Занятость ― не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая доход.
Полная занятость ― ситуация, при которой каждому желающему трудиться предоставляется такая возможность.
Эффективная занятость ― это распределение трудовых ресурсов, позволяющее получить наибольший прирост национального продукта.
Рациональная занятость ― оптимальное сочетание полной и эффективной занятости.
Из сказанного вытекает, что занятое население это: а) граждане, работающие по найму, выполняющие работу в течение полного или неполного рабочего времени, а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующими договорами (контрактом, договором возмездного оказания услуг и др.); б) граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве; в) граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность; г) военнослужащие, проходящие службу (контрактники); д) частично занятые студенты и домохозяйки; е) лица свободных профессий.
Другими словами, занятое население ― это активная часть трудовых ресурсов, задействованная в общественном производстве.
Политика занятости ― система мероприятий, реализуемых Государственной службой занятости для изменения сложившейся неблагоприятной ситуации и (или) поддержания стабильности на рынке труда. Политика занятости осуществляется с позиций программно-целевого подхода. Основные задачи политики занятости: а) сдерживание с учетом имеющихся экономических и финансовых ресурсов увеличения масштабов безработицы; б) создание условий для быстрого трудоустройства безработных граждан; в) обеспечение целевой поддержки граждан, потерявших работу; г) смягчение последствий долговременной безработицы. Приоритетные направления политики занятости: 1)опережающее профессиональное обучение, профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников; 2) расширение масштабов подготовки и финансовой поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса; 3) увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных; 4) реализация общефедеральных и региональных программ (мероприятий) по поддержке регионов с критической ситуацией на рынке труда; 5) финансовая поддержка работодателей, создающих ученические места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профессиональную подготовку персонала. · Практическая потребность учета трудоспособного населения вызывает необходимость выделения различных категорий занятости. Экономическая теория различает следующие виды занятости: полную занятость ― ситуация на рынке труда, когда имеется соответствующий уровень развития производительных сил и спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением;продуктивная занятость, при которой общественно приемлемой считается не любая работа, а только то, что приносит работнику доход, обеспечивающий ему достойные человека условия жизни (продуктивная занятость есть антипод формальной занятости (имеющей место в странах с централизованной экономикой), частным случаем которой является ситуация содержания излишней рабочей силы или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы); социально-полезная занятость определяется числом трудоспособных граждан, ведущих домашнее хозяйство, занятых как в общественном материальном производстве, так и на военной службе, в органах МВД и других силовых ведомства, а также обучающихся в очной форме в средне-специальных и высших учебных заведениях, и ухаживающими за детьми, престарелыми, больными родственниками; эффективную занятость, которая, характеризуя эффективное использование рабочей силы, показывает при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость; свободно-избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, то есть самому работнику. |
·
|
|
В экономической литературе выделяют структурные виды занятости в зависимости от следующих признаков: по характеру деятельности (работа на предприятиях различных форм собственности, служба в армии и др.); по принадлежности занятых к определенному классу или слою (руководители, служащие, специалисты, рабочие, крестьяне и др.); с учетом меж- и внутриотраслевых пропорций; по территориальной принадлежности; по уровню урбанизации (мегаполис, город, поселение, село, рабочий поселок и др.); половозрастному составу.
Классификация форм занятости проводится в зависимости от формы организации рабочего времени и значимости для работающего.
|
·
Соотношение рабочей силы и безработных в составе населения вычисляется следующим образом:
Население |
минус лица, не достигшие 16 лет, и лица, находящиеся в специализированных учреждениях (психиатрические больницы, исправительные учреждения и др.), не считающиеся потенциальными компонентами рабочей силы = рабочая сила ― все лица, которые могут и хотят работать |
м инус работающие = безработные ― люди, ищущие работу и по разным причинам не находящие ее.
·
Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу (доходное занятие) и становится резервной армией труда.
Наравне с цикличностью деловой активности и инфляцией безработица является формой проявления макроэкономической нестабильности.
Причины безработицы можно классифицировать по трем основным позициям:
1. Причина безработицы ― завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы: см. Рис. Индивидуальное предложение на рынке труда.
2. Причина безработицы ― слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу, стимулируя создание новых рабочих мест или новые отрасли материального и нематериального производства.
3. Причина безработицы ― негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
•
Статистика безработицы основывается на обследованиях по проблемам занятости (обследования рабочей силы) и данных органов государственной службы занятости о регистрации безработных, которые обратились за содействием в эти органы. Последнее важно уже потому, что по определению Международной организации труда (МОТ) ― безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работу, ищет работу и готов приступить к ней, то есть только тот человек, который официально зафиксирован на бирже труда.
Причины безработицы, рассматриваемые в экономической теории. Их несколько. Каждая экономическая школа дает свои причины.
Одно из самых ранних объяснений причин безработицы дано в конце XYIII в. в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Мальтус отмечал, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
К. Маркс причину роста безработицы объяснял тем, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, то есть масса и стоимость средств производства, приходящаяся на одного работника, растет, и часть людей оказывается относительно избыточной. К. Макс допускал и другие причины безработицы, в частности цикличность развития экономики.
Многие экономисты после Маркса именно цикличность стали считать главной причиной безработицы. Так, например, использование новых технологий в фазе подъема (экономического роста) ведет к структурным изменениям, выталкиванию из производства ранее занятой рабочей силы; колебаниями численности безработных сопровождаются циклические спады в экономике; сезонность производства в отдельных ее отраслях.
Д. Кейнс причину безработицы видел в том, что население с ростом дохода большую его часть сберегает, и тем самым сокращается потребительский спрос. А раз сокращается спрос, у инвесторов сокращается стимул расширять производство, что приводит к безработице.
Английский экономист А. Пигу причину безработицы видел в том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Предприниматель предпочитает взять одного квалифицированного работника (вместо пяти-шести неквалифицированных) и платить ему высокую заработную плату.
Таким образом, причинами безработицы следует считать: а) цикличность экономического развития (см. Тему 11); б) непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда; в) жесткость заработной платы; г) завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
·
Многообразные причины, вызывающие безработицу, порождают ее виды.
1. Фрикционная безработица (временная) ― связана с возможностью выбора работы, с поисками или ожиданиями лучшей работы и лучших условий труда. Она неизбежна и даже желательна для экономики, так как переход работника с низкооплачиваемой на высокооплачиваемую работу способствует росту его доходов, и, как следствие, увеличению спроса на качественные товары и рациональному распределению ресурсов. В конечном счете, все это увеличивает реальный объем национального продукта. К безработным, пребывающим во фрикционной безработице, относятся временно неработающие люди, а также сезонные рабочие.
2. Структурная безработица. Ее причинами являются, с одной стороны, технический прогресс, который ведет к технологическим изменениям в структуре производства, то есть к отмиранию одних профессий и возникновению спроса на другие (в западноевропейских странах на каждую тысячу безработных приходится более восьмисот свободных рабочих мест, требующих иной квалификации), а с другой стороны ― последствия долговременного изменения потребительского спроса. Другими словами, стечением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые меняют и структуру спроса на работников. В итоге образуется структурное несовпадение между квалификацией и профессией безработных, с одной стороны, и требованием свободных рабочих мест к квалификации и профессии работников, с другой.
Безработица структурная обуславливается а) масштабной структурной перестройкой экономики; б) изменениями в структуре спроса на потребительские товары и услуги и в технологии производства; в) ликвидацией устаревших отраслей и профессий. То есть, рабочие оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессию со стороны предпринимателей, либо вследствие отсутствия у них достаточной квалификации, чтобы получить работу.
Существенная разница между фрикционной и структурной безработицы состоит в том, что:
1)у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;
2)фрикционная безработица имеет более краткосрочный характер, а структурная безработица ― более долговременный, и поэтому считается более серьезной.
3. Естественная безработица как сумма структурной безработицы и фрикционной безработицы не может быть устранена, являясь естественной для динамично развивающейся экономики. (В США, например, экономисты, считают, что полная занятость достигается при обеспечении работой 94―95% трудоспособных граждан).
4. Циклическая безработица ― следствие периодически повторяющихся колебаний деловой активности, обусловлена первой фазой макроэкономического цикла ― «спадом», для которого характерны сокращение производства, снижение потребительского спроса. Именно сокращение и спад производства, падение спроса на товары и услуги ведут к потере работы и невозможности найти работу по любой специальности. В период циклических фаз «оживление» и «подъем» безработица сокращается. Циклическая безработица ведет к наиболее тяжким последствиям для экономики и населения (см. Таблицу 7.1.).
Безработица может проявляться в следующих формах:
― открытая;
― скрытая ― работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства;
― текучая ― связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке услуг труда (например, сезонная безработица, связанная с результатами природных особенностей производства в некоторых отраслях экономики ― сельское хозяйство, строительство, сбор ягод, грибов, шишек и др. );
― застойная ― длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.
·
В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, выделяют следующие виды безработицы: 1) по продолжительности ― хроническую (в интервале 4 – 8 месяцев – продолжительную, 8 – 18 месяцев ― длительную, более 18 месяцев ― застойную); 2) в зависимости от характера проявления ― открытую и скрытую; 3) по степени охвата различных групп населения ― основную, маржинальную (безработица среди слабо защищенных слоев населения, в первую очередь, среди молодежи и женщин, ищущих работу после перерыва в работе в связи с уходом за малолетними детьми) и остаточную; 4) по отношению безработных к занятости ― действительную и фиктивную. |
Безработный ― трудоспособный гражданин РФ в возрасте (мужчины ― от 16 до 60 лет, женщины ― от 16 до 55 лет включительно), обладающий знаниями и способностями к труду (рабочей силой), который по не зависящим от него причинам не имеет работы и заработка (трудового дохода), зарегистрирован в органах занятости в качестве лица, ищущего работу и которому эти органы не сделали предложение подходящей работы.
Добровольная безработица ― ситуация, при которой есть свободные места, но ищущего работу не устраивает зарплата или характер труда.
Вынужденная безработица ― ситуация, когда зарплата выше точки рыночного равновесия (то есть, наблюдается разрыв между спросом на труд и его предложением).
Безработица экономическая ― безработица, вызываемая конъюнктурой рынка (свертывание убыточных производств под влиянием закона о банкротстве, нежеланием правительства поддерживать убыточные отрасли и предприятия).
Институциональная безработица ― 1) безработица, порождаемая самими институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. Ее провоцируют: а) несовершенство налоговой системы; б) введение гарантированного минимального размера оплаты платы (МРОТ). В этой ситуации человек согласен трудиться за сравнительно низкую заработную плату, работодатель готов платить ее, но соединиться они так и не могут, так как последний не вправе устанавливать заработную плату ниже определенного законом предела; в) инерционность рынка рабочей силы; г) несовершенство информации о свободных рабочих местах. 2) безработица, порождаемая институтом социальной защиты безработных (чем выше пособие по безработице, тем длительнее время поиска нового места работы).
Институты рынка (услуг) труда ― широкое понятие, включающее как минимум, основы законов о труде и трудовых соглашениях, установление минимального уровня заработной платы, систему страхования по безработице, государственные программы по обеспечению занятости населения.
Одним из активных институтов на рынке труда являются профессиональные союзы (профсоюзы) ― организации наемных работников, созданные для защиты их интересов в переговорах с работодателями. К функциям профсоюзов относится: 1) заключение коллективных договоров, трудовых соглашений (контрактов); 2) улаживание трудовых споров, конфликтов; 3) защита, отстаивание трудовых прав работника посредством контроля за деятельностью работодателя по соблюдению трудового законодательства). Профсоюзы призваны повседневно решать задачи улучшения условий труда и обеспечение его безопасности и повышения заработной платы.
Работодатель ― физическое или юридическое лицо, предоставляющее работу, нанимающее рабочую силу.
·
Биржа труда (служба занятости)― 1. государственная организация, на которую возложено решение вопросов обеспечения занятости населения на определенной территории, включая (а) содействие гражданам в трудоустройстве на рабочие места и вакантные должности, сведения о которых работодатели в установленном действующим законодательством порядке предоставляют в территориальные органы государственной службы занятости; (б) выплату пособий по безработице; (в) организацию подготовки и переподготовки незанятого населения; (г) организацию собственных работ; 2. государственное учреждение, оказывающее услуги по трудоустройству незанятого населения в порядке добровольного найма. Биржи труда осуществляют посреднические услуги при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях и имеющихся вакансиях; ведут учет безработных и производят выплату им пособий по безработице. Функции биржи труда в России выполняют государственная служба занятости и частные фирмы, работающие в определенных сегментах рынка труда. Во многих западных странах в последние десятилетия создаются службы профориентации, переподготовки и трудоустройства, в задачу которых входит оказание помощи безработным в поиске работы и удовлетворении потребностей рынка труда, постоянно меняющегося под влиянием трансформаций отраслевой структуры производства. |
·
Для оценки безработицы используются следующие показатели: ― уровень общей безработицы ― частное от деления общей численности безработных на численность экономически активного населения, умноженное на 100%; ― коэффициент занятости ― удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве, в общей численности населения страны; ― естественная безработица ― процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности. Считается, что современная рыночная экономика может иметь определенный уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5 ― 6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости; ― норма (уровень) безработицы ― процент безработных в общей численности рабочей силы. Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства ― (а) технического прогресса, требующего повышения квалификации и переподготовки (изменения профессий и специализаций) наемного персонала; (б) циклического характера экономических спадов и роста производства: при спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме – падает. Эмпирически рассчитанное соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: превышение фактического уровня безработицы на 1% от ее естественного уровня приводит к отставанию фактического ВНП от потенциального ВНП на 2,0 – 2,5%, и, наоборот, прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1%. Таким образом, безработица признается естественным состоянием рынка труда; возможны лишь ее временные колебания вверх или вниз от естественной нормы. Естественный уровень безработицы ― 1) уровень безработицы, сохраняющийся на протяжении длительного периода времени, нормальный для данной страны уровень; 2) характеристика несовершенства рынка труда, размещающего освобожденных от работы по новым местам с определенным запозданием (временным лагом). Кроме фрикционной, в естественную безработицу включают и структурную компоненту. Устойчивый уровень безработицы ― это уровень безработицы, который сохранялся бы неизменным при постоянстве уровней увольнения и приема на работу в экономике неопределенно долгое время. · Каждая нация определяет уровень безработицы. Его можно рассчитать по следующей формулам: 1. Уровень безработицы = Безработные (чел.)/Рабочая сила (чел) *100%. 2. Стандартный уровень безработицы (УБ): УБ = (БР/З + БР)*100%, где: БР– незанятые трудовой деятельностью граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу; З – занятые в народном хозяйстве; (З + БР) – численность экономически активного населения. Рассчитанный по формуле УБ показатель безработицы превышает официально признанный (при расчете официального уровня безработицы принимается во внимание все трудоспособное население, а не только экономически активное), но далек от фактического уровня, то есть не отражает, например, скрытую безработицу. Вместе с тем, граждан, незарегистрированных в службе занятости, не включают в число работников, фактически ищущих работу. Уровень безработицы по методологии МОТ = фактически безработные/численность экономически активного населения. |
·
Таблица 7.1
Последствия безработицы
Позитивные | Негативные |
• Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства. • Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции. •Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду | • Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального • Снижение уровня жизни населения: (а) создаются предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; (б) потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; (в) сокращается потребительский спрос, уровень сбережений • Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства • Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности |