Шейх Салих Аль-Фаузан: Восстание, если правитель установил определенные законы не из Шариата 1 глава




Бандар ибн Найиф аль-'Утайби


Научно - просветительская дискуссия на тему:
«Правление и принятие решений не в
соответствии с тем, что ниспослал Аллах»

 

Прилагается поздняя, напечатанная впервые, фетва Ибн Усаймина,
по вопросу обвинения людей в неверии (такфир)

 

С предисловием Мухаммада инб Хасана Аль-Шейха
члена Постоянного Комитета по фетвам и Ассоциации
крупнейших мусульманских ученых

 


Бандар аль-'Утайби 2007
www.bn-dr.com

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

• Правило первое:

• Правило второе:

• Правило третье:

• Правило четвёртое:

• Правило пятое:

• Правило шестое:

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВОПРОСА О ПРАВЛЕНИИ И ВЫНЕСЕНИИ РЕШЕНИЙ НЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ

• Случай первый: Убеждённость дозволенным (истихляль)

• Случай второй: Упорное отрицание (джухд)

• Случай третий: Сочтение ложью (такзиб)

• Случай четвёртый: Предпочтение чего-либо Шариату Аллаха (тафдыль)

• Случай пятый: Приравнивание чего-либо к Шариату Аллаха (мусава)

• Случай шестой: Подмена (Табдил)

• Случай седьмой: Замена (истибдаль)

• Случай восьмой: Создание собственных законов (такнин)

• Случай девятый: Создание конституции для всех (ташри‘ ‘ам)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ

• Глава первая Резюме в вопросе

• Глава вторая Разногласия Существуют Только В Четырёх Вопросах

• Глава третья Совпадение заключений автора с мнением трёх учёных

• Глава четвёртая Совпадение заключений автора с мнением Постоянного комитета по фетвам

• Глава пятая Совпадение заключений автора с мнением ‘Абду-ль-Лятыфа ибн Абду-р-Рахмана ибн Хасана и Сулеймана ибн Сахмана

• Глава шестая Совпадение заключений автора с мнением последователей Ибн ‘Аббаса

• Глава седьмая Совпадение заключений автора с мнением Ибн ‘Аббаса

• Глава восьмая Обвинения, которые выдвигаются против трёх учёных и их единомышленников

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ОТВЕТ НА ОСНОВНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОППОНЕНТОВ

• Доказательство первое

• Доказательство второе

• Доказательство третье

• Доказательство четвёртое

• Доказательство пятое

• Доказательство шестое

• Доказательство седьмое

• Доказательство восьмое

• Доказательство девятое

• Доказательство десятое

• Доказательство одиннадцатое

• Доказательство двенадцатое

• Доказательство тринадцатое

• Доказательство четырнадцатое

• Последняя фетва Ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах

• Заключение

Отзыв, выдающегося шейха,
члена Ассоциации крупнейших мусульманских учёных
Мухаммад ибн Хасан ибн ‘Абду-р-Рахман Аль Шейх

 

Хвала Аллаху Господу миров! и благословения и мир нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

А затем:
Я прочитал часть книги «Научно-просветительская дискуссия на тему: “Правление и принятие решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах”», которую написал шейх Бандар ибн Найиф аль-Утайби. Автор раскрыл данную тему должным образом и разъяснил позицию приверженцев Сунны (Ахлю-с-Сунна валь Джама‘а) по отношению к тем, кто отказывается судить на основе того, что ниспослал Аллах, подкрепляя свои слова соответствующими доказательствами из Корана и Сунны, а также цитируя известных мусульманских учёных и приводя их фетвы.

Прошу Великого и Всемогущего Аллаха воздать автору книги благом и принести через него и его книгу пользу мусульманам, ведь, Поистине, Он — Всеслышащий, Отвечающий на мольбу!

Сафара 1427 хиджры (1 марта 2006 г.

 

Введение

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!

 

Когда вопрос о правлении и принятии решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, остро встал и вызвал у студентов много затруднений — а ошибок в данном вопросе не избежали, увы, даже уважаемые учёные — я приложил все усилия, чтобы разъяснить правильное мнение по этой проблеме, содержащееся в этой книге, надеясь, что по воле Благословенного и Всевышнего Аллаха, она принесёт пользу верующим. При этом я стремился к краткости, поскольку в наше время студенты не испытывают тяги к чтению объемных трудов, за исключением тех немногих из них, которым мой Господь оказал Свою милость.
Завершаю же это краткое введение хочется несколькими важными высказываниями праведных предшественников из первых поколений мусульман, да будет милостив к ним Аллах.

  • ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, истина озарена светом». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 116.]
  • ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть никто из вас не подражает своей вере какому-нибудь человеку, веруя, если верит этот человек, и, не веруя, если не верует этот человек! Если уж вы не можете обойтись без того, чтобы не следовать за кем-то, то берите пример с тех, кто уже умер, поскольку любой живой человек не защищён от искушений». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 130.]
  • Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Ничто не радовало меня после принятия ислама так сильно, как то, что никакое из этих страстей не вошло в моё сердце». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а»]
  • Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Избегай непостоянства и изменчивости в религии Аллаха, ибо, поистине, религия Аллаха одна». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 120.]
  • Аль-Ауза‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Мы идём вместе с Сунной туда, куда она нас ведет». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 47.]
  • Суфйан ас-Саури, да помилует его Аллах, сказал: «Обходитесь с приверженцами Сунны по-хорошему, ибо они среди людей одиночки!». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 49.]
  • Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «О приверженцы Сунны! Будьте мягки друг к другу, ибо вас среди людей очень мало!». [Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 19.]
  • Йунус ибн ‘Убайд, да помилует его Аллах, сказал: «Нет вещи более одинокой, нежели Сунна, но ещё более одиноки те, кто её представляет». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 50.]
  • Суфйан ас-Саури, да помилует его Аллах, сказал: «Если узнаешь о том, что на Востоке живёт приверженец Сунны и что на Западе живёт ещё один, пошли им своим приветствия и обратись к Аллаху с мольбами за них, потому что приверженцев Сунны и единой общины очень мало». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 23.]
  • Аййуб ас-Сихтийани, да помилует его Аллах, сказал: «Когда мне сообщают о смерти кого-нибудь из приверженцев Сунны, то мне кажется, будто я лишился части собственного тела». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 29] Он, да помилует его Аллах, также сказал: «Те, кто желает смерти приверженцам Сунны, хотят погасить свет Аллаха своими устами. Но Аллах доведет до конца распространение Своего света, даже если это ненавистно неверующим». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 35.]
  • Когда Абу Бакра ибн ‘Аййаша, да помилует его Аллах, спросили о том, кого следует считать приверженцем Сунны, он ответил:
    «Того, кто не проявляет страстей, когда о них заходит речь в его присутствии». [Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 53.]
  • Шазз ибн Йахйа, да помилует его Аллах, сказал: «Нет лучшего пути в Рай, чем идти по пути наших праведных предшественников». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 112.]
  • Аль-Фудайль ибн ‘Ийад, да помилует его Аллах, сказал: «К кому пришёл человек, чтобы посоветоваться, а он указал ему на приверженца религиозных нововведений, тот предал ислам». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 261.]
  • Аль-Ауза‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Когда ты рассказываешь приверженцу религиозных нововведений хадис Посланника Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, противоречащий его религиозному новшеству, этот человек непременно начинает ненавидеть этот хадис». [ Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 732.]
  • Абу аль-‘Аббас аль-Асамм, да помилует его Аллах, сказал: «Однажды два хариджита совершали обход вокруг Каабы, и один из них сказал другому: “Не войдёт в Рай никто из этих творений, кроме нас с тобой!” Его товарищ ответил: “Рай, ширина которого — ширина небес и земли, создан для нас с тобой?!” Его товарищ воскликнул: “Да!”
    Тогда второй сказал: “Забери его себе!”, и он отказался от своих убеждений»
    . [Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и‘тикад Ахлю-с-Сунна валь-джама‘а», № 2317.]


Таковы некоторые высказывания наших праведных предшественников. Я составил данную книгу, разделив ее на четыре раздела:
1. Правила, которые необходимо знать.
2. Разъяснение вопроса о правлении и принятии решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах.
3. Дополнительные главы.
4. Ответ на основные доказательства оппонентов.

О, Аллах! Прошу Тебя вести нас всех прямым путём и оказать Свою поддержку!


 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ.

Таких правил шесть:
Правило первое:
Править и принять решения в соответствии с тем, что ниспослал Аллах — индивидуальная обязанность (фард ‘айн) каждого мусульманина.
Это правило включает шесть основ.

Основа первая:
Обязательность правления и принятия решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах.
Всевышний Аллах сказал: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами». [ Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 49.]

Основа вторая:
Обязательность обращения к Шариату Аллаха за решениями, проявляя довольство и подчинение Закону Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью». [Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 65.]

Основа третья:
Угроза тому, кто не руководствуется Шариатом при правлении и вынесении решений.
Всевышний Аллах сказал: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими», «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми», и «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами». [ Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аяты 44, 45, 47.]

Основа четвёртая:
Предостережение от противоречия велениям Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». [Сура 24 «Ан-Нур» («Свет»), аят 63.]

Основа пятая:
Постановления Благословенного и Всевышнего Аллаха — самые лучшие из всех постановлений.
Всевышний Аллах сказал: «Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?». [ Сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 50.]

Основа шестая:
Постановления Шариата, ниспосланные Аллахом, — милость и свет.
Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом Мы внушили тебе в Откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведём прямым путём того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь». [ Сура 42 «Аш-Шура» («Совет»), аят 52.]

 

 

Правило второе:
Если человек совершает действия, совершение которых делает человека неверующим (мукаффират), это не даёт нам права назвать такого человека неверующим, поскольку непременным условием для обвинения конкретного человека в неверии является приведение против него соответствующего довода.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Никто не имеет права считать конкретного мусульманина неверующим, даже если тот совершил грех или проступок, до тех пор, пока против него не будет приведен (шариатский) довод и пока ему не разъяснят доказательство (его неправоты). Сомнения не устраняют достоверное знание, и тот, о ком точно известно, что он является мусульманином, не становится неверующим из-за возникновения сомнений. Он может считаться неверующим только после того, как против него был приведен (шариатский) довод, и не осталось никаких сомнений в том, что он действительно перестал быть верующим». [ Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», том 12, стр. 466.]

  • Приведение довода означает твердая уверенность в том, что соблюдены все нижеперечисленные условия, позволяющие назвать конкретного человека неверующим:

1. Знание, являющееся противоположностью неведения. Т.е. человек должен именно знать, что совершаемое им запретное деяние выводит его из Ислама. А из одного только факта, что человек совершил неверие, вовсе не следует, что он знал об этом.
2. Умышленность, являющаяся противоположностью ошибки. Т.е. человек должен именно умышленно совершить неверие. Данное условие вовсе не означает, что человек просто намеревается не веровать в Великого Аллаха.
3. Свобода выбора, являющаяся противоположностью принуждения.
4. Отсутствие допустимого толкования, противоположностью чего является наличие допустимого толкования. [ То есть действие данного человека — куфр, и их невозможно истолковать иначе.] Т. е. у человека не должно быть сомнений в шариатских доводах, которые допускали бы его вероубеждение.

  • Таким образом, не каждый человек, который совершает действие, которое мусульманские учёные отнесли к области великого неверия (куфр акбар — كفر أكبر), становится неверующим, поскольку прежде чем обвинить такого человека в неверии, следует получить довод против него.

 

Правило третье:
Неверие правителя не означает, что разрешено выступать против него.

Дело в том, что для того, чтобы выступление против правителя стало разрешённым, необходимо соблюдение пяти условий.
1. Впадение правителя в явное неверие, относительно которого Аллах дал нам доказательство того, что оно действительно является неверием.
2. Получение довода против правителя.
3. Способность свергнуть правителя.
4. Способность поставить на место свергнутого правителя нового правителя-мусульманина.
5. Свержение правителя не должно принести мусульманам больше вреда, чем отказ от его свержения.

Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Если верующий находится в таком месте, где он слаб, или переживает такое время, когда он слаб, он должен поступать в соответствии с аятами, предписывающими терпение и снисходительность в отношении тех, кто обижает Аллаха и Его Посланника, коими являются обладатели Писания и многобожники. А обладающие силой должны поступать в соответствии с аятом, предписывающим сражаться с предводителями неверия, которые очерняют религию, а также в соответствии с аятом, предписывающим сражаться с теми, кому даровано Писание, пока они не станут выплачивать подушную подать (джизйа), будучи униженными». [ «Ас-сарим аль-маслюль», том 2, стр. 413.]
Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Только если мусульмане увидят явное неверие, относительно которого у них имеется доказательство от Аллаха, тогда разрешается выступить против правителя для его свержения, при условии, что у мусульман достаточно сил, чтобы сделать это. Если же сил у них недостаточно, они не должны делать это. И если выступление против правителя принесёт мусульманам больше зла, то они также не должны выступать против него, заботясь об общественных интересах, поскольку одно из шариатских правил, единогласно признаваемых мусульманскими учёными, гласит: “Не разрешается устранять зло посредством большего зла”. Вместо этого нужно отражать зло посредством того, что устраняет его или уменьшает. Что же касается устранения зла посредством ещё большего зла, то это не допустимо — таково единогласное мнение мусульман.
Если у группы мусульман, которая намерена свергнуть правителя, впавшего в явное неверие, достаточно сил для того, чтобы устранить его и поставить на его место праведного и благого правителя, не причинив при этом мусульманам зла большего, чем причиняло им наличие этого правителя, тогда это разрешается. Если же свержение правителя сопряжено с большим злом, исчезновением безопасности, притеснением людей и убийством тех, кто не заслуживает убийства, а также другими тяжкими проявлениями зла, тогда это запрещено».
[26]
Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал о выступлении против неверующего правителя: «Если мы способны устранить этого правителя, мы выступаем против него, а если мы не способны на это, мы не выступаем, потому что непременным условием всех религиозных обязанностей является способность и возможность исполнять их. Далее, вполне возможно, что наше выступление против правителя принесёт больше вреда, чем если бы мы оставили его в покое, потому что если мы выступим, а он сумеет подавить выступление против него и будет и далее обладать силой, мы станем ещё более униженными, чем были до этого, и он пойдёт ещё дальше в своём нечестии и неверии». [ «Аль-баб аль-мафтух», том 3, стр. 126. Встреча № 51, вопрос № 1222.]

  • Таким образом, если правитель совершает то, что учёные отнесли к области великого неверия (куфр акбар), это не означает, что против него разрешено выступать, даже если относительно него получен довод. Нужно принимать во внимание другие необходимые условия дозволенности выступления против правителя.

 

 

Правило четвёртое:
Основой в действиях, противоречащих Шариату, является отсутствие обвинения в неверии. Обвинение же в неверии, приводящее к этой основе, проистекает из неё.

Это означает, что ничто из противоречащих Шариату действий не делает человека неверующим, за исключением того, относительно чего имеются соответствующие шариатские доказательства. Из этого правила вытекает два вопроса.
1. Тот, кто желает отвести любое из запрещённых действий от основы (отсутствие неверия) к противоположному состоянию (неверие), обязан представить шариатское доказательство, и если он не представил такого доказательства, то его слова не имеют никакого веса.
2. Кто отказывается называть человека, совершившего нечто запретное, неверующим, тому достаточно сослаться в качестве доказательства на основу и на отсутствие шариатского доказательства, вытекающего из этой основы. Ибн Абду-ль-Барр, да помилует его Аллах, сказал: «Правильная точка зрения в этом вопросе такова: каждый человек, относительно которого точно установлено, что в определенный период времени он был мусульманином, о чем единодушно свидетельствовали мусульмане, а потом он совершил грех или истолковал нечто ненадлежащим образом, и после этого мусульмане разошлись во мнениях: вышел он из ислама или остался мусульманином, то это их разногласие не является доводом (в пользу обвинения в неверии) после единодушного мнения о том, что он был мусульманином. Человек, который был мусульманином по единодушному мнению мусульман, не выходит из ислама иначе как путём другого единодушного мнения мусульман, подтверждающего его выход из ислама, или утверждённой Сунны, которой нечего противопоставить». [ «Ат-тамхид», том 16, стр. 315.]

  • В качестве поясняющего примера к данному правилу можно привести действия, которые делают малое омовение (вуду) недействительным. Никто из учёных не считает малое омовение человека недействительным, не имея на то шариатских доказательств, и если бы кто-то из них от себя говорил о том, что нарушает малое омовение, не приводя шариатских доказательств, то другие ученые не приняли бы его слова.
    Ибн аль-Мунзир, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек совершил ритуальное очищение, то он считается пребывающим в состоянии ритуальной чистоты до тех пор, пока не появятся доказательства того, что он вышел из этого состояния». [ «Аль-аусат», том 1, стр. 230.]
    Он также сказал: «У тех, кто считает обязательным обновлять малое омовение в указанном случае, нет доказательства, поскольку, как мы уже говорили, учёные единодушны в том, что если человек очистился, он считается пребывающим в состоянии ритуальной чистоты. При этом ученые разошлись во мнениях относительно того, нарушается ли ритуальная чистота в результате носового кровотечения, кровопускания и выхода крови не из язвы (раны), а также рвоты. Одни учёные считали, что в указанных случаях ритуальная чистота нарушается, а другие придерживались противоположного мнения. Нельзя считать ритуальную чистоту, о которой есть единодушное мнение ученых, нарушенной, если только нет другого единогласного мнения ученых, подтверждающих её нарушение, или сообщения от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которому нечего противопоставить».[ «Аль-аусат», том 1, стр. 174.]
  • Если уж мусульманские учёные отказались принимать безоговорочно мнение о нарушении ритуальной чистоты, не имея от утверждающего об этом соответствующих доказательств, то выход из ислама, несомненно, ещё более заслуживает того, чтобы не принимать утверждения об этом безоговорочно, потому что совершенно очевидно, что постановление о выходе из ислама гораздо серьёзнее, чем постановление о нарушении ритуальной чистоты. Запомните это, так как это важно!
  • Таким образом, основа в вопросе о правлении и вынесении решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, такова, что это деяние не выводит человека автоматически из ислама. Тот, кто обвиняет мусульманина в неверии, какого бы аспекта данного вопроса он не касался, должен привести на это шариатское доказательство. Если же обвиняющий в неверии не приведет соответствующий довод, то его слова не имеют никакого веса.

 

Правило пятое:
Вопрос о правлении и вынесении решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, рассматривается в отношении всех людей, а не отдельных личностей.

То есть когда мы рассматриваем этот вопрос, мы говорим не только о судье, наместнике или правителе государства. В действительности это касается каждого, кто соглашается рассудить между двумя сторонами.
Об этом замечательно сказал шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах: «Каждый, кто рассудил между двоими, является судьёй, будь то военный, глава канцелярии или человек, побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого. Даже того, кто судит между мальчиками, играющими в черточки, сподвижники считали судьёй». [ «Маджму‘ аль-фатава», том 18, стр. 170.]

  • Таким образом, постановление в отношении правителя и любого другого человека должно быть одинаковым. Кто считает неверующим человека на основе указанного действия, тот должен считать неверующими всех, кто совершает те же действия, как правителя, так и любого другого человека.

 

Правило шестое:
Обобщение — причина многих неясностей и сомнений.

Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Когда к фразам общего характера (муджмаль — مجمل) начинают применять утверждение или отрицание без конкретизации, следствием этого становится невежество, заблуждение, смуты и кривотолки». [ «Минхадж ас-Сунна», том 2, стр. 217.]
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Эти люди, противопоставляющие Корану и Сунне свои умозаключения, которые в действительности есть ничто иное, как невежество, основывают свои рассуждения на неоднозначных словах и высказываниях, которые можно понять по-разному. Многозначность и обобщение этих фраз позволяет использовать их как для подтверждения истинного, так и для обоснования ложного. Из-за того истинного, что есть в них, человек, не обладающий об этом знанием, принимает то ложное, что в них заключено, а происходит это из-за неясности и неоднозначности подобных фраз. А затем такие люди противопоставляют то ложное, что есть в этих фразах, текстам пророков. Именно так начиналось заблуждение общин, живших до нас, и так начинается всякое религиозное нововведение… В основе заблуждений человечества лежат неоднозначные, обобщённые, двусмысленные фразы, особенно если эти фразы находят благодатную почву в сбитых с толку умах». [ «Ас-саваик аль-мурсаля», том 3, стр. 925.]
Абду-ль-Лятыф ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан Аль аш-Шейх, да помилует его Аллах, сказал: «Когда о чём-то говорится в общем, без ограничений и конкретизации, и при этом у человека нет знания о препятствиях, при наличии которых нельзя понимать сказанное буквально, следствием этого явления становится неясность, ошибки и неправильное понимание того, что пришло к нам от Аллаха. А это разрушает религию, порождает неправильное её восприятие и возводит препятствия между человеком и Кораном и Сунной». [ «Уйун ар-расаиль», том 1, стр. 166.]

  • Таким образом, необходима конкретизация и подробный разбор в каждом вопросе, который детально изложен в шариатских доказательствах, и не разрешается применять постановления Шариата к соответствующим действиям без учёта деталей, которые даёт нам шариатское доказательство.
    Исходя из этого правила, переходим ко второй части нашего исследования.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ВОПРОСА О ПРАВЛЕНИИ И ВЫНЕСЕНИИ РЕШЕНИЙ НЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ.

Ниже мы рассмотрим девять случаев. Шесть из них относятся к категории великого неверия (куфр акбар), и в этом нет разногласий среди учёных. Относительно оставшихся трёх случаев мнение некоторых поздних учёных отличалось от мнения ранних учёных. Однако в действительности они относятся к категории малого неверия.

СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ:
Убеждённость в том, что правление или принятие решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, является дозволенным (истихляль)

Это когда человек правит и судит не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, и он при этом убеждён, что выносить решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, разрешено и не является запретным.
Постановление Шариата относительно данного случая: учёные единодушны в том, что это действие выводит человека из ислама и относится к категории великого неверия (куфр акбар).

Доказательства:
1. Приверженцы Сунны единогласны в том, что человек, считающий дозволенным нечто запрещённое, является неверующим. Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Кто совершает нечто запретное, считая его дозволенным, [ Речь идёт о том случае, когда человеку известно о том, что Всевышний Аллах запретил данное действие, но он упорно считает его разрешённым, отказываясь признавать запрет Всевышнего. Например, считает, что вино либо свинина являются дозволенными.] тот является неверующим по единогласному мнению мусульман». [ «Ас-сарим аль-маслюль», том 3, стр. 971.]
2. Приверженцы Сунны единодушны в том, что человек, считающий дозволенным правление и вынесение решений не на основе того, что ниспослал Аллах, является неверующим. Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек считает дозволенным то, что является запретным по единодушному мнению мусульман, или считает запрещённым то, что является дозволенным по единогласному мнению мусульман, или изменяет установление Шариата, относительно которого существует единодушное мнение мусульман, то он является неверующим и вероотступником, о чем единогласно говорят мусульманские правоведы. Согласно одному из двух мнений, именно об этом были ниспосланы Слова Всевышнего: “Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими”. [ Сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 44.] То есть речь идёт о том, кто считает дозволенным вынесение решений не на основе того, что ниспослал Аллах». [ «Маджму‘ аль-фатава», том 3, стр. 267.]
С этим случаем, связаны шесть вопросов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: