Станция «Гроза» является не только средством эффективного обеспечения самолетовождения, но и средством обнаружения и предупреждения опасных сближений с наземными препятствиями и ВС. Особую важность приобретает эта задача при выполнении полетов в горных районах и зонах с интенсивным воздушным движением.
Предупреждение опасных сближений с горами. Для обнаружения в полете горных вершин и предупреждения опасных сближений с ними необходимо: при подходе к горному району воздушной трассы переключатель режимов работы станции «Гроза» поставить в положение «Метео»; переключатель масштабов — в положение «125»; установить антенну в горизонтальное положение вращением ручки «Наклон» и наблюдать за экраном.
Отдельные горные вершины наблюдаются на экране в виде одиночных светлых пятен, а горные хребты — в виде засвеченных полос с темными провалами. Обнаружив на экране отражения, экипаж должен убедиться в безопасном превышении полета над горами. Для этого отыскивают на полетной карте обнаруженную на экране горную вершину, узнают ее абсолютную высоту и сравнивают с высотой полета ВС, приведенной к уровню моря. Превышение должно быть не менее 900 м. Данный способ обеспечивает точное и надежное решение задачи предотвращения опасных сближений с горами. Ранее для указанной цели рекомендовался способ «круга безопасности». Однако практика показала, что определение безопасной высоты в режиме «Метео» по пропаданию отметок от горных вершин на расчетной НД не гарантирует ВС от опасных сближений с горами. Это обусловлено тем, что точность способа непосредственно зависит от точности стабилизации антенны в плоскости горизонта и особенностей формирования узкой диаграммы направленности (ДН).
|
Предупреждение опасных сближений с другими ВС. РЛС «Гроза» позволяет обнаруживать в полете в пределах зоны обзора другие ВС и предупреждать опасные сближения с ними. Отраженные от ВС сигналы наблюдаются на экране индикатора в виде ярких точек. Дальность обнаружения ВС не превышает 25 км.
рис 19.6
Для обнаружения ВС и предупреждения опасных сближений с ними необходимо установить: режим работы «Метео»; масштаб раз вертки 30 км; ручку «Наклон» в нулевое положение. При появлении на экране отметки от ВС внимательно наблюдать за ее перемещением и определить степень опасности сближения с обнаруженным ВС. Отметка ВС, с которым возможно сближение на опасное расстояние, перемещается к началу развертки по одной из радиальных линий под постоянным курсовым углом (рис. 19.6, поз. 1). Если опасное сближение исключено, то отметка от такого ВС перемещается по направлению, пересекающему радиальные линии, т. е. она наблюдается под разными курсовыми углами (рис. 19.6, поз.2). В случае возможности опасного сближения необходимо отвернуть ВС в сторону. Направление отворота определяют в соответствии с общей обстановкой на экране индикатора.
Для обеспечения безопасности полета при наборе высоты или снижении для обзора пространства по направлению траектории полета необходимо выключатель «Стаб.— Откл.» установить в положение «Откл.». При этом стабилизация антенны по тангажу отключится и сканирование антенны будет происходить в плоскости строительной оси ВС.
Самолетовождение в особых условиях полета.
|
Особые условия полета.
Использование гражданской авиации для различных нужд народного хозяйства связано с выполнением полетов в особых аэронавигационных условиях и ночью. К особым относятся условия полетов:
- на малых и предельно малых высотах,
- над малоориентирной местностью,
- в горной местности,
- в полярных областях,
- над водным пространством и
- в условиях грозовой деятельности.
Полеты в особых условиях значительно осложняют самолетовождение и требуют от экипажа более высокой профессиональной подготовки, умения всесторонне готовиться к полетам, выбирать средства самолетовождения в зависимости от конкретных условий аэронавигационной обстановки, а также проявлять повышенное внимание к обеспечению безопасности самолетовождения. Подготовку к полетам и самолетовождение в особых условиях и ночью выполняют по общим правилам, однако существуют некоторые особенности, знание которых позволяет экипажу полнее и качественнее готовиться к полетам, а также добиваться высокой точности и надежности их выполнения.