Практическая работа № 1
Тема: Способы сравнения
Цель работы: Познакомится со способами измерения факторов в сравнительном анализе, а именно способом сравнения и произвести расчет с использованием электронной таблицы Excel.
Теоретическая часть
Одним из важнейших методологических вопросов в анализе
хозяйственной деятельности предприятий является определение величины
влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей. В
сравнительном анализе для этого используется следующие способы:
- горизонтальные и вертикальные методы сравнения;
Рассмотрим способы сравнения в анализе хозяйственной деятельности.
Сравнение – один из способов, с помощью которых человек начал
распознавать окружающую среду. В современной действительности этот
способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически,
неосознанно. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: «все
познается в сравнении». Широкое распространение он получил и в
исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра,
используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в
сопоставлении с другой.
Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом.
Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное
(изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми
ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С
помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических
явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и
закономерности их развития.
Одной из задач АХД является систематический контроль и
|
всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению плана экономического и социального развития, этим обусловлена необходимость сравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год.
В процессе выполнения аналитической работы необходимо составить
факторную модель расчета.
Для определенная выпуска продукции факторная модель представлены в формуле
ВП=КР*Д*П*СВ
Валовая продукция
ВП (результативный показатель)
КР ГВ I уровень
(количество (годовая выработка подчинения
работников) одним рабочим)
Д ДВ II уровень
(рабочие дни (дневная выработка подчинения
в году) рабочего)
П СВ III уровень
(продолжительность (среднечасовая подчинения
рабочей смены) выработка рабочего)
Схема 1- Уровни подчинения
Порядок выполнения работы
1 Познакомиться с теоретической частью работы и отразить
существенные моменты в отчете.
2 Получить индивидуальное задание у преподавателя для выполнения
расчетной части работы.
3 Выполнить таблицу в режиме Exsel согласно Приложения А методического указания:
4 Рассчитать абсолютное отклонение по следующим алгоритму
(формула 2):
графа 4- графа 3= графа 5 (2)
а) ввести курсор в строку первого из рассматриваемых факторных показателей в столбец «Абсолютное отклонение»;
б) в строку ввести число, равное фактическому значению показателя и вычесть из него плановое значение этого показателя;
Внимание: Не забудьте перед числовым значением ввести знак «=»
|
в) нажать клавишу «Enter». В ячейке появится значение абсолютного отклонения показателя.
5 Рассчитать абсолютное отклонение по алгоритму (формула 3):
графа 5/графа 3= графа 6 (3)
Выполнить аналогично пункту 4 действия согласно формулы 3.
6 Рассчитать процент выполненного плана по формуле 4:
Фактическое значение показателя * 100% (4)
Плановое значение показателя
Выполнить действия аналогично пункту 4 согласно формулы 4.
7 Оформить отчет в соответствии с требованиями, предъявляемые к текстовым документами.
8 Ответить на вопросы данного методического указания.
9 Сделать вывод о проделанной работе.
Вопросы для защиты работы
3.1 Какие способы обработки экономической информации вам известны?
3.2 В чем сущность метода сравнения?
3.3 Дать определение сравнению как научному методу?
3.4 Для каких целей используется метод сравнения?
3.5 Как рассчитать:
а) абсолютное отклонение;
б) относительное отклонение;
в) процент выполнение плана;
3.6 Какие показатели называются факторными. Найдите их в рассмотренном примере?
3.7 Какие показатели называются результативными. Покажите их в рассмотренном примере?
3.8 Какие виды сравнения вам известны. Дайте их определения?
Приложение А
(обязательное)
Пример таблицы для расчета методом горизонтального сравнительного анализа
__________________________________________________________
Показатель | Условное обозначение | План | Факт | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение | Выполнение плана, % |
Среднегодовая численность рабочих, чел. | КР | |||||
Количество отработанных дней одним рабочим, дн. | Д | |||||
Средняя продолжитель-ность рабочей смены, час | П | 7,2 | ||||
Среднечасовая выработка, руб. | СВ | 5,4 | ||||
Валовая продукция, тыс. руб. | ВП |
|
Приложение Б
Таблица Б2 - Исходные данные
№ вариант Показатель | КР | Д | П | СВ | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
5,9 | ||||||||
7,8 | 5,8 | |||||||
7,5 | 5,7 | |||||||
6,4 | 5,1 | |||||||
6,9 | 5,2 | |||||||
7,2 | 5,4 | |||||||
7,6 | 5,5 | |||||||
6,5 | 5,6 | |||||||
7,9 | 5,3 | |||||||
! 11 | 6Д | 6,5 | ||||||
7,1 | ||||||||
7,3 | 6Д | |||||||
6,7 | 6,3 | |||||||
6,2 |
Практическая работа №2
Тема: Способ цепной подстановки
Цель работы: Познакомиться со способом измерения влияния факторов в детерминированном анализе, а именно способом цепной подстановок и произвести расчет с использованием электронной таблицы Excel.