами, в зависимости от уровня воды, потребуется проводка судов.
Поселок Ульяновка получил свое название в память о пребывании здесь В. И. Ленина. В 1905 - 1906 годах в этом поселке жила семья А. И. Ульяновой. Перед шоссейным мостом в обрывах правого берега видны входы в Саблинские пещеры, образовавшиеся в конце XIX века в результате разработок кварцевого песка для производства стекла. Штольни идут в самых разнообразных направлениях на многие километры, и посещать их без опытного проводника-спелеолога запрещено. Берега Тосны в районе пещер поднимаются почти отвесными стенами. В береговых обнажениях хорошо. видны разноцветные слои песчаников. Против пещер у уреза воды - выходы голубых кембрийских глин.
На правом берегу реки во второй половине XIX века стояла усадьба "Пустынька", принадлежавшая поэту и драматургу А. К. Толстому. До наших дней сохранился заросший пруд с плакучими ивами на берегу.
За мостом, спустившись до устья левого притока реки Саблинки, можно остановиться и пройти по тропе вдоль правого берега на Саблинский водопад (1,5-2 км). По дороге открывается прекрасный вид на обрывы противоположного берега.
Далее путь лежит вниз по течению до устья Тосны, где расположены два селения: на правом берегу - Ивановское, на левом - Усть-Тосно.
В память о боях, проходивших здесь в 1942 году у Усть-Тосны, на крутом берегу Невы установлен монумент. Надпись на нем гласит: "Здесь храбрые воины Ленинградского фронта нанесли сокрушительный удар немцам и овладели важным предмостным укреплением врага".
В Ивановском маршрут заканчивается, отсюда легко доехать до Ленинграда автобусом или электропоездом.
Маршрут можно сократить на 20 километров, начав его на станции Еглино Новгородской линии. От станции надо пройти 2 километра в сторону Ленинграда до моста через Еглинку. Сборка байдарок - на правом берегу. До впадения Еглинки в Тосну характер берегов такой же, как и у Тосны выше деревни Глубочка.


Маршрут № 33
Река Ижора от станции Антропшино до города Колпина

Протяженность - 31 километр, число ходовых дней - 1 - 2.
Сезонность - май.
Схема 9.

Ижора берет начало из родника у деревни Скворище и впадает в Неву слева на 34-м километре. Длина ее - 76 километров. Большая часть бассейна - луга, пашни, кустарник, леса нет. В верховьях русло сильно зарастает. Дно каменистое, местами песчаное, на порогах - из плитняка с нагромождением валунов. Берега в основном луговые с редким кустарником и одиночными деревьями.
Начинается маршрут от станции Антропшино железнодорожной линии Ленинград - Витебск. От платформы надо пройти вдоль полотна (от Ленинграда) до железнодорожного моста через Ижору (500 м). На левом берегу ниже моста есть удобная площадка для сборки байдарок. Вначале река причудливо вьется в низких берегах, поросших кустами ивы и ольхи, Изредка попадаются одиночные деревья. Вскоре русло делится на две протоки, огибая большой остров (проходить можно любой).
В районе железнодорожной линии Ленинград - Новгород на правом берегу расположен большой дачный поселок. Начиная от первых домов, в русле встречаются подводные камни - одинцы. Дальше путь преграждает мост на проселочной дороге с узкими, низкими пролетами и ниже - железнодорожный мост. Оба моста надо проходить с предварительным осмотром.
После мостов река делится на две протоки, правая - более полноводная, но в ней больше камней. После поселка путь преграждает разрушенный железобетонный мост-плотина с метровым сливом. Байдарки и груз надо обнести по левому берегу (10 м).
В деревне Анколово под мостом на шоссе - короткий порожек с нагромождением камней. Ниже деревни берега повышаются до 8 - 10 метров, встречаются небольшие порожки, разделенные плесами, и одиночные камни. У водозаборной станции река перегорожена каменной перемычкой. Обнос справа 10 метров. Ниже берега еще более повышаются. Особенно высок левый - до 20 метров. В 1941 году по нему проходила линия обороны. От нее остались обвалившиеся траншеи и взорванные доты.
Местами коренной берег отступает, и Ижора вьется в низкой пойме. Кое-где в береговых обрывах видны выходы голубой кембрийской глины, песчаника и известняка. Это, пожалуй, самый живописный участок реки.
Около здания фабрики "Сельхозтехника" Ижора круто поворачивает на запад и делает большую петлю. В начале поворота в русле множество камней, и в низкую воду здесь необходима проводка судов.
На пересечении Московского шоссе стоит деревня Ям-Ижора (15-й км), Ям - старинное название селения на почтовом тракте, жители которого выполняли ямскую повинность - перевозили на своих лошадях почту, должностных лиц, казенные грузы.
В 1919 году в районе Ям-Ижоры были остановлены войска Юденича, а в 1941-м - фашистские армии. В память о сражениях в Великую Отечественную войну установлен обелиск: "Здесь 2/VI 1942 года доблестные воины Ленинградского фронта штурмом овладели мощными укреплениями врага".
За мостом на шоссе течение становится медленнее, берега ниже. Маршрут. заканчивается в городе Колпине у плотины. Отсюда можно на автобусе доехать до вокзала.
В Колпине расположено старейшее предприятие ленинградской промышленности - Ижорский завод, построенный в начале XVIII века для нужд флота и положивший основание городу. На Ижорском заводе был изготовлен броневик, с которого 3 апреля 1917 года В. И. Ленин произнес историческую речь в Петрограде у Финляндского вокзала.
Рабочие завода геройски сражались в гражданскую войну в рядах Красной гвардии. Памятник на берегу Ижоры у плотины напоминает о бойцах, отдавших жизнь в борьбе за дело революции.
В годы Великой Отечественной войны район Колпина был местом ожесточенных боев с наступавшими гитлеровцами. Неувядаемой славой покрыли себя бойцы Ижорского батальона, грудью стоявшие на защите родных рубежей.
Недалеко от города, в нескольких метрах от насыпи Октябрьской железной дороги, стоит монумент "Ижорский таран". Надпись на нем гласит: "На этих рубежах в 1941 - 1944 годах стояли насмерть и победили воины Ленинградского фронта и ополченцы Ижорского завода".
Маршрут можно продлить, если обнести байдарки или объехать территорию завода и спуститься вниз по Ижоре до Усть-Ижоры. Здесь 15 июля 1240 года русские воины под водительством князя Александра Ярославича разбили шведское войско. За эту победу князь Александр был прозван Невским. В 1957 году в память о славной битве в селе Усть-Ижора установлен гранитный обелиск. Неподалеку от него, у нынешнего дома поселкового Совета, установлен другой памятник - участникам войны со шведами в 1788 - 1790 годах.
На этом участке берега Ижоры густо заселены, и мест для стоянки нет. Закончить путешествие можно в районе моста на шоссе на Петрокрепость. Рядом остановка автобусов, идущих к Ленинграду.


Маршрут № 34
Реки Лидь и Чагода от деревни Пелуши до поселка Чагода

Протяженность - 171 километр.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - 10 мая - 15 сентября.
Категория сложности - 1.
Схема 10.

Река Лидь, левый приток Чагоды, берет начало из Пелушского озера, связанного протоками с Мелгозером, Мокозером и Святозером, и впадает в Чагоду на 149-м километре. Длина реки - 146 километров. Протекает она среди живописных берегов, покрытых лесами. Русло в основном песчаное, плесы чередуются с каменистыми перекатами. На своем пути Лидь протекает через несколько озер.
Подъехать к началу маршрута можно от станции Ефимовская железнодорожной линии Ленинград - Вологда. Севернее Ефимовской на берегу старинного Тихвинского канала, между озерами Эглино и Лебедино, возвышается памятник, сложенный из массивных камней. На медной доске надпись: "В память посещений императора Петра Великого между 1712 - 1716 годами". Петра 1 привлекала сюда идея создания канала, соединяющего Соминку и Тихвинку, входящего в систему сквозного пути от Волги к Неве.
От станции на попутной машине или автобусе можно доехать до совхоза "Радогоща". Дальше начинается проселок, доступный в распутицу только вездеходам. Пелуши красиво расположены на перешейке между Поповским и Пелушским озерами, и выбор места для сборки судов не представляет затруднений.
Пелушское озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток на 4,5 километра. В центре оно заметно сужается, образуя как бы два плеса. Западный плес окружен высокими берегами, покрытыми смешанным лесом.
Береговая линия изрезана рядом заливов и бухт. Восточный плес более мелководный, с низкими берегам, особенно в районе протоки из Мелгозера. Из северо-западной части плеса берет начало река Лидь. При низкой воде или ограниченном времени маршрут можно сократить, начав его с Поповского озера, соёдиненного короткой протокой с рекой Лидь.
Озеро Поповское - с низкими, болотистыми берегами. Протока в Лидь - в северо-западном углу, за островком, илистая, мелкая, с большим количеством коряг и полуразрушенных заколов. Берега топкие. При низкой воде - обнос слева (350 м). В месте впадения протоки Лидь вьется в низких берегах, обрамленных осокой и тростником. Далее на пути зарастающее озеро, его надо проходить вдоль правого берега.
У деревни Пожарище русло каменистое, начинаются перекаты. Примерно через 2 километра от деревни на пути встречается разрушенная плотина сельской ГЭС. Обнос справа (50 м). Особо трудные мелкие перекаты начинаются в районе деревни Боброзеро. Ниже поселка путь преграждает мощный бревенчатый завал. Обнос судов по правому берегу (40 м) или через завал.
Далее Лидь протекает через небольшое мелкое озеро с низкими берегами, за исключением западного. Исток реки - в южной части озера. Через 2 километра река впадает в Лидское озеро, протянувшееся на 7,5 километра при ширине 600 метров. Берега его пологие, заняты лугами и пашнями, местами заросшие лесом.
Озеро неглубокое - до 9 метров, дно песчаное. Для стоянки удобен юго-восточный берег (восточнее деревни Пудрино). Здесь хороший песчаный пляж, а за ним смешанный лес, богатый грибами, черникой и брусникой. Исток Лиди - в юго-восточном конце озера. На выходе из озера через реку перекинут мост, а слева - деревня Платониха. Берега низкие. В километре от Платонихи начинаются перекаты.
Перед деревней Тресно на пути стоит вторая плотина демонтированной ГЭС, где суда можно провести, а при высокой воде пройти, но только после осмотра, Ниже плотины берега повышаются, но характер реки тот же - частые перекаты, разделенные плесами. Очень красив участок реки от поселка Лндь до станции Заборье: высокие берега, поросшие смешанными и сосновыми лесами. На этом участке встречаются два моста, под которыми суда надо проводить.
В Заборье удобное место для остановки - на левом берегу, ниже железнодорожного моста. Отсюда идет тропа (вдоль железнодорожного полотна) к центру поселка.
После Заборья на пути встречаются несколько перекатов, шоссейный мост и разрушенная плотина ГЭС. Проводку судов лучше делать через левый ее пролет.
Ниже Лидь принимает свой правый приток - реку Белую с исключительно прозрачной, холодной водой. По ней интересно подняться вверх по течению на 1,5-2 километра до разрушенной мельницы, расположенной в очень красивом месте.
Через 4 - 5 километров от устья Белой надо повернуть направо в протоку из озера Великого. Вначале она сужается до одного метра, а затем делится на ряд рукавов и исчезает в камыше. Идти лучше в рукав, имеющий наиболее сильное течение. Осложняет прохождение большое количество заколов. Затем протока расширяется и переходит в зарастающее мелкое озеро. Курс следует держать на северо-запад вдоль правого по ходу берега в сторону железнодорожного моста линии Кабожа - Подборовье. Под мостом - узкая, но проходимая протока. Далее она расширяется и приводит в озеро Великое. Для стоянок удобен западный берег, покрытый сосновым и смешанным лесом. Здесь стоит сделать дневку, после чего тем же путем вернуться в Лидь.
После протоки из озера Великого Лидь становится полноводнее, а перекаты более проходимые. Километров через 10 на левом берегу покажутся дома железнодорожного разъезда и поселка Тургошь. Лидь течет в высоких красивых берегах с прекрасным сосновым бором. После моста на проселочной дороге на Тургошь идти внимательно, так как поперек русла натянут трос водомерного пункта. Ниже предстоит проводка судов под шоссейным и железнодорожным мостами, а затем обнос справа мощного завала около низкогабаритного моста (50 м). На этом препятствия на реке Лидь заканчиваются, если не считать короткого переката перед устьем.
Выйдя в Чагоду, следует повернуть налево вниз по течению. Чагода шире Лиди (40 м), по берегам леса чередуются с полями. После железнодорожного моста в Чагоду впадает ее правый приток - река Песь. От этого места река называется Чагодоща. От устья Лиди до поселка Чагода, где маршрут заканчивается, встречаются 6 перекатов, проходимых по главной струе.
Чагода - районный центр Вологодской области. Отсюда до станции Подборовье ежедневно идет поезд, два вагона которого имеют сообщение с Ленинградом.
Удобное место для разборки байдарок - на левом берегу, возле пляжа, откуда до железнодорожной станции 500 метров. Магазины, почта и медпункт имеются в населенных пунктах Радогощь, Лидь, Заборье, Тургошь.
В высокую воду маршрут можно удлинить на 18 километров, начав от Святозера, и через Мокозеро и Мелгозеро выйти в озеро Пелушское. Подъехать можно поездом узкоколейки лесовозной трассы, начало которой в 1,5 километра от железнодорожной станции Заборье. При этом варианте маршрут будет соответствовать II категории сложности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: