- Гуру дроха - страшная вещь. Врождённая слепота - одно из последствий гурудрохи в предыдущем воплощении. То же относится к депигментации кожи, которая имеет место, например, у альбиносов и больных лейкодермией (витилиго), которое на санскрите называется швитра ("белая проказа"). Но даже люди, имеющие просто бледную кожу - этот признак может быть обусловлен влиянием Солнца в гороскопе, - тоже в прошлом получили проклятие от своих гуру. На Западе много, очень много людей с белой кожей, не так ли? Белая раса - "бледнолицые" - вот уже пять веков твердит о своём божественном превосходстве над "цветными". Они внушают нам, что мы низшие существа, потому что наша кожа темнее, чем у них. Но я думаю, что низшие они сами, потому что не могут переносить солнце, ни в прямом, ни в переносном смысле. Что значит в переносном? В джотише Солнце представляет собой душу, а кто есть учитель для своего ученика, как не воплощение Верховной Души, Вечного Абсолюта? Гуру дроха так страшна, потому что она есть бунт против Реальности. Многие современные молодые индийцы сейчас стремятся найти себе пару среди белых - по-моему, это безумие.
Я машинально взглянул на свою бледную кожу.
- Неудивительно, что на Запад едут сплошь фальшивые гуру. Если ты обманул своего гуру в прошлом, то почему бы теперь ему не обмануть тебя? Что оплачено, то и получено - это и есть закон кармы.
- Но почему? Почему люди на Западе стремятся к знанию из ложных побуждений? Почему вместо гуру им достаются одни обманщики?
- Потому что большинство западных людей в глубине своей души асуры. Все небесные существа, в том числе и асуры, должны куда-то приземлиться, когда падают с небес. Многие асуры - любители потешить себя мясом, сексом и алкоголем - рождаются на Западе и продолжают это потворство плоти. И вдруг кто-то из них просыпается. Таких немного, единицы. Тогда вступает в силу эгоизм, присущий асурам. Узнав ничтожную малость, они воображают, что знают всё. Едва научившись медитировать, они называют себя гуру. Но что они знают из индийской мудрости? Да ничего! Сейчас они только начинают прикасаться к нашей духовности. Им предстоит у нас учиться ещё как минимум пятьсот лет. Дворовый пес какого-нибудь риши мог бы учить их сто лет - и то не успел бы отдать всего, что знает. Западные люди так отстали от нас в духовности, что ничего не стоит сделаться среди них звездой. Для наших так называемых свами это детские игрушки: поехать за границу и одурачить этих обезьян своим так называемым знанием. Я вот что тебе скажу: настоящий гуру поедет на Запад только тогда, когда люди там поймут, что они созрели для настоящего знания, и позовут Шукрачарью.
|
- И где же им искать Шукрачарью?
- Не надо никаких поисков. Когда они искренно захотят, он появится сам. Они его ученики, и он за них отвечает. Это великое благословение - быть учителем или царём асуров, в этом положении ты можешь изменять их в лучшую сторону. Но к сожалению, они легко возвращаются к своим старым привычкам, потому что их внутренняя природа неизменна. Я называю людей асурами, когда при всём своём стремлении к садхане они, кажется, не в состоянии подчиниться простейшим правилам дисциплины. Я пытаюсь им помогать, но большинству из них ещё очень далеко до духовности, и я от них устаю.
|
Я подумал об одном из духовных "детей" с Запада, к которому Вималананда относился очень неплохо. Он прочитал "Упавана Виноду", посвящённый растениям аюрведический текст, в котором сообщалось, что если поддеревом закопать некоторые странные предметы, то цветы или плоды дерева достигнут размеров слоновьего хобота. В своём письме Вималананде он несколько пренебрежительно усомнился в действенности этого предписания. Я не усмотрел в этом "чего особенно вредоносного, но Вималананда вдруг разразился вспышкой гнева. Он потребовал, чтобы я в ответном письме посоветовал этому заблудшему типу испытать это средство на себе и отрастить себе пенис величиной с хобот слона. Расстроенный и наказанный своим faux pas[8] гребенок" спрашивал в следующем письме, каким образом он может вновь обрести благорасположение Вималананды. Однако Вималананда не умел сердиться подолгу и всегда с удовольствием прощал, так что отношения были немедленно восстановлены.
Прощал - но не забывал. Досадный случай с "Упавана Винодой" подлил масла в огонь его антизападного монолога.
- Отчасти проблема определяется путём, которым пошла западная культура. У Запада и Востока столько противоположных чёрт, что нечего удивляться, если люди двух половин Земли не могут понять друг друга. Например, выражению лица в индийском танце уделяется гораздо больше внимания, чем в европейском балете. Лучшие индийские танцоры могут выразить мимикой лица все оттенки чувств, не прибегая к другим частям тела. Или возьми haute couture[9]. До недавнего времени символами мужской чести были усы и тюрбан. Если у жителя Раджпута сбрить усы или сорвать с него тюрбан, он не перенесёт позора и совершит самоубийство. Но теперь и мы переняли западную манеру судить всех по обувке. Каждый теперь первым делом смотрит тебе в ноги - какие туфли на тебе надеты и хорошо ли они надраены.
|
- А возьми секс. Мы в Индии, по крайней мере некоторые из нас, ещё не забыли, как наслаждаться сексом. И я имею в виду не только тантристов, чьи сексуальные практики как небо от земли далеки от тех глупостей, которые ваши американские "специалисты по тантрическому сексу" о них сочиняют. Наши правители тоже умели ценить в сексе изысканность. Вспомни императора Акбара: это был не просто благородный, но многосторонне развитый человек. Он изобрёл бирьяни, знаменитое блюдо из мяса и риса, и джеляби, всем известную сладость. Он даже вывел свой собственный сорт манго. В некоторых районах Северной Индии до сих пор можно встретить аам-э-акбари и аам-джехангири, сорта манго, которые он вывел вместе со своим сыном. Во времена Акбара придворные садовники поливали и кормили эти деревья кровью, шафраном, марихуаной, мускусом и многими другими вещами, которые постепенно проникали в плод и придавали мякоти изумительный шафранный оттенок.
- Кровью?
- Да, для манго это лучшее удобрение. Вот куда стекается почти вся кровь с боен Деонара. Деонар - это пригород Бомбея, в котором сосредоточены крупнейшие в Азии бойни.
- Значит, съедая манго, я, возможно, пью чью-то кровь?
- Да, а съедая банан, ты, возможно ешь крысу, потому что для бананов лучшее удобрение -дохлая крыса.
У меня свело челюсти от омерзения.
- Закон кармы, милый мой, закон кармы. Как бы там ни было, плод манго с дерева Акбара дарит тебе чудесное опьянение, которого хватает на целый день. Теперь ты понимаешь, что наслаждение Акбара было столь же изысканным, как и его плоды. Желая предаться любовной игре, он половину манго оставлял у себя, а половину посылал любимой жене. Это было для неё знаком, что император вечером вызывает её к себе, и она готовилась соответствующим образом. Вечером они съедали каждый свою половину, и когда подходило время свидания, они изнемогали от томительных приливов нежной страсти. Любовная игра удавалась на славу.
- Вот каким утончённым сексом наслаждался Акбар. Найдём ли мы на Западе нечто подобное? Нет, потому что секстам стал занятием обыденным и легкодоступным. Ты видишь девушку, она тебе нравится, ты подходишь к ней и говоришь: "Как насчёт приятного времяпрепровождения?" Если она не против, вы ложитесь в постель. Никаких тебе прелюдий, никакой романтики. Секс на Западе теперь рассматривается как простая телесная функция, которую надо удовлетворять всякий раз, когда к этому есть позыв. Неудивительно, что Запад погряз в извращениях. Что остаётся от секса, лишённого таинственности и эмоциональных переживаний, кроме голого технического умения?
- Ты хочешь сказать, что в Индии мы повсюду находим образцы утончённого секса?..
- Да нет, конечно! Забудь об этом! Люди на Западе по крайней мере не так закомплексованы, как нынешние индийцы. Современные индийцы просто безнадёжны, когда дело касается секса.
- Разве ты сам не говоришь всегда, что некоторых западных людей вполне можно научить правильно выполнять тантрическую садхану?
- Говорю, но вот в чём вопрос: смогут ли они достаточно долго обходиться без секса? Если нет, то о контроле над сексом не может быть и речи. Люди на Западе живут в таком темпе, что им кажется, будто всё можно сделать сразу. У них нет никакого терпения. Большинство из них полагает, что всё желания, в том числе сексуальные, должны удовлетворяться немедленно. Но утончённость не терпит спешки. Она требует времени и внимания. Она приходит постепенно и занимает своё место в любой сфере жизни, особенно в духовной и сексуальной, нужно только перестать спешить. На Западе думают, что духовные стремления удовлетворяются точно так же, как сексуальные. Неудивительно, что вместо гуру им достаются одни обманщики.
- Должно быть, у тебя есть теория, объясняющая эти различия между Востоком и Западом...
Я знал, что такая теория была.
- Причина этих культурных различий в том, что у людей на Востоке и на Западе слишком разная свабхава, то есть внутренняя природа. У западного человека есть три главные врождённые черты. Во-первых, он хочет делать деньги и заработать свой миллион. Деньги являются для него богом, тут нет никаких сомнений. Во-вторых, заработанное он хочет истратить на наслаждения. Он не видит смысла в накоплении. В-третьих, он всё рассчитывает: первый этап, второй этап, третий этап. Эти три черты показывают, почему многие на Западе путают коммерцию и духовность.
- Одного садху однажды пригласили в США. Американцу, который занимал в самолёте соседнее кресло, стало любопытно: что за бритоголовый тип в шафрановой робе сидит рядом с ним, и он спросил: "Простите, сэр, кто вы?" Садху ответил: "Как раз на этот вопрос я и ищу ответ". Американец сообразил, что наткнулся на непростого субъекта, и задал другой вопрос: "Как же вы ищете ответ?" Садху сказал: "С помощью "Ом". Американец подумал, что что-то в этом есть. Как и большинство американцев, он был неплохим бизнесменом. Во время посадки в Лондоне он позвонил в Нью-Йорк и попросил своих друзей встретить его. Самолёт снова поднялся в воздух, и американец обратился к садху: "Прошу вас, положите руку мне на голову". Садху положил руку, и американец запел: "Ом, ом, ом. Теперь я ваш ученик. Вы должны руководить мной". Садху не знал, что и думать. В Нью-Йорке их встречала целая толпа. Бедный садху не знал, что всё это подстроено заранее. Он думал, что всё происходит естественно, и отдался потоку событий. Вскоре он уже разъезжал по стране, читал лекции, вёл группы медитации и так далее. На рынке появились наволочки "Ом", книги "Ом", конфеты "Ом" и масса других "омов".
- Поучаствовав в этом некоторое время, садху сказал своему американскому партнёру: "Что ты со мной сделал? Я то говорю сам, то выслушиваю других, мы вечно мотаемся из города в город. Я потерял покой. Я хочу назад, в Индию". "Ученик" ответил: "Но, свами, зачем же назад? На вашем счету в банке два миллиона долларов!" На это свами сказал: "Зачем мне два миллиона долларов, если я потерял покой? Будь моим главным учеником, бери все деньги и веди дело. А я поеду в Индию. Мне нужен душевный покой". Так и произошло. Один обрёл душевный покой, а другой - успешное дело, которое принесло ему много денег и наслаждение жизнью.
- Что означает хорошие кармы на его расчётном счету.
- Совершенно верно. Америка - уникальное место для снятия их со счёта, поскольку именно здесь последствия коммерциализации наиболее ощутимы. Почему? Из-за особенностей гравитации в этой части земного шара.
- Из-за особенностей гравитации?
- Да, из-за них. То, что Индия всегда была уникальным местом, объясняется здешними особенностями гравитации и отчасти качествами воды. Индия никогда не станет образцово коммунистической страной, потому что наши люди стоики по натуре. Они верят в то, что смерть ещё не конец всего, что есть другая жизнь, и поэтому в этой они не создают себе лишних проблем, не стараются слишком ради её облегчения. Если бы не вера в жизнь после смерти, мы бы давно сделались коммунистами. Во время голода в Бенгалии в 1942 году - а даже западные историки соглашаются, что этот голод был вызван искусственно, с целью потуже набить карманы нескольких богачей, - голодные люди в Калькутте обступали шикарные отели и просили пищи у тех, кто выходил из ресторана после обеда в семь или десять блюд. И никогда не было такого, чтобы голодающие, объединившись, штурмом взяли отель и добыли себе еды. Даже умирая от голода, они никогда не шли на грабёж. Почему? Они помнили закон кармы. Эти люди имели право украсть и насытиться, но они так не делали. Вот что такое Индия.
- Что же - в Индии все поголовно святые? Последний нищий - и тот святой?
- Как бы не так! Мир не видывал таких злодеяний, какие совершались здесь! Тот же искусственный голод, или виша канья. Я только хочу сказать, что большинство индийцев ещё не забыли, что своими несчастьями они обязаны собственным плохим кармам в прошлом, что переживаемое страдание есть следствие предыдущих действий. Поэтому они семь раз подумают, прежде чем бороться со своей нищетой. Индия - это сберегательный банк хороших карм, по крайней мере для большинства населения. Мы верим в последующую жизнь и работаем для неё. Сегодня и Индия страдает от последствий американизации, но раньше мы предпочитали накапливать добрые кармы и использовать их только в случае крайней необходимости. Ту же философию мы прилагали и к деньгам. Даже сейчас индийцы более склонны копить, нежели тратить. Ты слышал, что по оценке одного английского экономиста, треть мирового богатства закопана в песках Раджастана? Судя по тому, что я вижу здесь, я даже сказал бы, что эта оценка занижена. Скорее всего там больше, но уж никак не меньше.
- Западные страны, и в частности Америка, - это место, где ты снимаешь хорошие кармы со своей сберегательной книжки. Можно сказать, что люди там живут на свою кармическую пенсию. Они трудились и страдали многие жизни и вот теперь пожинают плоды - и швыряют их направо и налево! Кое-кто выполняет садхану, я уверен, но сколь ничтожно число тех, кто накапливает аскезу, по сравнению с теми, кто её тратит!
- Подумай о слове "саха", что значит "терпеть", "терпеливо переносить тяготы жизни без осуждения и ропота". Поменяй местами слоги, и получится "хаса", что значит "смеяться". Если перетерпеть злые кармы в начале жизни, то можно достичь цели и беспечально жить в конце. Тогда тебе останется только радоваться и смеяться, как сумасшедшему, оттого что всё так здорово получилось.
Но если ты предашься наслаждениям в начале жизни и истратишь все добрые кармы, конец твой будет плачевным. А поскольку твои мысли на момент смерти определяют твоё будущее рождение - ангпе матих са гатих - твоя будущая жизнь тоже, по всей вероятности, окажется не сладкой. Всегда лучше перетерпеть то, что посылает судьба. В конце концов ты обязательно получишь награду, это несомненно. Но если тебе хочется посмеяться сейчас, то потом придётся плакать. Помнишь старую поговорку: "Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним".
- Трудно сказать, что произойдёт, когда Америка исчерпает запас добрых карм и у неё останутся только дурные. Западное общество не ведает, куда идёт. За счёт своего богатства оно купается в роскоши и уничтожает животных. Бедные страны, такие как Индия, не могут себе этого позволить, по крайней мере в таких масштабах. Но настанет срок, и за всё придётся платить, и тогда Запад рухнет, истинно говорю тебе, - рухнет! Уже сегодня заметны признаки разложения. Например, телевидение - потрясающая вещь, ставшая наркотиком для миллионов. Сколько людей, прежде всего западных, находят в телевидении единственное средство подхлестнуть свои чувства! Многие люди на Западе живут как заведённые механизмы, даже любовь у них превращена в технику.
- Западные люди впали в зависимость от своих устройств и благоустройств и не представляют жизни без них, так же как мы не можем обходиться без прислуги. Люди Запада стали рабами машин. Мы же - рабы своих слуг. Они могут тиранить нас, но мы только отшучиваемся, потому что они нужны нам для выполнения нашего дела. На Западе думают, что внедрение машин решило эту проблему. Разумеется, машина не пойдёт бастовать, ей не нужны перекуры, и никакие эмоциональные проблемы не снижают её эффективности. Но в определённом смысле машины - тоже живые существа. Механизм говорит: "Итак, ты создал меня своим рабом? Прекрасно. А теперь - изволь подчиниться!" Так именно и происходит, люди становятся рабами своих машин. Это тоже закон кармы.
- Запад создал для себя нынешний технический рай. Но обошёлся он утратой многих человеческих качеств, а это куда страшнее, чем утрата жизни. Я благодарю Бога за то, что Индия до сих пор остаётся бедной отсталой страной, за то, что здесь всё ещё сохраняется человечность. Сохраняются традиции, к которым можно вернуться, сохраняется неповторимое мировоззрение, на которое можно опереться. По-моему, Индия - чудесное место для жизни. Здесь есть всё: хорошее и плохое, и ты не защищён ни от того, ни от другого. У тебя нет другого выхода, как только учиться сотрудничать с жизнью - иногда в самых тяжёлых условиях.
- Быть может, Сатурн, отвечающий за опыт, к которому мы сами отнюдь не стремимся, имеет какую-то особую связь с Индией?
- Безусловно. А почему бы и нет? Мы же поклоняемся ему как Богу. А те на Западе, кто задумывается о Сатурне, называют его дьяволом. Кого бы ты выбрал на его месте?
- Запад на протяжении десятилетий старался отвести от себя всякого рода неудобства, но в конце концов ему, как и нам, придётся учиться работать с реальностью. Сатурн заставит этим заняться. Сейчас Запад опьянен своими техническими успехами и пристрастился к своим удовольствиям, но, как и положено интоксикантам, действие их не будет длиться вечно. Агхори может принимать наркотики и предаваться сексу, но он держит свои действия под контролем. Ни один хороший агхори не позволит интоксиканту взять верх над его умом. Пристрастие ко всему, кроме Бога, - это путь к ничтожеству. Пристрастие к Богу - единственная дорога к счастью.
Глава 6. Город обманов
Бомбей играл всё более важную роль в моей жизни, и я постепенно начинал понимать, почему Вималананда оставил жизнь бродячего садху, которую он вёл долгие годы, и решил снова поселиться в городе. В Бомбее сплелось множество его рнанубандхан, и только физическое присутствие позволяло развязаться с ними. Ежедневно к нему приходили просители с длинными списками желаний, но мало кто интересовался лично им или его положением. Едва ли эти люди представляли собой нечто большее, чем простое воплощение кармических долгов, старавшихся уловить его в свои сети. Участие в игре его Джайи и Виджайи (то есть Рошни и меня) ещё меньше интересовало их. К счастью, никто из них не обладал силой Санаткумары, иначе их проклятия надолго обеспечили бы Вималананду работой по спасению своих сторожевых псов от падения в Паталу. Мы с Рошни действовали различными путями, но с одной и той же целью: насколько возможно оградить Вималананду от пьющих его энергию вампиров и не дать квартире окончательно превратиться в сумасшедший дом.
Духовные "дети", за исключением Пареха, обычно приходили по вечерам. День приносил более беспокойных посетителей: музыкантов, астрологов, врачей, юристов, политиков, бизнесменов, самозванцев, бродяг, чудаков и прочих никчёмных гостей, каждый из которых надеялся выгадать что-то для себя. Здесь было много специалистов в своих областях, как например, Сайд Сахиб, араб, однажды познакомивший Вималананду с нефтяным шейхом. Я впервые увидел Сайда в доме Вималананды, когда он пришёл с двумя огромными стеклянными банками, поставил их и целый час упорно вглядывался внутрь, словно пытаясь увидеть там сумму, которую он мог выручить за продажу этих банок. Когда он наконец ушёл, я спросил Вималананду, что это за человек.
- Сайд Сахиб? Да это же гений среди жуликов! Говорят, что в тридцатые годы в Калифорнии некоторые умудрялись продавать жалкий кустарник, выдавая его за цветущие апельсиновые рощи. Одни говорят, а другие делают. Сайд занимался подобными вещами прямо здесь, в Индии. Он даже красил лимоны на деревьях - для пользы дела!
- Главный свой трюк он провернул с королевской семьёй Саудовской Аравии. Кто-то из членов семьи захотел потихоньку избавиться от некоторых фамильных драгоценностей. Сайд убедил его, что легко сумеет продать их в Бомбее, так что никто ни о чём не узнает.
- На частном самолёте они вылетели в Индию и приземлились на небольшом аэродроме к югу от Бомбея. Сайд позаботился обо всём. Высоким особам предстояло только выложить бриллианты, получить деньги и отправляться обратно. Встреча произошла на взлётной полосе: он - с чемоданом денег, и они - с набором драгоценностей. Сайд открыл чемодан, чтобы показать, что все деньги на месте и всякий обман исключён.
- И в этот момент оглушительно взвыли сирены: "Полиция!" - закричал Сайд, тогда как его сообщники на двух джипах, потрясая оружием, мчались к самолёту. Схватив драгоценности, он втиснул чемодан в руки перепуганных арабов и крикнул: "Скорее, берите деньги и улетайте!" Они так и сделали и уже в воздухе, оправившись от шока, они открыли чемодан - и что же они в нём обнаружили? Газеты! Связки газетной бумаги были аккуратно нарезаны под размер 100-рупиевых купюр и заполняли собой весь чемодан, создавая иллюзию вида и веса.
- Должно быть, они очень огорчились.
- Огорчились! Да они бы разорвали его в куски, содрав перед этим кожу, если бы знали, где его найти! Но ему повезло, он улизнул и в этот раз.
- Значит, он ещё не исчерпал всех своих добрых карм.
- Пока ещё нет.
И видимо, долго ещё не исчерпает, раз Вималананда был от него в таком восторге. У Сайда был и законный бизнес. И он всегда предлагал Вималананде часть денег, которые давал ему шейх, очарованный талантами Вималананды. Так и строились отношения: Сайд предлагал, Вималананда отказывался. Затем Сайд выжидал момент, когда Вималананда отлучался из комнаты, и прятал где-нибудь пачку денег, с тем чтобы мы нашли её позже, как подарочное пасхальное яйцо.
Другой знакомый Вималананды, Сиди Сахиб, хозяин ресторана, держал это заведение как легальную крышу для менее легальных занятий. Я благодарен Сиди Сахибу за то, что он научил меня типично бомбейской манере вежливого прикуривания, когда вы тремя пальцами подаёте сигарету или чиллум своему собеседнику. Сам Вималананда не любил, когда, испытывая его, Сиди время от времени преподносил ему таким образом марихуану или гашиш, смешанный с мышьяком, аконитом или другими ядами для усиления эффекта. Но он выкуривал смесь и некоторое время пребывал под её влиянием, а затем отсылал её вредоносное действие обратно к Сиди. В результате тот на несколько дней попадал в больницу и временно прекращал свои испытания.
Великий почитатель Шивы, Сиди Сахиб построил возле своего ресторана храм, в котором священник каждый день совершал поклонения. Когда служителя культа уличили во flagrante delicto[10] с женщиной внутри храма, разразился скандал, который достиг ещё большей силы на следующее утро, когда расчлененное на куски тело священника обнаружили возле гробницы. "Шива рассердился на него за прелюбодейство и наказал его", - последовало объяснение. Про Сиди ходили слухи, что, не поладив с компаньоном, он не просто убивал его, но готовил из его тела блюда, которые затем с надлежащей филантропической помпой преподносил бедным вдовам и детским домам. Бедняки любили Сиди, полицейские ненавидели, соперники - трепетали. Для нас с Рошни он был ещё одним клоуном в цирковом представлении Вималананды.
Но я лично считал самым отвратительным персонажем этого небывалого шоу музыканта по имени Шантилал. Ему нельзя было отказать в таланте, но голос его был столь же противен, как и вся его личность, выражавшаяся на его угреватом лице, которое больше всего походило на сгнившую репу. Меня выводило из себя его высокомерное обращение ко мне. У меня портилось настроение каждый раз, когда он являлся в дом и я должен был принести ему чашку специально приготовленного чая с кардамоном. Я чувствовал унижение. Заметив моё отношение, хозяин цирка быстро ставил меня на место.
- Ты что так разволновался? - В голосе его слышалось раздражение. - У тебя такая рнанубандхана с Шантилалом, что ты должен служить ему. Ты просто отдаёшь ему долг. Что тут такого страшного? Расплатись с ним сейчас и забудь об этом, если не хочешь оттягивать на потом. Кроме того, это любопытный субъект. Подумай о нём немножко, он же ходячая больница. Сейчас его больше всего беспокоит артрит коленного сустава. Современные средства облегчают боль на несколько дней, а потом она возвращается снова. Аюрведа могла бы ему помочь, но ждать результатов пришлось бы как минимум полгода, а ждать он не хочет.
- Я помогаю Шантилалу, потому что меня тоже связывает с ним рнанубандхана. И прошлая жизнь тут ни при чём. Он помог мне в этой, когда я находился в критической ситуации, и я задолжал ему. Это было тогда, когда умер мой сын Рану, а у меня совершенно не было денег на кремацию. Шантилал только что получил деньги за выступление и, увидев моё бедственное положение, отдал мне всё без остатка. Только тогда я смог похоронить сына. Конечно, потом я вернул долг, но не могу же я забыть, как он выручил меня из беды. Другой мог бы забыть, но не я. И я не могу расплатиться с ним одними деньгами, потому что он дал мне нечто большее, чем просто деньги. Даже Рану, где бы он сейчас ни был, всё ещё должен кое-что Шантилалу за помощь в избавлении от старого тела.
- Я должен отплатить Шантилалу за искреннюю любовь и участие ко мне в бедственные времена, но я не хочу брать на себя его кармы. Он заработал себе артрит главным образом из-за шлюхи, к которой повадился ходить. Он тратит на неё слишком много денег, в результате страдает его семья. Из-за слишком частого секса он теряет оджас, и его суставы ослабевают. Избыток секса обычно первым делом бьёт по коленям.
- Я пытался убедить его оставить эту женщину. Даже Природа убеждала его: однажды в постели они почувствовали сильное жжение в интимных местах, как будто их прижгли сигаретой. Но и это не помогло. Как бы там ни было, моё дело подумать о законе кармы.
Хоть я не одобряю его действий, я должен ему рна. Леча его, я эту рна ему выплачиваю. Не хочу, чтобы после смерти за мной оставались долги.
- Как быть в этой ситуации? Думаю, что лучше всего разыскать духа, у которого есть рнанубандхана с Шантилалом. Очень подошёл бы дух его отца, который умер несчастным, так как перед смертью не успел увидеться с сыном. Теперь, став эфирным духом, он может войти в тело Шантилала, так что тот даже не узнает об этом. Когда? Ближе к рассвету, пока Шантилал крепко спит. И тогда дух, как эфирное существо, может буквально "выбить" нечистоту из тела, начиная с коленных суставов. Постепенно всё тело может излечиться.
- Однако Шантилал продолжает тратить энергию со своей проституткой, поэтому артрит может вернуться. Но это уже будет его проблема. Главное, он получит то, к чему стремится, - облегчение. И отец получит то, к чему стремится, - снова быть со своим сыном. И я буду доволен, так как рассчитаюсь с этой рнанубандханой без явных действий с моей стороны.
Вималананда покачал головой.
- К сожалению, Шантилал никогда неумел извлекать пользу из общения со мной. В прошлом году я с трудом заставил его спеть для меня рагу "Кедара", а теперь он по непонятным причинам бросился посещать святые места, чего никогда раньше не делал. Он так проникся "святостью", что когда я рассказал ему о своём намерении ещё раз посетить Штаты, он воскликнул: "Зачем тебе ехать в эту страну похоти и мясоедства?! Чем плохо у нас на родине?" Он забыл, сколько всего я повидал в родной стране за свою жизнь, пока он развлекался в постели с покупными девицами.
- Он не спрашивает себя, отчего это он вдруг пустился в паломничество, он слишком эгоистичен для этого. Хотя ему следовало бы об этом задуматься. Ему не хватает мозгов самому подумать о таких вещах, его голова занята мыслями о женщинах и о том, что у них спрятано под сари. Поэтому его ум силой поворачивается к Богу, так что, может быть, в момент смерти он и вспомнит Бога. Если так, то он получит шанс на хорошее перерождение - анте матих са гатих, - даже если скверные кармы числятся за ним в нынешней жизни.
- Значит, паломничество - неплохая вещь?
- Очень хорошая.
- Поэтому святые пускаются в странствия?
- Не только поэтому. У хорошего святого ум всегда повёрнут в направлении Бога. Святые совершают паломничество, чтобы насладиться близостью любимого божества, а также чтобы очистить святое место, где живёт их возлюбленный.
- Которое требует очищения после таких людей, как Шантилал?
- К сожалению, да. Вспомни также кражу изумрудов царя Кришнадеварьи из храма на юге.
Если появление Шантилала не доставляло мне никакой радости, то с каким восторгом встречал я у дверей старинного друга Вималананды Чоту! Обычно он проводил у нас целый день, предаваясь воспоминаниям о давно минувших временах, когда у Вималананды была молочная ферма и каменоломня. Рассказывал истории о том, как однажды Вималананда чуть было не разбился насмерть в кабине потерявшего управление грузовика, или о том, как, экспериментируя со взрывчатыми веществами, Вималананда однажды по недосмотру запустил в небо многотонную глыбу, которая, просверлив облака как пушечное ядро, приземлилась на соседнем острове.