Глава 3. Заводилы и жеребцы 7 глава




Масалавала идёт на всё, чтобы подготовить лошадь к выигрышу серьёзного барыша. Иногда он берёт хорошую, здоровую лошадь и в течение месяцев не даёт ей выиграть ни одной скачки, так что в конце концов она выпадает из поля зрения знатоков. Никто не рискует ставить на такую лошадь, даже если она внешне выглядит совсем неплохо. Иногда он берёт какую-нибудь давно переставшую выигрывать лошадь и постепенно приводит её в форму. Иногда, с помощью необычных методов подготовки, он экспериментирует с ущербными, невротическими или неуправляемыми лошадьми. Каковы бы ни были его излюбленные приёмы, настоящим масалавалой тренера можно назвать только тогда, когда никто, кроме него, не знает часа и дня победы его лошадей. В описываемое время лучшим масалавалой считался Мохаммед Мустафа, которому успешно помогал его сын Машаллах, или для краткости Маши. Они неизменно приветствовали меня всякий раз, как я проходил мимо, но ни разу не дали мне ни малейшего намека о своих замыслах.

Хозяева тоже делились на крупных, средних, мелких и мельчайших, причём последние владели только долей какой-нибудь лошади. Ходили слухи, будто некоторые крупные собственники занялись скаковым бизнесом, чтобы получить налоговые льготы, так как в Индии скачки официально считались "сельскохозяйственным предприятием", которое облагалось невысоким налогом. Ни для кого не составляло секрета, что многие хозяева отмывали на скачках свои "левые" деньги, поскольку после уплаты налога со ставки все выигранные деньги становились "чистыми", то есть законными. Постоянные игроки облегчали своё налоговое бремя, открывая специальные счета у букмекеров. По счёту "1+4" он объявлял букмекеру, что желает поставить 100 рупий. Букмекер проставлял эту сумму в своей книге и брал с неё налог, но ставку рассчитывал иначе, а именно как 100+400=500, и выплачивал выигрыш именно с этих денег. По счёту "1+9" собственник платил налог со 100 рупий, а ставил 100+900= 1000 рупий. "Дикие" игроки, рискующие сотнями и тысячами рупий в одном заезде, заключали сделки на эти суммы с частными, часто подпольными букмекерскими конторами, и выигрыш их от этого нисколько не отмывался.

Лошадей в Западной Индии разделяют на пять классов в зависимости от успеха выступлений. По достижении возраста двух лет все лошади зачисляются в класс V-A, затем, в зависимости от результатов, они либо поднимаются, либо опускаются по классам. Лучшие скакуны, постепенно поднимаясь выше и выше, доходят до I класса, так сказать, creme de creme[7] лошадиного общества, а неудачники опускаются в класс V-Б, где попадают в руки масалавал.

Наш Тимир, к примеру, прочно закрепился в третьем классе после непродолжительного пребывания во втором, и выигрывал скачки в третьем классе на протяжении всей своей карьеры. Кроме соревнований в классах проводились так называемые классические скачки, в которых независимо от класса могла принять участие любая лошадь и продемонстрировать всё, на что она способна. Классические скачки включали индийские варианты скачек Тысячи Гиней, Двух Тысяч Гиней, Дубов, Дерби, Сент-Лежера, Поощрительный кубок КЗИКК. Большие тренеры готовили победителей классических гонок, а также держали большую часть лошадей первого класса, оставляя только ничтожные остатки высших классов тренерам средней руки. Масалавалы вели свои игры где-то в промежутке между классами V-A и V-Б, изредка оказываясь в четвёртом классе.

Двор Техмула, собравший лошадей всех классов., вскоре стал моей классной комнатой. Я смотрел, как лошади работают и отдыхают, рвутся к финишу и переходят в галоп, вольготно валяются на траве и идут образцовой рысью. Я узнал, что тренировки на песчаном газоне лучше подходят для лошадей с небольшими суставами, а плавание полезно лошадям с жёстким телосложением. Я узнал, как кормить лошадей, ухаживать за ними, чистить их стойла, лечить их суставы и кости. Я научился извлекать пользу из слухов, ругательств и болтовни - добра, которого в каждом дворе навалом. Научился видеть, не вмешиваясь, как нарастают несправедливости и обиды. Я изучал непостоянство и лживость жокеев, замышляющих, вместе с хозяином и тренером, поражение в скачке. В перерывах между моими заботами я награждал себя благоговейным созерцанием чудесной игры Природы, глядя в лучах заходящего солнца на стройные шеи, спины и крупы возвращающихся с вечерней прогулки лошадей.

Первый успех пришёл к Техмулу 15 августа 1978 года, в день тридцать первой годовщины индийской независимости. Его первым победителем стал Тимир, который, несмотря на ужасную жару, выиграл свою милю. Когда он пересёк финишную черту, разгорячённый Вималананда сказал: "Если бы Шерназ не разбудила меня прошлой ночью, Тимир выиграл бы шагом!" Шерназ пришла к нему ночью потому, что у Арзу был жар. Раздражение Вималананды объяснялось не равнодушием к Арзу, а тем простым соображением, что Шерназ в свои годы сама должна была знать, как поступать в подобном случае. Жар, оказавшийся тифозным, держался очень долго - как и предсказал Вималананда за несколько недель до того, когда узнал об одном удивительном происшествии.

В одно зловещее утро в дом Шерназ через окно залезла обезьяна и, не замеченная никем, пробралась в комнату, где спала Арзу. Рядом с кроватью стояло большое зеркало, и когда обезьяна увидела своё отражение, она приняла его за соперника. Сначала, по-видимому, она пыталась действовать на него угрозами, но поскольку угрозы давали обратный результат, то, разозлившись, она перешла к решительным действиям и нанесла противнику удар, который вдребезги разбил зеркало и сильно порезал ей руку. Спавшая глубоким сном Арзу в ужасе проснулась, не понимая ничего, заваленная битым стеклом и забрызганная кровью обезьяны, которая неистовствовала тут же, в двух шагах от её кровати. Когда спустя некоторое время эту историю передали Вималананде, он был немногословен: "Для здоровья Арзу это очень плохой знак. Я попробую предотвратить, но боюсь, что не избежать тяжёлой болезни". Так и произошло. Впрочем, потом она вполне оправилась благодаря неустанной заботе Вималананды.

Близкое знакомство с Тимиром приносило жокеям успех. Так случилось и с Хоми Мехта - молодым, талантливым и увлечённым наездником, который сделался полноправным жокеем после того, как выиграл свой 40-й старт на спине Тимира. Тимир стал всеобщим любимцем. Хоть он и бывал временами вспыльчив, в целом он вёл себя очень достойно. Большинство самцов, от которых не ожидают победы в классических скачках, рано подвергаются кастрации. Это помогает держать их в узде. Тимир избежал этой участи, поскольку оказался "хитрейшим из хитрых": его яички не опускались в мошонку. Кроме того, жеребцов кастрировали с той целью, чтобы не давать им выплескивать энергию через мастурбацию, которая становилась неискоренимой привычкой у некоторых из них. Именно так произошло с Репеем, на которого в начале сезона 1978-79 годов Вималананда возлагал большие надежды.

У Репея были две необычные черты: во-первых, он спал не стоя, как большинство других лошадей, а каждый вечер сооружал себе уютную соломенную постель. Второй необычной чертой была его чрезмерная предрасположенность к мастурбации.

Многие лошади Вималананды имели за собой те или иные грешки на почве секса. Кобылица Элан, вернувшись с завода, часто приходила в такое сильное возбуждение от соседства статных молодых жеребцов, что начинала хлестать себя хвостом по интимным местам и истекать влагой. Конечно же, она сразу теряла интерес к работе. Но случай с Репеем перевернул наши представления об изобретательности лошадей. Все нормальные лошади (по крайней мере в Индии) мастурбируют о какой-нибудь удобный предмет: дверь стойла, перила ограды или что-нибудь в этом роде. Доктор Кулкарни, перевидевший едва ли не все лошадиные трюки, столкнувшись с Репеем, был озадачен сверх меры. "Я просто не поверил, - говорил он Вималананде, - когда конюх сказал мне, что Репей сосёт свой собственный член. Но я пошёл и убедился в этом сам. Мы хотели отвлечь его соской, но он не обращал на нас внимания до тех пор, пока не довёл себя до оргазма. И это стало у него ежедневной привычкой. Я знаю, что вы не любите кастрировать своих лошадей, но боюсь, что другого выхода в этом случае у вас нет". Но даже несмотря на это категорическое заявление специалиста, Вималананда отказывался от роковой процедуры. Он велел конюху продолжать борьбу с вредной привычкой сначала с помощью резинового кольца, которое надевалось на член и препятствовало эрекции, а затем с помощью горьких трав, которые привязывались к члену и при попадании в рот вызывали гамму неприятных вкусовых ощущений. Ни то и ни другое, однако, не сработало, и крайне разочарованный Вималананда вынужден был признать правоту доктора Кулкарни.

В этот период нашей жизни, когда проблемы семени выдвинулись на первый план, Вималананда решил расширить рамки предмета и поговорить о природе и значении семени, а также последствиях его непродуктивной растраты.

- Тебе должно быть известно, - начал он однажды вечером после посещения непокорного Репея, - что слово шукра означает на санскрите семя.

- Да, я знаю, - ответил я.

- А ты знаешь, что шукра - это ещё и название планеты Венера?

- Да. А ещё в текстах говорится, что Венера - гуру асуров. Поэтому её иногда называют Шукрачарьей ("Венера-учитель"). Это те самые асуры, которые враждуют с дэвами? Те, кого иногда называют демонами?

- Те самые.

- Про которых говорят, что они живут под землей, в Патале?

- Это не совсем так. Патала находится на другом плане существования, на астральном. Асуры - это в некотором роде вырождающаяся раса астральных существ. Дэвы, ещё одни астральные существа, доброжелательно относятся к людям и помогают, если мы сумеем их как следует попросить. Асуры гораздо более эгоистичны, они умышленно пользуются даром внушать иллюзии, заставляя других поверить в то, что нужно асурам. Сейчас много говорится о "летающих тарелках", а ведь именно асуры породили эти слухи. Они любят потешаться над людьми и ставят эксперименты над нами, выдавая себя за богов. Кое-кто из обманутых даже боготворит асуров, правда, в конце концов люди сильно об этом жалеют.

Асуры ужасно любят услаждать себя мясом, сексом и алкоголем. Мне нравится называть их шукра чарья - "направляемые семенем", ибо они убеждены, что секс создан для наслаждения, и растрата семени впустую их ни капельки не волнует. Вот почему асуры поклоняются Брахме, богу-творцу. Венера на санскрите называется Шукрой, потому что она отвечает за сексуальность. "Шукрачарья" также может значить "семя-учитель", и это весьма удачный перевод названия этой планеты.

- А почему?

- Потому что Шукрачарья обладает сандживини видьей, знанием (видья) возвращения к жизни (сандживини). То есть он может воскресить мертвеца, и делает это при помощи семени. Сандживини видья это такое мощное знание, что можно взять труп, закопать его и договориться с Матерью-Землей, что он будет лежать нетронутым в течение шести месяцев. А по окончании этого срока можно будет оживить его, причём выйдет он с той же душой, с той же личностью и с теми же кармами, которых хватит ещё на сотню лет.

- Это то, что делают некоторые садху?

- Когда для агхори приходит пора умирать, он находит человека, стоящего на пороге смерти, и входит в его тело. Эта процедура называется пара-кайя-правеша. Благодаря ей можно тянуть и тянуть своё существование. Но она отличается от сандживини видьи.

- Ты всё говоришь о сандживини видье, но что это в точности такое?

- Хороший вопрос. Если хочешь узнать о сандживини видье, обратись напрямую к Шукрачарье. То, что я хочу рассказать тебе сейчас, касается семени. Ты ведь слышал о клонировании? Сандживини видья - это суперклонирование, когда из одного сперматозоида выходят миллиарды существ. Но осуществить его не так-то просто.

- Сандживини видья использует в основном тонкую форму семени - оджас, а не физическую сперму. Асуры весьма практичны, и они очень заинтересованы в физическом семени, поэтому они следуют Шукрачарье. А он, в свою очередь, старается направить их интерес от физического семени к эфирному оджасу, вывести из мирского плана в более высокие области существования. Такова одна из сторон вечной игры учителя с учеником.

- Сандживини видья интересует меня из-за той роли, которую она играет в происшествиях, случившихся много-много лет назад. Их отзвуки чувствуются до сих пор, так что слушай внимательно! Асуры уязвлены тем, что дэвам позволено управлять Вселенной, они вступают в заговоры и ведут войны против дэвов, мечтая свергнуть их с космического престола. Но все войны кончаются одинаково: сначала дэвы терпят поражения, затем они обращаются за помощью к какому-нибудь высшему существу, Шиве или Вишну, и уже с Его помощью одерживают победу.

- А почему дэвы сначала всегда проигрывают? Что с ними не так? Они ведь сильнее?

- Они чересчур добродушны, и даже благодушны. Они легко удовлетворяются достигнутым, и дальнейшее продвижение их мало волнует. Поэтому они уязвимы для асуров, которым всегда всего мало, которых одолевает вечная жажда нового.

- Может быть, стоило вовсе избавить Вселенную от асуров, если от них столько проблем?

- Дело в том, что без асуров не может быть и дэвов. Дэвы уравновешивают асуров, и наоборот. Это естественный порядок вещей. Без асуров дэвы привели бы Вселенную к застою. В ней никогда бы ничего не менялось, потому что дэвы - сторонники сохранения статус кво. А асуры - сторонники перемен. Дэвы меняются только тогда, когда асуры понуждают их к этому. Но асуры - существа эгоистичные, и если бы им было позволено стать хозяевами Вселенной, они бы быстро подмяли её под себя, сожрали и уничтожили. Асурам нельзя доверять власть, ибо, хотя они и способны на великие достижения, они также способны устроить великий погром. Они, как дети, могут быть и очень добрыми, и очень жестокими одновременно. Они способны на такие аскезы и подвижничество, которые дэвам и не снились, но получив путём аскезы шакти, они всегда направляют её не туда, куда надо. К счастью для нас, не всем асурам доступны столь героические садханы. Большинство из них весьма глупы. Они придерживаются правил и ограничений садханы, но только какое-то время. А затем, в силу своей прирождённой склонности к нечистоте, они распыляют накопленную с таким трудом шакти, нарушая те самые правила, которым взялись следовать. И слава Богу, что это так, иначе они захватили бы Вселенную, и это был бы настоящий кошмар!

- В войнах с дэвами у асуров есть одно характерное преимущество: каждый убитый в битве асур затем может вновь ожить. Девы лишены этого преимущества, поскольку их гуру Брихаспати, планета Юпитер, не обладал сандживини видьей, которая была исключительно достоянием Шукрачарьи. Дэвы понимали, что над ними висит постоянная угроза покорения асурами, до тех пор пока Шукрачарья один владеет этим знанием, поэтому они прибегли к уловке. Они послали сына Брихаспати Качу к Шукрачарье, чтобы он вызнал у него секрет сандживини видьи.

- Придя в город асуров, Кача рассказал Шукрачарье о своём желании выучиться сандживини видье. Собравшиеся асуры стали протестовать и требовать, чтобы Шукрачарья отказался. Они понимали, что если Кача овладеет видьей, дэвы будут использовать её в борьбе против них. Но Шукрачарья сказал им: "Я никогда не отказываю тем, кто приходит ко мне за знанием. Дэвы и так унизились до того, что послали сына своего наставника ко мне. И он будет учиться". Асуры затихли. Они боялись возражать своему учителю, ведь он питал их энергией, с помощью которой они могли наслаждаться самыми ценными для себя и приятными вещами: хорошим угощением, хорошим вином, войной и сексом. Они ничего не высказали ему в лицо, но принялись роптать у него за спиной.

- Кача оказался столь блестящим учеником, что на него обратила внимание дочь Шукрачарьи Деваяни, которая вскоре полюбила его. Отец одобрял выбор дочери, так как он знал, что её любовь к Каче чиста. Слово кача означает пояс безбрачия, который надевает на себя ученик на время обучения, когда положено воздержание. Поэтому когда я говорю, что вскоре Кача и Деваяни "сочетались небесным браком", я имею в виду, что Деваяни сняла с Качи пояс безбрачия - с целомудрием в придачу. Такой поворот событий ещё больше встревожил асуров, ибо теперь их враг обручился с дочерью наставника. И тогда они решили избавиться от Качи раз и навсегда. Однажды вечером они отвели его в укромное место, убили и оставили тело на съедение волкам. Деваяни всю ночь ждала своего возлюбленного, но он не пришёл, и она сильно расстроилась. Почувствовав неладное, Шукрачарья при помощи своих йогических способностей обнаружил, что произошло убийство. И тогда, воспользовавшись сандживини видьей, он оживил Качу.

- Но асуры так просто не сдались. Они выждали подходящий момент, подстерегли Качу и снова убили его. На этот раз они истолкли его тело в порошок и порошок высыпали в море. Однако, чтобы утешить Деваяни, Шукрачарья снова оживил его.

- В третий раз асуры решили действовать наверняка. Они убили Качу, сожгли его тело и растворили пепел в чаше с вином. Это вино они преподнесли Шукрачарье, и он выпил его, как всегда воскликнув: "За победу асуров!".

- Снова заплакала Деваяни, не дождавшись любимого. На сей раз Шукрачарья пытался урезонить её словами: "Дочка, асуры всё равно не дадут ему остаться в живых, и я не могу бесконечно оживлять его. Это даже лучше, что он мертв". Но она была безутешна и повторяла: "Я не могу без него жить".

- Приготовившись ещё раз использовать сандживини видью, Шукрачарья вдруг испытал потрясение, которого не испытывал ни разу в жизни: его йогический слух донес до него слова Качи: "Подожди, я внутри тебя!". Йогическим зрением он обнаружил Качу у себя в животе. Он почувствовал себя в западне. Если он теперь оживит Качу, то своим появлением из его живота Кача разорвёт его на куски, и Деваяни лишится отца. Но если он не оживит Качу, она лишится возлюбленного. Что же делать?

- Шукрачарья понял, что у него нет другого выхода, как только обучить Деваяни сандживини видье. Он начал учить её, и Кача, слушая его наставления изнутри живота, тоже узнал секрет. Когда Деваяни произнесла последнее заклинание для оживления Качи, живот Шукрачарьи лопнул, и он замертво повалился на землю. Тогда она вторично воспользовалась сандживини видьей и оживила отца. Шукрачарья посмотрел на них и сказал: "Никогда не думал, что всё так получится. Из-за глупых асуров нам пришлось переживать такие страдания. Будь они прокляты за свою глупость!"

"Я и сам виноват, - продолжал он, - ибо впал в искушение и захотел выпить вина. Желание затмило моё восприятие, иначе я заметил бы Качу в вине перед тем, как выпить. Будь проклято пьянство, из-за которого выдаются секреты, которые выдавать нельзя!"

"А ты, Кача, теперь мне как сын, ибо вновь явился на свет из моего живота. Вы мои дети. Я хочу, чтобы вы поженились".

- Кача ответил: "Но я не могу, гурудев! Ты же сам сказал, что теперь я твой сын, а брат не может жениться на сестре. Кроме того, я получил то, за чем дэвы послали меня сюда. Поэтому теперь мне пора возвращаться домой". - "Так, значит, ты любил меня только ради этой цели! - воскликнула Деваяни. - Ты обманул меня! Что же, ступай. Но знай, что я проклинаю тебя, и твоё знание никогда не принесёт тебе пользы!" Кача ответил: "Пусть оно не принесёт пользы мне, но я могу передать его другим, и они им воспользуются. А за твоё проклятие и я прокляну тебя: не бывать тебе женой настоящего мудреца, женись себе на царе или принце!"

- И все их клятвы сбылись. Когда, пройдя суровые испытания, ты полон шакти, как Кача и Деваяни, всякое твоё проклятие или благословение обретает силу. Однако после произнесения проклятия ни у Качи, ни у Деваяни больше не оставалось сил, вся их шакти перешла в клятвы, и знанием сандживини видьи они уже не могли воспользоваться, даже если бы захотели. Таким образом, Шукрачарья сохранил своё знание.

- Кто виноват в этом поражении? В основном Кача. Он явился к Шукрачарье как шпион дэвов, чтобы украсть знание. Он плохо обошёлся с Деваяни. Ему нужна была не она, а знание, но он это скрыл. И зачем ему нужно было проклинать её, если он знал, что не прав? Ему надо было держать язык за зубами и принимать последствия своих действий такими, какие они есть. Но его задетое эго пожелало ей отомстить, что ещё более усугубило его вину. А теперь вопрос на сообразительность: почему и Кача, и Деваяни были так одержимы желанием проклинать, что в результате оба лишились сандживини видьи?

- Действительно, почему?

- Очень просто: Шукрачарья исказил их умы с помощью особой сиддхи. Он заставил их проклясть друг друга. Он поступил так не из эгоистических соображений. Полюбив Качу как сына, он решил открыть знания детям. Но он видел, что они не совершенны: Каче не хватало твёрдости, а Деваяни - проницательности, и он боялся передавать им знание, не будучи уверенным, что они правильно им воспользуются. Знание - вещь опасная. В нечистых руках оно может стать причиной несчастий и потрясений. В этой сложной ситуации Шукрачарья сделал лучшее что мог: он вынудил обоих родиться на Земле, что происходит с теми небесными существами, которые теряют свою шакти. Они будут пребывать на Земле, пока их несовершенства не исчезнут, и тогда оба вспомнят сандживини.

- На это уйдёт уйма времени.

- А разве Шукрачарья когда-нибудь спешит? У него нет ограничений по времени, поэтому он думает лишь о том, как наилучшим образом сделать своё дело. И он не обычное существо, он муни, то есть махапуруша. Кроме того, он одноглазый муни. Второй глаз он потерял из-за Ваманы, аватары Вишну в виде карлика-брахмана.

- И как же это случилось? - Мне очень хотелось знать, чем вариант Вималананды будет отличаться от канонического текста.

- Ты помнишь, что однажды асуры и дэвы принялись сбивать Молочный Океан, чтобы получить амриту, нектар бессмертия. На стороне дэвов, возглавляемых Брихаспати, тогда стоял Вишну. Он помог дэвам разгромить асуров, убить их царя Бали и украсть всю амриту. Это была карма, за которую дэвам впоследствии пришлось платить. Будучи гуру асуров, Шукрачарья был также и гуру их царя. Оживив Бали при помощи сандживини, он снабдил его силой, достаточной, чтобы в отместку покорить дэвов. И когда Бали праздновал победу, хранитель космоса Вишну ничего не мог сделать, чтобы выручить дэвов. Да и что он мог? Он нарушил своё обещание, данное во время сбивания Океана, - помочь асурам обрести свою часть амриты, ради которой они так усердно старались. За это он поплатился своим правом помочь дэвам. Карма есть карма, у неё нет фаворитов, даже среди богов.

- Но чтобы восстановить дхарму, Вишну должен был как-то вернуть управление космосом дэвам, и он сделал вот что. Родившись на Земле в виде своей аватары Ваманы, он сразу же отправился к Бали, который жил в Бхаруче (современное название - Бхригукачча) на северном берегу священной реки Нармады.

- Как раз в это время Шукрачарья уговаривал Бали совершить великую жертву, которая укрепила бы ею в качестве хозяина Вселенной. В конце каждой жертвы обычно приносятся благодарности брахманам, а Вамана излучал вокруг себя такое сияние духа, что Бали решил сделать подношение этому крошечному аскету. Шукрачарья почувствовал, что Вамана был на самом деле воплощением Вишну и пришёл, чтобы отнять у него власть. Он предупредил Бали, чтобы тот ничего не давал карлику. Но Бали был непреклонен, он ответил своему учителю: "Если сам Бог является ко мне и просит меня о чём-то, разве не увеличится моя слава от того, что я ему подам? Что бы ни произошло, я хочу увидеть его в истинном виде и получить его благословения".

- Увидев непослушание ученика, Шукрачарья проклял его, пообещав ему утрату богатства и славы и падение в Паталу. Бали благосклонно выслушал проклятие учителя, а затем обратился к Вамане с предложением просить у него всё, что только угодно. Вамана ответил: "Всё, что мне от тебя надо, о Царь, - это кусок земли размером с три моих шага". - "Что за ерунду ты просишь! - воскликнул Бали. - Проси ещё!" Но Вамана стоял на своём, и Бали вынужден был согласиться на его просьбу. Чтобы скрепить своё обещание, он хотел совершить дана врату - дарственную клятву. Ключевой момент клятвы состоял в пролитии на землю воды. В этом случае элементы Земли и Воды становились свидетелями взятого обязательства. Эта клятва очень опасна, поскольку против нарушившего её восстают и Земля и Вода. И тогда любой водоём старается утопить тебя, а земля буквально уходит из-под ног.

- Как во время землетрясения?

- Да. Лучше вообще никогда не клясться, иначе можно оказаться в самом плачевном положении. Гораздо мудрее вести надёжную игру - делать лучшее, на что ты способен, и по мере сил исполнять свои обещания. Очень трудно всегда поступать безошибочно. Все люди ошибаются - вот почему я всегда призываю их не расстраиваться из-за своих ошибок, потому что это бесполезно. А что полезно, так это совершать разные ошибки, учиться на них и следить за тем, чтобы одна и та же ошибка не повторялась снова и снова.

- Бали ошибся, идя наперекор указанию учителя?

- По мнению Шукрачарьи - да. Но Бали решительно настроился на то, чтобы выполнить просьбу Ваманы, и уже готов был произнести свою клятву. Со своей стороны, Шукрачарья был столь же решительно настроен на то, чтобы его ученик не потерял своего царства. И в момент произнесения клятвы Шукрачарья вдруг быстро уменьшился в размерах, прыгнул в кувшин с водой и застрял в его горлышке. Когда Бали попытался вылить воду на землю, у него ничего не вышло.

- Вамана сразу понял, в чём дело. Он схватил острую травинку (эта трава называется дарбха, её узкие листья столь остры, что ими легко можно порезать руку) и воткнул её в горлышко кувшина. Он попал прямо в глаз Шукрачарье, и его кровь пролилась на землю и скрепила клятву собой. И тогда Вамана увеличил своё карликовое тельце до поистине огромных размеров. Он шагнул один раз - и перешагнул всю Землю. Шагнул второй раз - и перешагнул всю остальную Вселенную. Он поглядел на Бали со своей высоты и произнёс: "Куда же мне теперь шагать? Ступить больше некуда. Ты не выполнил своего обещания". Но Бали ответил: "Нет, Повелитель, остаюсь ещё я. Ставь ногу мне на голову, и тогда ты охватишь всё". Вишну улыбнулся его находчивости и поставил ногу. Таким образом, подставив голову под ногу Вишну, Бали получил великое благословение. Вишну наградил его вечной жизнью в обмен на его клятву и дар. Бали до сих пор правит своими подданными где-то под поверхностью земли. Никто не знает, что жертвоприношение Земле есть на самом деле жертвоприношение Бали. Умилостивив Бали, можно считать половину задачи выполненной. Жертва на санскрите называется бали дана, так как ты делаешь приношение (или дана, что значит "дар") Бали. Его дело принимать эти дары и в ответ оказывать свою милость, помогая людям в том, чего они хотят достичь.

Разве это не удивительно? Вишну пришёл на Землю в виде Вараха, жертвенного кабана, чтобы спасти землю от асура Хираньякши. Затем он вернулся как Нарасимха, человеко-лев, чтобы спасти Прахладу от его отца Хираньякашипу, брата Хираньякши. Наконец, он является в виде карлика Ваманы, чтобы выпросить три мира у внука Прахлады Бали. Что за рнанубандхана у него с этим семейством! И что за род, в котором столько героев!

Все они бесподобны. Бали оказался смышленее своего гуру Шукрачарьи, когда дело дошло до дарования земли и неба. Да и часто ли сам Бог является с просьбой? На сегодняшний день - только раз за всю историю космоса. Такую возможность нельзя было упускать, и поскольку Бали ею воспользовался, он получил бессмертие.

Звонок в дверь отвлёк нас от беседы. После маленького перерыва Вималананда подытожил:

- Видишь, как трудно разобраться, что такое проклятие и что такое благословение! Когда Бали отказался подчиниться гуру, тот понял, что срок правления Вселенной для его ученика истёк. Проклятие Шукрачарьи было поэтому для Бали скрытым благословением, ибо Патала, куда учитель послал его, была для него родным домом.

- Ты хочешь сказать, что своим проклятием Шукрачарья обеспечил Бали дорогу домой, вне зависимости от исхода дела с Ваманой?

- Именно так. А что же сам Шукрачарья? Что означает его выколотый глаз? Двумя глазами мы воспринимаем двойственность. В эзотерическом смысле, выколов Шукрачарье один глаз, Вишну даровал ему видение единой Реальности. Таково было его благословение, а отнюдь не проклятие. Видишь, в какие игры любят поиграть дэвы!

- Но игры дэвов - это часть общего плана риши. Шукрачарья, сын риши Бхригу, наделил асуров такой мощью, что только Вамана, творение риши Ангираса, сумел спасти дэвов. Риши Ангирас был также отцом учителя дэвов, Брихаспати, который был достойным соперником Шукрачарьи. Так что в действительности всё это было игрой Ангираса и Бхригу.

Вималананда замолчал, и молчал довольно долго, сосредоточенно глядя в мою сторону. Затем он продолжил:

- Хороший гуру всегда старается помочь своему ученику, как Шукрачарья помог Бали. Но что, если ученик отказывается принимать помощь или совершает гуру дроху (оскорбление учителя или измена ему)?

Он ждал моего ответа.

- Наверное, гуру проклянёт такого ученика, как Шукрачарья проклял Бали, - предположил я.

- На самом деле гуру даже не надо утруждать себя проклятием, если ученик совершает гуру дроху, потому что само это действие работает как проклятие. В случае с Бали проклятие обернулось благословенией только потому, что этим гуру был Шукрачарья, а ещё потому, что он ослушался с намерением услужить Богу. Ученики, совершающие гурудроху, в большинстве своём руководствуются собственным эгоизмом, а так как они самоотождествляются со своими действиями, этот поступок действительно приобретает силу проклятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: