Клайв Стейплз Льюис посвятил свою жизнь не только борьбе с воинствующим атеизмом и помощи сомневающимся и колеблющимся в своей вере. В рамках оппозиции релятивистской морали не малая часть его критики посвящена либеральной теологии, вернее её остаточным явлениям и богословски связанным концепциям (либеральная библеистика), так как после Карла Барта либеральная теология как религиозное движение начало приходить в упадок. В «Просто христианстве» он придумал интересное определение этому явлению: «Итак, атеизм слишком примитивен. Но я укажу вам на другую примитивную идею. Я называю ее «христианством на водичке». Согласно этой идее, где-то в небе живет хороший, добрый Бог и все идет как надо. Трудным и страшным доктринам о грехе и аде, о дьяволе и искуплении просто не придают значения»[180].
В понимании Льюиса атеизм и либеральная теология имеют внутреннюю связь, заключающуюся в том, что последняя создаёт такую версию христианства, которая в своей радикальной форме мало чем отличается от атеистического мировоззрения: «…он желает лишить нас того немногого, очень немногого, что оставило либеральное богословие от веры. Кто — то даже спросил: «А он вообще верит в Бога?» Конечно, верит. Он хочет (думаю, совершенно искренне) некоторые христианские доктрины оставить, но многое за ненадобностью выкинуть»[181].
Либерализм (или модернизм) для Льюиса настолько же опасен и вреден, как атеизм, поскольку в конечном итоге преследует те же цели, нивелируя или затуманивая христианские истины. «Дух Эпохи Разума и Просвещения был всепроникающим и разбавил христианство, которое для Льюиса дехристианизировало церковь»[182].
В рамках повышенного акцентирования внимания на мифе и понимания христианства в мифологического ключе, через гнозис мифа, через понимания христианской благой вести как мифа, Льюис, конечно, имел претензии к процессу демифологизации, который активизировался в его время. И здесь он выступает, прежде всего, в роли литературоведа, доказывая, что миф наоборот обогащает христианскую доктрину, не принижая ценность и богодухновенность Священного Писания.
|
Статья «Миф, ставший фактом», является ответом на вызов современной ему демифологизации христианства. Демифологизация христианства – направление либеральной библейской критики, суть которой в том, чтобы избавить христианскую веру от «архаических» наслоений древних мифологий. Либеральные библеисты предлагали выделить «керигму» (ядро) новозаветного повествования, упразднив мифологические элементы. Предтеча такого либерального подхода Адольф Гарнак предписывал изучать Евангелия, минуя чудеса: «Чудесный элемент есть нечто безразличное в сравнении со всем остальным содержанием Евангелий»[183]. Отец и самый видный библеист этого демифологизаторского направления Рудольф Карл Бультман пошел еще дальше: «Все это - мифологическая речь. Ее отдельные мотивы нетрудно возвести к современной ей мифологии еврейской апокалиптики и гностическому мифу о спасении. А коль скоро эта речь мифологична, она недостоверна для сегодняшнего человека, ибо для него мифическая картина мира отошла в прошлое. Таким образом, христианское провозвестие стоит сегодня перед вопросом: следует ли, призывая человека к вере, принуждать его к признанию мифической картины мира прошлого? Если же это невозможно, возникает вопрос: не содержит ли новозаветное провозвестие истину, независимую от мифической картины мира? — В этом случае задачей теологии была бы демифологизация христианского провозвестия»[184].
|
Льюис же был одним из тех, кто противостоял этому либеральному движению, тем, кто наоборот пытался ремифологизировать христианство. В контексте этой полемики им написана статья «Миф, ставший фактом». «Клайв Льюис не пытался избавиться от так называемой мифологической «шелухи», за которой не видна керигма ранней церкви, а наоборот – имел желание показать, что без мифологии просто невозможно схватить основной посыл Благой Вести»[185]. Помимо того, что Льюис еще раз напоминает своим оппонентам, что миф - это сердце христианства, он предоставляет основания того, что человек по своей природе создан таким образом, что абстрактные идеи он воспринимает гораздо лучше посредством мифа. Клайв Льюис был не единственным борцом против демифологизации. Пожалуй, самым известным его идейным единомышленником был Карл Барт, который также выступал против процесса демифологизации, запущенного либеральным богословием.
В контексте этой критики, в том числе были и высказаны убеждения касательно гносеологической позитивности мифа и понимания Евангелия как воплощения истинного мифа, о чем шла речь в предыдущих главах в аспекте художественной апологетики. Заключить этот параграф следует словами Алистера Макграта: «…Льюис предполагает, что в любом случае совершенно излишне "демифологизировать" - это разорвать связь между христианской верой и осознающим воображением…»[186] (перевод – М. В.)[187].
|
Выводы
Нами были рассмотрены основные элементы, составляющие апологетическую концепцию Клайва Стейплза Льюиса. Многие из них являются развитием мыслей и идей, заимствованных им у других авторов, но приспособленных и актуализированных для современной ему эпохи.
Рациональная апологетика зиждется на концептах, почерпнутых Льюисом из древнехристианской традиции, к примеру, поиск христианской керигмы. Эта глава раскрывает смысл и логику аргументации, приводимые мыслителем в его трактатах. Важно заметить, что комментаторы высоко оценивают его апологетическую риторику относительно неверующих или сомневающихся мирян, но иногда высказывают скепсис, касающийся некоторой поверхности и наивности, которые могли бы распознать в его системе рассуждений профессиональные богословы.
Художественная апологетика имеет своим базовым несущим элементом понимание К. С. Льюисом понятие мифа. Миф рассматривается автором в богословском, гносеологическом и литературоведческом аспекте и принимается как оптимальный инструмент донесения христианской истины. Таким образом, его художественная апологетика зиждется на достаточно серьезной теоретической базе.
Область мифологии также стала для Льюиса полем напряжении в оппозиции либеральной теологии. Итогом стала дискуссия с представителями такого религиозного движения как демифологизация Нового Завета.
Таким образом, в этой главе произведена работа по реконструкции основных апологетических предпосылок и приёмов британского писателя.
Заключение
Установлены основные источники Льюиса, которые во многом составили и направили его религиозное мировоззрение. Особенно выделяется опора Льюиса на святоотеческие источники, на интенциях которых, как выяснилось, базируется его апологетический метод.
Так, преподобный Викентий Леринский стал для него выразителем идеи кафоличности Церкви, поиска христианской керигмы. Богословие бл. Августина способствовало уточнению взглядов Льюиса на природу зла и теодицею. Евсевий Кесарийский стал источником одной из фундаментальных предпосылок к апологетической деятельности К. С. Льюиса - концепта praeparatio evangelica,задающего структуру и приоритеты в его работе. Святитель Афанасий Александрийский стал примером единоличного защитника правоверия и выразителя православного учения.
Проблема, связанная с оценкой Льюиса как интуитивно православного мыслителя, только сейчас начинает разрабатываться более серьёзно. Но уже становится ясным, что, причисляя себя к англиканской деноминации, так или иначе связанной исторически и гуманитарно с протестантизмом, Льюис с пиететом и пониманием относится к святоотеческому преданию и раннехристианскому наследию, а многие принципы богословствования, основные движущие мотивы святоотеческого предания являются во многом определяющими и системообразующими для его апологетической концепции. Хотя, разумеется, следует понимать, что Льюис – человек глубоко западный, и его источники также лежат в русле западной литературной, философской и богословской традиции, только иногда пересекаясь с той её частью, которую православные церкви видят своей сокровищницей.
Но можно отметить, что у Льюиса отсутствуют два теологических аспекта, необходимых и жизненно важных для православного богослова – это сакраментология и экклезиология. Во-первых, это, конечно, влияние доктрины собственной церкви, во-вторых, видимо, это связано со спецификой его деятельности, ведь для обращения неверующего не нужно погружаться в такие глубины богословской мысли. Здесь мы сталкиваемся с некой двойственностью. Да, для Льюиса Тело Христово мистично и свято, и в «Просто христианстве» повторяются слова апостола Павла о теле и членах, но в область Таинства это не переходит, мы не найдём у него текстов об этом). Тоже относится и к экклезиологии: Льюис много говорит об общине верующих как особой связи людей во Христе, находя ей место между индивидуализмом и коллективизмом, но об устроении церкви мы тоже ничего у него не прочтём.
Был проведен краткий анализ контекста понимания и использования мифологии в Великобритании в конце ХIX – начале ХХ века, то есть непосредственно контекста, в котором творил Клайв Льюис, откуда он мог черпать идеи и на что он мог опираться в своем творчестве. Важными идеологами мифа для него были Джон Рёскин, Уильям Батлер Йейтс и его оксфордский коллега Джон Толкин. Анализ показал, что многие идеи Льюиса, такие как символизм мифа, идея «вторичных миров», использование национального мифа коррелируют и имеют параллели с этими авторами, и таким образом, Льюис опирается на определенную традицию понимания мифа.
Представлены самые основные обрамляющие концепции и методы рациональной апологетики и предпосылки защиты веры, на которых зиждется художественная апологетика. К первой группе относятся: praeparatio evangelica, «просто христианство», триллема Льюиса, аргумент от желания, аргументы, связанные с проблемой теодицеи. Многие из них пронизаны святоотеческим влиянием и апеллируют к раннему христианскому преданию. Ко второй группе относятся такие концепты как Евангелие как воплощение мифа, миф в системе гносеологии, создание неомифологических миров и оппозиция Льюиса процессу демифологизации. В этой главе подробно представлены и описаны все вышеназванные элементы апологетической системы.
Важно отметить нахождение Льюиса в гуманитарном контексте и участие в актуальных богословских дискуссиях, самой яркой из которых было противостояние демифологизации Нового Завета и в целом предпосылок его толкования. Его критика была построена как на богословских, так и на литературоведческих основаниях.
Изучая наследие Клайва Стейплза Льюиса, мы можем вслед за другими специалистами высоко оценить его апологетическую деятельность. Клайв Стейплз Льюис не является теологом как систематик, ставший начинателем богословского концепта или продолжателем какой-то богословской традиции. Льюис важен и необходим в ряду других теологов и религиозных писателей именно как мыслитель, отстаивавший керигму христианства в эпоху распространения атеистической и либеральной мысли и придавший этой керигме десятки рациональных и художественных форм, будь то притча, сказка или жанр средневекового трактата.
Список источников
Иностранные источники
1. C.S. Lewis. Essay Collection and Other Short Pieces. – Harper Collins, London, 2000.
2. C.S. Lewis. An experiment in criticism. - Cambridge University Press, 1965.
3. C.S. Lewis. Yours, Jack: Spiritual Direction from CS Lewis. – HarperCollins, 2008.
4. Lewis, Clive Staples. The Collected Letters of CS Lewis, Volume 3: Narnia, Cambridge, and Joy, 1950-1963. – San Francisco.: HarperCollins, 2007.
5. Lewis, Clive Staples. The Collected Letters: Books, broadcasts and war 1931-1949. – San Francisco.: HarperCollins, 2004.
6. Lewis, Clive Staples. The Collected Letters. Vol.1: Family Letters, 1905-1931. – San Francisco.: HarperCollins, 2004.
7. MacDonald G., Lewis C. S. Die Weisheit meines Meisters: Anthologie aus George MacDonald. – Johannes-Verlag, 1986.
Русскоязычные источники
1. Афанасий Великий св. О воплощении Бога-Слова [электронный ресурс https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo-o-voploshhenii-boga-slova-i-o-prishestvii-ego-k-nam-vo-ploti/]
2. Гилберт Кит Честертон. Вечный человек. [электронный ресурс https://azbyka.ru/fiction/vechnyj-chelovek/]
3. Джон Мильтон. Потерянный Рай. [электронный ресурс https://lib.ru/POEZIQ/MILTON/milton.txt]
4. Иустин Философ св. Апологии. [электронный ресурс https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/
5. Клайв Стейплз Льюис. Избранные работы по истории культуры/ сост., пер. с англ. и коммент. Н. Эппле; предисл. У. Хупера. — М.: Новое литературное обозрение, 2015.
6. Клайв Стейплз Льюис. Миф, ставший фактом. Пер. Денисенко А. под ред. Гейченко А. // Альманах Одесской богословской семинарии «Богомыслие». – 2013. – № 13.
7. Клайв Стейплз Льюис. Похороны Великого Мифа. [электронный ресурс https://azbyka.ru/poxorony-velikogo-mifa дата обращения 18.01.2019]
8. Климент Александрийский. Строматы. Книга 5. [электронный ресурс https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/5]
9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа//Москва: Мысль. – 2001.
10. Льюис К. С. Собр. соч.: в 8 т./пер. с англ. Н. Трауберг и др. – М.: Фонд Александра Меня, 2004.
11. Платон. Диалоги [электронный ресурс https://lib.ru/POEEAST/PLATO/dialogi.txt]
12. Публий Вергилий Марон. Буколики. Эклога IV. [электронный ресурс https://lib.ru/POEEAST/WERGILIJ/bukoliki.txt]
13. Священное Писание Ветхого и Нового Завета – М.: Российское библейское общество, 2006. – 1376 с.
14. Толкин Р. Р. Д. Мифопоэйя. [электронный ресурс https://www.litmir.me/br/?b=111525&p=1]
15. Толкин Р. Р. Д.. О волшебных сказках. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. Пер. с англ. Сост. В. Т. Бабенко. Послесл. В. Л. Гопмана. Рис. Г. М. Берштейна.-М.: РИФ, 1991
16. Рескин Д. Искусство и действительность (избранные страницы); пер О. М. Соловьевой. – М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К. 1900.
17. Ролан Барт. Миф сегодня. [ электронный ресурс https://lib.ru/CULTURE/BART/barthes.txt]
18. Рудольф Бультман. Избранное: Вера и понимание. Том 1—II / Пер. с нем. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
Список исследований
Иностранные исследования
1. Bell J. S., Dawson A. P. From the Library of CS Lewis: Selections from Writers who Influenced His Spiritual Journey. – WaterBrook, 2009.
2. Brazier P. H. CS Lewis - An Annotated Bibliography and Resource: An Annotated Bibliography and Resource. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 4.
3. Brazier P. H. CS Lewis - The Work of Christ Revealed: The Work of Christ Revealed. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 2.
4. Brazier P. H. CS Lewis: Revelation, Conversion, and Apologetics: Revelation, Conversion, and Apologetics. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 1.
5. Clark D. G. CS Lewis: a guide to his theology. – John Wiley & Sons, 2008.
6. Duriez C. The CS Lewis encyclopedia: A complete guide to his life, thought, and writings. – Crossway Books, 1990.
7. Filmer K. The Fiction of CS Lewis: Mask and Mirror. – Springer, 2016.
8. Gehring M. J. The Oxbridge Evangelist: Motivations, Practices, and Legacy of CS Lewis. – ISD LLC, 2017.
9. Hooper, Walter, C.S. Lewis: A Complete Guide to His Life and Works. San Francisco: HarperCollins, 1996
10. Kranz G. Studien zu CS Lewis. – M. Claren, 1983.
11. Kreeft P. CS Lewis for the Third Millennium: Six Essays on the Abolition of Man. – Ignatius Press, 1994.
12. Křesák W. Clive Staples Lewis als Katechet: Sein Beitrag zur Neuentdeckung des Glaubens. – Echter, 2007.
13. Macdonald M. H., Tadie A. A. GK Chesterton and CS Lewis: The riddle of joy. – 1989.
14. MacSwain R., Ward M. (ed.). The Cambridge Companion to CS Lewis. – Cambridge University Press, 2010.
15. McClinch C. C. Reason, Imagination, and Universalism in CS Lewis: дис. – Virginia Tech, 2004.
16. McGrath A. E. The intellectual world of C.S. Lewis. – John Wiley & Sons, 2013.
17. Menzies J. W. True myth: CS Lewis and Joseph Campbell on the veracity of Christianity. – The Lutterworth Press, 2015.
18. Norbert Feinendegen. Apostel der Skeptiker: C. S. Lewis als christlicher Denker der Moderne. – Dresden. Text & Dialog. 2015
19. Pavel Hosek. C.S. Lewis and the Language of Apologetics. [электронный ресурс https://www.bethinking.org/apologetics/c-s-lewis-and-the-language-of-apologetics дата обращения 01.05.2019]
20. Sammons M. C. War of the Fantasy Worlds: CS Lewis and JRR Tolkien on Art and Imagination. – ABC-CLIO, 2010.
21. Schakel, Peter J. Imagination and the arts in C. S. Lewis: journeying to Narnia and other worlds/ University of Missouri Press. – 2002.
22. Werther D., Werther S. (ed.). CS Lewis's List: The Ten Books that Influenced Him Most. – Bloomsbury Publishing USA, 2015.
23. White R., Wolfe J., Wolfe B. (ed.). CS Lewis and His Circle: Essays and Memoirs from the Oxford CS Lewis Society. – Oxford University Press, 2015.
24. Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907
25. Питер Крифт. К. С. Льюис. Критическое эссе. [электронный ресурс https://azbyka.ru/fiction/k-s-lyuis-kriticheskoe-esse-piter-krift/]
Русскоязычные исследования
1. Бердникова И. В. «Неомифологизм» в английской литературе ХХ в //Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №. 2 (24).
2. Борисов А. Англоязычное богословие ХХ века: возвращение к Преданию и истории //Богословский вестник. – 2017. – Т. 24. – №. 1-2. – С. 125-147.
3. Власов А. М. Языческие и христианские мотивы в творческом наследии КС Льюиса: философский аспект //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №. 8.
4. Даглдиян А. С. Заимствования из мифологии и христианские символы в сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф» //Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. – №. 3-4.
5. Денисенко А. Неизвестный англиканин: Клайв Стейплз Льюис и идея истинного мифа//Альманах Одесской богословской семинарии «Богомыслие». – 2013. – № 13. С. 215
6. Дмитрий Самсонов, иерей. Категория страдания в творчестве К.С. Льюиса. – Сергиев Посад, 2013
7. Ефимова Л. Н. Мифотворчество в романе КС Льюиса «Пока мы лиц не обрели»(1956) //НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. – 2012.
8. Ефимова Л. Н. Осмысление феномена страдания в одноименном философском трактате Клайва Стейплза Льюиса //НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: СЕРИЯ" АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК". – 2015. – №. 11-12.
9. Ефимова Л. Н. Философское осмысление библейского мифа о грехопадении в романе К. Льюиса" Переландра" //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. – 2015. – №. 3. – С. 60-68
10. Ефимова Л. Н. Эволюция прозы К. С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности. – Дисс. – М.2011.
11. Ефимова Л. Н., Шехирева Н. А. Современные исследования философско-религиозной и художественной прозы английского писателя Клайва Стейплза Льюиса //Вестник Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. – 2017. – №. 5 (95). С.183-188
12. Ефимова Л. Н., Шехирева Н. А. Современные исследования философско-религиозной и художественной прозы английского писателя Клайва Стейплза Льюиса //Вестник Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. – 2017. – №. 5 (95).
13. Ефимова Л. Н., Шехирева. Библейско- философская рефлексия трактата К. С. Льюиса «Страдание»" //Вестник Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. – 2018. – №. 2 (98).
14. Жаданова Т. В. Сюжетно-композиционное своеобразие произведений КС Льюиса //Науковий вісник Миколаївського державного університету імені ВО Сухомлинського. Серія: Філологічні науки. – 2015. – №. 2. – С. 108-111.
15. Жарков Д. М., Шадрина О. Н. Проблема ремифологизации как культурного феномена (на основе анализа образов, идей и сюжетов произведений Джона Рональда Руэла Ролкиена) //Редакционная коллегия. – 2015. – С. 75.
16. Коренева Е. Ю. Феномен мифологии Клайва Стейплза Льюиса //Филология и проблемы преподавания иностранных языков: сб. науч. тр./Моск. пед. гос. ун-т. – 2005. – С. 85-89.
17. Максимова С. В. Идея метаморфозы в романе КС Льюиса «Пока мы лиц не обрели» //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 60.
18. Мамаева Н. Н. Христианство и «Хроники Нарнии» КС Льюиса //Известия Уральского государственного университета. 1999.№ 13. – 1999.
19. Матвеева А. С. Концепция мифа в этико-эстетических воззрениях КС Льюиса //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2012. – №. 1-2.
20. Михайлова Т. А., Самохвалова Н. Е. Роль мифа и мифологии в конструировании нарративной реальности в творчестве КС Льюиса. Студенческий научный журнал «Грани науки». 2017. Т.5,№3. С.78-81.
21. Николай Эппле. Per imagines ad realia. K.С. Льюис и незаконченная повесть о Елене Троянской. [электронный ресурс https://www.pravmir.ru/per-imagines-ad-realia-k-s-lyuis-i-nezakonchennaya-povest-o-elene-troyanskoy/ дата обращения 3.05.19]
22. Почепцов С. С., Филатова Я. С. Философское осмысление в любви в творчестве К. С. Льюиса//Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2015. – С. 188-192.
23. Раздобудько А. В. Языческие и христианские мотивы в романе КС Льюиса «Пока мы лиц не обрели» //Язык. Культура. Коммуникации. – 2016. – №. 2.
24. Седых Э. В. Раскин и Моррис: проблемы эстетики //Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2007. – №. 4-I.
25. Селиверстов В.Л. Онтологический и антропологический аспекты проблемы существования зла в творчестве блаженного Августина //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2007. – №. 1.
26. Соболева К. А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж. Р. Р. Толкин, У. Б. Йейтс). (автореф. к дисс.) [ электронный ресурс https://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/sob_aref.shtml#4]
27. Холина Д. А. Метафора и миф в лингвопоэтической картине мира У. Б. Йейтса //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №. 1.
28. Цурганова Е.А. Прерафаэлитизм // Литературоведческий журнал. – 2013. – №. 33.
29. Червинская О. В. У истоков фэнтези: превращение апулеевского сюжета о золотом осле в ремейке КС Льюиса «Пока мы лиц не обрели» //Вісник Харківського національного університету імені ВН Каразіна. Серія «Філологія». – №. 76. – С. 45-49.
30. Швачкина Л. А. Представление о гуманности в европейской культуре ХХ века: КС Льюис //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2011. – №. 2. С. 15-19.
31. Шестаков В. П. Русские в Оксфорде (из истории русско-британских культурных связей) //Вопросы культурологии. – 2010. – №. 2. – С. 38-43.
32. Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.
33. Шохин В. К. Перечитывая Льюиса //Философия религии: альманах. – 2009. – Т. 2008. – С. 476-494.
34. Шохин В. К. Проблема зла: теодицея и апология //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2016. – №. 5 (67).
35. Яцык С. А. Рец. На кн.: Клайв Стейплз Льюис. Избранные работы по истории культуры/Н. Эппле, сост., пер. С англ. И коммент. М.: Новое литературное обозрение, 2015 //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. – 2016. – №. 1 (46).
[1] Brazier P. H. CS Lewis: Revelation, Conversion, and Apologetics: Revelation, Conversion, and Apologetics. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 1. p. 13
[2] He often proceeds, for instance, as if serenely unaware of the challenges of post-Kantian epistemology or higher biblical criticism
[3] C. S. Lewis. Mere Christianity. A revised and amplified edition, with a new introduction, of the three books Broadcast Talks, Christian Behaviour, and Beyond Personality. London: Geoffrey Bles, 1952.
[4] C. S. Lewis. The Problem of Pain. London: The Centenary Press, 1940.
[5] C. S. Lewis. The Abolition of Man: or, Reflections on Education with Special Reference to the Teaching of English in the Upper Forms of Schools. Oxford: Oxford University Press, 1943.
[6] McGrath A. E. The intellectual world of C.S. Lewis. – John Wiley & Sons, 2013.
[7] Brazier P. H. CS Lewis: Revelation, Conversion, and Apologetics. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 1.
[8] MacSwain R., Ward M. (ed.). The Cambridge Companion to CS Lewis. – Cambridge University Press, 2010.
[9] Werther D., Werther S. (ed.). CS Lewis's List: The Ten Books that Influenced Him Most. – Bloomsbury Publishing USA, 2015.
[10] Křesák W. Clive Staples Lewis als Katechet: Sein Beitrag zur Neuentdeckung des Glaubens. – Echter, 2007.
[11] Brazier P. H. CS Lewis - The Work of Christ Revealed: The Work of Christ Revealed. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 2.
[12] Hooper, Walter, C.S. Lewis: A Complete Guide to His Life and Works. San Francisco: HarperCollins, 1996
[13] Clark D. G. CS Lewis: a guide to his theology. – John Wiley & Sons, 2008.
[14] Sammons M. C. War of the Fantasy Worlds: CS Lewis and JRR Tolkien on Art and Imagination. – ABC-CLIO, 2010.
[15] Bell J. S., Dawson A. P. From the Library of CS Lewis: Selections from Writers who Influenced His Spiritual Journey. – WaterBrook, 2009.
[16] Pavel Hosek. C.S. Lewis and the Language of Apologetics. [электронный ресурс https://www.bethinking.org/apologetics/c-s-lewis-and-the-language-of-apologetics]
[17] Menzies J. W. True myth: CS Lewis and Joseph Campbell on the veracity of Christianity. – The Lutterworth Press, 2015.
[18] Макграт, Алистер. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию /Алистер Макграт; [пер. с англ. Л. Б. Сумм]. – Москва: Эксмо, 2019. – 520 с.
[19] Питер Крифт. К. С. Льюис. Критическое эссе. [электронный ресурс https://azbyka.ru/fiction/k-s-lyuis-kriticheskoe-esse-piter-krift]
[20] Денисенко А. Неизвестный англиканин: Клайв Стейплз Льюис и идея истинного мифа//Альманах Одесской богословской семинарии «Богомыслие». – 2013. – № 13.
[21] Матвеева А. С. Концепция мифа в этико-эстетических воззрениях КС Льюиса //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2012. – №. 1-2.
[22] Ефимова Л. Н. Мифотворчество в романе КС Льюиса «Пока мы лиц не обрели»(1956) //НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. – 2012.
[23] Ефимова Л. Н. Философское осмысление библейского мифа о грехопадении в романе К. Льюиса" Переландра" //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. – 2015. – №. 3. – С. 60-68
[24] Цурганова Е.А. Прерафаэлитизм // Литературоведческий журнал. – 2013. – №. 33.
[25] Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.
[26] Соболева К. А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж. Р. Р. Толкин, У. Б. Йейтс). (автореф. к дисс.) [ электронный ресурс https://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/sob_aref.shtml#4]
[27] Ефимова Л. Н. Осмысление феномена страдания в одноименном философском трактате Клайва Стейплза Льюиса //НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: СЕРИЯ" АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК". – 2015. – №. 11-12.
[28] Дмитрий Самсонов, иерей. Категория страдания в творчестве К.С. Льюиса. – Сергиев Посад, 2013
[29] Крифт, Питер К. С. Льюис. Критическое эссе. [Электронный ресурс https://azbyka.ru/fiction/k-s-lyuis-kriticheskoe-esse-piter-krift/#ch_0_6 дата обращения 8.07.2020]
[30] Werther, David. C. S. Lewis’s List: The Ten Books That Influenced Him Most. Ed. David Werther and Susan Werther. London: Bloomsbury Academic, 2015. p.4
[31] …Lewis may have included The Idea of the Holy on his Christian Century list, not because it shaped Lewis’s understanding of religious experience, but because it provided an excellent theoretical account of spiritual longing, a life-shaping phenomenon
[32] Льюис, Клайв Стейплз. Предисловие к «Потерянному Раю». Избранные работы по истории культуры/ сост., пер. с англ. и коммент. Н. Эппле; предисл. У. Хупера. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 534
[33] Там же. С. 535
[34] Льюис, Клайв Стейплз. Кружной путь или Блуждания паломника. Чудо. Настигнут радостью (духовная автобиография): Собр. соч. в 8 тт. Т. 7 / Пер. с англ.: Н. Трауберг, Л. Сумм. — М.: Фонд о. Александра Меня; 2006. С. 426
[35] Льюис, Клайв Стейплз. Избранные работы по истории культуры/ сост., пер. с англ. и коммент. Н. Эппле; предисл. У. Хупера. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 69
[36] Там же. С. 69
[37] Крифт, Питер. К. С. Льюис. Критическое эссе. [электронный ресурс https://azbyka.ru/fiction/k-s-lyuis-kriticheskoe-esse-piter-krift/ дата обращения 8.07.2020]
[38] Льюис, Клайв Стейплз. Перенос (Transposition). Перевод Николая Эппле. [Электронный ресурс https://ru-ru.facebook.com/notes/николай-эппле/к-с-льюис-перенос-transposition/2901168033228117/ дата обращения 8.07.2020]
[39] Каллист Уэр, еп. Диоклийский. Можно ли считать К. С. Льюиса «анонимным православным»? /Просто христианство. Любовь: Собр. соч. в 8 т. Т. 1 / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; Дом надежды, 2006. С. 282
[40] C. S. Lewis. Essay Collection and Other Short Pieces. Edited by Lesley Walmsley. HarperCollinsPublishers. 2000.p.148
[41] Льюис, Клайв Стейплз. Христианство и культура. Собр. соч. в 8 т. Т. 2 / Пер. с англ.: И. Кормильцев и др.— М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Дом надежды, 2004. С. 249-257
[42] Brazier P. H. CS Lewis: Revelation, Conversion, and Apologetics: Revelation, Conversion, and Apologetics. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 1. p. 119
[43] Lewis was specifically, a biblical patristic apologist.
[44] St. Athanasius. The Incarnation of the Word. Being the Treatise of St Athanasius, De Incarnatione Verbi Dei. Translated by Sr. Penelope CSMV. Introduction by C. S. Lewis. London: Geoffrey Bles, The Centenary Press, 1944.
[45] Yours, Jack: Spiritual Direction from C. S. Lewis. Edited by Paul F. Ford. Zondervan, 2008. p. 95
[46] … you will have done a most useful work and, so far as I could judge, done it rather better than well
[47] St. Athanasius. The Incarnation of the Word. Being the Treatise of St Athanasius, De Incarnatione Verbi Dei. Translated by Sr. Penelope CSMV. Introduction by C. S. Lewis. [Электронный ресурс https://globalchristians.org/downloads/Church%20History%20Documents/Athanasius%20On%20The%20Incarnation%20CS%20Lewis.htm дата обращения 10.07.2020]
[48] Там же.
[49] Two heads are better than one, not because either is infallible, but because they are unlikely to go wrong in the same direction.
[50] C. S. Lewis. On the Reading of Old Books. Essay Collection and Other Short Pieces. Edited by Lesley Walmsley. HarperCollinsPublishers. 2000. p. 438-443
[51] St. Athanasius. The Incarnation of the Word. Being the Treatise of St Athanasius, De Incarnatione Verbi Dei. Translated by Sr. Penelope CSMV. Introduction by C. S. Lewis. [Электронный ресурс https://globalchristians.org/downloads/Church%20History%20Documents/Athanasius%20On%20The%20Incarnation%20CS%20Lewis.htm дата обращения 10.07.2020]
[52] … it looked as if all the civilised world was slipping back from Christianity into the religion of Arius—into one of those "sensible" synthetic religions…
[53] Афанасьевский символ веры признан в научном сообществе как минимум спорным относительно авторства святителя Афанасия и относящимся скорее к послеавгустиновской эпохе (см. Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва: Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 3: Анфимий - Афанасий. - 2001. с. 696-697)
[54] Льюис, Клайв Стейплз. Перенос (Transposition). Перевод Николая Эппле. [Электронный ресурс https://ru-ru.facebook.com/notes/николай-эппле/к-с-льюис-перенос-transposition/2901168033228117/ дата обращения 8.07.2020]
[55] Льюис, Клайв Стейплз. Просто христианство. Любовь: Собр. соч. в 8 т. Т. 1 / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; Дом надежды, 2006. С. 154
[56] Льюис, Клайв Стейплз. Кружной путь или Блуждания паломника. Чудо. Настигнут радостью (духовная автобиография): Собр. соч. в 8 тт. Т. 7 / Пер. с англ.: Н. Трауберг, Л. Сумм. — М.: Фонд о. Александра Меня; 2006. С. 434-435
[57] The Collected Letters of C. S. Lewis, Vol. II, p. 470.
[58] Mine are praeparatio evangelica rather than evangelium, and attempt to convince people that there is a moral law, that we disobey it, and that the existence of a Lawgiver is at least very probable and also (unless you add the Christian doctrine of the Atonement) imparts despair rather than comfort.
[59] C. S. Lewis. Religion without dogma? Essay Collection and Other Short Pieces. Edited by Lesley Walmsley. HarperCollinsPublishers. 2000. p. 165
[60] But if my religion is true, then these stories may well be a preparatio evangelica, divine hinting in poetic and ritual form at the same central truth which was later focused and (so to speak) historicised in the Incarnation.
[61] Преподобный Викентий Леринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. [Электронный ресурс https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/ дата обращения 20.07.2020]
[62] Льюис, Клайв Стейплз. Просто христианство. Любовь: Собр. соч. в 8 т. Т. 1 / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; Дом надежды, 2006. С. 12
[63] St. Athanasius. The Incarnation of the Word. Being the Treatise of St Athanasius, De Incarnatione Verbi Dei. Translated by Sr. Penelope CSMV. Introduction by C. S. Lewis. [Электронный ресурс https://globalchristians.org/downloads/Church%20History%20Documents/Athanasius%20On%20The%20Incarnation%20CS%20Lewis.htm дата обращения 21.07.2020]
[64] that almost unvarying something which met me, now in Puritan Bunyan, now in Anglican Hooker, now in Thomist Dante
[65] Самсонов, Димитрий, иер. Категория страдания в творчестве К.С. Льюиса. Дипломная работа. Сергиев Посад, 2013. С. 4
[66] Льюис, Клайв Стейплз. Страдание. Собр. Соч. в 8 тт. Т8. – М:.Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2000. С. 160
[67] Ефимова Л. Н. Осмысление феномена страдания в одноименном философском трактате Клайва Стейплза Льюиса //НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: СЕРИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК". – 2015. – №. 11-12. С. 55
[68] Yours, Jack: Spiritual Direction from C. S. Lewis. Edited by Paul F. Ford. Zondervan, 2008. p. 346
[69] St. Augustine’s Confessions will give you the record of an earlier adult convert, with many very great devotional passages intermixed.
[70] Anne Fremantle in Commonweal 63 (3 Feb. 1956) цит. по Hooper, Walter, C.S. Lewis: A Complete Guide to His Life and Works. San Francisco: HarperCollins, 1996. p. 193
[71] This is an almost agonizingly personal book: it is the conversion of a pure romantic, and it is as completely convincing as are the conversion stories of Augustine and Newman.
[72] Льюис, Клайв Стейплз. Избранные работы по истории культуры/ сост., пер. с англ. и коммент. Н. Эппле; предисл. У. Хупера. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 460
[73] Там же. С. 557
[74] MacSwain R., Ward M. (ed.). The Cambridge Companion to CS Lewis. – Cambridge University Press, 2010. p.242
[75] …Lewis poured not only his own interpretations of Milton, which he was developing at the same time in a second major academic work, A Preface to Paradise Lost (1942), but also his views on free will, sin and human psychology.
[76] Льюис, Клайв Стейплз. Письма Баламута. Страдание. Расторжение брака. И др.: Собр. Соч. в 8 тт. Т.8/Пер. с англ.: Н.Трауберг, Т.Шапошникова, Г.Ястребов. — М.: Фонд о. Александра Меня; Дом надежды, С. 235
[77] Duriez C. The CS Lewis encyclopedia: A complete guide to his life, thought, and writings. – Crossway Books, 1990. p. 123
[78] Толкин Д. Р. Р. О волшебных сказках. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. Пер. с англ. Сост. В. Т. Бабенко. Послесл. В. Л. Гопмана. Рис. Г. М. Берштейна.-М.: РИФ, 1991. С. 260
[79] Lewis C. S. George MacDonald: an anthology. – Fount, 1990.
[80] MacDonald G., Lewis C. S. Die Weisheit meines Meisters: Anthologie aus George MacDonald. – Johannes-Verlag, 1986. S.14-15
[81] Die vorliegende Sammlung ist, wie ich sagte, nicht dazu bestimmt, MacDonalds literarischen Ruhm neu zu erwecken, sondern seine religiöse Unterweisung zu verbreiten.
[82] McClinch C. C. Reason, Imagination, and Universalism in CS Lewis: дис. – Virginia Tech, 2004. P. 16
[83] Chesterton, even more so than MacDonald, set Lewis along the road to universalism by constructing an intellectual and spiritual history of the human race in The Everlasting Man that saw Christianity as the fulfillment of classical paganism and therefore saw classical paganismas a part of the will and plan of God.
[84] Льюис, Клайв Стейплз. Кружной путь или Блуждания паломника. Чудо. Настигнут радостью (духовная автобиография): Собр. соч. в 8 тт. Т. 7 / Пер. с англ.: Н. Трауберг, Л. Сумм. — М.: Фонд о. Александра Меня; 2006. С. 390
[85] Lewis, Clive Staples. Collected Letters [Lewis,Clive Staples]. Vol.1: Family Letters, 1905-1931. London: HarperCollins, 2000. p. 618
[86] Холина Д. А. Метафора и миф в лингвопоэтической картине мира У. Б. Йейтса //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №. 1. С. 73
[87] Соболева К. А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж. Р. Р. Толкин, У. Б. Йейтс). (автореф. к дисс.) [ электронный ресурс https://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/sob_aref.shtml#4 дата обращения 20.04.19]
[88] Толкин Д. Р. Р. О волшебных сказках. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. Пер. с англ. Сост. В. Т. Бабенко. Послесл. В. Л. Гопмана. Рис. Г. М. Берштейна.-М.: РИФ, 1991. С. 292
[89] Там же.С. 258
[90] Там же. С. 258
[91] Родина М. В. Творчество Дж. Р. Толкина и КС Льюиса как особая модификация неомифологизма //Science Time. – 2015. – №. 4. С. 667
[92] Там же. С. 668
[93] C. S. Lewis. Rejoinder to Dr. Pittenger. цит. по соч. Clark D. G. C. S. Lewis: a guide to his theology. – John Wiley & Sons, 2008. p.12
[94] My task was therefore simply that of a translator - one turning Christian doctrine… into the vernacular, into language that unscholarly people would attend to and could understand.
[95] Brazier P. H. C. S. Lewis: Revelation, Conversion, and Apologetics: Revelation, Conversion, and Apologetics. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 1. p.119
[96] Ефимова Л. Н. Мифотворчество в романе КС Льюиса «Пока мы лиц не обрели»(1956) //НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. – 2012. – С. 42
[97] Equidem credo laborandum esse non modo in evangelizando (hoc certe) sed etiam in quadam praeparatione evangelica.
[98] Льюис К.С., Калабриа Д. Соединенные духом и любовью. Латинские письма. / Перевод с латыни Н. Эппле и Б. Каячева, предисл. Н. Эппле — М.: Никея, 2017. С. 135-137
[99] Льюис, Клайв Стейплз. Человек отменяется. За пределы безмолвной планеты. Переландра: Собр. соч. в 8 т. Т. 3 / Пер. с англ.: — М.: Фонд имени О.Александра Меня Москва, СПб.: «Библия для всех» 2003. С. 392
[100] C. S. Lewis. Die Abschaffung des Menschen. Übertragen von Martha Gisi. Vorwort von Hans Urs von Balthasar.Johannes Verlag Einsiedeln. 1979. S.10-12
[101] Brazier P. H. C. S. Lewis: Revelation, Conversion, and Apologetics: Revelation, Conversion, and Apologetics. – Wipf and Stock Publishers, 2012. – Т. 1. p. 103
[102] Kresak W. Clive Staples Lewis als Katechet: sein Beitrag zur Neuentdeckung des Glaubens. – Echter, 2007.
[103] Льюис, Клайв Стейплз. Просто христианство. Любовь: Собр. соч. в 8 т. Т. 1 / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; Дом надежды, 2006. С. 18
[104] Baxter, Richard. Church-History of the Government of Bishops and their Councils. 1680 [Электронный ресурс https://archive.org/details/churchhistoryofg00baxt/page/100/mode/2up?q=Mere+Christian]
[105] St. Athanasius. The Incarnation of the Word. Being the Treatise of St Athanasius, De Incarnatione Verbi Dei. Translated by Sr. Penelope CSMV. Introduction by C. S. Lewis. London: Geoffrey Bles, The Centenary Press, 1944. [Электронный ресурс https://www.globalchristians.org/downloads/Church%20History%20Documents/Athanasius%20On%20The%20Incarnation%20CS%20Lewis.htm]
[106] The only safety is to have a standard of plain, central Christianity ("mere Christianity" as Baxter called it) which puts the controversies of the moment in their proper perspective. Such a standard can be acquired only from the old books.
[107] Lewis, C. S. Le Probleme de la Souffrance: “Avant- Propos a l’édition Française”. p. 11-12.
[108] Ср. Depuis ma conversion, il m’a semblé que c’était ma tâche particulière d’apprendre au monde extérieur ce que croient tous les chrétiens. Je laisse à d’autres les controverses; c’est une matière qui regarde les théologiens avertis. Je crois que vous et moi, le laïcat, les simples soldats de la foi, servirons mieux de manière habituelle la cause de la réconciliation, non en apportant notre contribution à de tels débats, mais par nos prières et par le partage en commun de tout ce qui peut être partagé de la vie chrétienne dès muintenant
[109] Льюис, Клайв Стейплз. Просто христианство. Любовь: Собр. соч. в 8 т. Т. 1 / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; Дом надежды, 2006. С. 61
[110] Льюис, Клайв Стейплз. Лев, Колдунья и платяной шкаф. Конь и его мальчик. Принц Каспиан. «Покоритель Зари», или плавание на край света: Собр. соч. в 8 тт. Т. 5 / Пер. с англ.: Г. Островская, Н. Трауберг и др. — М.: Фонд о. Александра Меня; Издательство «Дом надежды», 2005, С. 36
[111] Ср. Kreeft, Peter. Fundamentals of the Faith: Essays in Christian Apologetics, San Francisco, 1988, p. 59.
[112] Брюс