В процессе перевозки грузов морем возникает целый комплекс отношений имущественного характера.В связи с этим государства, заинтересованные в торговом мореплавании, издавна уделяли пристальное внимание развитию национального морского права. В настоящий момент можно выделить три правовых режима, регламентирующих перевозку грузов, закрепленных различными международными договорами:
1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная 25 августа 1924 года в Брюсселе, известная как Гаагские правила.
В ее рамках были выработаны минимальные стандарты, касающиеся ответственности и обязанностей перевозчика. Это, в свою очередь, помогло распределить ответственность между судовладельцами и грузовладельцами, что дало начало развитию смежных областей права (в частности, страхованию).
2. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 года, известный в мире как Правила Висби.
Настоящий протокол, вступивший в силу 23 июня 1977 года, пересмотрел прежде всего положения об ограничении ответственности, так как с 1924 года в результате снижения стоимости валют реальная сумма ограничения ответственности снизилась в 9 раз.
Были введены положения о праве служащих и агентов перевозчика на защиту согласно положениям Конвенции. Появились нормы о невозможности ограничения ответственности судовладельца, его агентов и служащих, если "ущерб явился результатом действия или упущения перевозчика", ("служащего или агента") "совершенных с намерением причинить ущерб либо по самонадеянности и с сознанием возможности причинения ущерба".
Протоколом была расширена географическая сфера применения Конвенции, которая помимо случаев, когда "коносамент выдан в Договаривающемс государстве", включила в свою сферу перевозки из порта договаривающегос государства, а также случаи включения в коносамент условия "Парамаунт", то есть случаи, когда договор предусматривает, что правила Конвенции или вводящего их в действие законодательства какого-либо государства применяютс к этому договору. Наконец, Протокол дает возможность каждому государству расширить сферу применения Конвенции по собственному усмотрению. Таким образом, с момента вступления Протокола в силу, одни страны продолжали руководствоваться только Гаагскими правилами, а другие - Гаагскими правилами, дополненными Правилами Висби.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 году, с вступлением в силу 1 января 1992 года, оформила третий правовой режим в сфере морской перевозки грузов.
Гамбургские правила регулируют более широкую сферу морских грузовых перевозок и в значительной мере сближены с нормами, действующими на других видах транспорта.
Императивные нормы об ответственности перевозчика применяются здесь к периоду, в течение которого груз находится в ведении перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в порту разгрузки.
Источники правового регулирования международных перевозок – нормы международного права и национальное законодательство отдельных стран. Исключение составляет только речной транспорт, перевозочная деятельность которого в большинстве стран мира регулируется национальными законами и правилами.
Нормы международного публичного права определяют отношения между государствами по вопросам их прав и обязанностей по доступу на транспортные рынки, использованию транспортных коридоров и коммуникаций, организации межгосударственных сообщений и пр.
Нормы международного частного права определяют договорные отношения между участниками транспортного процесса при перевозке, экспедировании, агентировании, использовании транспортных средств и выполнении других работ и услуг, связанных с международными сообщениями.
Нормы административного права регламентируют правила эксплуатации транспортных средств, организацию движения, режим работы физических лиц (перевозчиков, экспедиторов и др.), налоговые правила, таможенные процедуры, паспортный контроль и др.
Транспортное право – претензионное.
Международное право | Российское транспортное право |
Морской | |
Гаагско-Висбийские правила (перевозка грузов по коносаментам) - большинство Гамбургские правила Эти источники не регулируют морские перевозки по чартерам. Россия нигде не участвует. | КТМ РФ (Кодекс торгового мореплавания) Ст. 40 ГК – все виды |