В соответствии с Законом Республики Татарстан № 16 от 03.03.2012 г. «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан № 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ»:
Языковая среда имеет развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду), так и предметно-развивающую среду ребенка.
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий.
УМК включает в себя:
- комплект по обучению русских детей татарскому языку (учебно-методические пособия, рабочие тетради, демонстрационный, раздаточный материал к занятиям, сборник художественных произведений для чтения детям на татарском языке, анимационные сюжеты);
- региональную программу дошкольного образования (на татарском) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
- комплект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте (методические рекомендации для воспитателей, методическое пособие для воспитателей и родителей).
Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства обучения детей татарскому и русскому языкам разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения.
Обучение по программам «Татарча - сөйлшәшбез» и «Изучаем русский язык»
Данные программы разработаны в соответствии с нормативными документами:
• Закон РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
• Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2014-2020гг.»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384.
Программа построена с учетом возрастных особенностей.
Основной задачей обучения по программе «Татарча - сөйлшәшбез» в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме у русскоязычных детей от 4 до 7 лет.
Программа основана на принципах:
Принцип коммуникативности – язык как средство общения, а не филологическая наука.
Принцип преемственности.
Принцип мотивации.
Принцип индивидуальности. Программа построена с учётом возрастных особенностей.
Принцип наглядности.
Принцип интеграции.
Средства, используемые для обучения детей татарским языком:
Методические пособия, диагностический материал.
Анимационные сюжеты, аудиозаписи, мультфильмы.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Графическая наглядность (пиктограммы).
Наглядно-дидактический материал (муляжи, макеты, игрушки)
Интерактивные игры.
Методы и формы обучения:
Работа с наглядностью: описательный рассказ, развивающий диалог.
Сюжетно-ролевые игры.
Разучивание хороводных игр.
Театрализованные игры.
Подвижные игры.
Творческие и ситуативные игры.
Развивающие игры.
Работа с аудиозаписями: прослушивание, совместное повторение.
Просмотр мультфильмов, анимационных сюжетов.
Интерактивные игры.
Программа «Татарча - сөйлшәшбез» включает в себя проекты:
«Мой дом» - для детей 4-5 лет.
«Играя, растём» - для детей 5-6 лет.
«Мы уже большие – скоро в школу мы пойдём» - для детей 6-7 лет.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
По окончании обучения дети должны понимать и выполнять просьбы воспитателя, уметь отвечать на вопросы.
Программа предусматривает активное усвоение в пределах 167 слов.