Достоинства | Недостатки |
1. Более мобильны, быстрее и с меньшими затратами реагируют на рыночные изменения, обновление товаров и услуг, технологические процессы; 2. Не требуются крупные инвестиции. 3. Низкая себестоимость продукции. 4. Небольшой аппарат управления. 5. При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли | 1. Большая вероятность риска, неудач, банкротства. 2. Ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств. 3. Очень зависят от колебаний рынка. 4. Отсутствие квалифицированных управляющих. 5. При единоличном владении все проблемы ложатся на плечи собственника |
•
Для России, осуществляющей переход к рыночной экономике, создание сектора малого предпринимательства является одной из институциональных основ социальной трансформации общества.
Малое предпринимательство позволяет решить следующие социально-экономические проблемы экономического роста и развития государства и общества:
· формирование конкурентных, цивилизованных отношений, способствующих удовлетворению потребностей населения и общества;
· придание экономике гибкости, мобильности, маневренности;
· привлечение личных средств населения к развитию производства, ибо партнеры в малых предприятиях вкладывают свой капитал в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных фирмах;
· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
· изобретение новых товаров и/или повышение качества товаров, услуг, работ и культуры обслуживания;
· эффективное привлечение самостоятельных, инициативных, талантливых, умных людей, раскрытие их творческого потенциала, позволяющее реализовать активность и трудоспособность огромного числа населения;
|
· создание основ демократии и гражданского общества через формирование «рыночной» общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения как альтернативы люмпенской психологии и социальному иждивенчеству;
· развитие различных видов ремесел, народных промыслов;
· вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, на которых крупное производство накладывает определенные ограничения (домохозяйства, инвалиды, пенсионеры, обучающиеся);
· формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий; активизация НТП, так как объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
· содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов путем освоения и использования местных источников сырья и отходов крупного производства; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
· высвобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет аренды и выкупа.
При этом можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в России:
· сложная экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность;
· ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатками свободных финансовых средств предприятий и падений реальных доходов населения;
|
· вялая инвестиционная активность, отсутствие перетока средств из финансового в реальный сектор экономики, ужесточение требований к обеспечению кредитов со стороны финансовых организаций, крайне низкая эффективность инвестиций;
· неконкурентоспособность продукции отечественного производства в условиях растущего давления со стороны импортных товаров;
· относительно низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой этики, хозяйственной культуры в малом бизнесе;
· негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
· неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях; слабость механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
·
К формам поддержки государством малого предпринимательства относится: а) создание специальных фондов финансирования; б) льготное кредитование; в) особо льготные условия налогообложения; г) консультации специализированных организаций.
·
Важным экономическим условием становления малого предпринимательства, которое в основном зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как:
|
· рынок капитала (сейчас он находится в зачаточном состоянии, ограничен по набору используемых финансовых и инвестиционных инструментов, весьма неустойчив и серьезно искажен инфляционными процессами и зависимостью от колебаний валютных курсов и общеэкономической конъюнктуры);
· рынок труда (сейчас он существует, но характеризуется значительными региональными и структурными диспропорциями спроса и предложения);
· рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты движимости (он законодательно недостаточно отрегулирован, слабо ориентирован на потребности малого бизнеса, монополизирован и в значительной степени коррумпирован).
·
8.4. Бизнес-план как инструмент менеджмента бизнеса
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.
В истории человечества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – планирования.
В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Планирование ― это определение цели, или образа желаемого будущего развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действий различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия (фирмам).
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана ― реакция на предвидение и запланированные явления.
Оптимальным вариантом таких решений является новая прогрессивная форма ― бизнес-план.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов: 1) понимания общего состояния дел на данный момент; 2) представление того уровня, который вы собираетесь достичь; 3) содержательное и структурное планирование процесса перехода от одного состояния в другое (например, из режима функционирования в режим развития).
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Бизнес-план ― план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия (фирмы), анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и, определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?».
В теории и практике менеджмента с 60-х годов XX века приоритетным стала проектная форма разработки и принятия решений, методология которой представлена в теме 6, в параграфе «Основы теории менеджмента». Обращение к методологии проектной форме деятельности нам необходимо потому, что в свернутом виде именно она представляет собой алгоритм составления бизнес-плана:
1 ― принятие решения о создании нового предприятия (фирмы) или внедрения мероприятий по совершенствованию действующего их производства;
2 ― анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного;
3 ― выбор вида деятельности (товара) или услуги, производство которых будет являться целью задуманного проекта;
4 ― исследование возможного рынка сбыта;
5 ― составление прогноза объемов сбыта (для первого года – помесячно, для второго – поквартально);
6 ― выбор места осуществления коммерческой или производственной деятельности;
7 ― разработка плана производства;
8 ― разработка плана маркетинга;
9 – разработка организационного плана;
10 ― разработка юридической схемы будущей коммерческой или производственной деятельности;
11 ― решение вопросов бухгалтерского учета;
12 ― решение вопросов страхования;
13 ― разработка финансового плана;
14 ― написание резюме к бизнес-плану.
Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия (фирмы), которая синтезирует в себе как наработки традиционного планирования, так и современной технологии управления проектами применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкуренции, маркетингу, менеджменту, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя и др.
Структурными разделами бизнес-плана являются:
а) титульный лист;
б) краткое изложение (резюме);
в) анализ конъюнктуры рынка;
г) описание предприятия (фирмы);
д) маркетинг и сбыт;
е) продукты (услуги);
ж) операции;
з) руководство и собственность (в том числе организационно-правовая форма, закрепленная в Уставе фирмы);
и) источники и направления финансирования;
к) финансовый план;
л) приложения.
•
Практическая значимость бизнес-плана определяется возможностью ответить на три основных вопроса экономики:
1. когда? (когда необходимо привлечь деньги; когда происходит смена собственника или создается новая фирма; когда происходят значительные изменения в организации производства фирмы; когда воздействие внешней среды создает новые угрозы деятельности фирмы и стоит ли задача адаптироваться, превратив угрозы в возможности?);
2. для кого? (для собственника, менеджеров или кредиторов);
3. зачем?
3.1. для собственника, чтобы стратегически планировать, давать оценку возможностям, формулировать и отслеживать выполнение целей и задач, а также определять потребность в финансах (деньгах);
3.2. для менеджеров, чтобы уяснить идеологию фирмы, сформировать команды, увидеть дополнительные возможности получения денег и производить практический анализ текущей деятельности;
3.3. для кредиторов, чтобы иметь возможность оценить качество управления, ликвидность и риски фирмы.
·
Практикум (домашнее задание): составить бизнес-план для следующих работ (по выбору):
1) ремонт Вашей квартиры;
2) совершенствование учебно-материальной базы по Вашему профилю в стенах СУНЦ;
3) совершенствование организации поставки (логистики) продуктов питания контрагентами СУНЦ.
Основные понятия
Предпринимательство | Принципы предпринимательства |
Предприниматели | Функции предпринимательства |
Экономическая прибыль | Планирование |
Бизнес-план | Организационно-правовые признаки малого предпринимательства |
Рекомендуемая литература
Большая экономическая энциклопедия. М., Эксмо, 2008.
Большой экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004.
Журавлев П. В. и др. Персонал: словарь понятий и определений. М., 1999.
История экономической мысли России в лицах. Словарь – справочник: учебное пособие/кол. авторов; под ред. Н. Н. Думной, О. В. Карамоовой. М.: КНОРУС, 2007.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999 (серия «Теория и практика менеджмента»).
Курс экономической теории: Учебник/ под ред. Чепурина М. Н, Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2006.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/кол. авт.; под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: КНОРУС, 2007.
Мазур И. И. и др. Управление проектами: Учебное пособие. Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.
Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М,: Норма, 2005.
Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособ. ИНФРА – М, 2005.
Пелих А. С. Бизнес– план или как организовать собственный бизнес. М.: «Ось-89», 2004.
Политика эпохи Путина. 28 лучших материалов за 1999 – 2007 годы// Эксперт. №2..2007.
Сафрончук М. В. Микроэкономика. Курс лекций. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Современный словарь по общественным наукам /Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: изд-во Эксмо, 2007.
Соколинский В. М. Экономическая теория: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008.
Стожко К. П. Экономическая теории. Учебник для вузов. I т. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.
Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова.М.: Республика, 2001.
Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/Под ред. С. И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2007.
Приложение 1.
Рисунки
На Рис. 2.1. КПВ графически иллюстрирует закон возвышающихся вмененных издержек производства, согласно которому: для производства (и потребления) каждой последующей единицы какого-либо товара или услуги приходится отказываться от производства (и потребления) все большего количества других товаров или услуг.
Это происходит потому, что при перепрофилировании производства все труднее и дороже становится преобразовывать основные средства производства и переквалифицировать трудовые ресурсы одной отрасли, сделать их пригодными для условий нового производства.
Рис. 2.1. Кривая трансформации, или «Границы производственных возможностей»
При процессе расширения производственных возможностей (например, в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности) КПВ двухотраслевой экономики рис. 2.1. приобретает следующий вид: |
Рис. 4.1. Кривая спроса
Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15 руб. за штуку до 35 руб., то величина спроса уменьшится с 40 до 15 штук.
Отрицательный наклон кривой спроса в экономической теории объясняется двумя эффектами: эффектом замещения и эффектом доходов.
«Эффект дохода» определяется как изменение реального дохода потребителя при изменении цен на товары и услуги.
Номинальный, или денежный, доход измеряется количеством денег (например, величина заработной платы, пенсии, стипендии и т.п.).
Реальный доход измеряется покупательной способностью номинального дохода, то есть тем количеством товаров и услуг, которые человек может купить на свой денежный доход. Как следствие, величина реального дохода подсчитывается путем деления денежного дохода на цену товара.
«Эффект дохода» влияет на изменение именно реального дохода: если цена товара снижается, то покупательная способность дохода потребителя увеличивается.
Таким образом, более низкая цена позволит потребителю приобретать большее количество данного товара при прежнем уровне денежного дохода.
Проиллюстрируем это на условном примере. Пусть доход потребителя составляет 200 рублей, на которые он может приобрести 20 кг картофеля по цене 10 рублей за килограмм. Если цена картофеля снизится до 5 рублей, то потребитель сможет покупать 40 кг картофеля или, оставив потребление картофеля на прежнем уровне, приобрести на «высвобожденные» деньги другие товары.
Выводы:
1) снижение цены товара делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширять объем покупок при той же величине денежного дохода;
2) эффект дохода» объясняет обратную зависимость величины спроса от рыночной цены товара, то есть закон спроса (!) изменением покупательской способности дохода потребителя, то есть его реального дохода.
·
«Эффект замещения» состоит в том, что снижение цены на товар относительно удорожает другие товары. Как следствие, при относительном подорожании товара спрос на него сокращается, потому что подорожавший товар можно заменить аналогичным, но более дешевым товаром (и снова перед нами аргумент в «защиту» закона спроса!). Снизившаяся цена картофеля при неизменности цен на другие товары будет более привлекательна для покупателей, и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты, например, крупы и макаронные изделия.
«Эффект дохода» и «эффект замещения» взаимодействуют и дополняют друг друга, вызывая расширение объемов потребления нормальных товаров и услуг при снижении цены.
Категории «эффект дохода» и «эффект замещения» различаются тем, что если первый является выигрышным результатом внешних по отношению к потребителю обстоятельств, то «эффект замещения» зависит от его сознательного реструктурирования иерархии личных потребностей (как распорядиться рентой ― потребитель решает сам!).
В широком смысле суммарный результат действия «эффекта дохода» и «эффекта замещения» имеет не только денежное, но и вещественное выражение. Экономическая теория использует эти понятия также при анализе кривой спроса, динамики бюджетной прямой, потребительского равновесия и долгосрочных циклов совокупного спроса, а также при интерпретации специфики индивидуального предложения услуг труда.
Рис. 4.2. Смещение кривойспроса под воздействием неценовых факторов
В результате того, что доходы покупателей увеличились, кривая спроса сместилась вправо вверх. Такая ситуация характерна для потребителей, у которых возрастают доходы и которые могут позволить себе увеличить «сам» спрос «нормальных», более ценных, более полезных товаров. Обратная ситуация ― уменьшение доходов покупателей ― сдвинет кривую спроса влево вниз.
Рис. 4.3. Кривая предложения
Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, точка А показывает, что цене 15 руб. соответствует объем предложения 10 шт. товара, цене 30 руб. ― 30 шт. и т.д. Повышение цены будет сопровождаться движением соответствующей точки вверх, например, от точки А до точки В.
Рис. 4.4. Смещение кривой предложения под воздействием неценовых факторов
В результате того, что а) происходит увеличение производительности труда или б) дотируется производство того или иного товара, или в) вследствие роста числа фирм, производящих однородный товар, предложение товара возрастает, кривая предложения сместится вправо вниз. При росте налогов и ожидании изменения цен (инфляции) в краткосрочном периоде предложение сократиться, и кривая предложения сдвинется влево вверх.
|
Рис. 4.5. Формирование равновесной цены на товарном рынке
Равновесная цена (на рис. 4.5. это точка Е) ― цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцом, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.
Рыночное равновесие ― ситуация больше теоретическая. В реальной жизни наиболее типичны случаи, когда одновременное изменение спроса и предложения происходит не в одинаковой пропорции, порождая ситуации то ситуацию дефицита, то ситуацию перепроизводства (избытка) предложения. Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Эти «кем-то» чаще всего могут быть государство и монополии. Рассмотрим последствия вмешательства государства в рыночный механизм. На рис. 4.5. а) проиллюстрирована ситуация установления государственной цены на уровне ниже цены равновесия, что приводит к образованию дефицита (заштрихованная площадь треугольника ЕSD). Если цена равновесия равна 4 руб., а государственная цена равна 2 руб., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.
|
Рис. 4.5. а) «Потолок» цен и образование дефицита
На рис. 4.5. б) проиллюстрирована обратная ситуация ― государство, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливает «полцены», то есть фиксирует цену на уровне выше равновесной, что приводит к ситуации перепроизводства (избытку). Если цена равновесия равна Р0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем Р1, то возникает излишек (заштрихованная площадь треугольника ЕSD), величина которого соответствует отрезку Q1Q2.
. |
Рис. 4.5. б) «Полцены» и образование избытка (перепроизводства)
Рис. 5.1. Кривая безразличия Инструментом анализа желаний потребителя-покупателя является кривая безразличия, демонстрирующая все возможные комбинации товаров X и Y, приносящие потребителю одинаковое удовлетворение. |
Рис. 5.2. Карта кривых безразличия
Заполнив «графическое пространство» товаров кривыми безразличия, мы получим карту кривых безразличия потребителя, имеющей три свойства:
1) каждая кривая соответствует различной величине общей полезности (TU);
2) кривые, расположенные выше первоначальной прямой, обозначенной на графике в1, демонстрируют большую полезность для потребителя;
3) каждая кривая, расположенная ниже, соответствует меньшей TU.
Рис. 5.3. Бюджетная линия и ее свойства
Инструментом анализа возможностей потребителя-покупателя является бюджетная линия, отражающая на графике различные количественные соотношения товаров X и Y, которые могут быть приобретены покупателем при фиксированном уровне денежного дохода и цен. Бюджетная линия имеет три свойства:
1) она отражает изменения уровня дохода потребителя. Если доход потребителя увеличивается, он в состоянии приобрести большее количество товаров X и Y. Бюджетная линия при этом примет положение a2b2. При снижении дохода бюджетная линия переместится в положение a1b1;
2) она отражает влияние изменения цен на товары и услуги. Если цены на оба товара возрастут, бюджетная линия переместится вниз и влево (линия a1b1). Снижение цен равнозначно увеличению дохода, поэтому бюджетная линия примет положение a2b2;
3) она отражает неравномерное изменение цен на товары по отношению друг к другу. Так, если цена товара Х повысится, а цена товара Y останется прежней, потребитель сможет купить товара Х в меньшем количестве, а потребление товара Y сохранится на том же уровне. В этом случае бюджетная линия примет ассиметричное положение a1b.
Для того чтобы определить равновесное положение потребителя на рынке, необходимо совместить карту безразличия и бюджетную линию.
Возможностью совмещения этих графиков является однородность их построения.
Бюджетная линия обязательно коснется одной из кривой безразличия. Точка касания и будет демонстрировать ситуацию равновесного состояния потребителя (См. Рис. 5.4. «Потребительское равновесие»).
На Рис. 5.4. в точке потребительского равновесия (е) совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность при ограниченной величине дохода.
Потребитель руководствуется «потребительскими предпочтениями», но при этом не может выйти за пределы «бюджетной прямой». Это-то и усложняет поведение «потребителя как покупателя»: как потребитель он учитывает свои склонности и потребности, но как покупатель ― ограничен толщиной своего кошелька. Поскольку рынок обращен прежде всего к покупателю, то рыночное поведение потребителя, ставшего покупателем, определяется законом спроса.
Рис. 5.4. Потребительское равновесие
Рис. 7.1. График индивидуального предложения услуг труда. Эффект замещения и эффект дохода
На Рисунке 7.1. изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, которое согласен отработать конкретный работник при данной величине заработной платы. От обычной кривой предложения труда, иллюстрирующей ситуацию на национальном или отраслевом рынках труда, эта кривая отличается своей конфигурацией.
До точки F интересующая нас кривая показывает увеличение предложения услуг труда при росте заработной платы, ― она удаляется по оси ординат (W). Однако, пройдя точку F, кривая SL меняет направление. Она сгибается и, принимая отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию ― уменьшение предложения труда ( L ) при дальнейшем росте заработной платы( W ). Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения услуг труда, которое после достижения максимального уровня (L1) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина ― увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда. Почему же это происходит?
Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Это выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее ― отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения на рынке услуг труда. На данном участке график функции индивидуального предложения SL имеет положительный наклон.
Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Наступает предел, после которого работник, удовлетворенный высоким заработком, начинает меньше ценить дополнительную возможность заработать: теперь он больше ценит свободное время и развлечения, которые он может себе позволить, достигнув максимального в его понимании дохода. Такая переоценка ценностей называется эффектом дохода. Под его влиянием и происходит сокращение предложения трудапри дальнейшем росте заработной платы, что и выражает на графике второй, нисходящий его участок, имеющий отрицательный наклон. Практически сказанное выражается в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков, в том числе за «свой счет».
Вывод. Работодателю следует учесть, что стимулирование работника посредством роста вознаграждения имеет свои ограничители и необходимо выяснить, где тот критический уровень дохода, после которого работник будет стремиться к сокращению продолжительности рабочего времени либо качества труда.
Приложение 2.