Навалочный груз может быть опасен для судна, если он имеет свободную поверхность, значительные подпалубные пустоты над ней и возможность пересыпания при наклонениях судна. Эти условия при эксплуатации создаются по двум причинам. Первая – частичная загрузка трюма или твиндека, необходимая для создания нужной посадки судна. Вероятность того, что принимаемый груз имеет как раз тот погрузочный объем, при котором все трюмы и твиндеки заполняются до уровней люковых крышек, невелика. Обычно одно или два помещения загружают не полностью.
Вторая причина – усадка груза во время рейса, вследствие которой свободные пространства заметно увеличиваются.
Чтобы не допустить аварийного смещения груза, а точнее – опасно большого крена при этом, используются несколько способов безопасной перевозки навалочных и насыпных грузов. Все способы так или иначе связаны с повышением остойчивости судна. Их удобно подразделять на три группы.
В целом смещение насыпных и навалочных грузов предотвращают либо укреплением поверхности груза (рис. 13), либо ограничением смещения груза (рис. 14).
Рис. 13. Способы укрепления поверхности груза:
а – укладка мешков; б – стропинг; в – бандлинг; г – устройство пневмопокрывала; д – вакуум–пресс; е – укладка на поверхности эластичной ёмкости; ж – замораживание поверхности; з – виброуплотнение и укатка.
Рис. 14. Способы ограничения смещения груза посредством применения:
а – шифтингов; б – питателей; в – гибких переборок; г – эластичной емкости на палубе; д – эластичной емкости в толще груза; е – надувных подушек.
К первой группе относятся способы, позволяющие повысить остойчивость судна непосредственно, без воздействий на груз, путем увеличения восстанавливающего момента. Известен один способ этой группы. На флоте он получил название «свободной загрузки», или «бесшифтинговой» перевозки зерна. На судне не устанавливают дополнительное оборудование. Все трюмы и твиндеки, кроме одного, а также грузовые отсеки загружают до уровня люковых крышек. Иногда приходится принимать водяной балласт.
|
Ко второй группе относятся способы, ограничивающие пересыпания груза, т. е. уменьшающие до допустимых пределов дополнительные кренящие моменты. Достигается это при помощи оборудования (устройств), уменьшающего площадь свободной поверхности груза или делящего вмещающий его объем на более узкие отсеки. Например, устраивают питатели – выгороженные переборками объемы груза, соединенные с нижележащим грузом. Переборки именуют ограничительными или отделительными. Свободная поверхность может быть ограничена и штучным грузом, например, в мешках или ящиками, размещенными вдоль переборок грузового помещения. Иногда объем груза разделяют продольными переборками – шифтинг-бордсами.
В третью группу входят способы, препятствующие пересыпанию груза. Достигается это большей частью созданием дополнительного давления на поверхность груза:
мешкование – пригрузка поверхности навалочного груза рядами мешков или иным штучным грузом;
бандлинг – представляющий собой обширную пленочную или матерчатую емкость с дощатым настилом, наполненную грузом и помещенную поверх основной части груза;
строппинг – полужесткое покрывало из ткани, досок и тросов, располагаемое на поверхности груза;
|
пневмостроппинг – передающий давление на груз надутыми секциями покрывала.
К третьей группе можно также отнести вкладную оболочку, помещаемую внутрь груза и после надувания раздвигающую груз по всему объему грузового помещения.
Элементы оборудования и устройств, используемых при перевозках навалочных и насыпных грузов, могут воспринимать одностороннее и двухстороннее давление груза.
По характеру деформаций основных элементов различают оборудование (устройства): жесткое, работающее главным образом на изгиб; гибкое и мягкое, воспринимающее только деформацию растяжения; комбинированное – с жесткими и мягкими элементами.
Опасные грузы
К опасным относятся вещества и предметы, которые вследствие своих специфических свойств при транспортировке, перегрузке и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара, повреждения транспортных средств, складов, зданий и сооружений, а так же гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных.
Основой международной и национальной регламентации перевозки опасных грузов (ОГ) всеми видами транспорта являются рекомендации ООН. На морском транспорте – МК МПОГ (IMCO–CODE) – рекомендован в 1964 г. IV Ассамблеей ИМКО в качестве развития конвенции СОЛАС–60. В СССР с 1969 г. – МОПОГ.
В МОПОГ все ОГ закодированы 4 цифрами: 1 – класс (основной вид опасности); 2 – подкласс или категория (специфические физико-химические свойства); 3 – группа подкласса или категории (дополнительный вид опасности); 4 – подгруппа (степень транспортной опасности).
|
По свойствам, виду и степени опасности ОГ делятся на 9 классов:
1 – взрывчатые материалы;
2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 – легко воспламеняющиеся жидкие;
4 – легко воспламеняющиеся твердые, самовозгорающиеся, выделяющие кислород при контакте с водой;
5 – окисляющие и органические пероксиды;
6 – ядовитые и инфекционные;
7 – радиоактивные;
8 – едкие и коррозионные;
9 – прочие опасные вещества.
Класс 1
Взрывчатые материалы (ВМ) (вещества (ВВ)) представляют собой различные соединения и смеси, которые при определенных условиях способны к быстрому, самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся все виды взрывчатки, снаряженные ею предметы, в том числе боеприпасы, петарды, средства взрывания, содержащие гремучую ртуть.
Взрывчатое вещество – это твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает повреждение окружающих предметов. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.
Пиротехническое вещество – это вещество или смесь веществ, предназначенные для производства эффекта в виде тепла, огня, звука, дыма или их комбинации в результате самоподдерживающихся экзотермических химических реакций, протекающих без детонации.
Взрывчатое изделие – это изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.
Бризантные взрывчатые вещества – класс взрывчатых веществ, взрывчатое превращение которых протекает в форме детонации. Применяют для снаряжения боеприпасов, капсюлей–детонаторов и при взрывных работах.
Перевозка чрезмерно чувствительных взрывчатых веществ или взрывчатых веществ, настолько химически активных, что они подвержены самопроизвольной реакции, запрещается
Класс 1 подразделяется на шесть подклассов:
Подкласс 1.1. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой (взрыв массой – это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз взрывчатых веществ)
Подкласс 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.
Подкласс 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой. К этому подклассу относятся вещества и изделия:
которые выделяют значительное количество лучистого тепла;
которые, загораясь одно за другим, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом или разбрасыванием, или тем и другим.
Подкласс 1.4. Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности. К этому подклассу относятся вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность в случае воспламенения или инициирования при перевозке. Результаты проявляются, в основном, внутри упаковки, при этом не ожидается выброса осколков значительных размеров или выброса на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
Подкласс 1.5. Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой К этому подклассу относятся вещества, которые характеризуются опасностью взрыва массой, но обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки.
Подкласс 1.6. Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой. К этому подклассу относятся изделия, которые содержат только исключительно нечувствительные к детонации вещества и характеризуются ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.
Уникальный характер класса 1 заключается в том, что вид упаковки в отношении опасности нередко имеет решающее значение, а, следовательно, и в отношении включения конкретного опасного груза в определенный подкласс.
Транспортная опасность зависит от характера взрывчатого превращения, количества и формы предъявления. Все ВМ пожароопасные, некоторые ядовитые, едкие или загораются от влаги. Для ВМ существует 5 категорий укладки: обычная, магазинная, пиротехническая, специальная, для “безопасных” ВМ.
Взрывчатые вещества требуют особых мер при хранении и перевозке, в связи с чем завоз их в порт допускается при наличии особого разрешения в каждом отдельном случае. Температура перевозки 5 – 40°С, влажность 70 %, кратность воздухообмена – 5.
Класс 2
Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (СГ). Этот класс включает сжатые газы; сжиженные газы; газы в растворе; охлажденные сжиженные газы; смеси газов; смеси одного или более газов с паром одного или более веществ других классов; изделия, содержащие газ; гексафторид теллура; аэрозоли.
Газ – это вещество, которое: при температуре 50° С имеет давление насыщенного пара более 300 кПа; полностью газообразное при температуре 20° С и нормальном давлении 101,3 кПа.
Состояние газа при перевозке определяется его физическим состоянием:
Сжатый газ – это газ (кроме газа в растворе), который полностью газообразный при температуре 20° С и давлении в сосуде при перевозке;
Сжиженный газ – это газ, который в процессе перевозки и хранения является частично жидким при температуре 20° С;
Охлажденный сжиженный газ – это газ, который при перевозке является частично жидким из–за его низкой температуры;
Газ в растворе – это сжатый газ, который растворен в растворителе в сосуде.
Виды опасности, создаваемые этим классом:
механическое повреждение из–за взрыва упаковки с газом;
опасные свойства газа при утечке (воспламенение, взрывоопасные смеси, отравление);
удушье при уменьшении кислорода под воздействием газов;
наркотическое действие;
выделение ядовитых паров при горении и разложении;
скопление внизу грузовых помещений газов тяжелее воздуха.
Вещества класса 2 относятся к одному из трех подклассов в соответствии с основным видом опасности газа при перевозке.
Подкласс 2.1. Воспламеняющиеся газы. Газы, которые при температуре 20° С и нормальном давлении 101,3 кПа:
являются воспламеняющимися в смеси с воздухом при концентрации их не более 13 % по объему;
имеют диапазон концентрационных пределов воспламенения (область воспламенения) в смеси с воздухом не менее 12 % объемных, независимо от величины НКПВ.
Подкласс 2.2. Невоспламеняющиеся нетоксичные газы. Газы, перевозящиеся при давлении не менее 280 кПа при температуре 20° С или в охлажденном сжиженном состоянии, которые:
являются удушающими – которые разбавляют или замещают обычно содержащийся в атмосфере кислород;
являются окисляющими – которые могут вызвать, воспламенение либо поддерживать горение других материалов в большей степени, чем воздух;
не включены в другие подклассы.
Подкласс 2.3. Токсичные (ядовитые) газы. Газы, которые:
известны как настолько токсичные или едкие для людей, что представляют опасность для их здоровья;
предполагается, что они токсичны для людей или едкие, так как имеют значение LC50 не более 5000 мл/м3.
Смеси газов. Для классификации смеси газов в один из трех подклассов (включая пары веществ других классов) используются следующие принципы:
воспламеняемость должна определяться при помощи испытаний или расчетом в соответствии с методами, принятыми ИСО;
показатель токсичности определяется либо при помощи испытаний, либо с использованием расчетного метода;
смесь газа имеет дополнительную опасность едкости, если известно ее разрушающее воздействие на кожу, глаза или слизистые оболочки или если значение LC50 едких компонентов смеси не превышает 5000 мл/м3;
окисляющая способность определяется либо при помощи испытаний, либо расчетными методами, принятыми ИСО.
По физическому состоянию СГ делятся на следующие группы:
0 – не указанные конкретно;
1 – сжатые или постоянные газы, которые не могут быть сжижены при нормальных температурах с критической температурой ниже –10 °С;
2 – сжиженные, переходящие в жидкое состояние под давлением при нормальных температурах с критической температурой от – 10 до +70 °С;
3 – сжиженные, способные перейти в жидкое состояние под давлением при нормальных температурах с критической температурой +70° С и более;
4 – растворимы под давлением, которые растворены под давлением в растворителе, содержащемся в пористом поглощающем материале;
5 – жидкие (или переохлажденные), т. е. постоянные газы, которые приведены в жидкое состояние путем глубокого охлаждения.
Грузы класса СГ принимаются к перевозке только в таре, удовлетворяющей требованиям: ГОСТ ов; Технических условий; Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением; МОПОГ.
Класс 3
Легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) представляют собой смеси жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (краски, политуры, лаки), которые выделяют легковоспламеняющиеся пары с температурой вспышки 61°С (не выше 60,5°С) и ниже в закрытом сосуде, либо 65°С (не выше 65,6°С) и ниже – в открытом.
Вещества с температурой вспышки более 61°С в закрытом сосуде к числу опасных грузов третьего класса не относятся.
Жидкости с температурой вспышки более 35° С, которые не поддерживают горение, при этой температуре, не считаются ЛВЖ.
Жидкости, предъявляемые к перевозке при температурах, равных или больших их температуры вспышки, считаются ЛВЖ.
ЛВЖ включают также вещества, перевозимые или предъявляемые к перевозке при повышенных температурах в жидком состоянии и выделяющие воспламеняющиеся пары (пары, образующие воспламеняющуюся смесь с воздухом) при температуре не выше максимальной температуры перевозки.
Грузы ЛВЖ подразделяются на три категории:
I – жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде ниже –18° С или имеющие низкую температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняющихся (ацетон, бензин, сырая нефть» растворители, нефтяные масла, лигроин, сероуглерод, некоторые эфиры);
II – жидкости с температурой вспышки в закрытом сосуде от –18 до +23°С (бензол, смолы, уайт-спирит, авиационное топливо для турбин, лаки, политуры, олифа, готовые краски, эфирные и сивушные масла, антисептики, инсектициды, битум, жидкие смолы);
III – жидкости с температурой вспышки в закрытом сосуде от +23 до +61°С включительно (керосин, газойль, скипидар, нефтяные масла, смолы, парфюмерные продукты).
Аптекарские, москательные, парфюмерные товары и иные смеси, содержащие в своем составе горючие жидкости, относятся к опасным лишь в том случае, если температура их вспышки не превышает +61° С.
Разделяются на 2 вида: А – не смешиваются с водой, В – смешиваются с водой.
На степени транспортной опасности подразделяются на основании:
температуры вспышки;
температуры кипения;
токсичности при попадании внутрь, при контакте с кожей, вдыхании;
степени ядовитости;
температурному порогу токсичности.
Класс 4
Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой представляют собой любые вещества (кроме взрывчатых), которые могут легко загореться от трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений; а также в результате нагревания от внешних источников тепла; легко воспламеняются и сильно горят..
Этот класс подразделяется на три подкласса:
Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества. Твердые вещества, которые способны легко возгораться либо могут вызвать или усилить пожар при трении, самореактивные и подобные им вещества, способные подвергаться сильной экзотермической реакции; десенсибилизированные взрывчатые вещества, которые могут взрываться, если их не разбавить, в достаточной степени. К нему относятся твердые вещества (хлопок, лен, пакля, сено, солома, спички, кино– и фотопленка, целлулоид, нафталин, сера комовая и в порошке, фосфор и его соединения, нитроцеллюлоза и изделия из нее) и другие, легкозагорающиеся от воздействия внешних источников (искры, пламени) и активно горящие.
Подкласс 4.2. Вещества, способные к самовозгоранию. Вещества, способные к самопроизвольному нагреву при нормальных условиях перевозки или способные нагреваться при взаимодействии с воздухом, а затем воспламеняться. К нему относятся самовозгорающиеся, а также способные к самосогреванию вещества (уголь, сажа, жмых, рыбная мука, некоторые руды, окиси металлов, обмасленные волокнистые материалы и др.).
Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. Вещества, которые при взаимодействии с водой способны самопроизвольно воспламеняться или выделять воспламеняющиеся газы в опасных количествах. К нему относятся вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, часть которых способна к самовоспламенению (карбиды, ферросплавы, фосфиды и гибриды металлов и др.).
Степень транспортной опасности (высокая, средняя, низкая) определяется: скоростью распространения пламени; критической температурой самовозгорания; периодом индукции (запаздывания самовоспламенения).
Класс 5
Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП) (перекиси (пергидроль)) легко выделяющие кислород, способствующий горению и увеличивающий интенсивность пожара или горения другого вещества.
Подкласс 5.1. Окисляющие вещества. Вещества, которые, необязательно являясь воспламеняющимися, могут, главным образом путем выделения кислорода, вызвать воспламенение других материалов или способствовать этому.
Большинство грузов ОК бурно взаимодействуют с сильными жидкими кислотами, выделяя при этом ядовитые газы.
Некоторые грузы ОК являются ядовитыми или коррозионными.
Подкласс 5.2. Органические пероксиды. Органические вещества, которые содержат двухвалентную –О–О– структуру и могут считаться производными пероксида водорода, когда один или оба атома водорода замешены органическими радикалами. Органические пероксиды являются термически нестойкими веществами и могут подвергаться экзотермическому самоускоряющемуся разложению. Кроме того, они могут обладать одним или несколькими из следующих свойств:
способностью разлагаться с взрывным эффектом;
способностью к быстрому горению;
чувствительностью к удару или трению;
способностью к опасному реагированию с другими веществами;
способностью вызывать повреждение глаз.
Делятся на 2 группы из–за наличия в них кислорода, который легко выделяется при нагреве или при химических реакциях.
Класс 6
Ядовитые (ЯВ) и инфекционные (ИВ)вещества. Этот класс включает:
Подкласс 6.1. Ядовитые (токсичные) вещества. Вещества, способные вызвать смертельный исход или тяжелое повреждение или причинить серьезный вред здоровью человека при приеме внутрь, вдыхании или при их контакте с кожным покровом.
К ним относятся: синильная кислота и ее соли, органические цианиды, присадки к топливу, слезоточивые вещества, хлорпикрин и его смеси, нитросоединения, соединения, содержащие серу, фенол и его производные, ртуть и ее соединения, мышьяк и его окислы, кислоты и окислы, пек, синтетические лаковые смолы, семена клещевины.
ЯВ делятся на 2 группы – летучие и нелетучие. Почти все выделяют ядовитые газы при загорании или нагревании до разложения.
Подкласс 6.2. Инфекционные вещества. Вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы: бактерии, вирусы, риккетсии, паразитов, грибки, или рекомбинанты, гибриды или мутанты, которые известны или обоснованно считаются способными вызвать заболевание животных или людей.
Класс 7
Радиоактивные (РМ) материалы (вещества (РВ)) самопроизвольно испускают невидимые излучения, опасные для живой ткани, и имеют радиоактивность. Радиоактивным считается любой материал, удельная активность которого превышает 70 кБк/кг или 0,002 мкКи/г. Удельная активность – активность на единицу массы радионуклида или, при равномерном их распределении, активность на единицу массы материала.
Для целей перевозки морем грузы РВ подразделены на подклассы:
1 – радиоактивные изотопы;
2 – радиоактивные вещества особого вида;
3 – мощные радиоактивные источники;
4 – вещества с низкой удельной активностью;
5 – взрывчатые и пирофорные радиоактивные вещества;
6 – радиоактивные вещества перевозимые по особому соглашению;
7 – упаковки из–под радиоактивных веществ.
Правила, касающиеся перевозки радиоактивных материалов, разработаны Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в консультации с ООН, соответствующими специализированными агентствами и государствами – членами МАГАТЭ.
Все грузы РВ опасны, так как они испускают невидимое излучение повреждающее живую ткань. Кроме того ряд грузов РВ сочетают радиоактивность с другими опасными свойствами, например взрывоопасность, самовозгораемость, огнеопасность.
По правилам МАГАТЭ упаковки с делящимися РМ разделяются на 3 вида:
упаковки ядерно-безопасные в любом количестве, при произвольном размещении и соблюдении условий транспортировки;
упаковки ядерно-безопасные в ограниченном количестве, при произвольном размещении и соблюдении условий транспортировки;
упаковки ядерно-безопасные при соблюдении особых мер.
В зависимости от мощности эквивалентной дозы излучения на поверхности или на расстоянии 1 м, радиоактивные упаковки и контейнеры делятся на 4 транспортные категории.
Транспортный индекс – число выражающее максимальную мощность доза радиации (мБЭР/г) на расстоянии 1 м от внешней поверхности упаковки. Транспортный индекс партии груза – сумма индексов отдельных мест.
Класс 8
Едкие коррозионные вещества (ЕВ) могут своим химическим воздействием вызвать серьезные повреждения живой ткани при контакте (повреждения кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей), в случае утечки или просыпания, вызвать повреждения или даже разрушение сооружений и транспортных средств или грузов, а также послужить причиной пожара при взаимодействии с другими химическими веществами.
Грузы ЕВ разделяются на три подкласса: кислоты; щелочи; разные едкие и коррозионные вещества. Грузы ЕВ перевозят в прочной, эффективно закупоренной таре. Материал тары, прокладочный и поглощающий материал упаковки должны быть инертными к перевозимому веществу.
К ЕВ относятся все едкие и коррозионные вещества, которые могут:
вызвать повреждение кожи, слизистых оболочек глаз, дыхательных путей;
вызвать коррозию транспортных средств, сооружений или груза;
быть причиной пожара при взаимодействии с органическими материалами и некоторыми химическими веществами.
Пары, газы и пыль многих едких и коррозионных веществ обладают ядовитыми свойствами, и, при попадании в дыхательные пути или внутрь, могут вызвать отравление.
Класс 9
Прочие опасные (ПР) вещества и изделия. Это вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не охваченную другими классами. ПР имеют такие опасные свойства, что это делает необходимым применение к ним положений Правил МОПОГ. ПР включает в себя опасные вещества, которые имеют определенные опасные свойства, но в слабой степени, поэтому не могут быть отнесены к одному из классов или новые вещества, опасность которых еще полностью не определена.
Грузы ПР делятся на 3 подкласса:
1 – твердые и жидкие горючие материалы, которые не могут быть отнесены по своим свойствам к 3 или 4 классу, но при некоторых условиях могут быть опасными в пожарном отношении. К ним относятся горючие жидкости с температурой вспышки более 61° С, различные изделия из волокна и другие аналогичные материалы;
2 – вещества, которые при определенных условиях (например, при отсыревании) обладают слабыми свойствами (коррозионными) грузов 8 класса;
3 – слабоядовитые вещества или вещества, становящиеся ядовитыми или раздражающими при пожаре или реакциях с другими веществами.
В класс включает вещества, которые в жидком состоянии перевозятся при температурах не менее 100° С, а в твердом состоянии – при температурах на менее 240° С.
Режимные грузы
К режимным относятся грузы, требующие особых режимов температуры, влажности и обмена воздуха.
Режимные грузы делятся на:
подклассы скоропортящиеся (без принятия специальных мер в течение короткого периода времени (до нескольких суток) портятся) и не скоропортящиеся (в течение нескольких дней и более не портится);
виды требующие и не требующие воздухообмена.
Вид скоропортящиеся не требующие воздухообмена по температурному режиму делятся на категории мороженные и охлажденные.
Вид скоропортящихся, требующих воздухообмена на категории: охлажденные и неохлажденные, но с интенсивным воздухообменом.
Режимные грузы обозначаются 6 – разрядным буквенно-цифровым кодом 1 – 3 буквы, 4 – 6 цифры. 1 буква – подкласс (С – скоропортящиеся, Н – не скоропортящиеся), 2 – вид (В – требующие воздухообмена, О – не требующие), 3 – категория (М – мороженые, Х – охлажденные (охлаждаемые), О – не охлажденные, Т – не требующие жестких температурных режимов). Цифры означают группу и подгруппу.
Режимные грузы содержат большое количество воды (до 95 %), белков, жиров, сахаров, аминокислот, поэтому в режимных грузах при хранении происходят сложные процессы – физические, химические, биохимические и микробиологические, в результате которых качество этих грузов изменяется.
Большинство зерновых грузов, фрукты и овощи, предъявляемые, к перевозке без предварительной промышленной переработки, часто называют «живыми». Эти грузы характеризуются специфической особенностью: в них непрерывно происходят сложные биохимические и физиологические процессы. Интенсивность прохождения этих процессов зависит от биологической активности самого груза и параметров внешней среды.
Биологическая активность части скоропортящихся грузов подавляется в процессе промышленной холодильной переработки. При неблагоприятных условиях транспортировки в таких грузах активизируются процессы, в результате которых теряется товарный вид и снижается качество.
Высокое содержание воды, характерное для всех скоропортящихся и многих не скоропортящихся грузов, вызывает естественную убыль (усушку) массы в период перевозки и хранения. Одновременно с этим наблюдается ухудшение пищевой ценности и товарного вида груза, изменяется его цвет, вкус и другие характеристики, т. е. значительно ухудшается качество груза. Т. о., при перевозке режимных грузов возникают потери не только их качества, но и количества.
Подверженность качественным и количественным изменениям является важнейшей транспортной характеристикой режимных грузов. Скорость прохождения процессов, вызывающих эти изменения, зависит от ряда взаимодействующих факторов, к числу которых относятся биохимический состав груза, влияние окружающей среды и жизнедеятельность микроорганизмов.
Биохимический состав характеризует степень подверженности груза влиянию окружающей среды н устойчивости против разрушительной деятельности микроорганизмов. Химический состав характеризует биологическую активность и определяет естественные свойства устойчивости, т. е. способность противостоять влиянию агрессивных факторов внешней среды.
Влияние окружающей среды состоит в воздействии на груз температуры окружающей среды, относительной влажности, скорости движения воздуха, газового состава и света.
К не скоропортящимся, не требующим воздухообмена НО относятся следующие грузы: волокнистые искусственного происхождения; изделия легкой промышленности; каучук; кондитерские изделия; консервы; минеральные удобрения; напитки; сахар и соль; строительные материалы.
К не скоропортящимся, требующим воздухообмена НВ относятся следующие грузы: волокнистые натуральные; зерновые; кормовые грузы животного происхождения; кормовые грузы растительного происхождения; лекарственное сырье в негерметичной таре; лесные; макаронные изделия; растительное масло в негерметичной таре; орехи; продукция целлюлозно-бумажной промышленности; пряности; сухофрукты; сырые продукты животного происхождения; табак и табачные изделия; чай.