Международные стандарты финансовой отчетности – это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих
рекомендательный характер.
Идея международных стандартов финансовой отчетности явилась следствием интернационализации и глобализации экономики, начавшейся еще в 60-х годах 20 века. Международные стандарты финансовой отчетности возникли как результат поиска общего экономического языка, в первую очередь для транснациональных компаний.
В 2001г. Европейская комиссия опубликовала Акт, который обязывает страны - члены Европейского союза сделать с 2005г. международные стандарты обязательными при подготовке консолидированной финансовой отчетности для всех компаний, акции которых продаются на регулируемых рынках Евросоюза.
На западе считают, что бухгалтерский учет и отчетность в России не отвечают международным стандартам, концепциям и принципам бухгалтерского учета, принятым в странах с развитой рыночной экономикой.
Первоначально в России решили привести в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности национальную систему бухучета:
- утвержден новый план счетов;
- 20 Положений по бухгалтерскому учету максимально приближены к Международным стандартам финансовой отчетности;
- выпущены методические пособия по переходу к Международным стандартам финансовой отчетности и т.д.
В 2004 г. была утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 г. за №180 Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, а также План мероприятий по ее реализации, утвержденный приказом Минфина №263 от 16.09.2004 г. и первый, почти реализованный пункт этого плана - законопроект о консолидированной финансовой отчетности.
|
Можно выделить ряд основополагающих принципов международных стандартов финансовой отчетности. МСФО базируется на трех главных концепциях:
- справедливой стоимости;
- приоритета экономического содержания над правовой формой;
- прозрачность.
Суть концепции справедливой стоимости состоит в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реально существующей цены.
Согласно концепции приоритета экономического содержания над правовой формой, не столь важно, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности. Важно, что он представляет с экономической точки зрения. Российская бухгалтерия исходит из единства между экономическим содержанием и правовой формой, а подчас даже приоритета правовой формы над экономическим содержанием. Так, порядок подготовки отчетности по Российским стандартам бухгалтерской отчетности основан на исполнении инструктивных положений и требований органов.
В соответствии с концепцией прозрачности в отчетности по МСФО должен быть раскрыт достаточно большой объем информации о деятельности предприятия.
Все сказанное свидетельствует о том, что составление отчетности по МСФО дает возможность более реально видеть финансовое состояние предприятия и проявлять значительно большую самостоятельность в принятии решений.
Критерии включения расходов на оплату труда в отчетность МСФО и РСБУ сопоставимы: сумма расходов может быть определена, и имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
|
Однако в ПБУ 10/99 "Расходы организации" включено дополнительное условие, что расход признается в учете, если "производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота".
То есть в отличие от МСФО расход не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально.
Такое требование часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Возникающие из-за этого различия в сроках учета операций приводят к существенным расхождениям между МСФО и РСБУ в Отчете о прибылях и убытках.
Наглядным примером является признание затрат по премированию работников. Как правило, премии по итогам года утверждаются после принятия решения, то есть в себестоимости следующего отчетного периода. Для целей МСФО в отчетном году бухгалтер должен оценить примерную сумму возможных премий, например, на основании опыта прошлых лет, и начислить данную сумму в отчетности текущего года.
По факту принятия решения и выплаты (в следующем отчетном году) разница между фактической суммой и суммой бухгалтерской оценки отражается уже в Отчете о прибылях и убытках следующего года. Однако корректировка обычно незначительна и, следовательно, отчетность отвечает критерию достоверности в большей степени.
|
МСФО 19 "Вознаграждения работникам" - один из самых старых стандартов [6, с.35]. Действует без изменений с 1.01.1999 г. и регламентирует отражение в отчетности следующих групп вознаграждений работникам:
- краткосрочные вознаграждения: заработная плата рабочим и служащим, взносы на социальное обеспечение, ежегодный оплачиваемый отпуск и пособие по болезни, участие в прибыли и премии, если они выплачиваются в течение 12 месяцев после окончания периода, а также вознаграждения в не денежной форме;
- вознаграждения по окончании трудовой деятельности: пенсии, иные выплаты после выхода на пенсию, страхование жизни;
- другие долгосрочные вознаграждения работкам: оплачиваемый отпуск для тех, кто имеет длительный стаж работы, оплачиваемый творческий отпуск, выплаты в честь юбилеев, долгосрочные пособия по нетрудоспособности, а также участие в прибыли;
- выходные пособия;
- компенсационные выплаты долевыми инструментами.
Согласно МСФО 19, в отчетности должны отражаться абсолютно все виды вознаграждений: как формальные, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, так и неформальные, принятые в практике каждой конкретной компании.
Отсутствие аналога этого стандарта, одного из самых объемных в МСФО, в российской практике не слишком критично в отличие от других, поскольку компенсируется массой других нормативных актов, делающих этот факт малозаметным при выверке данных между российской и международной отчетностью. Кроме того, у отечественных организаций большинства вознаграждений, практикующихся за рубежом, просто не имеется.
Достаточно привести примеры пенсионных планов, фондов с установленными выплатами, когда работник точно знает размер пенсии, который он будет получать, большинство работающих россиян не знают этой суммы до самого выхода на пенсию.