О соответствии Конституции РФ оспариваемых заявителем законоположений о чем ????.




Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. ФЗ от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ и от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу данного ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 или п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

Оспаривающий конституционность названных законоположений гражданин И.В. Рузайкин 26 апреля 1995 года был признан инвалидом II группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с установлением 80 % утраты профессиональной трудоспособности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался.

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления КС РФ от 1.12.1997 г. N 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции РФ, и введенными спустя три года ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, И.В. Рузайкин обратился в Военный комиссариат Республики Мордовия с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации. На основании п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ) с 15.02.2001 г. ему как инвалиду II группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 2500 руб. (в настоящее время с учетом индексации - 4823 руб. 66 коп.), а на основании принятого во исполнение предписания ст.3 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ Постановления Правительства РФ от 8.06.2001 г. N 455 единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период со 2.06.1998 г. по 15.02.2001 г. в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности, - 162 835 руб.37 коп. (исходя из ежемесячной суммы в 5015 руб. 46 коп.).

Полагая, что таким же образом (исходя из денежного довольствия) должен определяться и размер причитающейся ему ежемесячной денежной компенсации, И.В. Рузайкин направил в Ленинский районный суд г. Саранска исковое заявление с требованиями о возложении на Военный комиссариат Республики Мордовия обязанности установить ему с 1.07.2008 г. ежемесячную сумму возмещения вреда в размере 15 362 руб. 93 коп. и о взыскании недополученных за период с 15.02.2001 г. по 30.06.2008 г. сумм возмещения вреда в размере 743 524 руб. 05 коп.. Отказ в удовлетворении заявленных исковых требований Ленинский районный суд г. Саранска в решении от 17.07.2008 г мотивировал тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ ежемесячную денежную компенсацию в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, вправе получать только те инвалиды-чернобыльцы, которым она выплачивалась до вступления данного ФЗ в силу, истец же впервые обратился с заявлением о ее назначении позже – 26.03.2001 г. и, следовательно, такого права не имеет.

Определением судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Мордовия от 30.09.2008 г. кассационная жалоба Р. и кассационное представление прокурора оставлены без удовлетворения, в передаче надзорных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции заявителю также отказано (определение судь ВС Республики Мордовия от 16.12.2008 г., определение судьи ВС РФ от 30.01.2009 г.).

Ч.1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ в первоначальной редакции, предусматривавшая выплату лицам, которые ранее получали возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, ежемесячных денежных компенсаций в твердых суммах либо, по их выбору, исчисленных в прежнем порядке - исходя из заработка, дохода, денежного довольствия, уже была предметом рассмотрения КС РФ. Постановлением от 19.06.2002 г. N 11-П положения п. 25 ч. 1 ст. 14 и абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ) в системной связи с ч. 1 и 2 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г N 5-ФЗ в части, не предоставляющей инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления данного ФЗ в силу, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия, были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Принимая такое решение, КС РФ исходил из права законодателя изменить способ определения размера возмещения вреда на основе принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не допуская при этом снижения объема возмещения вреда для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее.

Гражданин И.В. Рузайкин просит признать ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ противоречащей ст. 1, 2, 7, 10, 15, 17 (ч. 1 и 2), 19 (ч. 1 и 2), 39, 42, 45, 53 и 55 Конституции РФ. По мнению заявителя, содержащиеся в ней положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - не позволяют инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, которые в силу Постановления КС РФ от 1.12.1997 г. N 18-П приобрели право на возмещение вреда здоровью со 2.06.1998 г., но обратились за назначением соответствующей ежемесячной денежной компенсации только после 15.02.2001 г.(даты вступления в силу ФЗ от 12.02.2001 г N 5-ФЗ), реализовать данное право в таком же объеме, как лицам, ранее уже получавшим возмещение вреда.

Как следует из ст.74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", КС РФ проверяет по жалобам граждан конституционность законоположений, примененных или подлежащих применению в деле заявителя и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых он ссылается, оценивая как буквальный смысл этих законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

Таким образом, положения ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02 2001 г.N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются предметом рассмотрения КС РФ по настоящему делу в той мере, в какой в правоприменительной практике они воспринимаются как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано КС РФв Постановлении от 1.12.1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до принятия ФЗ от 12.02.2001 г.N 5-ФЗ, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует вытекающая из ст. 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции РФ обязанность РФ как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (ст. 21, ч. 1, Конституции РФ), которое, как неоднократно отмечал КС РФ, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (Постановления от 3.05.1995 г.N 4-П, от 15.01.1999 г. N 1-П, определения от 17.02.2005 г. N 17-О, от 5.04.2009 г. N 376-О-П).Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления КС РФ от 1.12.1997 г. N 18-П и от 19.06.2002 г. N 11-П). При этом на государство, призванное в силу ст. 21 Конституции РФ охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития.

В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред.Закона РФот 18.06.1992 г. N 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством РФ, либо в порядке, установленном законодательством РФ для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20.10.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте. ФЗ от 24.10.1995 г. N 179-ФЗ в Закон РФ"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 названного Закона РФ в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абз. 3 п. 2 ч. 1 его ст. 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.

Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абз. 4 п/п 1 п. 23 ст.1 ФЗ от 24.10.1995 г. N 179-ФЗ, противоречащим ст. 19 (ч.1 и 2), 42 и 55 (ч. 3) Конституции РФ, КС РФ в Постановлении от 1.12.1997 г. N 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления КС РФ от 1.12.1997 г. N 18-П, были внесены в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ. В данном ФЗ использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15.02.2001 г. суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного ФЗ в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (ч. 1 ст. 2). Как показывает правоприменительная практика, сложившаяся до принятия ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, суды общей юрисдикции, руководствуясь Постановлением КС РФ от 1.12.1997 г. N 18-П, выносили решения об удовлетворении требований инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, которые получают пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, об установлении им денежных сумм возмещения вреда здоровью, исчисленных исходя из денежного довольствия (на что их ориентировал и Пленум ВС РФ в Постановлении от 14.12.2000 г. N 35). Регулирование же, установленное ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, рассматривается судами общей юрисдикции (что подтверждается и материалами по настоящему делу) как не допускающее после 15.02.2001 года установление указанным лицам ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, поскольку они считаются впервые обратившимися за ее назначением и, следовательно, имеющими право на ее получение в твердом размере.

Между тем ст. 3 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2.06.1998 г. (дня, когда признанные неконституционными нормы ФЗ от 24.10.1995 г. N 179-ФЗ утратили силу) по 15.02.2001 г. (дата вступления в силу ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления КС РФ от 1.12.1997 г. N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 гг. - определяться Правительством РФ.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства РФ от 8.06.2001 г. N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2.06.1998 г. по 15.02.2001 г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607).

Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15.02.2001 г. недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2.06.1998 г., исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления КС РФ от 19.06.2002 г. N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции РФ (преамбула; ст. 1, ч. 1; ст. 2; ст. 18; ст.21, ч. 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.

Соответственно, ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со ст. 3 того же ФЗ, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано КС РФ в Постановлении от 1.12.1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного ФЗ в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15.02.2001 г..

Между тем, как неоднократно указывал КС РФ, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24.05.2001 г. N 8-П, от 3.06.2004 г. N 11-П, от 5.04. 2007 г. N 5-П и от 10.10.2009 г. N 17-П).

КС РФ постановил признать ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12.02. 2001 г.N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано КС РФ в Постановлении от 1.12.1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного ФЗ в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) [27].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: