ПРОГРАММЫВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ ИНСТИТУТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
По программам высшего образования (ВО)
Специальность 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»
Специализация 01 - «Фортепиано»
Нормативный срок обучения – 5 лет
Квалификация (степень) «специалист»
Вступительные испытания:
Творческое испытание – специальность
Профессиональное испытание – сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно)
Собеседование – коллоквиум
Творческое испытание - специальность
Поступающий должен исполнять программу из следующих разделов:
1. Полифоническое произведение 1 (Прелюдии и фуги И.С. Баха, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина и др.);
2. Произведение венской классики (1или 2 и 3 части сонаты, концерта, вариации) (И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт);
3. Концертный этюд (Ф.Шопен, Ф.Лист, А.Скрябин, С.Рахманинов и др.);
4. Крупное произведение свободной формы (или цикл пьес).
5. Чтение с листа.
Абитуриент должен продемонстрировать высокий профессиональный технический уровень, понимание музыкально-художественного стиля исполняемого произведения, артистизм. Комиссия имеет право прослушать программу не полностью.
Собеседование
1. Чтение с листа незнакомого сочинения (уровень трудности 7 класс ДМШ).
2. Вопросы, связанные с историей исполнительства, педагогики.
3. Иметь представление об основных педагогических и исполнительских школах и их стилистической направленности.
4. Поступающий должен продемонстрировать основательные знания фортепианной литературы, камерно-инструментальной, симфонической и вокальной музыки.
Поступающим могут быть заданы вопросы, связанные со спецификой работы в концертмейстерском классе.
|
Профессиональное испытание -
Сольфеджио
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажора – минорного родства.
Время записи 25-30 минут, количество проигрываний 8-10 раз. Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №622; И. Лопатина «Сборник диктантов»№275.
Устно
· Пение и определение на слух любого интервала и всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением, а также гармонических оборотов, включающих до 6-8 аккордов;
· Определение на слух модулирующих построений в родственные тональности с возможными отклонениями. Примерная трудность: Д. Блюм «Гармоническое сольфеджио» №№45.86; Д. Шульгин «Пособие по слуховому гармоническому анализу» №№ 174,180
· Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре и миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в диатонические тональности с различными ритмическими трудностями. Примерная трудность: Н. Качалина «Сольфеджио» Одноголосие №,61, Б. Алексеев «Этюды по сольфеджио» №3;
· Пение романса с собственным аккомпанементом. Примерная трудность: Ф. Шуберт Песни, Р. Шуман Песни, А. Варламов Романсы (по выбору).
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность: А. Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 126, 134,141, Н. Андрианова «Задачи по гармонии» №121,128. Время написание работы – 2 часа.
|
Устно
· выполнение работ на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, игра секвенций тональных и модулирующих. (2-4 аккорда в звене); построение и разрешение уменьшенного септаккорда;
· гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка должен соответствует сложности Сонат Л. Бетховена, «Времен года» П.И. Чайковского; М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, Р. Шумана;
· ответы на вопросы по курсу гармонии, возможны в связи с выполнением перечисленных заданий.
Специальность 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»
Специализация 03 - «Концертные струнные инструменты»
(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)
Нормативный срок обучения – 5 лет
Квалификация (степень) «специалист»
Вступительные испытания:
Творческое испытание – специальность
Профессиональное испытание – сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно)
Собеседование - коллоквиум
Творческое испытание - специальность
С к р и п к а
- И.С.Бах – две части (медленная и подвижная) из Сонат и партит для скрипки соло;
- Произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты Ф.Мендельсона, К.Сен-Санса, А.Вьетана, А.Хачатуряна и др. В многочастных циклах исполняются 1-я или 2-я и 3-я части;
- Произведение малой формы виртуозного характера;
|
- Один этюд (Я.Донт, соч.35; Г.Венявский и др.)
- Гамма трех- или четырехоктавная; 8 видов арпеджио; гамма в двойных нотах: терциях, секстах, октавах (двумя видами аппликатуры), децимах.
А л ь т
- Две части из сольных Сюит или Партит И.С.Баха или две части из Сюит М.Регера для альта соло;
- Концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.), либо концертная пьеса в форме фантазии;
- Пьеса;
- Этюд;
- Гамма трех- или четырехоктавная; арпеджио; гамма в двойных нотах.
В и о л о н ч е л ь
- Две части (медленная и подвижная) из Сюит И.С.Баха для виолончели соло;
- Крупная форма: концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.);
- Пьеса;
- Этюд;
- Четырехоктавная гамма, арпеджио, гамма в двойных нотах.
К о н т р а б а с
- Произведение крупной формы (1-я или 2-я и 3-я ч.ч. концерта)
- Два разноплановых этюда;
- Гамма, арпеджио.
А р ф а
- Крупная форма;
- Этюд;
- Классическая пьеса;
- Виртуозная пьеса
Собеседование - коллоквиум:
Коллоквиум выявляет уровень образовательной и специальной профессиональной подготовки абитуриентов, их знание основных этапов истории развития инструментального искусства, знание репертуара по избранной специальности, интерес к музыкальной педагогике.
Требования соответствуют объему и содержанию программ среднего профессионального образования.
Тематика собеседования:
- вопросы, связанные с произведениями, исполненными на экзамене по специальности (композитор, образное содержание, жанр, форма, исполнительские и методические проблемы);
- вопросы по репертуару, пройденному в специальном, камерном, квартетном и оркестровом классах среднего специального учебного заведения;
- сведения о крупнейших представителях мирового и отечественного инструментального искусства (исполнителях и педагогах);
- вопросы методики обучения. Сведения о наиболее значительных трудах крупнейших представителей отечественной музыкальной науки в области смычкового искусства;
- знание современной музыкальной жизни страны;
- круг интересов (театр, живопись, литература, спорт и др.)
Профессиональное испытание:
Сольфеджио
Письменно
Двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажора – минорного родства.
Время записи 25-30 минут, количество проигрываний 8-10 раз. Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №518, 523; И. Лопатина «Сборник диктантов»№269.
Устно
· Пение и определение на слух любых интервалов, в том числе альтерированных и всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением,
· определение гармонических оборотов, включающих до 6-8 аккордов;
· Определение на слух модулирующих построений в родственные тональности с возможными отклонениями. Примерная трудность: Б. Алексеев «Гармоническое сольфеджио» №№ 260,304, Д. Шульгин «Пособие по слуховому гармоническому анализу» №№180, 182;
· Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре и миноре с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности в простых и сложных размерах с метроритмическими сложностями: пунктирным ритмом, синкопами, залигованными длительностями. Примерная трудность: А. Агажанов, вып.2. «Курс сольфеджио»№348,356.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность: А. Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 126,129, Н. Андрианова «Задачи по гармонии» №127,130. Время написание работы – 2 часа.
Устно
· выполнение работ на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, аккордов альтерированной субдоминанты с разрешением, построение от звука и разрешение уменьшенного септаккорда;
· гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка должен соответствует сложности Сонат Л. Бетховена, «Времен года» П.И.Чайковского; М.И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Мендельсона;
· Ответы на вопросы по курсу гармонии возможны в связи с выполнением перечисленных заданий.