Глава 3. Заводилы и жеребцы 5 глава




- Нарада подошёл к Сатурну и сказал: "Ты, самый могучий из всех планет, лежишь тут ничком перед Раваной и пальцем пошевелить не смеешь". Сатурн ответил: "Правильно, именно потому, что я лежу ничком, я не могу взглянуть на Равану и, значит, не могу повлиять на него. Скажи ему, чтобы он велел мне перевернуться, а всё остальное я сделаю сам". Нарада сообразил, в чём дело, и отправился к Раване. Наговорив ему кучу самых приятных вещей, Нарада между прочим заметил, что Равана мог бы ещё сильнее насладиться беспомощностью планет, если бы видел их лица. Раване это предложение понравилось, но как только он велел планетам перевернуться на спины, взгляд Сатурна настиг его, и ум его заколебался. Тогда Равана понял, что значит попасть под влияние Сатурна, как понял бы это любой другой. Что-то заставило его принять предложение Нарады. Но что это было? Отчасти - его собственная свабхава, его врождённое качество. Он был ракшасом, а ракшасы любят Унижать своих соперников. Но если он полностью владел свабхавой, как же он мог, хотя бы на мгновение, утратить этот контроль без всякой видимой причины? А может быть, так подействовал на него Сатурн посредством Нарады? Ясно одно: как только Равана велел планетам перевернуться, Сатурн пронзил его взглядом, и его разум раз за разом стал давать сбои.

- Результаты не заставили себя долго ждать. Первый удар Сатурна Равана получил через свою жену. Она пришла к нему и стала приставать с расспросами: "Ты вот теперь бессмертный, это очень хорошо, но когда ты наконец освободишься от необходимости существования вообще?" Равана подумал: "Боже мой! Я совсем об этом забыл!" Он понял, что жена права. Оставаясь бессмертным, он терял надежду на дальнейшее улучшение. Нужно умереть, чтобы не оказаться в застое. Равана пытался изменить свою природу так, чтобы стать одним из богов, но Природа не позволяла ему этого, ибо тогда было бы нарушено Её равновесие. Так что разум Раваны в любом случае должен был как-то измениться. С желанием смерти у Раваны всё было в порядке, но смерть не могла прийти к нему, пока его разум работал без искажений.

- Равана сделался бессмертным в первую очередь благодаря своей предыдущей аскезе, посвящённой Господу Шиве. И сейчас он решил её продолжить. После долгой и суровой аскезы Раване вновь явилось видение Шивы. Шива спросил: "Чего ты желаешь?" Равана ответил: "Господи, умоляю тебя, дай мне возможность умереть!" Шива посмотрел на него с сожалением и сказал: "Мне очень жаль, но ты должен был подумать об этом раньше. Я уже благословил тебя на вечную жизнь, а ты ведь понимаешь, что всякое моё слово вещее. Разве я могу теперь забрать свои слова обратно?" Но Равана настаивал, и Шива в конце концов сдался. "Хорошо, - сказал Он, - отменить свою милость я не могу, но я кое-что к ней добавлю: парастри харанам, Равана маранам" (Равана умрёт, когда чужую жену украдёт). Такого Равана не ожидал! Он воскликнул: "Великий Боже! Я - царь Ланки, и я должен показывать пример своим подданным. Если я начну воровать, то и они станут поступать точно так же, и я окажусь причиной раздоров и падения нравов. Я никогда не опущусь до столь низких поступков! Как же быть со смертью?" Шива ответил: "Грядёт на Землю воплощение Вишну по имени Рама. Ты отберёшь у него жену, и он вынужден будет убить тебя. Убитый рукой Самого Бога, ты попадёшь в ту райскую обитель, где пребывают воины, павшие на поле брани. Кроме того, твоя смерть послужит предупреждением каждому, кто захочет украсть чужую жену". Так и произошло. Только благодаря своей великой преданности Шиве Равана погиб столь героической смертью. Если бы Шива, бог смерти, не мог даровать смерть своему слуге, какой бы был от Него прок? Люди не знают этой подоплёки и думают, что Равана украл Ситу из сладострастия. Но если бы это было так, стал бы он держать её так долго пленницей в подземелье, не трогая её? Нет, он бы уже давно сделал своё дело.

- Правоверные индуисты считают Равану неисправимым разбойником...

- Не напоминай мне об этих болванах! Что они понимают в "Рамаяне"? Повторяют, как попугаи, то, что где-то услышали.

- Значит, судьба Раваны состояла в том, чтобы сначала стать бессмертным, а потом умереть?

- Казалось бы, так. Он совершил грандиозную аскезу ради достижения бессмертия, но он не сумел бы довести её до конца, если бы это не было назначено ему судьбой.

- Значит, и его смерть - судьба?

- Судьба, и я скажу тебе, почему это было ему суждено. Он и;го брат Кумбхакарна были некогда Джайей и Виджайей, двумя привратниками Вишну. Однажды они по глупости оскорбили четырёх риши, четырёх Санаткумаров, которые прокляли их и отправили на землю в качестве демонов. Тогда Вишну пообещал, что тоже родится на земле, чтобы спасти их. Сначала они родились Хираньякшей и Хираньякашипу, и Вишну соответственно в своих воплощениях кабаном и человеко-львом убил их. Теперь они родились Раваной и Кумбхакарной, и Вишну убивает их в своём воплощении Рамой. Затем они воплотятся снова, и Кришна снова убьёт их. Проклятия и благословения - семь жизней, никуда не денешься. Рама потерял Ситу из-за наложенного проклятия. Парашурама проклял Рамачандру, когда они встретились на поле битвы.

- Парашурама - шестая аватара Вишну, а Рамачандра - седьмая. Не странно ли, что Вишну сражается с Вишну?

- Парашурама ("Рама с топором"), бессмертный,- был брахманом, а Рамачандра - кшатрием, воином. Из-за того, что отец Парашурамы был убит кшатрием, он поклялся, что очистит своим топором всю землю от воинов. И он принялся за дело, и весьма в нём преуспел. Когда до него донеслась весть о Рамачандре, могучем молодом кшатрии, столкновение между ними стало неизбежным.

- Но Рамачандра легко одолел Парашураму и лишил его силы, забрав её себе. Тогда Парашурама в великой досаде на то, что уступил какому-то юнцу, посмотрел с кривой усмешкой на Рамачандру и произнёс: "Ну ладно, детка, ты забрал мою шакти. Это ничего. Но тебя свергнут с твоего царского престола, и ты потеряешь свою шакти, - он имел в виду Ситу, - и тебе будет стоить больших трудов обрести её вновь". Как он сказал, так и случилось. Без этого проклятия не было бы "Рамаяны".

Этот эпизод "Рамаяны" в изложении Вималананды отличался как от санскритского текста Валмики, так и от "Рам Чарит Манас" Тулсидаса. В обоих последних вариантах Парашурама негодует на Раму за то, что тот сломал лук Шивы. Хотя Парашурама настроился на борьбу, Рама отказывается сражаться и заканчивает дело миром, за что удовлетворённый Парашурама дарует ему свою шакти.

Возражения были некстати, но тем не менее я спросил:

- Если Рама отнял у старика всю шакти, что же у того осталось на проклятие?

Но не так-то просто было застать Вималананду врасплох.

- Если бы Рама взял всю шакти, Парашурама умер бы на месте. Но он - бессмертный. Ясно, что какая-то доля шакти у него остаётся всегда.

- Это что-то вроде личной, "неотчуждаемой" шакти? А Рама отнял у него свободно циркулирующую шакти?

- Что-то в этом роде. Слова Парашурамы имели силу. Он был настолько раздосадован случившимся, что полностью отдался эмоциям и говорил сердцем. Вполне возможно, что сам он к этому даже не стремился. Просто что-то давило на него с такой силой, что он вынужден был дать выход этому нечто. И когда слова были произнесены вслух, оказалось, что энергии их достаточно для того, чтобы в будущем реализоваться.

- Кроме того, Природа хотела, чтобы Парашурама так или иначе лишился своей шакти. Оба они, Рама и Парашурама, были аватарами Вишну, но Парашурама уже выполнил свою миссию на земле. Это означало, что Рама имел право забрать себе шакти предыдущей аватары, чтобы с помощью этой добавочной шакти лучше выполнить свою миссию, к которой он только приступал. О том, каким путём произойдёт передача шакти от одного к другому, должна была позаботиться Природа. В данном случае имело место проклятие, при других обстоятельствах это могло бы быть благословение.

- Проклятия, благословения... Уму непостижимо! - только и мог сказать я.

- Куда там! Вот тебе наглядный пример из моего личного опыта. Однажды ко мне обратился за помощью бедный музыкант по имени Дамле. Нижняя часть его тела была парализована, и он зарабатывал себе на жизнь тем, что давал уроки ученикам за несколько рупий в месяц. Когда я посмотрел на него, что-то нашло на меня, и я ударил его ногой. Не знаю, что там случилось, но после этого он снова начал ходить. Позже я сказал ему: "Ты недавно начал учить музыке молодую девушку. Прошу тебя, сделай ей предложение. Вы хорошая пара, вы сможете вместе давать уроки, Вам будет хорошо друг с другом, и у вас не будет недостатка в деньгах". Он послушался моего совета, они поженились и были счастливы.

- Всё это было давным-давно. А несколько недель назад я вдруг подумал: "А как там Дамле? Почему бы мне не навестить его и не узнать, как дела?" Помочь ему я смог, но мне хотелось выяснить силу своего благословения. Она определяется тем, сколько плохих кар„м исчезло или отодвинулось на более поздний срок. Вмешательство в чью-то судьбу - дело нешуточное. Если груз плохих карм огромен, мощнейшее благословение сдвинет его разве что на волосок. Вот почему говорится: гариб ки насеб гариб хай, судьба бедняка - быть бедняком. Когда я пришёл к Дамле, он встретил меня с величайшим уважением. Мы поговорили о разных вещах, и когда речь зашла о нём самом, он сказал: "Всё хорошо и со мной, и с семьёй, если не считать того, что кто-нибудь у нас постоянно болеет. Мы с женой неплохо зарабатываем, но создаётся впечатление, что все деньги уходят на докторов". Я насторожился. Похоже, здесь было слишком много дурных карм. "Я очень люблю вашу музыку, - сказал я. - Сыграйте мне, пожалуйста, рагу "Кедара", и давайте посмотрим, что будет". Я чувствовал, что если он хорошо сыграет "Кедару", то нечто снова найдёт на меня, и он от этого выиграет. Но его судьба распорядилась так, что он не сумел сыграть мне "Кедару". Пришлось мне оставить его в руках судьбы. Будь осторожнее, мой мальчик, дирижируя чужими судьбами, а не то кончишь, как шейх Салим Чишти.

- Но ты сам всё-таки не последовал его примеру и не благословил Дамле и его жену на рождение ребёнка.

- Благодарение Господу! Но, впрочем, это не обязательно должно было случиться. У бедняков, даже в такой богатой стране как Америка, всегда рождается много детей. Это происходит, потому что множество духов с тяжёлыми кармами ждут очередного воплощения на земле, чтобы испить чашу своих страданий. Рождение в бедной большой семье среди жестокого и опасного окружения любую душу сделает несчастной. Нужно большое везение - благословение или добрая карма, - чтобы родиться в богатой семье. Посмотри, как долго Джон Кеннеди не мог заиметь ребёнка. По всей Америке люди, не способные иметь детей, буквально скупают их в других странах, в том числе и в Индии. Подумай, какая карма у этих детей: родиться несчастным сиротой и вдруг окунуться в роскошь. Если тебе суждена благополучная жизнь, если Природа этого хочет, то ты её и получишь, хочешь или не хочешь, и никто не сумеет помешать тебе.

- Так же было и в те времена, когда Индия была богатой страной. Поэтому Акбар заимел сына только после того, как его благословил шейх Салим Чишти. И много ли людей могут накопить столько хорошей кармы, чтобы уродиться владыкой мира? Единицы. Тот, кто стал сыном Акбара Салимом, имел много хороших карм, но всё же недостаточно, чтобы родиться сыном Акбара. Для рождения ему был необходим дополнительный толчок в виде благословения святого. Но как быть с плохими кармами? Рано или поздно они должны были всплыть, и когда они всплыли, они подорвали его ум. Он стал опиоманом, совершенно недостойным своего отца.

- Рождение самого Акбара тоже было результатом благословения, но тогда обстоятельства были иными. Лишившись престола и бродя в окрестностях Синдха, его отец Хумаюн встретил доброго факира, который кое-что понимал в происходящем. Когда факир, знавший, какими способностями обладал Притхвирадж Чаухан, осознал, что Притхвираджу нужно лоно, в котором он мог бы родиться, он решил наградить свою дочь непревзойдённым сыном. Он выдал её замуж за Хумаюна и благословил молодожёнов, сказав, что их сын станет императором Индии.

- Родиться ребёнком свергнутого правителя нетрудно. Труднее родиться в богатстве и изобилии, но ещё труднее это положение "переварить". Для Акбара самым большим разочарованием в жизни стал его собственный сын Салим, ради рождения которого он так много перенёс. Салима он всегда называл Шейху Баба - в честь факира, с чьего благословения тот появился на свет. Когда Салиму было уже за тридцать, он отчаялся когда-либо вступить на престол, ибо здоровье его отца казалось нерушимым. Он запил, отравил ум наркотиками, оказался на поводу у негодяев. Он поднял мятеж против отца, назвав себя царём Аллахабада. Собрав войска, он двинулся к столице, и вскоре две армии - его и его отца - стояли друг перед другом, готовые к битве.

- На этот раз Акбар, всё и всегда прощавший сыну, решил, что с него довольно. Жена это почувствовала. Перед каждым сражением она совершала поклонение любимому мечу Акбара и преподносила его ему. На этот раз, вручая меч мужу, она сказала: "У меня только одна просьба: пощади жизнь моего сына". Он ответил: "Ты забываешь, что жена в первую очередь должна думать о муже. Ты больше привязана к сыну. Хорошо, я сохраню ему жизнь, но только ради тебя".

- Соперники вышли в поле, и Акбар обратился к сыну: "Шейху, неужели ты хочешь, чтобы все эти люди и их семьи страдали? Поссорились только мы с тобой. Зачем же устраивать побоище? Я уже стар, а ты силён и молод. Пусть царство достанется победителю". Отупевший от пьянства Салим согласился, и двое сошлись в поединке на глазах у обеих армий. Не прошло и нескольких минут, как опытный боец Акбар поверг незадачливого Салима на землю. Нет ничего хуже унижения перед лицом подчинённых, и Акбар знал это. Он сказал сыну: "Что мне с тобой делать? Убить? Не могу. Я пообещал твоей матери". И он бросил Салима в темницу и на четыре дня лишил его опиума и вина. Затем он послал за сыном, который во всём раскаялся, и сделал его коронованным принцем. Но Акбар уже не чувствовал прежней радости в жизни, и через полтора года он скончался, познав бессмысленность мирской славы.

- Должно быть, это произошло, когда он находился под влиянием Сатурна?

- Да, когда его настигла судьба.

- Я пытался объяснить твою теорию кармы некоторым моим друзьям, - сказал я напрямик, - и многие спрашивали меня: "Если эта штуковина с действиями и противодействиями действительно существует, и если первый убивает второго из-за того, что второй убил первого в прошлом, то с чего всё это началось? Откуда взялся самый первый кармический долг?"

- Самый первый кармический долг, - улыбаясь ответил Вималананда, - есть не что иное, как первый шаг в сотворении Вселенной: проецирование Адья Шакти, изначальной шакти, Природы, основания всего сущего. Проецируясь из Абсолюта, она всем обязана Абсолюту, включая само её существование. Долги растут по мере того, как она старается воссоединиться со своим источником, с Высшим Шивой. Чувствуя недостаточность самой себя как таковой, она стремится к объединению. Когда эта трансцендентная, космическая Шакти вновь сольется со своим Шивой, не останется ничего, что поддерживало бы творение, и Вселенная растворится. Это называется пралайя. А когда твоя Кундалини Шакти - твоя ахамкара, субъект самоотождествлений - сольется с твоим личным Шивой, ты прекратишь своё существование как индивидуум. Это - лайя, растворение твоей мнимой цельности и самодостаточности в океане Абсолютной Реальности. Лайя, являющаяся пралайей в микрокосмическом масштабе, есть втягивание всех твоих проекций обратно в их источник. Лайя кладёт конец карме, поскольку не оставляет никакой личности для самоотождествления.

- Всякое действие, включая пассивность, содержит кармическую активность. Пассивность активна в том смысле, что это обусловленное состояние, что делает её частью шакти. Космос существует столько, сколько существует шакти. Без шакти нет ничего, даже Шивы. Без шакти шива (процветание) становится шавой (трупом). Ты спрашиваешь меня о Каулах - слушай же. Только осуществив в жизни шаву, ты сумеешь понять Каулу.

- Все рассуждают о "Бхагавадгите", которую Кришна рассказывает Арджуне, но кто на самом деле понимает её смысл? Взять только первые два слова: дхармакшетре курукшетре. Как может курукшетра - поле деятельности, место создания карм - быть дхармакшетрой, местом дхармы, праведности и святости? Это выглядит как противоречие, пока ты не вдумаешься глубже. Во-первых, что такое "курукшетра"? Сердце, не перестающее биться: "куру, куру, куру". Есть только один путь для сердца стать местом дхармы, "дхармакшетрой", и на этот путь указывает Кришна: "Иди и действуй, поскольку ты для этого рождён, но результаты предоставь мне". Он имеет в виду, что ты можешь заполнить сколько угодно чеков в Банке кармы, но - не подписывай ни один из них! На твоём счету просто не хватит денег, чтобы расплатиться по всем кармам, которые ты создаёшь, но кредит Кришны больше твоего. Пусть он и подпишет чеки. И тогда ты получишь свободу: не свободу от действий, но от самоотождествления с этими действиями. Вот в чём сущность "Гиты". Поменяй местами слоги в слове "гита" (песня), и получишь "тьяги" (отказ). Ты должен отказаться от ошибочного самоотождествления со своими действиями. Сейчас ты - кшетра (поле деятельности), а должен стать - кшетраджной (познающим поле). Только из джнаны (мудрости) может возникнуть дхарма.

- Но если ты просто будешь говорить себе, что не хочешь отождествляться со своими действиями, то это не даст желаемого результата. Ахамкара должна отождествляться с телом, хотя бы немного, чтобы организм мог выполнять необходимые функции, иначе физическому существованию придёт конец. Но самоотождествление создаёт новые кармы, нередко с губительными последствиями. Ахамкара может отождествляться с чем угодно, и нет никаких гарантий, что она изберёт именно полезные и правильные вещи. Даже идентификация с воображаемыми объектами может быть опасной, ибо всякий образ, с которым самоотождествляется ум, получает воз-ложность оказывать на тебя влияние. Садхана хороша тем, что даёт твоей ахамкаре верный образ для самоотождествления - образ, который, будучи наделён силой, оказывает тебе огромную помощь.

- Когда ты поклоняешься божеству и полностью отождествляешься с ним, твоей ахамкаре уже не так просто отождествиться с действиями тела. Если ты полностью сольешься со своим божеством, тогда оно будет выполнять всю твою работу, и карма не сможет коснуться тебя. Например, когда агхори ест мясо и пьёт вино, он не слишком об этом беспокоится. Он рассуждает так: "Из-за рнанубандханы тело вынуждено совершать эти действия. А я всё это отдаю тебе". Но если, вкушая мясо, ты думаешь: "Ах, как вкусно! Вот это я люблю!" - тогда дела твои плохи. Хуже некуда! Карма прилипнет к тебе, как болотная грязь. Лучше уподобиться лотосу, который, вырастая из грязи, не оскверняется ею. Грязь не может ни запятнать его, ни испачкать. Отказавшись от самоотождествления, можно оставаться свидетелем своих действий, совершаемых телом для отработки рнанубандхан. Но легко ли действовать без самоотождествления? Попробуй секс без самоотождествления, и ты увидишь, что это такое.

- А косвенное удовлетворение лучше?

- Немногим лучше, поскольку тоже становится кармой. Ты слышал поговорку на маратхи, которую приписывают одному знаменитому махараджу прошлого: малле чоде, маллерао радже?

- Никогда не слышал.

- Это практически непереводимо, но в грубом переводе звучит так: "Борец старается, а царь наслаждается". С годами у царя ослабевает эрекция. Однако он всё ещё обожает секс, и чтобы получить косвенное удовольствие, он приказывает своим борцам заниматься любовью с женщинами в его присутствии. Удовлетворение, которое махарадж получал от такого рода секса, в действительности создавало меньше кармы, чем если бы он занимался сексом с женщиной сам - будь он на это способен. Но всё-таки он создавал карму - за приказ к совокуплению. А что, если бы он стал выслеживать совокупляющиеся парочки и незаметно за ними подглядывать? Это непрошеное вторжение в частную жизнь тоже было бы кармой. Только если бы это случилось перед ним без всяких просьб с его стороны, он был бы свободен от всех кармических привязанностей к половому акту - при условии, что он мысленно не отождествляет себя с участником.

- А если отождествляет?

- Тогда он участвует в карме. Карма - это вопрос самоотождествления.

- Значит, лучше вообще избегать секса?

- Может быть, и так. Но это тоже не гарантирует спокойной жизни. На хинди есть поговорка: тапешвари сераджешвари, аур раджешвари се наракешвари (аскеза - к богатству, богатство - к погибели). Первая часть этой поговорки означает, что в силу закона действия и противодействия йог, выполнивший в жизни суровую аскезу, переродится в принца или в сына очень богатых родителей. Если ты действительно прекрасно потрудился над своей аскезой, ты можешь получить шанс родиться в семье йогов и продолжать начатое с того места, где ты закончил в прошлой жизни. Однако, как говорит Кришна в "Бхагавадгите", это большая редкость. Обычно это шучинам шриматам гехе - рождение в роскоши, и в этом случае только наставления гуру помогут тебе найти свой путь в жизни, свою дхарму.

- А как же быть с "анте матих са гатих"? Если, умирая, ты намереваешься в будущем продолжить аскезу, а последняя предсмертная мысль определяет последующее состояние, то ты должен попасть туда, где будут все условия для возобновления аскезы.

- Но кто сказал, что самая последняя твоя мысль будет именно о продолжении аскезы? Если ты всю жизнь прожил в ограничениях, то в момент смерти ты скорее всего будешь думать об этих ограничениях. Но мысль об ограничении на самом деле является мыслью об ограничивающем предмете, - вот отсюда и твой новый адрес.

- Значит, выполнение садханы (духовной практики) в этой жизни ещё не гарантирует, что ты будешь выполнять её в следующей? - Я задумался над этой нерадостной перспективой.

- Конечно, нет. Ровным счётом никаких гарантий. Таков закон действия и противодействия. Если садху строго ограничивал себя в пище в течение одной жизни, то в следующей Природа скажет ему: "Поскольку ты отказывал себе в прошлый раз, теперь ты получишь самую изысканную пищу к своему столу". Если он скитался нагим, или в тряпье, или в звериных шкурах, то в следующей жизни он будет ходить в шелках и носить золотые украшения, инкрустированные бриллиантами. Если он жил в пещере или под открытым небом, природа подарит ему дворец со всеми увеселениями. И если он связал себя обетом безбрачия и никогда не знал женщины, то в следующей жизни женщины будут преследовать его с самого детства, и он очень рано познаёт прелести секса. Всё это в равной мере относится и к женщинам.

- Каков же результат? Если ребёнок не какой-нибудь духовный вундеркинд, то он ничего не сумеет вспомнить из своей прошлой Жизни. Вместо этого он будет поглощён прекрасными чувственными объектами, которые Природа даст ему. Ма настолько великодушна, что Она никого не освобождает от мира до тех пор, пока человек сам не перестанет желать этого мира. Погружаясь в Майю, ребёнок напрочь забывает о своих прошлых стараниях, он не понимает, что его нынешняя знатность или богатство - результат его строгой или суровой жизни в прошлом. Живя роскошной жизнью, он получает свою кармическую пенсию, пока не израсходуются все его добрые кармы. После смерти все злые кармы, которые он создал, потворствуя своим желаниям за время своей бурной жизни, настигнут его, и он провалится в ад. А ад - это не где-нибудь под землей или в космосе, ад - здесь. Рождение в аду - это рождение в такой утробе, в какую лучше не попадать. Только после того, как большая часть злых карм будет сожжена, душа снова получит право родиться в мире, причём вовсе не обязательно человеком. Так что будь начеку! Идя наперекор Природе, ты можешь ввязаться в крупные неприятности, даже если ты всего лишь хотел ускорить своё развитие. Нужен хороший наставник, который всё время присматривал бы за тобой.

К тому времени я уже понял, насколько силён Вималананда в эзотерических вопросах. Он поразил меня ещё при первой нашей встрече, ответив на все пункты моей анкеты (которая была мне нужна для составления доклада о практическом применении аюрведы в Пуне) прежде, чем я успел предложить её ему. Спустя несколько месяцев, когда я слишком туго затянул на себе пояс безбрачия, он показал мне, как надо привязывать к мошонке табачный лист, чтобы легче переносить тяготы воздержания (и ещё посмеивался, если меня тошнило - "Говорил я тебе!" - когда я слишком долго не снимал этот лист). Он обучал меня чётко следовать указаниям и ради этого однажды напустил на меня нестерпимо зудящую кожную сыпь после того, как в доме Шерназ я выпил стакан молока вопреки его специальному предупреждению пить только воду вплоть до особых распоряжений.

Убедившись в моём послушании, он предложил мне участвовать в некоторых его экспериментах, как, например, с пеплом от тантрической хомы в Кашмире. Он велел мне подмешивать щепотку пепла в горячее молоко по вечерам в течение одной недели, и целую неделю ровно в час ночи подокнами моей спальни собиралась свора бродячих собак и исполняла свои серенады. Как ни ругались мои лишённые сна товарищи по общежитию, никто не мог догадаться о причине появления незваных гостей. Я тоже мало что понимал, так как Вималананда, хотя и остался доволен результатом эксперимента, на мою просьбу объяснить мне его значение ответил весьма неопределённо: "Я хотел ввести тебя в некое эфирное "присутствие", что и было сделано. Твоё дело - довести работу до конца. Если хочешь знать больше, чем само "присутствие" говорит за себя, - узнаешь в своё время".

Именно потому, что я хотел поскорее закончить работу, я обратился к Вималананде, когда дух, досаждавший мне на первом курсе колледжа, вновь появился после отпуска. Гораздо позже я узнал, 4то студенческое общежитие было выстроено на месте христианского кладбища, но поначалу, когда дух стал являться мне через несколько месяцев после поселения, его происхождение было для меня абсолютной загадкой. Он нападал на меня, когда я входил в то призрачное состояние между сном и бодрствованием, которое на санскрите называется "тандра", вскакивал мне на грудь и не давал те вздохнуть. Замирая от страха при первых нападениях, я вскоре понял, что моё спасение - в пробуждении. С тех пор я так и поступал. Страх перерос во враждебность, и вскоре я уже легко отгонял нахального гостя сердитым бормотанием в полусне мантры, которой меня обучил один йог. Через несколько месяцев призрак ушёл в отпуск. Когда он возобновил свои домогательства, я пожаловался Вималананде, и тот просто сказал: "Больше он не придёт". И с тех пор он больше не приходил.

Я проникся доверием к Вималананде со дня нашей первой встречи, но удаление странного духа и вызов скулящих псов окончательно убедили меня в том, что его знание эфирного мира уникально и бесподобно. Он быстро стал для меня надёжной опорой в незнакомой индийской среде. Он спас меня от официального выговора после моего столкновения с преподавателем санскрита, который постоянно отпускал колкие замечания насчёт того, что аюрведа давно отжила своё и как теория, и как практика. А когда к его искусству обращения с физическими и нефизическими сущностями добавилась блестящая эрудиция, с помощью которой он расширял горизонт моих знаний, о чём бы я его ни спросил, я поверил всем своим существом, что нашёл в Вималананде поистине бесценного друга, философа и наставника.

Глава 5. Алый рубин

Стони так и не смогла принести жеребёнка на конном заводе Биту Карве, должно быть, потому, что тот не желал тратиться на качественный корм для неё. Поэтому в начале 1978 года Вималананда решил забрать её оттуда и отправить в другое место. Но куда? Все остальные заводчики запрашивали слишком много. Когда дела начинают идти из рук вон плохо, своё веское слово говорит Природа, а она никогда не бросала Вималананду в беде. На этот раз она приняла облик Гокулдаса Мадхавдаса - дружественно настроенного промышленника и хозяина скаковых лошадей. На мой взгляд, Гокулдас больше всего напоминал умудрённую опытом лягушку. Узнав о проблеме со Стони, Гокулдас решил оказать влияние на Эраха Гхасвалу, симпатичного перса, державшего на юге конный завод, чтобы тот взял к себе Стони на приемлемых условиях. Уже одно это было большой удачей, но изюминка - или, как говорят на хинди, "аромат золота" - состояла в том, что среди лошадей Эраха был Алый Рубин.

Вималананда был некогда неофициальным совладельцем Алого Рубина. Несмотря на то что он не был полноправным хозяином, он входил во все детали подготовки лошади на протяжении всей её беговой карьеры. В результате послужной список лошади выглядел более чем впечатляюще. Рубин легко выигрывал скачку за скачкой, в том числе некоторые классические состязания. Окончив выступления, он прославился на всю Индию как первый племенной жеребец, дав многочисленное славное потомство. Даже сейчас, под старость, он по-прежнему был прекрасным производителем, и Вималананда, предвкушая любовный союз двух его несравненных четвероногих друзей, взялся без промедления за организацию встречи.

Это потребовало переговоров с Гхасвалой, который, как и мы сами, оказался пламенным поклонником шотландского виски "Блэк дог", той его разновидности, которую можно найти только в Индии. Встретившись с Эрахом за бутылкой "Блэкдога" в Бомбее, Вималананда предложил ему свои условия. Они состояли в том, что первый живой жеребёнок отходил к Вималананде, а сама Стони и всё её последующее потомство становились собственностью Гхасвалы. Ответное контрпредложение Гхасвалы заключалось в том, чтобы первый жеребёнок наполовину принадлежал ему. Вималананда соглашался отдать половину первого, но взамен требовал себе половину второго. Пообещав сообщить вскоре окончательное решение, Гхасвала укатил в Бангалор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: