Вот и написаны последние страницы этой книги. За время работы над ней я мысленно перебрала в памяти почти всю свою жизнь. Непростую – потому что, как и у каждого человека, в моей жизни были и трудные дни, и радостные события. Интересную – потому, что она была заполнена смыслом, трудом, приносившим мне чаще всего удовлетворение, и потому, что всего мне приходилось добиваться самой. И еще – счастливую…
Да, теперь я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой. Я была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас – знать о своей нужности.
И еще я счастлива тем, что у меня растет правнучка. Да, да! Совсем еще маленькая Ирочка, Ирина Архипова… Да будет счастливой и ее жизнь! Пусть лучшее из моего, из нашего непростого XX века перейдет в ее XXI век и достанется всем людям: добрые мысли, дела, возведенные нами дома, выращенные нами сады, леса, написанные книги, стихи, песни… Пусть только это перейдет в грядущий век моей Ирочки, до которого остались считанные годы, а зло, горе да минует ее и ее современников.
Этой книгой воспоминаний я как бы пытаюсь рассказать о нашем уже почти прошедшем, заканчивающемся веке. Как только не называли его – и электронным, и космическим… Нострадамус в своих загадочных «Центуриях» предсказывал, что он будет «железным», «кровавым»… Каким бы он ни был, это – наш век, тот, в котором нам выпало жить, и другого времени для нас не было. Важно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле время. И что ты оставишь после себя…
|
Мне очень нравится мысль великого Гете, что смысл жизни в том, чтобы жить. Как просто и как мудро. Жить, чтобы созидать, чтобы творить. Ars longa, vita brevis. Искусство долговечно, жизнь человека коротка. И надо спешить, чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное – достаточно времени.
Кажется, я все‑таки не до конца счастлива. Да, для полного счастья мне катастрофически не хватает времени, чтобы осуществить все задуманное. Воспоминания воспоминаниями, но жить‑то надо настоящим и будущим, а планы, мечты тем и хороши, что их можно осуществлять. Но сколько же я еще не успела сделать, от чего пришлось отказаться из‑за нехватки времени!..
Хотя если заглянуть в расписание моих поездок и выступлений только за 1996 год, то получается вроде бы не так уж и мало. В январе я была в Нью‑Йорке, где вместе с молодыми певцами мы давали концерт в «Карнеги‑холле», посвященный памяти Ф. И. Шаляпина. Потом я съездила в Петербург, где в зале Капеллы им. М. И. Глинки представляла в рамках «Певческих биеннале» молодых певцов, исполнявших «Реквием» Верди. 27 января в Большом зале Московской консерватории состоялся вечер, посвященный присуждению мне титула «Богини искусств» и награды «Бриллиантовая лира».
В феврале дважды я исполняла партию Графини в «Пиковой даме» на сцене Большого театра и дважды участвовала в концертах проходившего в Москве фестиваля церковной музыки: пела на его открытии и на радио «Орфей». 28 февраля вместе с Натальей Дацко мы были уже в Лондоне, где выступали в «Вигмор‑холле».
|
В марте проводила в Москве свои мастер‑классы, на которые съехалось немало молодых певцов из разных городов.
Апрель начался для меня концертом, который мы давали вместе с Олегом Янченко в зале Академии музыки им. Гнесиных в связи с установкой там нового органа. В середине месяца я была уже в Петербурге, где участвовала в пасхальном фестивале: пела в Военном госпитале, а также в гала‑концерте в Большом зале филармонии. 22 апреля мы выехали из Москвы в город ученых Дубну, где состоялся концерт‑встреча.
В нем вместе со мной участвовали и молодые певцы, ' которых я представляла. А через два дня я снова была в Петербурге, чтобы представить публике и рассказать ей о новых лауреатах конкурса им. М. И. Глинки. Концерт состоялся в Малом зале филармонии, который тоже носит имя этого композитора.
Первый день мая был юбилейным для радио «Орфей», и я принимала участие в концерте, организованном этой радиостанцией в Большом зале Московской консерватории. 7 мая я пела еще на одном дне рождения – у П. И. Чайковского в Клину, в его Доме‑музее. А уже в середине мая выехала в Киев, чтобы вместе с Олегом Янченко дать концерт в Доме органной музыки и на гала‑концерте на сцене оперного театра представить певцов разных поколений. В последних числах мая я была уже в Сургуте, на фестивале «Ирина Архипова представляет».
В июне вместе с Владиславом Пьявко мы ездили в Казань, чтобы на сцене оперного театра спеть в «Пиковой даме» партии Графини и Германа.
|
Июль тоже прошел в гастрольных поездках. В самом начале месяца я участвовала в открытии традиционного фестиваля «Музыкальное лето Селигера» в городе Осташкове, а в середине июля вылетела в Японию, где до начала августа участвовала в подготовке и концертном исполнении оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Отдохнув и подлечившись в санатории недалеко от Уфы, я в начале сентября уже смогла принять участие в проведении Дней Москвы: 7 сентября вместе с симфоническим оркестром под управлением Михаила Плетнева мы исполнили в Большом зале консерватории кантату Прокофьева «Александр Невский», а в середине месяца я выехала в Кишинев, чтобы по традиции принять участие в фестивале «Мария Биешу приглашает».
В начале ноября мне пришлось, как президенту Международного союза музыкальных деятелей, принимать участие в заседании Координационного совета по созданию Конфедерации творческих союзов государств СНГ. В середине месяца я провела два вечера в рамках «Музыкальных гостиных Ирины Архиповой», а 29 ноября уже была в Петербурге, чтобы спеть на благотворительном концерте в память замечательной певицы, выступавшей на сцене теперешнего Мариинского театра, Галины Ковалевой.
Декабрь в Москве знаменуется проведением в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина традиционных «Декабрьских вечеров», инициатором которых был С. Т. Рихтер. В этом году в одном из концертов в Белом зале музея я тоже принимала участие. А уже в середине месяца – поездка на фестиваль «Дни Ф. И. Шаляпина в Уфе». Оттуда надо было выехать в Казань, где вместе с Аскаром Абдразаковым и симфоническим оркестром мы должны были дать концерт. Потом меня ждали в Москве – начинался традиционный фестиваль «Русская зима»…
А в промежутках между гастрольными поездками, которые являются непременным условием активной творческой жизни, записи очередной пластинки, вернее, компакт‑диска, съемки передач на телевидении, пресс‑конференции и интервью, представление певцов на концертах «Певческих биеннале: Москва – Санкт‑Петербург», работа с учениками, работа в Международном союзе музыкальных деятелей… И еще работа над книгой, и еще… И…
Сама удивляюсь, как при всей своей прямо‑таки сумасшедшей загруженности педагогическими, организационными, общественными и другими «невокальными» делами я еще и продолжаю петь. Совсем как по тому анекдоту про портного, которого избрали царем, а он не хочет бросать свое ремесло и еще немножечко шьет по ночам…
Ну вот! Опять телефонный звонок… «Что? Просят организовать мастер‑класс? Когда?.. А выступить где надо?.. Как? Разве запись уже завтра?..»
Музыка жизни продолжает звучать… И это прекрасно.
1996 г.
Ново‑Дарьино, Москва
Оперные партии
ЛАРИНА
«Евгений Онегин» П. Чайковского.
Первое выступление в 1953 г. в Оперной студии Московской консерватории.
ВЕСНА‑КРАСНА
«Снегурочка» Н. Римского‑Корсакова.
Первое выступление в 1953 г. в Оперной студии Московской консерватории.
ДУНЯША
«Царская невеста» Н. Римского‑Корсакова.
Первое выступление в 1953 г. в Оперной студии Московской консерватории.
ЛЕЛЬ
«Снегурочка» Н. Римского‑Корсакова.
Первое выступление в 1954 г. в Оперной студии Московской консерватории.
ЛЮБАША
«Царская невеста» Н. Римского‑Корсакова.
Первое выступление в 1954 г. в Оперной студии Московской консерватории.
ПОЛИНА‑МИЛОВЗОР
«Пиковая дама» П. Чайковского.
Первое выступление в 1954 г. в Свердловском театре оперы и балета.
МАРИЯ ШАМАНОВА
«Таня» Г. Крейтнера.
Первое выступление в 1954 г. в Свердловском театре оперы и балета.
ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА
«Аида» Дж. Верди.
Первое выступление в 1954 г. в Свердловском театре оперы
и балета.
АМНЕРИС
«Аида» Дж. Верди.
Первое выступление в 1955 г. в Свердловском театре оперы
и балета.
КАРМЕН
«Кармен» Ж. Бизе.
Первое выступление в 1955 г. в Свердловском театре оперы
и балета.
ШАРЛОТТА
«Вертер» Ж. Массне.
Первое выступление в 1957 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
НИЛОВНА
«Мать» Т. Хренникова.
Первое выступление в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
МАРИНА МНИШЕК
«Борис Годунов» М. Мусоргского
Первое выступление в 1958 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
КНЯГИНЯ
«Чародейка» П. Чайковского.
Первое выступление в 1958 г. в Государственном
академическом Большом театре Союза ССР.
ДЬЯЧИХА
«Ее падчерица» Л. Яначека.
Первое выступление в 1958 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
МАРФА
«Хованщина» М. Мусоргского.
Первое выступление в 1959 г. в Государственном
академическом Большом театре Союза ССР.
ХАЯТ
«Джалиль» Н. Жиганова.
Первое выступление в 1959 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ЛАУРА
«Каменный гость» А. Даргомыжского.
Первое выступление в 1959 г. в Колонном зале Дома Союзов.
ЭЛЕН БЕЗУХОВА
«Война и мир» С. Прокофьева.
Первое выступление в 1959 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
МЕДСЕСТРА КЛАВДИЯ
«Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.
Первое выступление в 1960 г. в Государственном Большом театре Союза ССР.
ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА
«Не только любовь» Р. Щедрина.
Первое выступление в 1962 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
МЭГ ПЕДЖ
«Фальстаф» Дж. Верди.
Первое выступление в 1962 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ПРИНЦЕССА ЭБОЛИ
«Дон Карлос» Дж. Верди.
Первое выступление в 1963 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ЛЮБОВЬ
«Мазепа» П. Чайковского.
Первое выступление в 1967 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
КОМИССАР
«Оптимистическая трагедия» А. Холминова.
Первое выступление в 1967 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ЖАННА Д’АРК
«Орлеанская дева» П. Чайковского.
Первое выступление в 1969 г. в Москве, в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
АЗУЧЕНА
«Трубадур» Дж. Верди.
Первое выступление в 1970 г. в Риге, в Латвийском академическом театре оперы и балета.
УЛЬРИКА
«Бал‑маскарад» Дж. Верди.
Первое выступление в 1973 г. в ФРГ, в Висбадене, в театре «Штаатс‑Опера».
НУРИС
«Ариана и Синяя Борода» П. Дюка.
Первое выступление в 1975 г. в Париже, в театре «Гранд‑Опера».
ЛЮБАВА
«Садко» Н. Римского‑Корсакова.
Первое выступление в 1976 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ГРАФИНЯ
«Октябрь» В. Мурадели.
Первое выступление в 1977 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ФРИККА
«Золото Рейна» Р. Вагнера.
Первое выступление в 1979 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
САНТУЦЦА
«Сельская честь» П. Масканьи.
Первое выступление в 1980 г. в Италии, в Ливорно, в театре Гольдони.
КЛИТЕМНЕСТРА
«Ифигения в Авлиде» К. Глюка.
Первое выступление в 1983 г. в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
ГРАФИНЯ
«Пиковая дама» П. Чайковского.
Первое выступление в 1989 г. в Большом зале Московской консерватории.
ФИЛИППЬЕВНА
«Евгений Онегин» П. Чайковского.
Первое выступление в 1992 г. в Париже, в театре Шатле.
Дискография