1.VOR-VHF omnidirectional radio range – всенаправленный УКВ радиомаяк.
Маяки VOR работают в диапазоне частот 108,0 - 117,95 МГц. Они являются средствами ближней навигации и используются при выполнении полета по маршруту, выводе ВС на аэродром посадки и при заходе на посадку. Находясь в зоне действия маяка, экипаж непрерывно с помощью бортовой аппаратуры КУРС-МП определяет MПPvor и МПСvor (радиал).
Радиал (R) - это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через маяк VOR и ортодромическим направлением на ВС.
Средняя квадратическая погрешность (СКП) определения пеленгов составляет 3,б°. Самолётовождение осуществляют, используя опубликованные или заданные радиалы. Дальность приема сигналов работы маяка зависит oт его мощности и высоты полета ВС.
При Н= 1000м: DD = 200NM (P=200вт).
DD = 100NM (P=100вт).
Маяки VOR дают трехбуквенный позывной кодом Морзе. На частоте маяка часто даётся речевая информация (например, ATIS). В зависимости от мощности маяки VOR (VORTAC) делятся на классы:
«Т» — Terminal Class, эффективная DD≤ 20 НМ
«Н» — High Altitude Class, эффективная DD≤ 135 НМ
«L» — Low Attitude Class, эффективная DD≤ 45 НМ
«U» —Class unspecified, неклассифицированный маяк.
2. DMЕ Distance Measuring Equipment — дальномерное оборудование.
Самолетные дальномеры, используя маяки DMЕ определяют расстояние (HD) до наземного маяка.
Бортовые запросчики излучают импульсы в диапазоне частот 1025- 1150 МГц. Ответные импульсы наземный маяк излучает на частотах 962 - 1213 МГц. Бортовой запросчик автоматически определяет время между моментами излучения и приема ответного импульса и воспроизводит полученный результат на шкале прибора, т.е. определяется удаление ВС от наземного маяка DMЕ. Современные дальномеры (CD-75) позволяют определить удаление до маяка, как в морских милях, так и в километрах. Маяк DME одновременно может обслужить до 100 ВС.
|
Дальность действия маяков DMЕ зависит от высоты полета и мощности маяков. При Н= 10000 м DD=200 НМ (Pmaяka=6.5кBT).
Дальность действия аэродромных маяков (Р=0,5 квт) не превышает 50 NM. Точность измерения дальности ±260м ±0,5% изм.
Бортовые СD имеют систему встроенного контроля, при включении которой отрабатывается дальность 206.7 км ± 0.8 км.
Маяки DME, объединенные с маяками VOR образуют системы VORDМЕ, которые позволяют определить полярные координаты (пеленг и дальность) воздушного судна. Для удобства работы частота работы маяков DME приводится к частоте работы маяков VOR.
3.Радиотехническая система РСБН-2 — неавтономная, работает в диапазоне ультракоротких радиоволн, которые, как известно, распространяются по закону прямой геометрической видимости. Поэтому дальность действия системы в основном зависит от высоты полета и характера рельефа местности. Для различных высот полета над равнинной местностью дальность действия следующая:
Высота полета, м. 500 1000 3000 5000 7000 9000 11000
Дальность действия, км. 80 120 200 250 300 340 380
В горной местности, а также при наличии препятствий на пути распространения радиоволн дальность действия уменьшается и зависит от высоты препятствий и их удаления от радиомаяка. Непосредственно над радиомаяком имеется нерабочая зона, радиус которой примерно равен высоте полета.
Система РСБН-2 угломерно-дальномерная. При работе она непрерывно выдает азимут ВС относительно истинного меридиана, проходящего через наземный радиомаяк, и дальность от маяка до ВС, т. е. в основу ее работы положено измерение координат ВС в полярной системе. Выдача координат предусмотрена как на ВС, так и на земле. На ВС азимут и дальность выдаются прямо-показывающими приборами дальности и азимута штурмана ППДА-Ш (рис. 17.1, а) и пилота ППДА-П (рис. 17.1, б). На земле азимут и дальность определяют по экрану индикатора. Точность измерения азимута на ВС характеризуется средней квадратической
|
Рис 16.1
погрешностью =0,25°, а точность измерения дальности — средней квадратической погрешностью =0,2 км. Точность определения координат на земле по ИКО оценивается по азимуту =1°, по дальности =2 км.
Система РСБН-2 позволяет диспетчерам УВД вести наблюдение за ВС, работающими с данным радиомаяком. На ИКО воздушные суда наблюдаются в виде яркостных отметок. Кроме того, предусмотрена возможность индивидуального опознавания ВС. Для этого диспетчер через УКВ радиостанцию дает указание тому экипажу, который необходимо опознать, нажать кнопку «Опознавание». Нажимая на кнопку, пилот называет бортовой номер. При нажатой кнопке отметка ВС на ИКО делается двойной, что позволяет определить местоположение ВС. Система имеет 40 рабочих каналов и может одновременно обслуживать 100 ВС. Пропускная способность ограничивается по дальномерному каналу. Азимутальный (приемный) канал ограничений не имеет.