Коллоквиум выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на I и II турах экзамена по специальности, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.
Примерный перечень вопросов коллоквиума предполагает свободное собеседование на следующие темы:
1. Назовите современников, охарактеризуйте эпоху, в которую жили поэты и композиторы, сочинения которых включены в исполняемую программу.
2. Что вы знаете из истории русского хорового исполнительства.
3. Какую роль играет народная песня в творчестве русских композиторов? Приведите примеры использования народных песен в сочинениях русских композиторов.
4. Кого из собирателей народных песен вы знаете? Назовите их имена.
5. Что вы знаете о русской духовной музыкальной культуре? Расскажите, какова ее роль в формировании музыкальной культуры в целом?
6. Назовите имена русских композиторов, написавших духовные сочинения (в том числе и наших современников).
7. Имена каких выдающихся хоровых деятелей вы можете назвать? О ком из них можете рассказать?
8. Какие вокально-хоровые жанры вам известны? Приведите примеры.
9. Кто из известных вам музыкантов успешно занимался педагогической деятельностью? Назовите их имена.
10. Назовите известных музыкальных педагогов и общественных деятелей прошлого и настоящего. Охарактеризуйте их вклад в развитие общего и профессионального музыкального образования в России.
11. Расскажите о традициях музыкально-просветительской деятельности в России XIX-XX вв.
|
12. Какую роль, на ваш взгляд, играли меценаты в развитии отечественной культуры? Назовите известные вам имена и охарактеризуйте их заслуги перед Отечеством в этом направлении.
13. Расскажите о взаимосвязи различных видов искусств (музыка, литература, живопись, архитектура). Приведите примеры.
14. Жанры изобразительного искусства. Ваши любимые художники прошлого и настоящего.
15. Музыкальный театр в России. Что вы можете рассказать об его истории, какие имена связаны с его становлением и развитием?
16. Ваши любимые актеры и режиссеры современного театра.
17. Роль М.М. Ипполитова-Иванова в отечественной культуре и искусстве.
18. Что вы думаете о возможном развитии профессии дирижера академического хора в XXI веке?
19. Ведущие хоровые коллективы современности и их руководители.
20. Ваши представления о личностных качествах дирижера.
Фортепиано
1. Полифония. «Прелюдия и фуга» из ХТК И.С. Баха;
2. Виртуозный этюд (К. Черни ор.299, ор.740, М. Мошковский, Ф. Шопен и др.);
3. Сонатное аллегро (1 ч. классической сонаты);
4. Пьеса концертного плана;
5. Чтение нот с листа.
Специальность 53.05.02 «Художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором»
Специализация 01 «Художественное руководство симфоническим оркестром»
Нормативный срок обучения – 5 лет
Квалификация (степень) «специалист»
Вступительные экзамены:
Творческое испытание – специальность (дирижирование)
Профессиональное испытание – сольфеджио (устно, письменно), гармония (устно, письменно)
|
Собеседование – коллоквиум, фортепиано
Творческое испытание – Специальность (дирижирование)
1. Продирижировать (под фортепиано) 2-мя разнохарактерными произведениями (в быстром и медленном темпах), например: симфония Моцарта (1 ч.) и медленная часть симфонии Прокофьева и т.п.
Два произведения можно заменить одним, содержащим различные темпы, размеры, например: Шуберт - Симфония си минор, Бетховен - Увертюра «Кориолан», Чайковский - Симфония № 5 и т.п. (см. приложение № 1).
• Исполнить 2 разнохарактерных произведения на любом инструменте.
• Проанализировать произведения, приготовленные для экзамена по дирижированию.
• Знать партитуру и инструменты симфонического оркестра (тембр, объем, транспонирование, основные выразительные средства).
• Прочесть на фортепиано отрывок несложной симфонической партитуры.
Приложение № 1 (произведения для дирижирования)
Бетховен Симфония № I. 2. 4 (первые части), увертюра «Кориолан».
Шуберт Симфония си минор «Неоконченная»
Гайдн Симфонии (первая и вторая части)
Моцарт Симфонии (1 и 2 части). Увертюры
Римский-Корсаков - «Испанское каприччио»
Чайковский Симфония № I (1 ч), № 5 (1 и 2 чч.), Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Вебер - Увертюры
Бородин - Симфония № 2 (1. 3 и 4 чч.). Увертюра к опере «Князь Игорь».
Мендельсон - увертюра «Фингалова пещера»