Использование НАС-1А6К в полете. Режимы «ДИСС», «Автономно», «Память»




Система непрерывно выдает текущие координаты места ВС и тем самым обеспечивает ведение полного контроля пути. Однако точность выдаваемых координат во многом зависит от экипажа ВС, от его умения пользоваться системой. Автоматическому счислению пути присущи погрешности и главным образом за счет низкой точности определения курса. Вследствие этого точность счисленных координат будет ухудшаться по мере удаления ВС от места установки началь­ных координат. Для того чтобы обеспечить достаточную точность самолетовождения, необходимо как можно точнее выставлять на­чальные координаты, периодически корректировать показания счет­чика координат и своевременно переходить на систему координат очередного участка маршрута.

В зависимости от конкретных условий система НАС-1А6К может использоваться в одном из следующих режимов.

Режим «ДИСС». Это основной режим работы системы, в котором счисление координат места ВС производится по курсу, УС и W, поступающих от КС и ДИСС. Для работы системы в режиме «ДИСС» необходимо: перед вылетом переключатель режимов работы АНУ установить в положение «От ДИСС»; на указателе W и УС левый переключатель— в положение «Р», а правый — в положение «С» или «М» в зависимости от того, над какой поверхностью (суша или море) будет выполняться полет; на задатчике угла карты — угол карты, равный ОЗМПУ (ОЗИПУ) первого участка маршрута относительно того меридиана, от которого будет измерять­ся курс в полете; переключатель «Счетчик АНУ»— в положение «Вы­ключено»; стрелки счетчика координат — в нулевое положение; включить систему переключателем АЗС «ДИСС — АНУ».В полете по достижении высоты более 10 м и скорости более 180 км/ч ДИСС начинает точно выдавать W и УС. При отходе от аэродрома включить счетчик координат, для чего левый переключатель на панели управления поставить в положение «Счетчик АНУ».

Для полета по ЛЗП взять курс следования с учетом УС, снятым с указателя. Рассчитать по скорости W, отсчитанной на указателе, время прибытия на ППМ. В процессе полета периодически отсчитывать на счетчике текущие координаты и с помощью карты определять место ВС.

Корректировка показаний счетчика координат. Для уменьшения погрешностей счисления текущих координат места ВС системой НАС-1А6К показания счетчика периодически корректируют. При этом его стрелки вручную переводят на фактические координаты мес­та ВС, определенного с помощью других навигационных средств или визуально. Практически для этой цели могут быть использованы угломерно-дальномерная система РСБН или бортовая РЛС. Для корректировки показаний счетчика должно быть определено факти­ческое место ВС в прямоугольных координатах. Наиболее удоб­но фактические координаты и определять в момент про­лета траверза радиомаяка или траверза радиолокационного ори­ентира.

При использовании системы РСБН в этом случае координата будет равна координате наземного радиомаяка, а координата — разности координаты радиомаяка и дальности от этого маяка до ВС, т.е. , если радиомаяк расположен справа от ЛЗП, или , если маяк находится слева от ЛЗП. Определив фактические координаты места ВС, необходимо установить их на счетчике координат, а затем выйти на ЛЗП. Для этого ВС разворачи­вают в сторону ЛЗП и продолжают полет до прихода стрелки «В» на нуль, после чего ВС устанавливают на курс следования .

Переход на систему координат следующего участка маршрута. Одной из особенностей применения частной ортодромической системы координат является то, что вычисление координат места ВС на каж­дом участке маршрута производится в своей системе координат. Поскольку ВС вследствие большого радиуса разворота поворотные пункты маршрута не проходит, необходимо переход к новой системе координат, у которой ось Y совпадает с ЛЗП очередного участка маршрута, выполнять заранее при подходе к ППМ. Обычно его выполняют в точке начала разворота, находящейся от ППМ на удалении, равном линейному упреждению разворота (рис.18.5).

Для перехода на систему координат следующего участка мар­шрута необходимо:

 

Рис 18.5

при подлете к ППМ рассчитать ЛУР и коорди­наты ТНР в системе следу­ющего участка маршрута: ; ; .

Указанные элементы рассчитывают с помощью НЛ. При этом расчет ра­диуса разворота следует производить не по истин­ной, а по путевой скорости. Это обусловлено тем, что траектория разворота ВС, рассчитанная по путевой скорости, ближе подхо­дит к фактической траектории разворота ВС с учетом влияния ветра. Поэтому переход с одного участка маршрута на другой будет более точным. Знак координаты X зависит от стороны разворота. При правом развороте координата X имеет положительный знак, а при левом — отрицательный. Знак координаты У зависит от угла разворота. При УР> 90° знак координаты Y положительный, а при УР<С90° — отрицательный. Координаты ТНР можно измерить непосредственно на карте, опустив перпендикуляр на новую ось Y и измерив в масштабе карты отрезки X и Y;

определить момент выхода в ТНР с помощью имеющихся тех­нических средств самолетовождения;

в момент начала разворота быстро и точно установить на ЗУК путевой угол следующего участка маршрута, а на счетчике коор­динат — рассчитанные координаты ТНР.

После окончания разворота показание стрелки «В» должно быть равно нулю, а стрелки «С» — линейному упреждению разво­рота. Полет от ППМ выполняют с курсом следования, рассчитан­ным с учетом УС, снятым с указателя ДИСС. После отхода от ППМ необходимо при первой возможности скорректировать показания счетчика координат для устранения неизбежных погрешностей, возникающих в процессе перехода на новую систему координат.

Автоматическое выполнение полета по ЛЗП. Для автоматизации процесса самолетовождения устройство АНУ имеет связь с автопи­лотом, который стабилизирует ВС на ЛЗП с учетом УС, выдаваемого ДИСС. Заданное направление полета экипаж вводит в АНУ вручную с помощью ЗУК. Пилотирование ВС осуществляется автопилотом.

Для автоматического выполнения полета необходимо: включить КС для работы в режиме «ГПК» и устройство АНУ в режиме «ДИСС»; установить стрелки счетчика координат в нулевое поло­жение; на ЗУК — угол карты, равный ОЗМПУ (ОЗИПУ); на указате­ле ЛБУ — нулевое значение ЛБУ; развернуть ВС на курс следова­ния с учетом УС; над точкой начала счисления координат вклю­чить счетчик; рукоятку «Вкл. САУ» повернуть вправо до упора; при включенном автопилоте нажать кнопку «АП + АНУ», расположен­ную на приборной доске первого пилота. После выполнения указан­ных действий автопилот начинает стабилизировать ВС на ЛЗП. При этом стрелка «В» счетчика координат будет удерживаться на нуле, а стрелка «С» должна указывать пройденное расстояние от точки начала счисления пути.

При полете по маршруту с использованием системы САУ необ­ходимо контролировать правильность показаний счетчика координат с помощью других средств и визуально. Вследствие неточного определения ЗПУ, курса, УС и W, а также инструментальных погрешностей АНУ воздушное судно может уклониться от ЛЗП при положении стрелки «В» на нуле. В случаях обнаружения ЛБУ про­изводят корректировку ЛФП ручным вводом ЛБУ на указателе ЛБУ. При уклонении ВС вправо на указателе устанавливают ЛБУ со зна­ком «плюс», а при уклонении влево — со знаком «минус». Стрелку «В» также устанавливают на фактическую координату X. После указанной установки ЛБУ автопилот разворачивает ВС с креном 15° в сторону ЛЗП и плавно выводит на нее по S-образному маневру. В процессе вывода на ЛЗП стрелка указателя ЛБУ и стрелка «В» счетчика приходят к нулю.

Для обеспечения выхода ВС на следующий участок маршрута при подходе к ППМ рассчитывают ЛУР и координаты X и Y точки начала разворота относительно новой системы координат. Выйдя в ТНР, устанавливают на ЗУК новое значение ЗПУ и одновремен­но ручкой «Ввод ЛБУ» на указателе — ЛБУ, равное координате X, а стрелки «С» и «В» — на рассчитанные координаты ТНР. После этого ВС с помощью автопилота выводится на новую ЛЗП, полет по которой выполняется автоматически. В процессе разворота стрелка ЛБУ и стрелка «В» приходят к нулю, а стрелка «С» будет ука­зывать пройденное расстояние от ППМ по новому участку марш­рута.

При УР до 20° вывод на ЛЗП можно выполнять без учета ЛУР. В этом случае при выходе на ППМ на ЗУК устанавливают УК, равный новому ЗПУ, на счетчике координат стрелку «С» — на нуль. При этом ВС вначале отходит от новой ЛЗП, а затем плавно выходит на нее.

Используя систему САУ, следует помнить, что во избежание резких эволюции ВС необходимо включать ее после взятия курса следования. При пользовании рукояткой «Разворот» на пульте управ­ления автопилота, а также при согласовании КС система САУ автоматически отключается. При этом зеленая лампа на указателе ЛБУ гаснет. Для повторного включения системы необходимо ручку «Вкл. САУ» повернуть вначале до упора влево, а затем до упора вправо. Экстренное отключение автопилота производят с по­мощью кнопок быстрого отключения, расположенных на штурвалах управления ВС обоих пилотов.

Режим «Память». Из основного режима работы в режим «Па­мять» система переключается автоматически в случаях, если информация от ДИСС прекращается вследствие неисправностей или полета над спокойной водной поверхностью, а также при кренах более 20°. При этом на указателе W и УС загорается табло «П». Показания указателя остаются такими, какими были на момент переключения АНУ.

В режиме «Память» счисление пути ведется по курсу, истинной воздушной скорости и составляющим ветра, которые автоматически фиксируются на потенциометрах «Памяти» в момент переключе­ния системы. Так как параметры ветра не остаются постоянными, то составляющие на потенциометрах с течением времени устаре­вают. Поэтому счисление пути с допустимыми погрешностями будет выполняться в течение 15—20 мин полета. При продолжи­тельном свечении табло «П» необходимо переключить АНУ на автономный режим работы.

Режим «Автономно». Для работы АНУ в этом режиме необходимо установить: переключатель режимов в положение «Автономно»; на ЗУК — угол карты, равный ЗПУ данного участка маршрута; на ЗВ — угол карты, направление навигационного ветра и его ско­рость. После выполнения указанных установок счетчик координат будет выдавать координаты ВС с учетом ветра, введенного вручную. Точность счисления пути в этом случае в основном зависит от погреш­ностей в определении параметров ветра и их изменения с течением времени. Поэтому для повышения точности счисления пути рекомендуется параметры ветра определять более тщательно через каждые 15—20 мин полета и устанавливать их значения на задатчике ветра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: