Примерный круг обсуждаемых тем:
• музыкальная литература в объеме подготовки в ССУЗе;
• биографии и важнейшие хронологические даты жизни и творчества крупнейших композиторов;
• Основные этапы и наиболее значительные явления в истории русской, зарубежной и современной музыкальной культуры.
• Глинка - «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия».
• Даргомыжский - «Русалка».
• Бородин - «Князь Игорь», Симфония № 2 си минор.
• Мусоргский - «Борис Годунов», «Хованщина», «Ночь на лысой горе», романсы.
• Римский-Корсаков - Две оперы (по выбору), «Шехеразада», «Испанское каприччио».
• Чайковский - «Евгений Онегин», «Пиковая Дама», Симфония № 4. 5, 6. «Ромео и Джульетта». «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», серенада для струнного оркестра, «Концерт для скрипки с оркестром». «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», «Вариации на тему рококо», сюиты из балетов.
• Калинников - Симфония № 1
• Лядов - «Восемь русских народных песен для оркестра». Симфоническиекартины (по выбору).
• Глазунов - Симфонии № 4, 5, 6. «Торжественная увертюра», «Степан Разин», сюита из балета «Раймонда», концерт для скрипки с оркестром.
• Рахманинов - Симфонические танцы. Симфонии (по выбору), Концерты для фортепиано с оркестром по выбору.
• Стравинский - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
• Шостакович - Симфония № 5 и одна симфония по выбору.
• Кабалевский - Сюита из оперы «Кола Брюньон», Концерт для скрипки с оркестром.
• Прокофьев - Симфония (по выбору). «Ромео и Джульетта». «Александр Невский».
• Хачатурян - Сюита из балета «Гаянэ», Концерт для скрипки с оркестром.
• Бах - сюита (по выбору), «Бранденбургские концерты» (по выбору), «Скрипичный концерт» (по выбору).
• Гайдн - Три симфонии (по выбору).
• Моцарт - Три симфонии (последние). Увертюры к операм: «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Одна из опер (полностью).
• Вебер - Увертюры к операм «Оберон», «Эврианта». «Вольный стрелок».
• Шуберт - Симфонии № 7, 8. Увертюра к драме «Розамунда».
• Мендельсон - Симфония № 3, 4. «Фингалова пещера». «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром ми минор.
• Лист - «Прелюды». Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
• Вагнер - Увертюры к операм: «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Летучий Голландец», вступление к операм «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин».
• Берлиоз - Фантастическая симфония.
• Дворжак - Симфония № 9 («Из Нового Света»).
• Верди - Оперы «Аида», «Сила судьбы».
• Гуно - «Фауст».
• Визе - «Кармен», «Арлезианка» (обе сюиты).
• Россини - «Севильский цирюльник».
• Дебюсси - Одно из произведений (по выбору).
• Рихард Штраус - «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель».
• Хиндемит - Одно произведение (по выбору)
• Барток - Одно произведение (по выбору)
• Шнитке - Одно произведение (по выбору)
• Денисов - Одно произведение (по выбору)
• Г. Попов - Одно произведение (по выбору)
Профессиональное испытание
Сольфеджио
Письменно
Трехголосный диктант в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажорно – минорного родства.
Время записи 25-30 минут, количество проигрываний – 10 раз. Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №№838, 844; В. Кириллова, В. Попов «Сольфеджио» (изд.1986г.) №7 (стр.191), И. Бать «Музыкальные диктанты» №281.
Устно
· Пение и определение на слух всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением;
· Определение на слух модулирующих построений в родственные тональности с возможными отклонениями. Примерная трудность: Д. Блюм «Гармоническое сольфеджио» №№53, 97; Б. Алексеев «Гармоническое сольфеджио» №№ 192, 200.
· Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре и миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в диатонические тональности с различными ритмическими трудностями. Примерная трудность: Н. Качалина «Сольфеджио» Одноголосие №41,61, В. Кириллова, В. Попов «Сольфеджио» (изд.1986г.) №38 (стр.214);
· Пение одного из голосов хоровой партитуры с игрой остальных. Примерная трудность: Н. Качалина «Сольфеджио» (четырехголосие) №№ 23, 55; Вл. Соколов «Многоголосное сольфеджио» №№ 30, 32.
Гармония
Письменно
Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность: А. Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 128, Н. Андрианова «Задачи по гармонии» №121; Б. Алексеев Задачи по гармонии №328. Время написания работы – 2 часа.
Устно
· выполнение работ на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, игра секвенций тональных или модулирующих (2-4 аккорда в звене); построение и разрешение уменьшенного септаккорда (с энгармонической заменой);
· гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка должен соответствует сложности Сонат Л. Бетховена (1,5,8), «Времен года» П.И. Чайковского; М.И. Глинки;
· ответы на вопросы по курсу гармонии, возможно в связи с выполнением перечисленных заданий.