Система непрерывно выдает текущие координаты места ВС и тем самым обеспечивает ведение полного контроля пути. Однако точность выдаваемых координат во многом зависит от экипажа ВС, от его умения пользоваться системой. Автоматическому счислению пути присущи погрешности и главным образом за счет низкой точности определения курса. Вследствие этого точность счисленных координат будет ухудшаться по мере удаления ВС от места установки начальных координат. Для того чтобы обеспечить достаточную точность самолетовождения, необходимо как можно точнее выставлять начальные координаты, периодически корректировать показания счетчика координат и своевременно переходить на систему координат очередного участка маршрута.
В зависимости от конкретных условий система НАС-1А6К может использоваться в одном из следующих режимов.
Режим «ДИСС». Это основной режим работы системы, в котором счисление координат места ВС производится по курсу, УС и W, поступающих от КС и ДИСС. Для работы системы в режиме «ДИСС» необходимо: перед вылетом переключатель режимов работы АНУ установить в положение «От ДИСС»; на указателе W и УС левый переключатель— в положение «Р», а правый — в положение «С» или «М» в зависимости от того, над какой поверхностью (суша или море) будет выполняться полет; на задатчике угла карты — угол карты, равный ОЗМПУ (ОЗИПУ) первого участка маршрута относительно того меридиана, от которого будет измеряться курс в полете; переключатель «Счетчик АНУ»— в положение «Выключено»; стрелки счетчика координат — в нулевое положение; включить систему переключателем АЗС «ДИСС — АНУ».В полете по достижении высоты более 10 м и скорости более 180 км/ч ДИСС начинает точно выдавать W и УС. При отходе от аэродрома включить счетчик координат, для чего левый переключатель на панели управления поставить в положение «Счетчик АНУ».
|
Для полета по ЛЗП взять курс следования с учетом УС, снятым с указателя. Рассчитать по скорости W, отсчитанной на указателе, время прибытия на ППМ. В процессе полета периодически отсчитывать на счетчике текущие координаты и с помощью карты определять место ВС.
Корректировка показаний счетчика координат. Для уменьшения погрешностей счисления текущих координат места ВС системой НАС-1А6К показания счетчика периодически корректируют. При этом его стрелки вручную переводят на фактические координаты места ВС, определенного с помощью других навигационных средств или визуально. Практически для этой цели могут быть использованы угломерно-дальномерная система РСБН или бортовая РЛС. Для корректировки показаний счетчика должно быть определено фактическое место ВС в прямоугольных координатах. Наиболее удобно фактические координаты и определять в момент пролета траверза радиомаяка или траверза радиолокационного ориентира.
При использовании системы РСБН в этом случае координата будет равна координате наземного радиомаяка, а координата — разности координаты радиомаяка и дальности от этого маяка до ВС, т.е. , если радиомаяк расположен справа от ЛЗП, или , если маяк находится слева от ЛЗП. Определив фактические координаты места ВС, необходимо установить их на счетчике координат, а затем выйти на ЛЗП. Для этого ВС разворачивают в сторону ЛЗП и продолжают полет до прихода стрелки «В» на нуль, после чего ВС устанавливают на курс следования .
|
Переход на систему координат следующего участка маршрута. Одной из особенностей применения частной ортодромической системы координат является то, что вычисление координат места ВС на каждом участке маршрута производится в своей системе координат. Поскольку ВС вследствие большого радиуса разворота поворотные пункты маршрута не проходит, необходимо переход к новой системе координат, у которой ось Y совпадает с ЛЗП очередного участка маршрута, выполнять заранее при подходе к ППМ. Обычно его выполняют в точке начала разворота, находящейся от ППМ на удалении, равном линейному упреждению разворота (рис.18.5).
Для перехода на систему координат следующего участка маршрута необходимо:
Рис 18.5
при подлете к ППМ рассчитать ЛУР и координаты ТНР в системе следующего участка маршрута: ; ; .
Указанные элементы рассчитывают с помощью НЛ. При этом расчет радиуса разворота следует производить не по истинной, а по путевой скорости. Это обусловлено тем, что траектория разворота ВС, рассчитанная по путевой скорости, ближе подходит к фактической траектории разворота ВС с учетом влияния ветра. Поэтому переход с одного участка маршрута на другой будет более точным. Знак координаты X зависит от стороны разворота. При правом развороте координата X имеет положительный знак, а при левом — отрицательный. Знак координаты У зависит от угла разворота. При УР> 90° знак координаты Y положительный, а при УР<С90° — отрицательный. Координаты ТНР можно измерить непосредственно на карте, опустив перпендикуляр на новую ось Y и измерив в масштабе карты отрезки X и Y;
|
определить момент выхода в ТНР с помощью имеющихся технических средств самолетовождения;
в момент начала разворота быстро и точно установить на ЗУК путевой угол следующего участка маршрута, а на счетчике координат — рассчитанные координаты ТНР.
После окончания разворота показание стрелки «В» должно быть равно нулю, а стрелки «С» — линейному упреждению разворота. Полет от ППМ выполняют с курсом следования, рассчитанным с учетом УС, снятым с указателя ДИСС. После отхода от ППМ необходимо при первой возможности скорректировать показания счетчика координат для устранения неизбежных погрешностей, возникающих в процессе перехода на новую систему координат.
Автоматическое выполнение полета по ЛЗП. Для автоматизации процесса самолетовождения устройство АНУ имеет связь с автопилотом, который стабилизирует ВС на ЛЗП с учетом УС, выдаваемого ДИСС. Заданное направление полета экипаж вводит в АНУ вручную с помощью ЗУК. Пилотирование ВС осуществляется автопилотом.
Для автоматического выполнения полета необходимо: включить КС для работы в режиме «ГПК» и устройство АНУ в режиме «ДИСС»; установить стрелки счетчика координат в нулевое положение; на ЗУК — угол карты, равный ОЗМПУ (ОЗИПУ); на указателе ЛБУ — нулевое значение ЛБУ; развернуть ВС на курс следования с учетом УС; над точкой начала счисления координат включить счетчик; рукоятку «Вкл. САУ» повернуть вправо до упора; при включенном автопилоте нажать кнопку «АП + АНУ», расположенную на приборной доске первого пилота. После выполнения указанных действий автопилот начинает стабилизировать ВС на ЛЗП. При этом стрелка «В» счетчика координат будет удерживаться на нуле, а стрелка «С» должна указывать пройденное расстояние от точки начала счисления пути.
При полете по маршруту с использованием системы САУ необходимо контролировать правильность показаний счетчика координат с помощью других средств и визуально. Вследствие неточного определения ЗПУ, курса, УС и W, а также инструментальных погрешностей АНУ воздушное судно может уклониться от ЛЗП при положении стрелки «В» на нуле. В случаях обнаружения ЛБУ производят корректировку ЛФП ручным вводом ЛБУ на указателе ЛБУ. При уклонении ВС вправо на указателе устанавливают ЛБУ со знаком «плюс», а при уклонении влево — со знаком «минус». Стрелку «В» также устанавливают на фактическую координату X. После указанной установки ЛБУ автопилот разворачивает ВС с креном 15° в сторону ЛЗП и плавно выводит на нее по S-образному маневру. В процессе вывода на ЛЗП стрелка указателя ЛБУ и стрелка «В» счетчика приходят к нулю.
Для обеспечения выхода ВС на следующий участок маршрута при подходе к ППМ рассчитывают ЛУР и координаты X и Y точки начала разворота относительно новой системы координат. Выйдя в ТНР, устанавливают на ЗУК новое значение ЗПУ и одновременно ручкой «Ввод ЛБУ» на указателе — ЛБУ, равное координате X, а стрелки «С» и «В» — на рассчитанные координаты ТНР. После этого ВС с помощью автопилота выводится на новую ЛЗП, полет по которой выполняется автоматически. В процессе разворота стрелка ЛБУ и стрелка «В» приходят к нулю, а стрелка «С» будет указывать пройденное расстояние от ППМ по новому участку маршрута.
При УР до 20° вывод на ЛЗП можно выполнять без учета ЛУР. В этом случае при выходе на ППМ на ЗУК устанавливают УК, равный новому ЗПУ, на счетчике координат стрелку «С» — на нуль. При этом ВС вначале отходит от новой ЛЗП, а затем плавно выходит на нее.
Используя систему САУ, следует помнить, что во избежание резких эволюции ВС необходимо включать ее после взятия курса следования. При пользовании рукояткой «Разворот» на пульте управления автопилота, а также при согласовании КС система САУ автоматически отключается. При этом зеленая лампа на указателе ЛБУ гаснет. Для повторного включения системы необходимо ручку «Вкл. САУ» повернуть вначале до упора влево, а затем до упора вправо. Экстренное отключение автопилота производят с помощью кнопок быстрого отключения, расположенных на штурвалах управления ВС обоих пилотов.
Режим «Память». Из основного режима работы в режим «Память» система переключается автоматически в случаях, если информация от ДИСС прекращается вследствие неисправностей или полета над спокойной водной поверхностью, а также при кренах более 20°. При этом на указателе W и УС загорается табло «П». Показания указателя остаются такими, какими были на момент переключения АНУ.
В режиме «Память» счисление пути ведется по курсу, истинной воздушной скорости и составляющим ветра, которые автоматически фиксируются на потенциометрах «Памяти» в момент переключения системы. Так как параметры ветра не остаются постоянными, то составляющие на потенциометрах с течением времени устаревают. Поэтому счисление пути с допустимыми погрешностями будет выполняться в течение 15—20 мин полета. При продолжительном свечении табло «П» необходимо переключить АНУ на автономный режим работы.
Режим «Автономно». Для работы АНУ в этом режиме необходимо установить: переключатель режимов в положение «Автономно»; на ЗУК — угол карты, равный ЗПУ данного участка маршрута; на ЗВ — угол карты, направление навигационного ветра и его скорость. После выполнения указанных установок счетчик координат будет выдавать координаты ВС с учетом ветра, введенного вручную. Точность счисления пути в этом случае в основном зависит от погрешностей в определении параметров ветра и их изменения с течением времени. Поэтому для повышения точности счисления пути рекомендуется параметры ветра определять более тщательно через каждые 15—20 мин полета и устанавливать их значения на задатчике ветра.