Контроль учета заработной платы в ОАО «УАЗ»




 

Организациям предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой, что влечет укрепление отношений собственности и рост ответственности собственников, менеджеров, акционеров, бухгалтеров организаций за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Основным назначением контроля является обеспечение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Контроль – самостоятельная функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры [35,с.67].

Экономический контроль выполняет несколько функций: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Организации должны обеспечивать рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.

Контроль выполняет также воспитательную функцию, приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников потребность соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей.

Контроль можно рассматривать с разных позиций, выделяя его виды и организационные формы. Организационные формы контроля: государственный, внутриведомственный, вневедомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит), специализированный, общественный.

Для анализируемого предприятия с его организационно-правовой формой наиболее актуален внутрихозяйственный и независимый контроль.

Внутрихозяйственный контроль защищает интересы ОАО «УАЗ» и его коллектива от злоупотреблений и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Он осуществляется внутри предприятия, его задача – систематическое и повседневное наблюдение за всеми видами ресурсов, в том числе – трудовых.

Аудит осуществляется независимыми экспертами, имеющими специальную подготовку и независимыми от ОАО «УАЗ» как в финансовом, так и организационном плане.

Внутрихозяйственный контроль использования трудовых ресурсов и расчетов по оплате труда включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по ОАО «УАЗ», а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.

Источниками информации для осуществления контроля являются:

- положение по учетной политике ОАО «УАЗ»;

- бухгалтерский баланс;

- отчет о движении денежных средств;

- приложение к бухгалтерскому балансу;

- штатное расписание;

- коллективный договор;

- главная книга;

- учетные регистры по счетам 68,69,70, 73,76 и др.;

- сводные ведомости по начислению зарплаты;

- приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера;

- табели учета рабочего времени;

- наряды, путевые листы;

- листки временной нетрудоспособности;

- исполнительные листы;

- расчетно-платежные ведомости;

- лицевые счета;

- налоговые карточки работников;

- личные карточки.

Задачами контроля расчетов с персоналом являются: оценка существующей системы расчетов и ее эффективности; проверка правильности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете, установление законности полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц; проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Проверяется также организация аналитического и синтетического учета, правильность оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.

Основной задачей аудиторской проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 88 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

При выявлении расхождений необходимо установить их причины.

Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет «Расчеты с депонентами») с данными книги учета депонированной зарплаты.

Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.

При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.

При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени. На анализируемом предприятии кладовщику Серовой И.Р. таб. № 42310045, работающей по тарифной ставке 30,715 руб./час, за июль 2006г. было начислено:

060 шифр – 4475,18 руб. за 145,7час (19 дней по 7,67 отработанных часов в день)

270 шифр – 1201,57 руб. (30% от 060 шифра за предыдущий месяц) – за своевременную сдачу отчетов. За предыдущий месяц, т.к. начисление зарплаты происходит за отработанный месяц, и отчеты сдаются за прошедший месяц.

272 шифр – 895,04 руб. (20% от 060 шифра этого месяца) – за работу без индивидуальных замечаний.

Данные соотношения премий указаны в положении по премированию для данной профессии и категории. При этом арифметических ошибок и ошибочно начисленных сумм не было обнаружено. Для этого были сверены данные, указанные в расчетных ведомостях за июнь и июль 2006г., с данными в положении о премировании и данными, хранимыми в лицевом счете.

При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.

При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством.

При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.

Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются:

- выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;

- порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы;

- документальное оформление и оплата простоя;

- документальное оформление брака продукции и его оплаты;

- доплата за работу в ночное время;

- оплата труда за работу в сверхурочное время;

- оплата работы в праздничные дни;

- начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.);

- начисление пособий по временной нетрудоспособности;

- проверка правильности удержаний из заработной платы. В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.

Налог на доходы физических лиц удерживается в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Статья 224 НК РФ предусматривает четыре вида ставок налогов: 13%, 35%, 30%, 9%.

Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.

Удержание за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. №895).

Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.

В заключение проверки необходимо установить:

- правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда;

- правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг);

- правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;

- правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда;

- соответствие записей аналитического учета по счету 70 «Расчеты по оплате труда» и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах №8, 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: