Творческое испытание – специальность
Дирижирование
На экзамене по специальности абитуриент должен продемонстрировать знания, умения и навыки в объеме программы среднего специального учебного заведения по предмету «Дирижирование».
От поступающего требуется:
- продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и динамике (одно произведение с сопровождением, другое - без сопровождения);
- знать наизусть хоровые партии этих произведений;
- исполнить наизусть на фортепиано партитуру хора а cappella;
- в сочинении a cappella – пение голосов с одновременной игрой партитуры, пение гармонической вертикали;
- знание темпов, агогики, динамики наизусть в обоих произведениях;
- ответить на вопросы о творчестве композиторов, чьи произведения входят в экзаменационную программу;
- исполнить на фортепиано примеры их хорового творчества.
На экзамене происходит проверка вокальных данных. Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, владеть певческими навыками.
Примерный список произведений с сопровождением для дирижирования:
Барток - Cantata profana (фрагм.).
Бах - Magnificat (фрагм.); "Страсти по Иоанну" (заключительный хор); Кантата № 21 (№2); Рождественская оратория (№ 1).
Берлиоз - Реквием (фрагм.).
Бетховен - Месса до мажор (№ 1); Торжественная месса (№ 1).
Бородин - хоры из оперы "Князь Игорь" ("Слава", "Мужайся, княгиня", финал I-гo действия, финал IV-гo действия).
Брукнер - Te Deum (фрагм.).
Бриттен - Военный реквием (фрагм.).
Вагнер - Хор матросов из оперы "Летучий голландец"; хор рыцарей из оперы "Тангейзер"; свадебный хор из оперы "Лоэнгрин"; сцена шествия из оперы "Нюрнбергские майстерзингеры".
|
Василенко - Хор народа из оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре".
Верди - Stabat mater, Реквием (№ 1, № 2 - фрагм.).
Вивальди - Gloria (фрагм.).
Гайдн - "Сотворение мира" (заключительный хор), "Времена года" (№ 2, заключительный хор).
Гендель - "Иуда Маккавей" (№ 2), "Самсон" (заключительный хор), "Мессия" ("Аллилуйя", заключительный хор).
Глинка - Свадебный хор из оперы "Иван Сусанин", Финал из оперы "Руслан и Людмила".
Гуно - Вальс из оперы "Фауст"; Большая торжественная месса (фрагм.).
Давиденко - "Улица волнуется"; "Подъем вагона".
Даргомыжский - "Русалка" (Три хора крестьян, Свадебный хор, хоры русалок).
Дегтярев - "Минин и Пожарский" (хор "Слава Минину с Пожарским").
Доницетти - Интродукция и хор из оперы "Любовный напиток".
Кастальский - "Братское поминовение" (фрагм.).
Керубини - Реквием (фрагм.).
Кодай - "Венгерский псалом"; Te Deum (фрагм.).
Лист - "Легенда о Святой Елизавете" (фрагм.).
Мейербер - Сцена ссоры из оперы "Гугеноты".
Моцарт - Месса до минор (№ 1, 4); Реквием (фрагм.).
Мусоргский - "Эдип"; "Поражение Сеннахериба"; "Борис Годунов" (Сцена под Кромами, фрагм.).
Онеггер - "Царь Давид" ("Аллилуйя").
Перселл - Заключительный хор из оперы "Дидона и Эней".
Прокофьев - Заключительный хор из оперы "Война и мир"; "Александр Невский" (№ 2, 4, 7).
Рахманинов - Хор "Огни погашены" и финал из оперы "Алеко"; "Колокола" (№ 1).
Римский-Корсаков - Хор "Яр-Хмель" из оперы "Царская невеста"; хор "Грозен царь идет" из оперы "Псковитянка"; сцена в заповедном лесу из оперы "Снегурочка". Россини - Stabat mater (фрагм.).
|
Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина (№ 2, 4, 7); "Патетическая оратория" (№7; "Весенняя кантата" (№ 1).
Стравинский - Симфония псалмов (ч. I).
Танеев - Хор "Слава Афине" из оперы "Орестея"; "Памятник".
Форе - Реквием (фрагм.).
Чайковский - Сцена вальса из оперы "Евгений Онегин"; хор девушек и хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"; хор "Радостно, весело в день сей" из оперы "Пиковая Дама".
Шостакович - Хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова".
Шуберт - Месса соль мажор (№1); Месса си-бемоль мажор (№1).
Профессиональное испытание
Сольфеджио
Письменно
Трехголосный диктант в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажорно – минорного родства.
Время записи 25-30 минут, количество проигрываний 10 раз. Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №№838, 844, В. Кириллова, В. Попов «Сольфеджио» (изд.1986г.) №7(стр.191), И. Бать «Музыкальные диктанты» №281.
Устно
· Пение и определение на слух всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением;
· Определение на слух модулирующих построений в родственные тональности с возможными отклонениями. Примерная трудность: Д. Блюм «Гармоническое сольфеджио» №№53,97; Б. Алексеев «Гармоническое сольфеджио» №№ 192,200.
· Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре и миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в диатонические тональности с различными ритмическими трудностями. Примерная трудность: Н. Качалина «Сольфеджио» Одноголосие №41,61, В. Кириллова, В. Попов «Сольфеджио» (изд.1986г.)№38(стр.214);
|
· Пение одного из голосов хоровой партитуры с игрой остальных. Примерная трудность: Н. Качалина «Сольфеджио» (четырехголосие) №№ 23,55, Вл. Соколов «Многоголосное сольфеджио» №№ 30.32.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность: А. Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 128, Н. Андрианова «Задачи по гармонии» №121, Б. Алексеев Задачи по гармонии №328. Время написания работы – 2 часа.
Устно
· выполнение работ на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, игра секвенций тональных или модулирующих (2-4 аккорда в звене); построение и разрешение уменьшенного септаккорда (с энгармонической заменой);
· гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка должен соответствует сложности Сонат Л. Бетховена(1,5,8), «Времен года» П.И. Чайковского; М.И. Глинки;
· ответы на вопросы по курсу гармонии, возможно в связи с выполнением перечисленных заданий.