Дата | Название игры. Цель игры |
Сентябрь | «Какое слово заблудилось?». - Формировать умение подбирать точные по смыслу слова. «Шутка». - Ребенок должен заметить как можно больше небылиц. «Что слышно?» - Развитие слухового внимания. «Слушай звуки!» - Развитие произвольного внимания. «Узнай по голосу-1».- Развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу. «Узнай по голосу-2» - развитие слухового внимания. «Будь внимателен!» - стимулирование внимания, развитие скорости реакции. «Четыре стихии» - развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. «Испорченный телефон» - развитие слухового внимания. «Кого назвали, тот и лови!» - формирование внимания, развитие скорости реакции. «Назови слово на заданный звук» - развивать фонематический слух. |
Октябрь | «Слово заблудилось» - Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. «Какой» - упражнять в подборе прилагательных. «Составь предложение из заданных слов» - упражнять в умении правильно составлять предложение. «Сказка по кругу» - развивать речь, фантазию, умение выражать мысли. «Тихо – громко» - развитие слухового внимания. «Составь слово из букв» - Учить детей составлять слова из набора букв. «Соедини слоги» - Учить соединять слоги в слова. «Подбери слово к схеме» - Развивать умение находить нужное слово к схеме. «Кто это? Что это?» - учить подробно объяснять значение слов. «Вспомним разные слова» - закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух. |
Ноябрь | «Назови лишнее слово» - активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. «Кто знает, пусть дальше считает» - развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. «Слушай хлопки» - развитие произвольного внимания. «Игры на восприятие звука» - Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др. «Назови одним словом» - Учить классифицировать слова. «Доскажи словечко» - Упражнять в подборе слов в предложении. «Игра в слова» - упражнять в подборе тематических слов. «Один – много» - Развитие умения образовывать слова от единственного числа, в слова множественного числа. «Скажи наоборот» - Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением. «Найди себе пару» - развивать фонематический слух, чить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов. «Кому достанется мяч» - закреплять умение находить длинные и короткие слова. |
Декабрь | «Какой» - упражнять в подборе прилагательных. «Доскажи словечко» - Упражнять в подборе слов в предложении. «Слушай звуки!» - Развитие произвольного внимания. «Соедини слоги» - Учить соединять слоги в слова. «Испорченный телефон» - развитие слухового внимания. «Какой звук потерялся» - закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука. «Подскажи звук» - закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. «Что нужно кукле» - закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова. «Палочка остановись» - развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. |
Январь | «Узнай по голосу-1» - Развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу. «Кто знает, пусть дальше считает» - развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. «Столяр» - Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе. «Веселая олимпиада»-Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания. «Звуки перепутались» - Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память. «Добавлялки» - Развивает речевое творчество детей. «Загадки – отгадки» - Учить детей загадывать и отгадывать загадки. «Чисоговорки» - упражнять в проговаривании звуков в словах. «Скороговорки» - развитие артикуляции. «Отгадай-ка» - Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию «Волшебный мешочек» - упражнять в описании предмета. знавать предмет. |
Февраль | «Где был Петя?» -Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. «Да — нет» - Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. «Похож — не похож» - Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию. «Кто больше заметит небылиц?» - Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. «Придумай небылицу» - Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Звуки перепутались» - Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память. «Был. Есть. Будет» - Дети перечисляют его свойства предмета в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: «Мое – не моё» - Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; «Волшебный мешочек» - упражнять в описании предмета. «Цепочка» - развивать умение находить словесное описание предмета. Развивать речь. «Скажи слово с нужным звуком» - Развивать фонематический слух, быстроту мышления. |
Март | «Какой» - упражнять в подборе прилагательных. «Подбери схему к слову» - Развивать умение находить нужную схему к слову. «Чистоговорки» - упражнять в проговаривании звуков в словах. «Будь внимателен!» - стимулирование внимания, развитие скорости реакции. «Сказка по кругу» - развивать речь, фантазию, умение выражать мысли. «Слушай хлопки» - развитие произвольного внимания. «Кого назвали, тот и лови!» - формирование внимания, развитие скорости реакции. «Кто это? Что это?» - учить подробно объяснять значение слов. «Что нужно кукле» - закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова. «Составь слово из букв» - Учить детей составлять слова из набора букв. «Какая, какой, какое?» - Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению. «Назови слово с нужным звуком» - Развивать фонематический звук, быстроту мышления. |
Апрель | «Слово заблудилось» - Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. «Кто больше заметит небылиц?» - Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. «Добавлялки» - Развивает речевое творчество детей. «Какой звук потерялся» - закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука. «Подскажи звук» - закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. «Похож — не похож» - Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию. «Угадай сказку» - Развивать умение называть сказку по описанию сюжета. «Палочка остановись» - развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. «Один – много» - Развитие умения образовывать слова от единственного числа, в слова множественного числа. «Назови ласково» - формировать умение в образовании уменьшительно – ласкательных слов. |
Май | «Будь внимателен!» - стимулирование внимания, развитие скорости реакции. «Учитель» - Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется учитель при работе. «Что нужно кукле» - закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова. «Назови лишнее слово» - активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. «Скажи наоборот» - Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением. «Игры на восприятие звука» - Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др. «Какой» - упражнять в подборе прилагательных. «Веселая олимпиада»-Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания. «Слово заблудилось» - Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. «Четыре стихии» - развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. «Расскажи без слов» - учить детей рассказывать без слов, опираясь на мимику, жесты, эмоции. «Исправь ошибку» - Учить детей понимать смысл предложения. |
Июнь | «Загадки – отгадки» - Учить детей загадывать и отгадывать загадки. «Составь предложение из заданных слов» - упражнять в умении правильно составлять предложение. «Сказка по кругу» - развивать речь, фантазию, умение выражать мысли. «Узнай по голосу-2» - развитие слухового внимания. «Будь внимателен!» - стимулирование внимания, развитие скорости реакции. «Доскажи словечко» - Упражнять в подборе слов в предложении. «Шутка». - Ребенок должен заметить как можно больше небылиц. «Что слышно?» - Развитие слухового внимания. «Тихо – громко» - развитие слухового внимания. «Составь слово из букв» - Учить детей составлять слова из набора букв. «Соедини слоги» - Учить соединять слоги в слова. «Описываем различные свойства предметов» - Учить детей описывать предметы. |
Июль | «Слово заблудилось» - Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. «Кто больше заметит небылиц?» - Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. «Подскажи звук» - закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука. «Похож — не похож» - Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию. «Кого назвали, тот и лови!» - формирование внимания, развитие скорости реакции. «Кто это? Что это?» - учить подробно объяснять значение слов. «Где был Петя?» -Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей. «Да — нет» - Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. «Волшебный мешочек» - упражнять в описании предмета. «Цепочка» - развивать умение находить словесное описание предмета. Развивать речь. |
Август | «Кто больше заметит небылиц?» - Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. «Добавлялки» - Развивает речевое творчество детей. «Соедини слоги» - Учить соединять слоги в слова. «Испорченный телефон» - развитие слухового внимания. «Подбери слово к схеме» - Развивать умение находить нужное слово к схеме. «Кто это? Что это?» - учить подробно объяснять значение слов. «Слушай звуки!» - Развитие произвольного внимания. «Придумай предложение» - Учить детей составлять предложения по заданной схеме. «Веселая олимпиада»-Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания. «Слово заблудилось» - Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. «Закончи предложение» - Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. |
Приложение 3
Дидактические игры