Предпринимательство ― динамичный процесс наращивания богатства (а не только и не столько прибыли).
«Предпринимательство есть процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение от достигнутого» (Р. Хизрич, М. Питерс).
«Предпринимать ― значит затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» (В. И. Даль).
Предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1, п.1 ст. 2).
Предпринимательство основывается на принципах:
1) самостоятельности, самостоятельного ведения дела. Будет ли такое ведение дела нацелено на получение дохода или нет, будет ли оно направлено на удовлетворение общественных потребностей или нет, вопрос другой: здесь не следует путать принципы и мотивы;
2) самофинансирования, то есть осуществляется за свой счет, хотя и здесь возможно привлечение средств внешних контрагентов (например, взятие денег в кредит, имущество в аренду в ситуации отсутствия стартового капитала);
3) самоуправления, связанного с социальной ответственностью предпринимателя.
Предприниматели ― субъекты, являющиеся собственниками, а также лица, не являющиеся собственниками, которые в ходе хозяйственной деятельности ставят перед собой цель максимизировать прибыль и принимают управленческие решения.
|
От предпринимателей следует отличать менеджеров, которые не имеют вещных прав и выступают наемными работниками, выполняющими указания предпринимателей (в том числе, акционеров, депутатов муниципального уровня самоуправления и др.).
·
Для предпринимателей характерны как особый тип хозяйственного поведения, то есть готовность рискнуть выступает чертой психологического портрета предпринимателя, так и особый метод ведения хозяйства: выступая фактором производства, предпринимательство упорядочивает хозяйственные связи, позволяет повысить эффективность общественного производства.
В условиях рыночных отношений, при наличии огромного количества факторов субъективного воздействия на предпринимательскую деятельность, развитие любого бизнеса без риска невозможно. Риск ― возможная вероятность понести потери или не достичь намеченных целей деятельности.
В экономической литературе принято выделять следующие виды рисков:
― политический риск, определяемый степенью стабильности политической системы, а также возможностью перераспределения полномочий и ответственности между властными структурами различного уровня;
― экономический риск, обусловленный характером экономической ситуации и факторами развития соответствующего рынка;
― информационный риск, связанный с важностью своевременного предоставления необходимой информации, полноты и достаточности выявленных данных;
― правовой риск, обусловленный сложившейся на данном целевом рынке правовой базы для осуществления предпринимательской деятельности и практикой разрешения хозяйственных споров;
|
― финансовый риск, определяемый степенью стабильности финансовой системы рынка и ликвидности инвестиционной деятельности;
― технологический риск, связанный с возможным появлением новых технологических приемов и новых продуктов, конкурентоспособных с технологией и продуктами предприятия;
― коммерческий риск, обусловленный возможными сбоями в работе торговых посредников или ошибочным выбором целевого рынка;
― внутрифирменный риск, определяемый вероятностью ошибок управляющих, а также утечки конфиденциальной внутрифирменной информации.
·
Риски в экономической системе можно разделить на страхуемые и нестрахуемые.
К страхуемым рискам относится прежде всего риск возникновения ущерба, потерь от стихийных бедствий, несчастных случаев и др. Страхование рисков стало возможным благодаря развитию государственного страхования и частных страховых компания.
Нестрахуемые риски ― это риски потерь, связанные с непредсказуемым изменением рыночной конъюнктуры: шоком спроса и предложения, резким взлетом и обвалом цен, курса валюты и др. Внедрение инноваций также связано с большими рисками.
В современном производстве сами по себе ни труд, ни капитал не заработают. Для этого нужны особые условия ― все то, что обеспечивает работу предприятия и из чего она складывается: машины и оборудование, здания и сооружения на территории предприятия; транспорт, работники разного уровня и квалификации, менеджмент, маркетинг, организация служб, рассчитывающих и обслуживающих все экономические и производственно-технологические процессы. Сюда же входят обеспечение бесперебойной поставки ресурсов и материалов, сбыт продукции, а это договоры с поставщиками и оптовыми покупателями, выяснение объемов и структуры спроса. Отдельно ― работа с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами (например, с налоговой и другими инспекциями, министерствами и ведомствами, комитетами и комиссиями), разрешение споров в арбитражных судах и много другое, всего не перечислишь.
|
Но все это не будет работать без финансирования, обеспечения кредитами и т. д. Кроме того, чтобы организовать решение этих вопросов, нужны специальные знания и умения, особый дар, организаторские, творческие, аналитические способности, соответствующие моральные качества, склонность к риску. Всеми этими качествами обладает небольшая часть населения ― не более 8%. Так что наряду с капиталом и трудом предпринимательство ― это особый ресурс, самостоятельный фактор производства.
Итак, объект предпринимательства ― соединение/комбинирование факторов производства особым образом, нахождение такой комбинации или сочетания ресурсов, которые обеспечат получение прибыли.
Сказанное конкретизируют функции предпринимательства в экономике.
Функции предпринимательства:
1) внутренние функции, связанные с организацией самой предпринимательской деятельности, ее приспособлением к условиям рынка:
1.1. финансовое управление, основной задачей которого является получение максимальной прибыли при меньших риске и финансовых затрат;
1.2. материально-техническое снабжение, состоящее в бесперебойном снабжении производства различными ресурсами при меньших затратах, а также в поиске новых источников сырья и других ресурсов;
1.3. управление производством, связанное с поиском оптимальной комбинации факторов производства, которая дает максимальный выпуск продукции при минимальных затратах. Умение управлять производством является системообразующим признаком предпринимательских способностей ― одного из факторов производства.
При реализации данной функции предпринимателям свойственно а) улучшать качество продукта, открывать в нем новые свойства; б) создание принципиально нового продукта; в) внедрение нового способа производства, принципиально новой технологии или улучшение уже существующей; г) нахождение и реализация новых управленческих технологий.
На микроэкономическом уровне данная функция эффективно реализуется при условии реализации методологии концепции производственной функции, основной вывод которой постулирует правило минимизации издержек для заданного объема выпуска продукции: оптимальное сочетание факторов, используемых в процессе производства («капитала» и «труда»), достигается тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора дает одинаковый прирост общего выпуска продукции.
На макроэкономическом уровне данная функция эффективно реализуется при условии реализации методологии концепции кривой (границы) производственных возможностей (КПВ), главным постулатом которой является следующее положение: рост экономики происходит либо в результате увеличения объема доступных ресурсов («капитала», «труда», «земли»,), либо за счет повышения технологического уровня производства (безотходных технологий, прежде всего), более высокой квалификации работников, передовых процессов, новых (по качеству, прежде всего) продуктов, эффективного управления, либо за счет того и другого вместе;
1.4. управление кадрами (кадровый менеджмент), связанное не только с подбором и расстановкой кадров по долножностям руководителей, служащих, специалистов и рабочих, но и с формированием у них корпоративной культуры, то есть чувства ответственности, сопричастности к достижению целей, поставленных перед фирмой;
1.5. управление сбытом, или маркетинг, предполагающее ориентацию на потребности и интересы потребителя и завоевание новых рынков сбыта, что позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях конкурентного рынка;
2) внешние функции, отражающие влияние предпринимательства на сферу, в которой оно осуществляется, и вызываемые этим влиянием последствия:
2.1. содействие установлению рыночного равновесия на товарных рынках;
2.2. социальная функция, связанная с (а) удовлетворением всего комплекса потребностей населения производимыми товарами и услугами, (б) организацией новых рабочих мест, (в) своевременной выплатой работникам заработной платы, а государству ― налогов;
2.3. охрана окружающей среды.
Концепции прибыли
Речь пойдет об экономической прибыли, о которой речь шла в теме 6 «Теория фирмы, или экономика производителя». Напомним: экономическая прибыль ― разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности. Кроме того, возможны издержки, не отраженные в балансе.
Если поставить вопрос о происхождении экономической прибыли: «а существует ли в природе экономическая прибыль? И если да, то откуда она берется?», то ответ, как это ни парадоксально, необходимо искать во взятии предпринимателем на себя нестрахуемых рисков: связанная с нестрахуемыми рисками деятельность предпринимателя ведет к созданию преимуществ на рынке и, как следствие, является источником экономической прибыли.
Экономисты давно уже поняли, что если бы все рынки были совершенными, если бы экономика была статичной, то есть в ней не было бы никаких изменений, если бы бизнес имел гарантированный доход на капитал и не нес никаких рисков, то вся бухгалтерская прибыль полностью распадалась бы на доходы факторов производства. Действительно, если бы у кого-либо возник некий «излишек» сверх доходов, предприниматели вложили бы в соответствующий бизнес свои капиталы, предложение соответствующей продукции увеличилось бы, а цены, соответственно, упали, то «излишек» исчез. Следовательно, мы должны искать источники прибыли там, где подобные условия нарушаются. Попытаемся определить эти «нарушения».
Во-первых, это усовершенствование производства: прибыль возникает там, где предпринимателю удается ввести технические или организационные новшества, привлечь уникальных специалистов или разработать совершенно новые материалы. Такого предпринимателя Дж. Шумпетор назвал новатором. Он постоянно заботится о прибыли, внедряя свои идеи в производство, он не стоит на месте и не почивает на лаврах, понимая, что прежними достижениями могут рано или поздно воспользоваться конкуренты. Он настойчиво хочет быть всегда впереди других.
Во-вторых, это вознаграждение за риск. Большинству людей, в том числе и руководителям производства, риск чужд, они стремятся избежать его. И потому те, кто решился вложить свои средства, энергию, таланты в новое дело, если это дело, к тому же оказалось успешным, должны получать вознаграждение сверх обычной платы за труд и капитал.
В-третьих, еще один источник прибыли ― монополия. «Излишек» сверх вознаграждения факторов производства может возникнуть вследствие монопольного положения компании, если она: а) пользуется политическими привилегиями и тем самым ограждена от конкуренции; б) заняла доминирующее положение на рынке и вытеснить ее от туда невозможно, так как это потребует гигантских вложений, а расчленение нецелесообразно по тем или иным причинам («Газпром» - хороший тому пример), то эта компания будет получать экономическую прибыль.
·
Основоположники трудовой теории стоимости видели источник прибыли в неоплаченном продукте наемных работников. А. Смит делает в связи с этим следующий вывод: «Стоимость, которую рабочий прибавляет к стоимости материалов, распадается сама в этом случае на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. ― М., 1960. С. 50).
Опираясь на трудовую теорию стоимости, К. Маркс приходит к заключению, что прибавочный продукт (прибавочная стоимость) присваивается предпринимателем. Хотя прибавочная стоимость является порождением неоплаченного труда работника, внешне создается впечатление, что ее источником являются все затраченные предпринимателем ресурсы. «Прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли» (Маркс К. Капитал. Т. III// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25 Ч. 1. С. 43).
Максимизируя прибыль, предприниматели вступают в конкурентную борьбу между собой. В соответствии с представлениями К. Маркса в результате внутриотраслевой конкуренции происходит уравнивание индивидуальных стоимостей в единую общественную, или рыночную стоимость. Как правило, она определяется предприятиями со средними условиями производства. Индивидуальные стоимости на предприятиях с лучшими условиями оказываются ниже уровня рыночной стоимости. Эта разница составляет добавочную прибыль (сверхприбыль).
Межотраслевая конкуренция предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую. В отраслях, откуда изымаются капиталы, падает производство, уменьшается предложение, растут цены. В отраслях, куда инвестируются средства, увеличивается производство, растет предложение, падают цены. Межотраслевое движение капитала будет продолжаться до тех пор, пока не будут установлены цены, позволяющие предпринимателям разных отраслей извлекать прибыль по принципу: равновесная прибыль на равновеликий капитал. Такая прибыль называется К. Марксом средней прибылью, а установившаяся в результате межотраслевой конкуренции цена ― ценой производства. Последняя состоит из издержек производства и средней прибыли.
Е. Бем-Баверк увидел противоречие между первым и третьим томами «Капитала». В теории стоимости (1-й том) товары обмениваются в соответствии с затратами труда, а в теории цены производства (3-й том) ― по затратам капитала. П. Самуэльсон подчеркнул, что К. Марксу не удалось доказать равенство созданной стоимости и суммы товарных цен, что вызывает сомнения в марксистской концепции.
Представитель неоклассической школы Дж. Робинсонсоздалатеорию нулевой прибыли. По ее мнению, нулевая прибыль появляется при равенстве валовых издержек и валового дохода.
В неоклассической теории получили большое распространение концепции прибыли как дохода за неопределенность, дохода от инноваций и дохода от арбитражных сделок.
Основоположниктеории прибыли как дохода за неопределенностьФ. Найт в книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) различает риск и неопределенность. По его мнению, в условиях риска можно определить размер будущих убытков. Сам по себе риск не приносит вознаграждение предпринимателю. Другое дело, когда хозяйствующий субъект сталкивается с неопределенностью как непредсказуемым риском. В силу неопределенности возникает избыток над валовым доходом, включающий в себя нормальную прибыль.
Й. Шумпетор в работе «Теория экономического развития» (1912) выдвинул концепцию прибыли как дохода от инноваций. Под инновациями он понимает использование новой техники, технологии, предметов труда, организационных форм. В результате инновационной деятельности предпринимателя формируется прибыль и положительная ставка процента.
Представитель австрийской школы И. Кирцнер в работе «Конкуренция и предпринимательство» защищаетконцепцию прибыли как дохода от арбитражных сделок. Предприниматель извлекает прибыль, покупая дешево и продавая по более высокой цене.
Сторонники институционально-социологического направления в экономической теории Ж. Маршаль, Ф. Перу сформулироваликонцепцию институциональной прибыли. В соответствии с их взглядами, институциональная прибыль представляет собой результат перераспределения созданных благ в соответствии с соотношением сил между социальными группами (предприниматели, землевладельцы, наемные работники и др.), социальными институтами (государство, профсоюзы и др.).
·
Таким образом, мы можем констатировать, что сложилось несколько подходов к объяснению сверхприбыли, получаемой монополиями.
Марксисты полагают, что количественно она представляет собой избыток над средней прибылью, а качественно свидетельствует об экономическом могуществе монополий.
Неоклассики обращают внимание на избыток над нулевой прибылью, именуя его ненулевой прибылью. Фактически ненулевая или чистая экономическая прибыль представляет собой монополистическую сверхприбыль.